Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды и причины конфликтов в организации и методы их разрешения.



Классификация конфликтов необходима, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения. Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек.

Важной характеристикой конфликта является его интенсивность, т.е. острота противоречий и способов их урегулирования. Иногда на ход конфликта оказывает влияние его продолжительность.

Причины возникновения конфликтов.Существует четыре группы причин конфликтов:

объективные организационно- управленческие объективные  
социально-психологические личностные субъективные  

Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком. Субъективные причины начинают действовать, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. В предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или неконфликтного путей ее разрешения. Условно выделяют объективные и субъективные причины конфликта. К числу частных объективных причин можно отнести:

- естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности;

- слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем;

- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп. Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. В основном допускаются две ошибки при создании организации: ошибка при проектировании организации и прогнозировании ее задач, и непрерывное изменение задач, стоящих перед организацией. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, также вызывает опасность конфликта. Третья группа причин имеет социально-психологический характер. Одной из них становятся значительные потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Несбалансированное ролевое взаимодействие людей - выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел. Существуют и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. К конфликту может привести завышенный или заниженный уровень притязаний.

Различают следующие способы разрешения конфликта:

1. уклонение — человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. Человек обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель: отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;

2. сглаживание конфликта — используются аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. Когда при обсуждении вопроса высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью ссылки на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;

3. принуждение — противника заставляют принять другую точку зрения, что присуще руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение вызывает возмущение, антипатию, сковывает инициативу, что для организации нерационально;

4. поощрение – предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением. Есть большая вероятность, что конфликт останется;

5. компромисс — одна сторона частично принимает точку зрения другой. Способность к компромиссам — важнейшая черта, которую, при желании, может воспитать в себе каждый. Однако компромисс нецелесообразен на ранних стадиях развития конфликта, он прекращает поиск эффективного решения. Задача руководителя заметить момент, когда предложения начнут повторяться, и тогда остановиться на компромиссном решении;

6. предупреждение конфликта – совокупность мероприятий в основном организационного и разъяснительного характера. Речь может идти об улучшении условий труда, справедливом вознаграждении, обеспечении соблюдения правил внутренней жизни, служебной этики и т.д. Причины конфликтных ситуаций, возникающих на предприятиях малого бизнеса, заключаются в отсутствии распределения обязанностей, являются следствием ошибок при отборе персонала. Разрешение конфликта зависит от уровня компетенции руководителя, умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой. Практика показывает, что для дальнейшего развития предприятий малого бизнеса необходимы государственные поддержка и регулирование, развитие профсоюзного движения, а также совершенствование управления персоналом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.