Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА



Основатель вальдорфской педагогики (она может также назы­ваться штейнеровской или штайнеровской педагогикой) Рудольф Штейнер (Штайнер) родился 21 февраля 1861 г. в Кралевце (тог­да — Австро-Венгрия) в семье австрийского железнодорожного служащего и жил на протяжении детства и юности в разных частях Австрии. В 1872—1879 гг. посещал реальную школу в Вене, в 1879— 1882 гг. изучал математику и естественные науки в Венской выс­шей технической школе, одновременно увлекаясь литературой, философией и историей и основательно занимаясь Гете, в особен­ности его мировоззрением. Затем начал писать, а в течение 1882 — 1897 гг. издал естественно-научные труды Гете с собственными комментариями. Служил частным учителем, редактором еженедель­ника, разбирал архивы Гете и Шиллера. В 1891 г. защитил канди­датскую диссертацию по философии. В последующие годы выходит ряд его сочинений, посвященных, в частности, Ницше, мисти­ческим, естественно-научным и философским понятиям. В 1897 г. переехал в Берлин, издавал литературные журналы, в 1899—1904 гг. преподавал в образовательной школе для рабочих, основанной В. Либкнехтом. В 1902— 1912 гг. Штейнер постепенно отказался от теософии (философского учения о мистическом богопознании) и основал антропософию (космологическое учение о человеческой муд­рости религиозно-мистического направления), выступал с доклада­ми и публикациями по всей Европе, написал несколько мисти­ческих пьес. Для Штейнера в этот период особенно важными были вопросы религии и процесса познания. Его постоянной сотрудни­цей становится М.фон Сивере, на которой он женится в 1914 г. В 1913— 1922 гг. в швейцарском Дорнахе был построен первый по­селок с Гетеанумом (храм, где проходят основные мероприятия общины, семинары, выступления), квартирами для последовате­лей Штейнера, а также специальными помещениями для разно-


 


образных занятий и хозяйственными постройками. В его концеп­ции жизни вообще как общество, так и люди заняты в трех сфе­рах: духовно-культурной, экономической и политико-правовой. В 1919 г. он прочитал курс лекций для рабочих штутгартской сига­ретной фабрики «Вальдорф-Астория», которые настояли на со­здании первой школы на основе антропософии; по ее названию педагогика Штейнера стала вальдорфской. Первой «Свободной валь-дорфской школой» Штейнер руководил в сотрудничестве с Э. Моль-том до своей смерти 30 марта 1925 г. в Дорнахе. Последние годы жизни были заполнены образованием антропософских обществ, лекциями, путешествиями, написанием трудов, работой над ар­хитектурными эскизами, автобиографией, педагогическими и ху­дожественными мероприятиями.

Главные педагогические труды Штейнера — «Воспитание ре­бенка с точки зрения духовной науки» (1907) и «Методика препо­давания и жизненные условия воспитания» (пять докладов, 1924). Штейнер ратовал за освобождение воспитания от всякой опеки государства. В своих сочинениях он описывал разные фазы разви­тия ребенка, выводя из них задачи родителей и воспитателей. Воп­росы науки о человеке и отношения взрослых к детям занимают в них центральное место.

Штейнер считал, что ребенок развивается семилетними циклами. В детском саду проходят первые семь лет жизни. Существо человека состоит из физического тела, этерического тела (жизненного, вклю­чающего в себя внутренние вещества, соки, силы), астрального тела (чувственного, включающего в себя ощущения — действующие в чело­веке силы), «Я»; собственно духа, духа жизни, духовного человека; души ощущающей, души понимающей, души осознающей. Важнейшие душевные силы — мышление, чувствование, хотение, с которы­ми нужно научиться обращаться. Человек рождается трижды, в раз­ных возрастах и по-разному: физически — при появлении на свет, этерически — при смене зубов, астрально — при половом созрева­нии. Одно из самых важных направлений развития маленького ре­бенка — телесное совершенствование, поскольку после своего фи­зического рождения он набрался физических сил от материнского тела, но своим телом еще не владеет (как и другими телами при других рождениях). Ребенок накапливает этерические силы для будущего этерического рождения, однако в основном он взаимо­действует физически с физическим миром. Ребенку следует предо­ставить по возможности здоровое, радостное и спокойное окруже­ние, где он сможет естественным и свободным образом развернуть заложенные в нем задатки. Его физические органы развиваются в физических формах, заданных окружением. Взрослые играют роль образца: ребенок подражает им. Действия и занятия взрослых долж­ны быть осмысленными. Со сменой зубов связан переход в школу (с семи лет) и замена примера и подражания на авторитет и следова-


ние. (Эта мысль — о наступлении первоначальной зрелости при смене зубов — близка отечественным физиологам.)

Любовь подлинная стихия ребенка. Вообще, Штейнер считал, что радость и удовольствие — силы, способные должным образом формировать физические органы. Основной задачей является по-знание не того, что снаружи человека, а того, что внутри него. Ре­бенку нужно много времени для развития; становление тела, души и разума проходит определенные ступени. Нарушение естественно­го хода приводит к болезням и нарушениям. Окружение ребенка -по питание, материалы, прикасающиеся к коже, краски, форма игрушек. Штейнер разработал особый дизайн, который проявляет­ся во всем, начиная с архитектуры здания, формы мебели, кон­чая посудой и игрушками. Например, он рассуждал о том, какой должна быть кукла: сделанной грубо вручную, из лоскутка и пало­чек, с нарисованным лицом или дорогой фарфоровой красавицей из магазина? Если же ребенок берет свернутую тряпку и благодаря своему воображению наделяет ее теми чертами, которые ему нуж­ны, то работают его мозг и руки. В вальдорфской педагогике при­нято, что у кукол на лицах нет определенных черт, их шьют из ткани и готовят для них много одежды. Машины делают из дерева и придают им особую обтекаемую форму. Другие игрушки могут быть сделаны из глины, камня, иных природных материалов, обяза­тельно приятных и удобных для прикосновения. Штейнер отвергал исякий геометрический, подготовленный дидактический матери­ал, поскольку в нем нет жизни, и признавал только то, что не отупляет и не убивает фантазию ребенка, а возбуждает работу мозга, дает представление о живущем. Например, таковы народные игрушки (скажем, деревянные кузнецы), где фигурки можно за ниточки тянуть вниз, так что мертвое изображение становится действующим. Обращая внимание на воздействие цвета, он реко­мендовал окружать возбудимых детей яркими красными и красно-желтыми красками, а инертных — синими и сине-зелеными, по­скольку цвет будит внутри человека противоположный цвет, на­пример красный вызывает зеленый, а синий — оранжево-желтый. Возникая внутри тела ребенка, цвет воздействует на его органы, либо успокаивая, либо возбуждая.

Человек считается прочно связанным со всем Божественным творением, из которого он получает импульсы для своего духов­ного развития. Большинство вальдорфских садов придерживается христианского направления; обычно на стене висит копия Сикстин­ской мадонны, в годовом цикле отмечаются христианские празд­ники. Но быть верующим христианином не обязательно: достаточ­но разделять педагогические взгляды Штейнера. В вальдорфском саду не используют радио, телевидения, кассет и компакт-дисков. Звучит только живая музыка. Для маленьких гораздо важнее звуча­ние песни, чем ее содержание.


 




Ребенку важно, чтобы повторялся ритм каждого дня, каждой недели, каждого года. Тогда он испытывает уверенность в окружа­ющем. Регулярность и повторяемость основная потребность ре­бенка. Утро начинается со свободной игры. Дети сами выбирают, во что и с кем будут играть. Воспитательница в это время готовит завтрак; дети, если хотят, помогают. Без четверти десять вместе убирают игрушки и накрывают на стол. Все собираются на ковре и играют в какую-нибудь пальчиковую игру, произносят утреннее слово, а затем идут в умывальную комнату мыть руки, причесы­ваться, а в кожу рук втирают капельку масла. Около половины одиннадцатого все садятся завтракать. В определенные дни недели едят кашу из разных злаков. Произносят молитву перед едой и раз­дают еду. Трапеза заканчивается пропеванием благодарности. По­том дети отправляются на прогулку. Часть из них помогает убрать со стола, помыть посуду и расставить полукругом стулья для ска­зочного кружка. На участке обязательно должны быть возвышен­ность, водоем и место для костра. Желательно, чтобы были камни и причудливые стволы деревьев, по которым дети лазают. Без чет­верти двенадцать гонг зовет детей в дом. Дети зажигают свечу, ра­зыгрывают представление на игрушках или читают сказку, а затем поют песню. В каждом вальдорфском саду есть алтарь (хотя украше­ний на стенах не очень много): на нем помещают находки, сделан­ные в природе, ставят что-то, что говорит о времени года и теме занятий. Самое важное время года — осень, когда заканчивается земледельческий год (день св. Михаила — 29 сентября, символизи­рующий силу жизненной правды, душевное самоуглубление, по­беду реальности над силами зла, — главный праздник для антро­пософов). Дети собираются для слушания сказок вокруг алтаря. После еды (это может быть овощной суп) дети спят, а затем снова игра­ют. Привычка к правильному питанию поможет ребенку опреде­лять, что хорошо, а что плохо для его организма. Антропософы стремятся питаться биодинамически полученными продуктами, выращенными без удобрений, по древним традициям, на опреде­ленных местах и в соответствии с расположением небесных тел.

В игре отражаются впечатления обыденной жизни и сказочные события. Игра с природными материалами происходит и на ули­це, и в помещении. Камни, раковины, бобы, желуди, зерна, се­мена, кусочки дерева, веточки, каштаны, перышки, кора и т.д., а также платки из натуральных тканей (шелка, хлопка, шерсти) окрашены в природные, неяркие цвета естественными пигмента­ми и используются в играх, равно как и мебель. Воспитатели дол­жны быть одеты в красивую, свободную одежду из натуральных тканей и природного цвета, не стесняющую движений; у женщин длинные юбки, косметика используется только особой фирмы, изготавливающей продукты на натуральной основе по особой тех­нологии.


Каждый день недели связан с определенными небесными тела­ми и занятиями. В понедельник (день Луны) работают с воском и акварельными красками. Во вторник (день Марса) мастерят из сырой шерсти и занимаются эвритмией (особая система движе­ний, связанных с языком и музыкой, продолжающаяся и в шко­ле, и на протяжении всей жизни антропософа). В среду (день Мер­курия) столярничают и лепят, в четверг (день Юпитера) пекут и работают с тканями, в пятницу (день Венеры) приводят все в порядок. Уборке отводится обычно столько же времени, сколько и игре, и она считается важнейшей частью воспитания.

Программа в каждом детском саду может несколько изменять­ся. Самообразование, совместная художественная деятельность и дальнейшее повышение квалификации являются существенной час­тью жизни родителей и персонала дошкольного упреждения.

Совместное воспитание детей-инвалидов (2— 3 ребенка в кол­лективе) и обычных детей — обязательный компонент вальдорф-ской педагогики. При этом с детьми-инвалидами ежедневно зани­маются соответствующие специалисты, а в группе работают два воспитателя (один из них, как правило, мужчина, который легко справляется с рядом возникающих трудностей — поднять больно­го ребенка и посадить его в коляску, отнести в туалетную комнату и т.д.). Здоровые дети с радостью общаются с детьми-инвалидами на прогулке и в помещении детского сада, играют с ними, помо­гают им, абсолютно не испытывая при этом никакого страха.

Готовность ребенка к школе связана с усидчивостью: способно­стью сосредоточиться на задании и спокойно сидеть, занимаясь его выполнением. Если с ребенком регулярно заниматься, у него обра­зуется привычка к занятиям и он будет легко посвящать себя им. (В первую половину дня лучше давать умственные упражнения.) В школе у ребенка в течение первых восьми лет — один и тот же учитель, ведущий главные предметы, а иногда и какой-то один спе­циальный предмет; это человек, который становится подлинным авторитетом. Преподавание ведется по эпохам — дети сосредоточи­ваются на каком-то достаточно большом фрагменте материала по определенному предмету, а после того, как он изучен, переходят к следующему. Буквы изучаются в определенной последовательности от наглядного образа, изображения, движения к схеме, символу, условному знаку. Между четырьмя и девятью годами изучается ог­ромное количество сказок (детский сад и первый класс), легенд и басен (второй класс), библейских сказаний (третий класс), отече­ственной мифологии (четвертый класс), историй о богах и героях Древней Греции (пятый класс) и т. п. Учебников нет, учебные по­собия создаются самими детьми для себя по принципам, объясняе­мым учителем. Большое внимание уделяется общению, обсужде­нию, задаванию вопросов, рассказам из жизни и опыта, нравоучи­тельным историям как инструменту воспитания морали. В течение


 


первых пяти лет преподается рисование форм, являющееся одной из основ мыслительных способностей человека. Особые приемы суще­ствуют в преподавании всех предметов, важнейшими принципами которых является движение от целого к частям и обратно, вдох -пауза — выдох (получение информации, ее переработка, примене­ние; интенсивное обучение, отдых, выполнение заданий и т. п.); знакомство с реальной жизнью, бытом, обыденными занятиями, обу­чение ремеслам; театрализации. Огромную роль играет музыка: в школах часто есть музыкальные классы и свои оркестры. Много внимания уделяется утилитарным видам труда: уходу за домашни­ми животными, растениями на огороде, уборке помещений, при­готовлению пищи, столярным работам и т. п. Так воспитываются самостоятельность и ответственность, основанные на общих прин­ципах антропософии. Ребенок должен всегда сначала прочувство­вать то, что хочет исполнить или доказать, а прочувствовать мож­но, занимаясь чем-то практически; так, развитие происходит от рук к сердцу, а затем к разуму. Основные четыре календарных праз­дника празднуются всей школой совместно: осенний (Михайлов день), зимний (Рождество), весенний (Пасха), летний (Иван Ку­пала), приуроченные ко дням весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, т. е. к событиям вечным, нахо­дящимся над конкретными условиями данной страны, но обрета­ющим в ней рамки определенной культуры и символы.

В вальдорфских школах не ставят отметок и не оставляют на второй год. В конце учебного года учитель пишет родителям пись­мо, где рассказывает о личностном развитии их ребенка и содержа­тельно сообщает, как он успевает по разным дисциплинам. Детей рассаживают и объединяют для работы в малых группах в соответ­ствии с выявленным типом темперамента: по принципу «подобное подобным». Видя себя в другом, ребенок легче воспитывается как гармоническая личность, преодолевает недостатки, заложенные от природы. Не различаются основные и вспомогательные дисцип­лины: все одинаково важно для развития. Часто суббота также яв­ляется рабочим днем. Всякий школьный день начинается со сдво­енного часа основного преподавания. С первого класса изучаются два иностранных языка. Соответствие содержания и формы воспи­тания и обучения основная область творческого поиска учителей, и простирается она вплоть до окраски стен каждого класса в осо­бый цвет. В школе существует самоуправление благодаря созыву об­щих конференций, никаких директоров нет. Ученик, заканчиваю­щий двенадцатый класс, не сдает экзаменов, а пишет годовую работу на самостоятельно выбранную тему, а тот, кто хочет сдать государственные экзамены на аттестат зрелости, должен проучиться еще один год (это может быть по-разному в разных странах).

Особенностью вальдорфской педагогики является тесное сотруд­ничество родителей, детей и педагогов. В идеале образ жизни семьи


не должен вступать в противоречие с тем, чему учат в школе, например, дома не должно быть телевизора. Иначе ребенок может оказаться в двусмысленном положении, которое отрицательно сказывается на его личностном развитии. Общественность призна­ет, что для детей с трудностями обучения вальдорфские школы могут оказаться выходом из положения. Они частично платные, поэтому в них поступают дети из достаточно состоятельных се­мей, согласных на маргинальное положение в обществе. Отдать сноего ребенка в вальдорфскую школу — не значит быть антропо­софом, часто так выражается стремление оградить свое дитя от вредного влияния агрессивных фильмов и компьютерных программ, от бессмысленности дворовой жизни, от курения, алкоголя и нар­котиков. Вальдорфские педагоги всегда подчеркивают, что выпус­кники их школ находятся в гуще общественной жизни, редко бы-кают безработными, не отстраняются от проблем общества (эко­номика и социология были важнейшими проблемами для Штей-н ера), но все же учреждения этого направления составляют лишь незначительный процент от общего количества школ и детских садов (например, в Германии эти детские сады составляют 3 % от общего количества, школ — около 150 с 62000 учеников). Их су­ществование часто вызывает дискуссии в прессе, например, о том, как оценивать знания выпускников, полученные по совсем другой методике, чем принято в других школах, или о задержке полового созревания. Но само наличие альтернативного направления трудно переоценить: оно возбуждает к себе интерес, заставляет думать о собственных педагогических установках и пересматривать правиль­ность, казалось бы, непоколебимых устоев.

Вопросы для повторения

1. На какие стороны воспитания прежде всего обращают внимание в
пальдорфских детских садах? Как оформлены детские сады и прилегаю­
щие к ним участки?

2. Как соотносятся требования семьи и дошкольного учреждения? Ка­
кие дети могут чувствовать себя максимально комфортно в этих детских
садах?

3. Каков ритм работы дошкольных учреждений этого типа? В чем ос­
новная ценность этой педагогики?

4. Как соотносятся слово, мысль, символ, движение в педагогике
Р. Штейнера?

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.