Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные образовательные парадигмы



Знаниевая и культурологическая.

Технократическая и гуманистическая.

Социетарная и человекоориентированная

Педоцентристская и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят:

• представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;

• осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации;

• осмысление ценности и роли образования в обществе;

• освоение культурного развития человека;

• представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;

• роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

Знаниевая и культурологическая парадигмы

В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.

• Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.

• Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.

• Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.

Технократическая и гуманистическая парадигмы

Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.

При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.

Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.

Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».

Педоцентристская и детоцентристская парадигмы

Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.

Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.

При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристскаяпарадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Социетарная и человекоориентированная парадигмы

В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.

Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.

Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.