Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образовательные парадигмы



Компоненты парадигм Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры; образование в интересах общества; образование для производства
Мотивы учение обучающихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионального долга заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы - ответственность за учение обучающихся несет педагог; - авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия - обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение;
Цели - направленность учения на приобретение научных знаний; - учение в молодости как «запас на всю жизнь» - направленность учения на овладение основами человеческой культуры и, в т. ч. компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); - учение в течение всей жизни
Позиции участников учебного процесса - педагог передает знания; - педагог над обучающимися - педагог создает условия для самостоятельного учения; - педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и методы - иерархический и авторитарный методы; - стабильная структура учебных дисциплин; - стабильные формы организации учебного процесса; - акцент на аудиторные занятия под руководством педагога - демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; - динамичная структура учебных дисциплин; - динамичные формы организации учебного процесса; - акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства - основным средством обучения является учебная книга - учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ
Контроль и оценка - контроль и оценка производятся преимущественно педагогом - смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

 


9. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики.

Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.

Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я при определяющей роли одной из парадигм.

Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).

Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:

* ориентация пр-в социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;

* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;

* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформир-ти мотивации учения шк-в (пассивной и активной установки на собственное интелл-ое развитие);

* сочетание элементов разл. парадигм в рамках конкретной технологии образования;

* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО

Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.

Традиционная парадигма:

Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами

Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"

Роль обуч-го: пассивная

Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З

Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"

Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.

Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный

Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное

Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль

Осн. Форма пед. д-ти: Монолог

Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая

Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом

Характер управления: Жесткое, однозначное

Личностно ориентир-я парадигма:

Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств

Ориентационные ценности: Личность и культура

Роль обучаемого: Активная

Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта

Характер приобретаемых знаний : Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"

Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему

Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий

Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное

Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские

Основная форма ПД: Диалог

Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений

Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.

Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление

 

Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.

Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.