Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДОКАЗЫВАНИЕ И ЕГО МЕСТО



Ю.К.ОРЛОВ

ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

МОСКВА ЮРИСТЪ


УДК 343.14(470+571) ББК 67.410.204(2Рос) О-бб

Орлов Ю.К.

0-66Проблемы теории доказательств в уголовном процессе. — М.: Юристь, 2009. - 175 с. ISBN978-5-7975-0964-6 Агентство CIP РГБ

Работа посвящена основным положениям теории доказательств в уголов­ном процессе. Особое внимание уделено спорным и нерешенным проблемам. Проанализированы существующие концепции, рассмотрены и подвергнуты критике наиболее серьезные недостатки регламентации вопросов доказательст­венного права в УПК РФ.

Для научных и практических работников, преподавателей, студентов и ас­пирантов высших юридических вузов.

УДК 343.14(470+571) ББК 67.410.204(2Рос)

ISBN 978-5-7975-0964-6 © Орлов Ю.К., 2009

© «Юристь», 2009


Bonis nocet, cut malis parcit Кто щадит злых, вредит добрым

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Проблемы теории доказательств всегда были актуальны для су­дебной и следственной науки и практики. В ее разработку внесли вклад выдающиеся ученые прошлого и современные исследовате­ли — В.Д. Арсеньев, Р.С. Белкин, А.И. Винберг, С.А. Голунский, М.М. Гродзинский, В.Я. Дорохов, 3.3. Зинатуллин, Л.М. Карнеева, Н.М. Кипнис, В.А. Лазарева, А.М. Ларин, П.А. Лупинская, И.Б. Ми­хайловская, И.Л. Петрухин, Г.М. Резник, А.Б. Соловьев, М.С. Стро-гович, А.И. Трусов, А.А. Хмыров, А.А. Эйсман и многие другие.

Автор этих строк также отдал дань столь интересной тематике. Однако его последняя работа была издана до принятия нового УПК РФ и поэтому в значительной мере устарела1. Но основная причина, побудившая вновь взяться за перо, другая — крайне низкое качество нового УПК в отношении как его идеологии, так и технологии, до­веденная до абсурда состязательность, бесправный и безынициатив­ный суд, который для установления истины не может ступить и шагу без соизволения сторон. Даже в США, стране «чистой состязатель­ности», на которую явно или неявно ориентировались разработчики Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК), суд обладает гораздо бблыпими полномочиями (о странах системы европейского континентального права я уж не говорю).

Исключен принцип всесторонности полноты и объективности исследования. Нет даже упоминания об истине. Все принесено в жертву возведенной в абсолют состязательности.

И, наконец, явные перекосы в пользу лишь одной состязаю­щейся стороны — стороны защиты. Какая-то однобокая состязатель­ность. Высказывалась даже уже совсем запредельная идея — «уголов­ный процесс — для обвиняемого». И добро бы, если бы дело ограничивалось только словами. Целых две судебные стадии (!) — надзорное производство и производство ввиду новых или вновь от­крывшихся обстоятельств — были предназначены исключительно для обвиняемого. Производство в них могло возникать и решения приниматься только в его интересах. Низкий поклон Конституцион­ному Суду РФ, выправившему эти чудовищные перекосы2.

См.: Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2001. 2 См.: постановления Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 5-П и от 16 мая 2007 г. № 6-П.



Доказывание и доказательства в уголовном процессе


И в довершение всего — удручающе низкий уровень законода­тельной техники. Обилие невразумительных, порой просто косно­язычных формулировок, иногда на грани элементарной безграмот­ности — как языковой, так и правовой. (Конкретные случаи — применительно к доказательствам — рассмотрены в работе.)

Как известно, сразу после принятия УПК чуть ли не ежедневно принимались поправки и дополнения к нему. Причем далеко не всегда они были к лучшему, чаще только еще более запутывали ситуацию. И лишь в последнее время появились хоть какие-то пози­тивные изменения (в том числе, как говорилось, с помощью Кон­ституционного Суда РФ). В частности, исключена совершенно не­вразумительная и недоступная пониманию формулировка в ч. 4 ст. 146 — перечень следственных действий (приведенный почему-то в скобках), которые вроде бы можно производить не то до возбужде­ния уголовного дела, не то после, но до утверждения этого решения прокурором. Исключены пресловутые приложения к УПК (бланки процессуальных документов), от которых практическим работникам вреда было гораздо больше, чем пользы.

Хочется надеяться, что процесс выправления УПК будет продол­жен. Некоторыми учеными и практиками даже ставится вопрос о под­готовке нового УПК. В пользу этого говорит не только крайне низкое качество действующего УПК, но и грубейшие нарушения процедуры его принятия. Сошлюсь на официальный документ. Вопрос о некон­ституционности УПК в целом ввиду многочисленных нарушений установленного Регламентом Государственной Думы порядка рассмот­рения и принятия решений по законопроектам был официально по­ставлен перед Конституционным Судом РФ группой депутатов Госу­дарственной Думы, т.е. людьми достаточно сведущими в этом вопросе. Конституционный Суд РФ отказался рассматривать этот вопрос по формальным основаниям, как не входящий в его компетенцию1. А жаль! Если бы это подтвердилось (а проверить это в то время, види­мо, было несложно), весь УПК мог быть признан нелегитимным.

К сожалению, случившегося уже не поправить. В этих условиях долг каждого ученого максимально способствовать совершенствова­нию отечественного уголовно-процессуального законодательства и, как минимум, устранению наиболее одиозных перекосов, очевидных ляпов и несуразностей, еще имеющихся в изобилии в УПК РФ.

Автор надеется внести свой посильный вклад в это благородное дело.

См.: определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 44-0.


Глава 1

ДОКАЗЫВАНИЕ И ЕГО МЕСТО

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.