Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ



Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю.

П 18 Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 240 с. ISBN 5-7695-0742-Х

В учебном пособии представлены современные системы общественно­го воспитания детей за рубежом (Ф.Фребеля, М.Монтессори, С.Френе, Л.Малагуцци, Р. Штейнера и др.), охарактеризовано дошкольное образо­вание в разных странах — США, Великобритании, Ирландии, Франции, Германии, Китае, Японии и других. Материал дан в проблемном изложе­нии в плане возможного использования зарубежного опыта в отечествен­ной педагогике.

Книга может быть полезна студентам и преподавателям средних педа­гогических учебных заведений, а также родителям.

УДК 371(075.8) ББК 74.04(3)я73

Учебное издание Парамонова Лариса Алексеевна, Протасова Екатерина Юрьевна

Дошкольное и начальное образование за рубежом История и современность

Учебное пособие

. Тййничес
гос-удоо' )п/;чесг.и Б И Б Л И

(дактор Е. Ю. Агарева кий редактор Е. Ф. Коржуева ;рная верстка: Р.Ю.Волкова Г. В. Абатурова, О. Н. Тетерина

Подписано в печать 19.04.2001. Формат 60x90/16. Бумага тип. № 2. Помни, офссшая. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 15,0. Тираж 30000 экз. (1-й завод 1 -7000 -ж).). Иакач № 400.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».

\, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 305-2387, 330-1092.

Опк'чл гапо на Саратовском полиграфическом комбинате. Гаратои. ул. Чернышевского, 59.

ISItNS-7645-0742-X

© Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю., 2001 © Издательский центр «Академия», 2001


ВВЕДЕНИЕ

Долгие годы наше образование, как и вся страна в целом, было закрытой, достаточно консервативной системой: о нас знали мало, и мы практически ничего не знали о состоянии других (зарубеж­ных) систем образования.

За последние десять лет ситуация кардинально изменилась: по­явилась возможность выезда практически в любую страну и озна­комления с разными подходами к образованию детей дошкольно­го возраста; стала доступной для изучения зарубежная литература, изданная на разных языках; появились совместные проекты. Па­раллельно с этим современная педагогика стала заниматься ин­тенсивным поиском путей обновления содержания и методов об­разования. Особый интерес в связи с этим проявляется у педагогов к опыту зарубежных коллег.

Несомненно, реализация этого интереса определенным обра­зом повлияла на изменения, произошедшие в нашей системе до­школьного воспитания: в частности, появились центры активно­сти, вальдорфские детские сады, учреждения, работающие по си­стеме Монтессори; отмечаются попытки подчинить игру решению дидактических задач, использовать проектный метод обучения и т. д. При этом организаторы внедрения зарубежных педагогических систем, на наш взгляд, не всегда учитывают главное обстоятель­ство: то, что «выросло» в одной культурной среде, на основе оп­ределенных национальных традиций, не может быть перенесено один к одному в другую социокультурную среду, имеющую свои традиции. Сами же заимствованные педагогические системы могут оказаться искаженными до неузнаваемости и вряд ли в таком виде принесут пользу. К счастью, такой механический подход, как пра­вило, не приживается.

Вместе с тем целый ряд идей, педагогических принципов, при­емов, форм организации жизни детей в детском саду, безуслов­но, может значительно обогатить отечественную систему до­школьного воспитания. Например, создание продленного дня для школьников на базе детских садов, как в Германии, когда учени­ки младших классов вместе с педагогом и самостоятельно зани­маются интересными делами (спортивные игры, выпечка кули­нарных изделий, катание на велосипедах и т.п.), а не только подготовкой домашних заданий. Или осуществление эффектив­ного совместного пребывания в детском саду будущих воспитан­ников и их родителей, как в Великобритании, с целью адапта-


пии детей к новым условиям и налаживания контактов с воспи­тателями и другими детьми. Или идеи С. Френе о журналистике на уровне детского сада: «прессы», создаваемой дошкольниками и родителями для самих себя. Или обустройство художественно содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия (Италия). Или воспитание личной ответственности за свою дея­тельность, как в США...

Однако чтобы отдельные черты зарубежного опыта грамотно вписались в нашу систему и обогащали ее, очень важно знать и понимать представленность этого опыта в контексте целостной системы образования того или другого автора, а также его страны, ее истории, культуры и традиций. И хотя ныне есть литература на русском языке, освещающая отдельные проблемы дошкольного воспитания и начального школьного образования за рубежом (что само по себе очень значимо), все же ее обрывочность, разнопла­новость и разрозненность не способствуют более глубокому про­никновению в сущность зарубежных педагогических систем и тех­нологий.

Именно поэтому предлагаемая вниманию читателей книга со­держит следующие основные разделы:

• Становление взглядов на общественное дошкольное воспита­
ние и начальную школу.

• Наиболее распространенные педагогические системы обще­
ственного воспитания детей (педагогические системы Ф. Фребе-
ля, М. Монтессори, С. Френе, Л. Малагуцци, Р. Штейнера) с точ­
ки зрения истории и современности.

• Общественное дошкольное воспитание и начальное школьное
образование в разных странах (США, Великобритания, Ирлан­
дия, Франция, Германия, Китай, Япония и др.) в историческом
и современном аспектах.

• Актуальные проблемы современной зарубежной педагогики
детства (экологическое воспитание, свобода и самостоятельность
в образовании, безопасность и насилие, воспитание в духе мира,
грамота и грамотность, разновозрастные группы и др.).

В последних двух разделах книги разные системы и актуальные проблемы дошкольного воспитания и начального образования пред­ставлены в контексте социокультурных и национальных традиций каждой страны. С точки зрения ребенка и его родителей, быть в детском саду и поступить в школу — совершенно разные вещи. Но в силу исторически сложившихся обстоятельств переход к началь­ному образованию в разных странах происходит в разном возрасте. Кроме того, формы этого перехода разнообразны, ответственность за решение определенных педагогических задач, характерных для развития ребенка, в одних странах возлагается на детский сад, а в других — на школу. Именно поэтому авторы не ограничиваются лишь дошкольным возрастом, а рассматривают детство как пери-


од, охватывающий не только 4 — 7 лет перед школой, но и первые годы в школе.

В книге использованы данные международных конференций и семинаров ОМЕР (Международная организация по дошкольному воспитанию), ICCP (Международный совет по игре ребенка), IPA (Международная ассоциация в защиту права ребенка на игру), INSEA (Международное общество по воспитанию через искусст­во), ACEI (Международная ассоциация раннего образования), IASCL (Международная ассоциация по изучению языка ребенка), зарубежных журналов и документов по дошкольному воспитанию, данных научной литературы (см. библиографию), а также собствен­ный опыт ознакомления с детскими дошкольными учреждениями и начальными школами ряда стран (Болгария, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Норвегия, Пор­тугалия, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Шве­ция, Япония и др.).

Мы бесконечно благодарны зарубежным коллегам за внимание к нашим вопросам и нуждам, за помощь в подготовке этой книги и за любовь к России, которую они всегда бескорыстно демонст­рировали, а также за признание наших успехов в образовании и науке о детстве.

Авторы стремились обобщить то, что они узнали о зарубеж­ной педагогике дошкольного и начального школьного возраста из специальных литературных источников на иностранных язы­ках, из дискуссий с коллегами, представляющими разные госу­дарства, и собственных наблюдений, которые стали возможны­ми благодаря прежде всего полноправному членству России в ОМЕР и систематической работе в этой международной органи­зации с 1988 г.

Мы благодарны отечественным коллегам, которые пытались понять, как устроена жизнь ребенка в других странах и культурах. Их интерес заставлял нас искать объяснения тому, что не было очевидно, добывать важную информацию там, где она не казалась лежащей на поверхности. Мы благодарны слушателям семинаров и студентам педуниверситетов за участие в прочитанных по этой те­матике курсах. Смеем уверить, что нерассказанным осталось боль­ше, чем вошло в книгу.

Книга может быть интересна и полезна достаточно широкому кругу читателей: преподавателям и студентам педагогических уни­верситетов и колледжей, преподавателям и слушателям системы повышения квалификации работников образования, воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, учите­лям начальной школы, а также родителям.


СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ

НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Как сделать так, чтобы ребенку в детском саду и начальной школе было хорошо? Какой вид воспитания и образования наибо­лее полно удовлетворит его потребности? Существуют ли где-то такие учебные заведения? Подходят ли они конкретным детям? Понимают ли родители, что происходит с их детьми вне дома? Понимают ли воспитатели меру своей ответственности за форми­рование детской личности? Размышляя над тем, отвечают ли до­школьные учреждения нуждам ребенка и какими они должны быть, мы пришли к выводу: следует пересмотреть более или менее тра­диционные позиции.

Обратившись к истории общественного дошкольного воспи­тания, можно заметить, что детский сад как место обеспечения дневного ухода за ребенком (возраст воспитанников мог коле­баться) был «открыт» несколько раз и с разными целями, но неизменно внутри более глобальных движений, часто социаль­но-политических или научных по характеру. Среди них можно отметить следующие: раннее обучение бедных, не имеющих в семье доступа к просвещению; изоляция детей от взрослых, яв­ляющихся рассадниками порока; сокращение преступности бла­годаря раннему образованию; предупреждение безработицы пу­тем подготовки квалифицированных кадров; воспитание ново­го, более совершенного, прогрессивного человека; апробация психологических теорий в практике воспитания; эмансипация женщины путем ее освобождения от постоянной заботы о ре­бенке. Уже в первых рассказах о детских садах середины XVIII в. выдвигаются на первый план те же темы, которые затем мусси­руются в течение двух последующих веков, подчеркивается, что создание «школы для младенцев» приносит процветание и соци­альное благополучие, усиливает религиозное воспитание в не­просвещенных, бедных слоях общества. Эти «школы» определя­ются как особое место, где дети защищены от мира взрослых и могут вести себя сообразно своей природе, например играть. Для «школ» выделяются специально подготовленные для ухода за деть­ми женщины, педагогически талантливые, находящие способы воспитания и обучения детей, которые могут научить этому ма-


терей; руководит педагогическим процессом мужчина. Удачная форма предоставления дневного ухода служит в дальнейшем об­разцом для подражания. Природа ребенка, неиспорченного, лег­ко обучаемого, открытого всему новому и доброму, но одновре­менно слабого, болезненного, ранимого, не меняется, и ее надо учитывать.

Естественной потребностью людей всегда был и остается об­мен опытом. Не только мамы около песочницы или бабушки на лавочке рассказывают, что чей малыш умеет делать и как они справ­ляются с болезнями и плохим поведением. В мировом масштабе педагоги, занимающиеся одними и теми же проблемами дошколь­ников и младших школьников, тоже все время ищут новые, более совершенные методы образования и воспитания. Многие течения в дошкольном воспитании были интернациональными: например, Оуэн интересовался экспериментами Оберлэна и Песталоцци, а его школы посещали гости из Германии, Италии, Венгрии, Авст­рии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов. Но «пересаживание» идей на иную почву всегда меняет их, причем и по форме, и по сути: культурные традиции, складывающиеся веками под влияни­ем климата, политической системы, истории и т.п., оказываются существенным фактором, определяющим усвоение и применение даже самых совершенных программ.

Цели светского воспитания до недавнего времени (в некоторых регионах мира еще и теперь) варьировались от утопических (со­здание новой морали в мире) до прагматических (предупрежде­ние детской преступности, подготовка к получению образования). Религиозное воспитание было направлено на добродетель и по­слушание, которые конкретизировались в зависимости от страны (от полной покорности и подавления в себе исконного зла до де­ятельной любви и веры в Бога). Дидактические методы апеллиро­вали к самодисциплине и дисциплине. Разочарование наступало тогда, когда в очередной раз обнаруживалось, что одна группа людей, даже очень хорошо воспитанных, ничего не решает; нуж­ны годы, чтобы изменилась общая мораль. С другой стороны, нрав­ственное воспитание и интеллектуальное развитие в обществе, где материальные вопросы решены, выходят на первый план, и зна­чимость учебных заведений в этом процессе с годами лишь возра­стает.

На один и тот же факт можно посмотреть по-разному, и в исто­рической перспективе возврат к прежнему опыту никогда не про­исходит в одних и тех же условиях и с одинаковыми последствия­ми. Например, модной формой работы стало ныне соединение детей разного возраста в одном помещении. Из истории известно, что до конца XVIII в. в классе находились дети в возрасте от 2 до 12 лет, они занимались индивидуально и по очереди подходили к учите­лю, чтобы ответить урок. Поскольку во многих семьях старшие


должны были ухаживать за младшими, то, когда они пропускали школу, это сказывалось на их успеваемости. Учителей было мало, о принципах возрастных особенностей усвоения материала знали меньше, чем теперь, просвещение было не всеобщим. Реформато­ры поставили задачу: учить больше детей, давать больше уроков за более короткое время; сделать школы менее хаотичными и более эффективными. В Британии в начале XIX в. была введена система Белл-Ланкастера, состоявшая в том, что наиболее способный уче­ник — «монитор» — выучивает урок и передает его содержание малым группам менее талантливых детей. В результате один учитель мог одновременно обучать от 100 до 1000 детей, объединенных в малые группы, работающие в военизированном режиме, что по­могло приблизить решение проблемы поголовной грамотности и создало базу для более дифференцированного и качественного об­разования. А после 1840 г. было введено ставшее классическим обу­чение: учитель проводил урок в классе, состоящем из учеников одного уровня подготовки (младших пришлось выделить в отдель­ные группы: они мешали проведению занятий). Теперь применяет­ся ряд способов объединения детей, разных по возрасту, для сов­местных занятий или деятельности. У этих подходов существуют свои положительные и отрицательные стороны.

Можно заметить, что раньше обычно не сами бедные, а фи­лантропы (религиозные или богатые люди, посвящающие себя про­блемам бедных) создавали детские сады и начальные школы для детей представителей рабочего класса. Поэтому отношение многих родителей к «школам для младенцев» было неоднозначным: им не нравились суровая дисциплина и методы воспитания. Матери были не согласны с распространенным мнением о том, что необразо­ванные родители портят детей своим воспитанием, что пропуска­ются самые важные для развития личности годы. Они были против того, чтобы другие выполняли их функции, а также против того, чтобы дети не играли, а ходили в школу. Наряду с детскими сада­ми была еще одна возможность отдать своего ребенка на целый день — это дамские школы, которые устраивали женщины-воспи­тательницы на основании финансового договора с матерями. В дам­ских школах детей немного учили шить, вышивать, читать и т. п., но главным образом присматривали за маленькими.

Другое течение в общественном воспитании представляли об­разованные и обеспеченные слои населения: обеспокоенные темны­ми нравами массы населения, они хотели привить хотя бы детям гигиенические навыки, необходимые для здоровья и физического развития. Но и в этом течении не все было безупречно. Детские сады должны были выравнять условия жизни детей в «плохих» и «хороших» семьях, но непонятно было, кто и как решал, какая семья хорошая, а какая — нет. Положительным было то, что во многих детских садах с детьми работали педагоги, пришедшие по


зову сердца, образованные, обладающие чувством юмора, жизне­радостные, знающие, чему и как учить в дошкольном возрасте, стремящиеся дать детям начальную подготовку и компенсировать недостаток образования и воспитания в семье.

Формирование души и тела человека всегда занимало умы фи­лософов. Эксперименты в области психологии начались с середи­ны XVIII в. Они положили начало выяснению того, как сформи­ровать представление о том, что можно и чего нельзя; как взаимо­связаны отношения матери и ребенка и самодисциплина; что от­носится к естественным ступеням развития, например, как разви­вается представление о своем «Я» (в частности, привязанность к матери; чувство страха; необходимость быть в обществе). Педагоги же, занимавшиеся организацией детских групп, говорили о нуж­ности либо ненужности наказания, поощрения и соревнования, об ответственности за воспитание (семьи или общества), об эли­тарном или всеобщем воспитании, о содержании занятий с деть­ми, о возрасте начала посещения детского сада, о наполняемости групп, о баловстве и т.д. Обсуждались идеи Комениуса, Локка, Руссо, Песталоцци, Оуэна, Вилдерспина. Ребенок — чистая дос­ка? Изначально греховен или безгрешен? Почка, в которой уже все заложено? Воспитанием открывается то, что есть, или созда­ется то, чего нет? Кто ближе ребенку и кто лучший воспитатель -мать или отец? На эти вопросы давались разные, порой взаимоис­ключающие ответы.

Один из краеугольных вопросов педагогики детства — как учить естественным, радостным путем — остается актуальным и на се­годня. Какой бы способ ни был придуман энтузиастами и экспе­риментаторами, большинство преподавателей начинали механи­чески разучивать урок по заранее составленному плану. Некоторые разрабатывали детальные и жесткие последовательности занятий, другие разрешали использовать только природные материалы и естественную любознательность ребенка, третьи использовали кни­ги и наглядные материалы. В соответствии со своей собственной натурой одни больше обращались к сердцу, другие — к разуму, а третьи — к рукам ребенка, считая, что воздействуют одновремен­но на все способности детей. Пытались также по-разному обустро­ить пространство для занятий. Для тех, кто стремился к раннему началу обучения, было важно, чтобы дошкольное воспитание ока­залось включенным в единую непрерывную систему народного об­разования (в США это произошло в 1840 г., в Великобритании -в 1870 г., в Голландии — в 1956 г.).

Основоположником всей современной системы дошкольного воспитания был Ф. Фребель (1782—1852). Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире. Основ­ная идея Ф. Фребеля состояла в том, чтобы сделать более цивили­зованной жизнь в семье, сформировать уклад жизни всей нации и


повлиять на жизненные устои человечества в целом. Обратившись к детской игре, Фребель построил систему развивающих упражне­ний на основе разработанных им «даров» — материалов для орга­низации детской деятельности. Он считал, что занятия с этими материалами, игры с пением и др. позволят детям изучить про­стейшие законы природы и открыть вечный закон Божий. Думая, что предоставляет детям свободу, Фребель на самом деле подвер­гал их регламентированному воздействию, со временем превра­тившемуся в рутину. Фребель считал, что матери владеют особой, мистической «материнской наукой», способной естественным пу­тем обучать дитя, а поэтому только женщины могли получать об­разование как воспитатели. Фребелевские детские сады завоевали популярность только после его смерти благодаря женщинам из высших слоев общества. В результате усилий последователей Фре-беля вся вторая половина XIX в. прошла под знаком его учения, в частности, в России «фребелички» были заметным общественным явлением.

Сопротивление фребелевской системе, отрицание игрового метода привели к появлению двух соперничающих теорий; по од­ной считалось, что повторение в раннем возрасте приносит плоды еще до того, как начинается заучивание наизусть; по другой -нужно развивать скрытые силы ребенка так, чтобы он мог преодо­левать стереотипы и идти вперед.

Церковь отрицала фребелевское движение, боясь соперниче­ства с религиозными дошкольными учреждениями, что вынудило многих педагогов эмигрировать, а в результате привело к распро­странению этих идей по всему миру. В Америке бурный рост дет­ских садов начался в 1860 г. и был обусловлен стремлением воспи­тать нового человека, подъемом женского движения, ростом ин­дустрии игрушек и необходимостью превентивного вмешательства в воспитание детей иммигрантов — стремлением сделать из них полноценных американских граждан. Однако и здесь с течением времени все передовые идеи Фребеля были утеряны, осталась только идея раннего образования.

Начиная с 1900 г. произошли радикальные изменения во взгля­дах на дошкольное воспитание.

В Англии это было вызвано англо-бурской войной, в ходе кото­рой стала очевидной плохая физическая подготовка солдат, кото­рые посещали детские школы вместе с более старшими детьми. В результате усилия были направлены на пропаганду гигиеничес­ких и педагогических достижений в массе населения, на усиление контроля за семейным воспитанием.

Развитие педагогики в США было связано с деятельностью С. Холла, выступившего со своими идеями в 1895 г. С. Холл, в час­тности, выявил, что знают и чего не знают дети 4 — 8 лет; собрал и обработал десятки тысяч анкет по самым разным аспектам дет-


ской жизни, создав свою теорию «рекапитуляции» — суммирова­ния возможных случаев развития. Вместо интуитивных догадок появилась вера в действенность результатов научно обоснованных наблюдений, и людям, ответственным за воспитание малышей, вменялось в обязанность следовать научным теориям. Приближе­ние к пониманию нормального хода развития позволило коррек­тировать воспитание детей, отклонявшихся от нормы. В 1897 г. со­стоялся первый национальный конгресс матерей, разделявших взгляды Холла, а в 1915г. эта ассоциация насчитывала уже 60 000 чле­нов; была также выпущена восьмитомная энциклопедия, посвя­щенная проблемам детства. Практически становление науки о дет­стве вылилось в дискуссию о том, что важнее для ребенка — пле­тение, вырезание и наклеивание (занятия, по Фребелю), свобод­ная игра (самовыражение, по Холлу) или изготовление полезных вещей (труд, по Дьюи).

Д.Дьюи (1859—1952) представляет другое научное направле­ние того же времени — «прогрессивизм» (или «прогрессивное обу­чение»). На основе психологических и социологических идей и ис­следований он стремился сформулировать принципы функциони­рования просвещения в демократическом обществе, обращая осо­бое внимание на компенсирующее воспитание детей иммигрантов. Ученый пришел к выводу, что решение любых задач происходит в пять этапов: четкое представление проблемы, последовательное определение всех аспектов проблемы, выдвижение нескольких ги­потез, проверка некоторых из них и их оценка, отбор лучшей ги­потезы, приводящей к наивысшему результату. Книга Дьюи «Школа и общество» (1899), в которой он показал, что психология и педа­гогика должны быть направлены на решение реальных проблем, стала основополагающей для нового поколения преподавателей. Дьюи подчеркивал необходимость воспроизведения в школе ми­ниатюрной модели общества в целом, в которой учитывались бы общие проблемы и проблемы, типичные для детей конкретного класса или группы детского сада. Дети должны учиться подчинять свои желания воле к сотрудничеству естественным путем во взаи­модействии с окружающими, причем и учащийся, и учитель на равных участвуют в учебном процессе. Нет ребенка обобщенного, а есть способности, интересы и умения, проявляющиеся у каждо­го по-разному в зависимости от социального контекста. Д. Дьюи принадлежит лозунг: «Учиться, делая» (по сути, это попытка взять лучшее из того, что было свойственно так называемому деревенс­кому воспитанию, когда дети работали вместе с родителями).

Еще более значительное влияние на педагогическую практику оказал Э.Л. Торндайк (1874—1949), автор книги «Педагогическая психология». Он пришел к пониманию множественности взаимо­связанных факторов, оказывающих влияние на итоги обучения. Торндайк построил свою теорию на основе контролируемых им


лабораторных исследований и считал, что решение задач требует не столько мышления, сколько опыта и тренировки. Ему принад­лежит заслуга научного формулирования законов обучения, цен­ностей, стандартов и идеалов. Среди них «закон эффекта» — ос­новной закон контроля за поведением путем применения метода проб и ошибок (повторяется то, что приводит к успеху). Торндайк требовал обязательного измерения в обучении и внедрения тес­тов.

Его идеи были скорректированы одним из основоположников гештальтпсихологии — В.Келером (1887—1967), разработавшим теорию инсайта: сколько бы человек ни трудился над решением задачи и ни делал проб и ошибок, решение приходит мгновенно, когда ситуация видится целиком, и никаких последовательных шагов в ее решении нет; однако и при таком подходе обязатель­ным условием становится ясное представление о проблеме в це­лом. (Можно добавить, что область решения задач и связанная с ней проблема креативности и сейчас являются одними из самых популярных направлений в педагогической психологии.)

Войны всегда заставляют пересматривать политику, в том чис­ле и в области детства. После Первой мировой войны обнаружи­лось, что среди солдат много физически и психически неполно­ценных, много неграмотных. Чтобы в дальнейшем избежать по­добного, в разных странах начали создавать центры воспитания малышей при университетах, основанные на идеях взаимодействия с родителями, воспитания детей в коллективе. На исследования в области педагогики существенное влияние оказали книги Бюлер и Бюлера, Фрейда, Пиаже и Айзеке, имевшие по преимуществу описательный характер. Значительной популярностью пользовались бихевиоризм (Д. Б. Уотсон, 1878—1958) и теория созревания и рос­та. А. Гезелл был среди тех, кто применял новые методы исследо­вания: прозрачное с одной стороны зеркало, фотографию, ки­носъемку, наблюдение в определенные краткие промежутки вре­мени, статистику (факторный и вариантный анализ). В то время наука отошла от чистой описательности, требуя строгости в оцен­ке данных. В экспериментальных учреждениях для младенцев (шко­лах-яслях) применялся анализ результатов, основанный на пере­мене составляющих учебного процесса: независимо друг от друга варьировались поведение воспитателя, размеры и состав группы, материальное окружение. Большое внимание уделялось выявлению положительного воздействия коллективного дошкольного воспи­тания на разные стороны детской личности, в частности на разви­тие интеллекта. Отрицательными, наоборот, признавались итоги бездумной материнской опеки.

Вынужденная вовлеченность женщин в трудовые процессы (во время войны и после нее) стала одним из факторов роста количе­ства дошкольных учреждений. Вместе с тем было также обнаруже-


но: те, кто испытывают психологические проблемы, часто оказы­вались лишенными материнской любви в детстве. Идеалом соот­ветственно, стало сочетание пребывания в коллективе сверстни­ков с активным взаимодействием с членами семьи и домашней поддержкой школьного обучения. Впоследствии ученые доказали, что родители не всегда видят в своем ребенке то, что узнает о нем воспитатель или учитель, наблюдая его на фоне других. Вместе с тем и они, не имея никакой информации от семьи, тоже могут пропустить увлечения, привязанности и особенности развития ребенка, открытые только глазу родителей. В школе лучше успева­ют те, с кем больше занимаются дома. Именно поэтому одно дол­жно разумно сочетаться с другим.

В 1951 г. английский психиатр Д. Боулби опубликовал данные о детях, потерявших родителей во время Второй мировой войны (исследование было проведено по заказу Всемирной организации здравоохранения). Он доказал, что депривация, т.е. нарушение эмоциональной связи между ребенком и матерью, наносит не­поправимый вред не только индивидууму, но и обществу в целом, в частности, приводит к распространению преступности и эпиде­мических болезней. В то же время коллективное воспитание крайне полезно, если ребенок приходит в детский сад или школу из не­благополучной семьи. За этим поворотом в общественно-педагоги­ческом сознании стояла в определенном смысле боязнь коммуни­стической диктатуры и социального хаоса, лишения корней и тра­диций, отказа от нравственных норм. Эти опасения казались впол­не реальными после войны. Так, даже в психиатрии был сделан шаг от сконцентрированности на интрапсихических, индивиду­ально-личностных конфликтах к интерпсихическим, связанным с отношениями между людьми.

На фоне этих перемен нельзя не отметить Б. Бетельхейма (1903 — 1990) -- педагога, психолога и психиатра, эмигрировавшего из Австрии в США в 1939 г. и успешно воспитывавшего детей-сирот, пострадавших от войны. Его книги «Путь из лабиринта» (1975), «Рождение себя» (1977) и др. показали, что нет проблем воспита­ния и образования, которые не могли бы быть преодолены. Педа­гог (родители, преподаватели) не должен бояться допущенной ошибки и концентрироваться на своей вине, он может найти спо­собы компенсации нанесенного ущерба, руководствуясь любовью, вниманием и доброй волей. Пропагандируя позитивное отноше­ние к жизни и признавая, что у каждого есть свои страхи и жела­ния, порой не очень пристойные, Бетельхейм открыл новые пе­дагогические законы сосуществования и преодоления собствен­ных комплексов. Опираясь на свой опыт, он, в частности, всемер­но поощрял интерес ребенка к сказкам и книгам, к сопережива­нию и сочувствию, не считал, что плохо иногда быть пассивным, помогал находить выход из тупика. Его главный завет — прини-


мать детей такими, какие они есть, давать им то, что им нужно, учить постоянно заново находить или создавать смысл своей соб­ственной жизни. Это дает уверенность в своих силах и в своем бу­дущем.

Примерно тогда же критерием качества воспитания стали соб­ственные чувства каждого человека, т. е. право самостоятельно ре­шать, нравится или не нравится им то, что происходит, а не при­нимать безоговорочно пропагандируемые откуда-то сверху или свыше образцы. Одним из идеологов этого направления стал Б. Спок (1903 —1997). Его книга «Уход за младенцем и ребенком» впервые увидела свет в 1946 г., но получила распространение позже — в 50 —60-х годах. Стремясь войти в положение семей, имеющих ма­леньких детей, Спок не давал никаких советов и оценок относи­тельно принятия решений (правильно или неправильно), но под­черкивал, что свободное и счастливое развитие детей требует ог­ромных эмоциональных и временных затрат от матерей. Он описал наиболее распространенные детские проявления, что помогало ро­дителям справиться со своими тревогами из-за поведения детей, почувствовать, что не они одни находятся в таком положении, что это трудности роста. Чересчур рьяным последователям Спока, предоставившим детям полную свободу саморазвития, пришлось столкнуться с неприспособленностью к жизни и отсутствием внут­реннего стержня у своих воспитанников. Было доказано, что по­нимать нужды ребенка, даже очень глубоко и всесторонне, — еще не значит справляться с ними. В результате значение работы Спока оказалось не совсем таким, как он его задумывал, но его взгляды сыграли революционную роль в воспитании.

Большое влияние имела в те годы также теория М. Клейн (1882 — 1960). В отличие от Фрейда, который исследовал триаду «отец-мать—ребенок», она сосредоточила внимание на отношениях «мать—ребенок», служащих источником разнообразных (положи­тельных и отрицательных) переживаний ребенка. М. Клейн пока­зала, что и неполная семья может быть хорошей почвой для роста и созревания лучших качеств личности и ее полноценного разви­тия, что оказалось важным для современного мира, где так много браков кончается разводами, в результате чего мужчины, высту­пающие в роли отца, меняются, а матери в большинстве случаев остаются с ребенком на протяжении всей жизни. Клейн критико­вали за излишнюю сконцентрированность на одном периоде жиз­ни — детстве, поскольку все стадии в развитии человека важны. Так, например, подчеркивалось, что не только мать, но и учебное заведение может оказать определяющее влияние на становление личности.

С 1968 г. в педагогике детства, как и во всей общественной жиз­ни, начался новый период пересмотра традиционных ценностей. Матери, а потом и отцы сначала активно готовились к своей буду-


щей роли и затем, читая научно-практическую литературу, уча­ствуя в семинарах для родителей, постепенно становились экспер­тами по вопросам воспитания и выполняли свои обязанности по уходу за детьми на профессиональном уровне. Б. Колдуэлл высту­пила с предложениями о популяризации науки, демократизации при подготовке к школе детей из бедных семей (связанной с ме­роприятиями по подъему их интеллекта) и о возрастании роли отца в воспитании ребенка, что привело к переосмыслению и рас­ширению функций семейного воспитания в первые годы жизни ребенка. Однако это сочеталось с требованием интенсивной соци­ализации после трех лет. Повышение качества работы в центрах по уходу за детьми и просвещение родителей в области семейного воспитания рассматривались как решение проблемы депривации, ликвидации социального неравенства.

Попытка разрешить вышеуказанные проблемы была также свя­зана с началом эры высоких технологий, требовавших высокого умственного развития от всех участвующих в производственном процессе людей, а значит, формирования адекватного когнитив­ного поведения у детей. Некоторыми исследователями доказыва­лось, что умение учиться формируется у детей в условиях сво­бодного пространства для игры, большого количества игрушек и т. д. В рамках этого подхода был осуществлен грандиозный проект «Хэд старт» («Умственное, или главное, начало»), ориентирован­ный на дошкольников из бедных слоев населения. Он включал в себя заботу об их здоровье, питании и обучении, взаимодействие с родителями и социальными работниками, социальную и пси­хологическую помощь. Создавались команды новых воспитателей, получающих работу, дополнительное образование и возможнос­ти дальнейшей карьеры. Эксперимент тем не менее показал, что школа или детский сад не могут компенсировать недостатки са­мого общества, не снимают ответственности семьи и ближайше­го окружения за воспитание и образование, равно как не могут контролировать все жизненные ситуации, в которых оказывается человек. Было доказано, что наследственность и принадлежность к определенному социальному классу сказываются на развитии ребенка, поэтому оценивать результаты можно только внутри конкретной среды: так, IQ (показатель интеллектуального разви­тия) был признан дискриминационным тестом, так как он рас­считан на людей определенного круга. Компенсаторные програм­мы, иными словами, приносят пользу, хотя и не такую значи­тельную, на которую надеются их разработчики.

Известно, что модели преподавания описывают, как происходит обучение в разных условиях, и помогают исследователям развить объяснительные теории. Наиболее популярными моделями явля­ются обучение через открытие Д. Брунера и обучение через восприя­тие Д. Аузибеля. Стратегии преподавания — различные подходы к


 

обучению, формы его организации, зависящие от целей урока и способностей учеников. Одним из известных подходов является так называемый проблемный анализ, разработанный Р. Ганье, который показал, что для решения проблемы ученик должен представить ее в виде последовательности отдельных подпроблем. Вначале нужно определить, какими способностями следует овладеть, чтобы по­нять новую проблему; затем надо выяснить, какие компоненты должно включать новое умение; наконец, следует решить, как включить частичные умения в решение общей проблемы. Согласно известнейшему Б. Блуму, общие цели преподавания (когнитивные цели) можно представить в виде определенной последовательнос­ти, включающей шесть уровней: знание (запоминание информа­ции), понимание (интерпретация, передача и использование ин­формации), применение (употребление информации для решения проблем), анализ (информация членится на части, и выявляются соотношения между ними), синтез (информация используется для создания новой информации), оценка (информация сравнивает­ся, сопоставляется и обсуждается в соответствии с заданными кри­териями).

Гуманистический подход в педагогике связан также с именем А. Маслоу, сформулировавшего иерархию потребностей, которые могут служить мотивационными факторами на протяжении всей жизни человека. Низшие (базовые) потребности связаны с физио­логией (дефицит еды, воды, усталость), безопасностью (надеж­ность, защита, стабильность), любовью (признание, привязан­ность, включенность в группу), уважением (положительное само­ощущение и самооценка). Они перестают быть источником моти­вации, как только оказываются удовлетворенными, и вступают в действие потребности роста. Это потребность в знании и понима­нии, эстетическая потребность (ценить красоту и наслаждаться ей), потребность в самоактуализации (реализация своего жизненного потенциала). Самоактуализация — важное понятие в теории Мас­лоу, она включает в себя состояние мира с самим собой, чувстви­тельность к состояниям других, интерес к разнообразному опыту, эффективное восприятие действительности, креативность, спон­танность, независимость. Однако, по его подсчетам, менее 1 % взрослых достигают самоактуализации, хотя именно это делает человека счастливым.

В 1974 г. У. Бронфенбреннер выступил с концепцией «экологическо­го вмешательства», показав центральную роль матери в дошколь­ном детстве. Чтобы мать могла справиться со своими обязанностя­ми, ей должны быть обеспечены разнообразные возможности для того, чтобы следить за здоровьем и общим развитием ребенка, выделены материальные средства, а также предоставлено право отдавать свое дитя в дошкольное учреждение. Всякая помощь ре­бенку кардинальным образом влияет на его успешность только


тогда, когда осуществляется постоянно, незаметно, ненавязчиво, «экологично», и никто не может помочь больше, чем родители. Последователи этого направления считают родителей, и прежде всего мать, ответственными за все успехи либо же неуспехи детей. Тогда же было опубликовано большое количество пособий и со­зданы консультации для семьи. Был запущен проект «Хоум старт» («Домашнее начало»): профессионалы-педагоги жили вместе с се­мьей, руководя матерью во всех повседневных делах, обучая ее направлять интеллектуальную и другие стороны формирования ребенка. Инициаторы проекта исходили из того, что мать, будучи первым учителем ребенка, имеет в повседневной жизни массу воз­можностей развивать его способности, нужно только уметь ими пользоваться. При этом необходимо было учитывать особенности разных слоев общества. Например, для людей низкой культуры характерны однословные ответы и запреты, отсутствие разверну­той сопровождающей речи и объяснений, жесты вместо описа­ний, постоянно включенный телевизор вместо разнообразных ма­териалов для занятий, в то время как образованные люди превра­щают свой дом в место, где ребенок может открывать и познавать мир, привлекают ребенка к участию в совместных экскурсиях, играх, интересных занятиях и т. п.

Большинство зарубежных учебных заведений руководствуется идеями Ж.Пиаже (1896—1980), для которого наиболее важным ^ было когнитивное развитие ребенка. Применение его теории на практике состоит в том, что виды детской деятельности должны ГР соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной (л группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия или уроки, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие проходит определен­ные стадии, ни одна из которых не должна быть пропущена: сен-сомоторная (от рождения до двух лет), конкретных операций (от двух лет до одиннадцати), формальных операций (подростковый возраст). В соответствии с этим меняется методика обучения от начальной к основной школе. Основными понятиями в теории Пиаже являются организованные образцы поведения или мышле­ния, являющиеся результатом взаимодействия с окружающими объектами или людьми. Ассимиляция — результат восприятия, свя­занный с адаптацией нового опыта или информации к существу­ющей схеме. Аккомодация — изменение существующей схемы в соответствии с новым опытом. Эквилибрация — процесс уравнове­шивания ожидаемого с реально переживаемым, приводящий к развитию мышления. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит на сенсомоторной и предоперациональной стадиях; он переходит от основных моторных навыков к мелким, от гло­бального восприятия к сопоставлению, различению и формирова­нию понятий. Важно, что разные дети могут проходить эти стадии


в относительно разном возрасте, и готовность к поступлению в школу наступает у каждого в определенный момент. С начальной школой связана стадия конкретных операций. Ребенок становится способным удерживать в сознании решаемую задачу, классифи­цировать предметы, рассуждать логически, формировать множе­ства. Символизация развита пока незначительно, и детям легче оперировать в конкретно-наглядном плане. В детском саду и на­чальной школе они должны получать много конкретных приме­ров, визуальных опор, реальных предметов, с которыми можно манипулировать. Давая материал, педагог должен пользоваться короткими предложениями с глаголами движения и действия, показывать эксперименты, устраивать экскурсии. Ему следует учи­тывать, что дети эгоцентричны, а их язык упрощен по сравнению с речью взрослых.

Из теорий Л. С. Выготского, весьма ценимого на Западе, преж­де всего берут положение о том, что мышление ребенка, да и человека вообще, коренным образом меняется, когда он осваива­ет языковое общение. В результате обучения он начинает осознавать процесс мышления и управлять им, на чем строится социальная и педагогическая сторона процесса коммуникации и преподавания. В зарубежной педагогике считается, что всякое существенное при­обретение личности вырабатывается в ходе речевого взаимодей­ствия и осознания хода усвоения. Поэтому учащиеся должны как можно больше общаться и занимать позицию, позволяющую им смотреть на процесс усвоения материала как бы со стороны, стро­ить собственное знание, прослеживать путь своего развития. Кроме того, важно понятие зоны ближайшего развития: дети сегодня спо­собны в сотрудничестве и взаимодействии к тому, что завтра будут делать самостоятельно. Ребенок предстает как продукт и творец культурно-исторического развития. Цель воспитания — активный субъект и творец нового, средства воспитания — диалектика, воз­никающая при столкновении старого и нового знания.

Из теории психосоциального развития Э.Эриксона (1902—1986) современной педагогикой взяты возрастные стадии развития от­ношения индивидуума к социальному окружению: от рождения до года у ребенка формируется отношение доверия, в 1—3 года — автономия, в 3 — 6 лет — инициативность, в 6— 12 — достижение, в 12—18 — идентичность и т.д. Социальное созревание, согласно Эриксону, подобно когнитивному созреванию (эпигенетический принцип); «Я» (эго) контролирует деятельность мышления и рас­суждения. Если семья, детский сад, школа и общество в целом подавляют инициативу ребенка, то у него может сформироваться комплекс вины. Если школа не поощряет усилия ребенка по вы­полнению и завершению определенных задач, его любознатель­ность и креативность, то у него может сформироваться комплекс неполноценности. В индивидууме постоянно меняются концепции


самого себя, межличностных отношений, позиция по отношению к окружающему. Учебное заведение — место для приобретения не только академических знаний, но и социальных. Учителя модели­руют подобающее поведение и учат тому, чего ждут от учеников другие взрослые. Сверстники влияют на выбор преференций (пред­почтений), позиций, ценностей. Различные социальные группы оказывают на разных этапах развития особое влияние на индиви­дуума.

Дошкольное воспитание, которое мы видим сейчас, в начале XXI в., частично выросло из проблем, поставленных феминист­ским движением 60-х годов в Западной Европе, когда матери, жизнь которых ранее ограничивалась домом, стали бороться за свои пра­ва на труд и на хороший уход за ребенком в течение того времени, когда они отсутствуют дома. Это был переворот в сознании масс: доверять кому-то свое дитя без крайней нужды было не принято, казалось странным, что ему может быть неплохо где-то еще, кро­ме дома. Представлялось невероятным, что профессионализм спе­циально подготовленного персонала может соперничать с искон­ной привилегией матери — знать о своем ребенке все. Однако борьба женщин за свои права предполагала, что не только мать, но и отец несет ответственность по уходу за малышом. Это значит, в частности, что можно выбирать работу со скользящим графиком (так, чтобы с ребенком могли быть по очереди оба родителя), что нет специально «женских» и специально «мужских» обязанностей по дому, а система дневного ухода должна быть хорошо организо­ванной и общедоступной. Стремление женщины к свободе и ра­венству коснулось новой области — взаимоотношений матери и ребенка, и постепенно стало очевидным, что без пересмотра спо­собов общественного воспитания детей эту проблему решить нельзя. Матери стремились реализовать себя как равноправных членов общества и не отказываться от заботы о детях. Но во многих евро­пейских странах, за исключением Скандинавии, работающая мать при наличии маленького ребенка была исключением. Должно было пройти какое-то время, чтобы общество убедилось в необходимо­сти ранней общественной, а не только домашней социализации детей.

Задача состояла в поиске наилучших форм дневного ухода за детьми, таких, которые, сохраняя возможность увеличения дохо­дов семьи и самовыражения матери в трудовой деятельности, по­зволили бы в то же время предоставить полноценный, надежный, теплый и квалифицированный уход за младенцем. В результате многие политические партии включили соответствующие пункты в свои программы и провели соответствующие законы. До сих пор политика в отношении семьи с детьми остается одним из важных пунктов предвыборных кампаний и оказывает влияние на состав ор­ганов законодательной и исполнительной власти. Изменения нали-


цо: так, в начале 70-х годов в Нидерландах работало 9 % матерей с детьми до 4 лет, а сейчас около 30 %, а в США работало 29 % мате­рей с детьми до 6 лет, а сейчас 2/3. Число дошкольных учрежде­ний выросло за это же время в десятки раз, причем в городах больше, чем в сельской местности. Была создана материальная, философско-методологическая и концептуальная база для современ­ного дошкольного воспитания и начального школьного образования. То, что раньше казалось чуть ли не преступлением (отдать своего ре­бенка в чужие руки), стало нормой, которая дала обществу актив­ную рабочую силу — молодых женщин — и более гармоничные связи между его членами, сформированными уже в раннем возра­сте. Оказалось, что умение существовать в коллективе оказывает положительное влияние на детей, а женщины, занятые трудом, благотворно влияют на гуманизацию всех производственных про­цессов.

Однако независимо от страны момент «отрыва» ребенка от се­мьи происходит иногда болезненно, и поступление в детский сад или школу как психологическая проблема постоянно продолжает обсуждаться.

В 80-е годы получила распространение теория привязанности (Д. Боулби и др.), согласно которой ребенок имеет врожденное свой­ство зависеть от того, кто первым начал о нем заботиться, а мате­ри имеют врожденную тенденцию находиться близко к ребенку и защищать его; это свойство вступает в противоречие со стремле­нием ребенка исследовать окружающее и получать разнообразный опыт. Все случаи расставания матери с ребенком в возрасте до трех лет чреваты рискованными последствиями, но после трех лет это уже не так существенно. В многочисленных исследованиях рассмат­ривались случаи связей ребенка с другими членами семьи, со свер­стниками и педагогами, взаимозависимость одних привязаннос­тей от других и т. д. Одна из тенденций, связанных с этим направ­лением, — воспитание на руках, когда родители постоянно носят ребенка с собой, занимаются домашними делами с ним на спине или груди, не спускают его с колен до тех пор, пока он сам не захочет познать мир. Если раньше считалось, что ребенка следует приучать быть без взрослых и пользоваться горшком как можно раньше, то теперь момент разлуки и контролирование опрятности отодвигались на время, когда ребенок захочет этого сам. Кроме того, было показано, что наибольшее влияние на уровень образо­вания оказывает семья, на втором месте — сверстники, только на третьем по значимости — учителя и воспитатели. (Здесь уместно заметить, что отечественные исследования, выполненные в домах ребенка под руководством Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, М. И.Лисиной и др., показали, что и другие взрослые, любящие ребенка и умеющие налаживать с ним постоянное общение (через улыбку, тактильные движения, игрушки и т.п.), могут заменить


мать, не нанося при этом ущерба психическому и личностному развитию ребенка.)

В 90-е годы одним из широкомасштабных направлений стал про­ект «Хай скоуп» («Высокая планка»), сторонники которого ориен­тируются на воспитание свободы и ответственности при предос­тавлении различных возможностей для развития разных видов де­ятельности и сотрудничества. Они подчеркивают, что ребенок вы­растает таким, каким его воспитывают. Если его критиковать, он станет осуждать; если не доверять, будет агрессивным; если над ним смеяться, он будет стыдиться самого себя; если ему навязы­вать свои взгляды насильно, то будет пренебрегать чужими мнени­ями. Но если ребенка поддерживать, относиться к нему терпимо и доброжелательно, хвалить его и поощрять его инициативу, быть с ним честным, надежным партнером, принимать его естество и оставаться верным другом, то ребенок вырастет спокойным, дру­желюбным, терпеливым, доверчивым, справедливым, обладаю­щим самоуважением, любящим мир и других людей.

Ныне, в том числе и в связи с рождением шестимиллиардного жителя Земли, вновь обострилась дискуссия по проблемам регу­лирования рождаемости, соотношения уровня жизни и условий воспитания детей в развитых и развивающихся странах (население растет в Африке, Южной Америке и Азии, но уменьшается в Ев­ропе и Северной Америке). Огромным полем деятельности для психологов и педагогов являются компенсаторное воспитание и интеграционные программы для детей с недостатками развития, с разным цветом кожи, с разными языками, на которых говорят дома. Время от времени продолжает вспыхивать интерес к вундер­киндам, генетическому регулированию, правильному питанию и т.п. Организуются также классы для одаренных детей и детей с недостатками развития — и те и другие как бы «отклоняются от нормы» и требуют особого внимания. Среди тенденций недавнего времени — совместные школы для детей из семей с разными ре­лигиозными убеждениями, например, в Северной Ирландии счи­тают, что, несмотря на все предрассудки, дети должны жить и учиться вместе, чтобы лучше понимать друг друга.

Программы воспитания и обучения, как правило, опираются на обобщенные представления о развитии детей, а вовсе не на все теории. Конкретный «разброс» проявлений тех или иных способно­стей очень большой, поэтому, составляя программы обучения для всех, педагоги принимают во внимание лишь средние показатели развития, типичные проявления возрастных стадий. Ученые и мето­дисты постоянно подчеркивают, что дети развиваются по-разному, что интеллектуальная зрелость может сопровождаться отставанием в эмоциональной сфере, а математические успехи — соединяться с неспособностью читать и т. д. Поэтому любая работа с группой де­тей должна быть максимально индивидуализированной, структури-


рованной так, чтобы быть адресованной каждому. Перед педагога­ми-исследователями ставится задача: предложить вариативные, со­четающиеся между собой техники, позволяющие в недискримина­ционной атмосфере (не отделяя талантливых от явно отстающих в развитии) дать возможность каждому развиваться в своем темпе, не мешая окружающим детям и не чувствуя себя отделенным от них. При этом рекомендуется установить причины неуспеваемости от­дельных детей (неполноценное питание, недостаток внимания со стороны родителей, дефицит чтения, наследственность).

Сейчас акцент в области обучения смещается с овладения кон­кретными навыками, умениями (выполнять определенные требо­вания, взаимодействовать в коллективе, упражняться в координа­ции глаз и руки) и приобретения конкретных знаний на «обучение обучению», т. е. на развитие самостоятельной познавательной ак­тивности. Детям предлагается находить то, что не очевидно из си­туации; думать, чему и как они хотят научиться; предлагать реше­ния и опробывать их на практике. Такому отношению к детству способствует, в частности, экспериментальное изучение детской логики и философии. Толчок современным исследованиям психо­логии развития и обучения дала современная техника наблюдения и анализа: видеоаппаратура, компьютеры.

Самообучение индивидуума с целью овладения навыками поиска и принятия решений, таким образом, признается одним из важ­нейших способов задать рамки деятельности дошкольников и школьников. В частности, получил признание метод проектирова­ния. Дошкольникам предоставляется возможность найти какую-то интересную тему и работать над ней в небольшой группе. Школь­ники могут совместно с учителем решить, какие вопросы будут рассматриваться в рамках определенной тематической области, как они к ним относятся, что считают особо важным. Например, дети дошкольного возраста определяют, что они будут изучать жизнь дерева и вести за ним наблюдение в течение года, регистрируя их (рисунки, пиктограммы и т.д.), а потом расскажут о том, что уз­нали, остальным. Школьники составляют вместе с учителем план исследования, работают по нему и подводят итог своей работе. При этом каждый проект задуман так, чтобы в его осуществлении одновременно были задействованы разные способности и виды деятельности ребенка, конкретные знания и умения (рисование, лепка, фотографирование, счет, классификация, составление схем и т. п.). Это происходит не по указке сверху, а непосредственно, поскольку необходимо для осуществления проекта. Часто в школе один проект планируется совместно несколькими учителями по разным дисциплинам. Тематика проектов обязательно связана с практической жизнью и непосредственным окружением детей. Они анализируют происходящее вокруг них, накапливают свой соб­ственный жизненный опыт, учатся его оценивать, выстраивать свою


работу самостоятельно. Однако не любая деятельность может быть организована таким образом, и многие воспитатели и учителя, не считая проекты серьезным занятием, стараются включать в свои программы лишь отдельные элементы проектирования, либо же отводят для проектов один день в неделю или неделю в конце учеб­ного года, перед каникулами. Трудность осуществления проекта со­стоит также в том, что в идеале по нему работают малые группы учащихся, которые трудно контролировать — приходится ломать расписание, готовить новые материалы, сталкиваться с непредви­денными обстоятельствами при соблюдении правил безопасности.

Итак, представления о том, что полезно и что вредно для ре­бенка, вырастают из определенной культуры: в разных слоях насе­ления, в городе и деревне, в разных религиозных и этнических общинах подходы к воспитанию детей различаются очень сильно. По каждому пункту воспитания могут быть противоположные мне­ния, причем не частные, а разделяемые довольно большой груп­пой людей.

То, что считают важным педагоги, может оказаться чуждым семье ребенка. Огромную роль в совмещении интересов этих обще­ственных институтов — семьи и детского сада, школы — сыграла популяризация достижений науки. Должно было вырасти поколе­ние родителей, убедившееся в правильности таких социальных ценностей, как равенство полов и польза ранней социализации для ребенка. Большую роль в популяризации сыграли дебаты и публикации в средствах массовой информации, которые знакоми­ли общество с положительным опытом и продолжали формиро­вать позитивное отношение к учебным заведениям для дошколь­ников. Когда большая часть общества убедилась в том, что несколько часов в день под руководством профессионально подготовленных воспитателей в хорошо оборудованном, специально приспособ­ленном для нужд ребенка помещении, регулярные занятия разны­ми видами деятельности, общение со сверстниками и компетент­ными взрослыми не портит детей, это оказало очень большое воз­действие на жизнь общества в целом. Оно проголосовало за попу­лярные программы улучшения системы дошкольного и начального школь­ного образования.

В последнее время пристальное внимание уделяется сравнению различных сторон домашнего и общественного воспитания, а имен­но тому, что лучше получается у детей, воспитанных дома, а что -у тех, кто провел раннее детство в детском саду, и наоборот. И это естественно, так как структура семьи, распределение ролей и обя­занностей в ней со временем меняются. Очевидно, что родители не могут считаться ответственными за все стороны личности ре­бенка, потому что и генетика, и социум также оказывают свое влияние. Соотношение «семья — общество — воспитание» посто­янно пересматривается.


Вопросы для повторения

1. Какие требования к детям предъявлялись в разные эпохи развития
человечества? Бескорыстно ли отношение взрослых к детям?

2. Существует ли прогресс в воспитании детей? В чем заметно движе­
ние вперед, а что не удается изменить?

3. Как менялись представления педагогов и родителей об обязатель­
ном начальном образовании? Какими они стали в последнее время за
рубежом?

4. По каким направлениям может действовать педагогика раннего вме­
шательства? Чем отличаются знания специалиста-педагога от знаний ро­
дителей о своем ребенке?

5. Как сейчас представляют себе в других странах соотношение инди­
видуального и универсального в развитии ребенка?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.