Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие функции менеджмента и уровни управления на предприятии.



Основы менеджмента

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые представляют собой четыре основные функции менеджмента.

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования - решение о целях организации и о том, что должны делать члены организации, чтобы их достичь. Попланирование - способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин: 1) хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, многие стремятся продлить существование как можно дольше, заново определяют или меняют цели, если полное достижение первоначальных целей завершено; 2) постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок, события могут разворачиваться не так, как планировалось. Поэтому планы пересматривают, согласовываясь с реальностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять планы и достигать цели. Один из них - работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение, кто должен выполнять каждое конкретное задание из существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая так, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

МОТИВАЦИЯ. Руководитель должен помнить, что планы и совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Раньше считалось, что мотивирование - простой вопрос, сводящийся к предложению денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. Исследования в области поведенческих наук доказали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Чтобы мотивировать работников эффективно трудиться, руководителю следует определить эти потребности и обеспечить способ удовлетворять их через хорошую работу.

КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения прежде, чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей и даже само выживание будут поставлены под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:

-установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, руководство организации знает о том, что в организации существует проблема и знает ее источник. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы;

- необходимость предпринимать действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они соответствовали ситуации. Уровни управления на предприятии:

На верхнем уровне управления решаются стратегические задачи. К ним относятся все виды прогнозов, определяющих тенденции развития предприятия; характер развития: полную реконструкцию, расширение производства, его частичную модернизацию, переход на изготовление принципиально новых изделий или модификаций выпускаемых моделей. На нижних уровнях, в цехах, решаются задачи тактические: оперативно-календарное планирование, использование систем стимулирования труда. Дифференциация управленческих функций не отрицает участия каждого из уровней в решении всех задач управления: как стратегические, так и тактические задачи смыкаются с помощью реализации функций планирования, регулирования и контроля исполнения. Определяющей функцией верхнего уровня управления является способность решать стратегические задачи. На верхнем уровне управления необходимо знать не только стратегию реализации производственного процесса, но и точно предугадать направления развития новой техники, тематику исследований и проектных работ, характер и последовательность материального обеспечения новых разработок и последующую реализацию изготавливаемых изделий.

Существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. Организации, достаточно крупные, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и подчиненных, имеют большой объем управленческой работы, и она должна быть разделена. Одна из форм такого разделения носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе подразделений. Горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в работе. Некоторым руководителям приходится тратить время на координирование работы других руководителей, которые также координируют работу руководителей, пока, наконец, доходим до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда образует уровни управления. Наиболее употребимый способ описания уровней управления в выделении руководителей низового звена (операционных управляющих), руководителей среднего звена и руководителей высшего звена. РУКОВОДИТЕЛИ НИЗОВОГО ЗВЕНА - младшие начальники (операционные руководители - организационный уровень, находящийся непосредственно над другими работниками (не управляющими). Младшие начальники осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для обеспечения непосредственной информацией о правильности их выполнения. Они отвечают за использование выделенных им ресурсов, сырья и оборудования. К ним относятся: мастер, мастер смены, сержант, завотделом, старшая медсестра, завкафедрой. Большая часть руководителей - руководители низового звена. РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего звена являются: завотделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране или директор филиала, армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов, Они являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают их после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий, низовым линейным руководителям. РУКОВОДИТЕЛИ ВЫСШЕГО ЗВЕНА - высший организационный уровень - гораздо малочисленней других, всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе - председатель Совета, президент, вице-президент и казначей корпорации; в армии - генерал, в среде государственных деятелей - министр, а в университете - канцлер (ректор). Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.