4. Подготовка детей к рассказу по картине. Со общение педагогом плана рассказа.
— Сначала расскажите об уголке леса, который вы видите на картине. Не забудьте сказать о времени года. Потом расскажите обо всех животных: о семье барсуков, о белке и бельчатах, о лисе и лисятах. Вы должны рассказать, что делают звери и как они выглядят.
Рассказ детей по картине.
В старшей группе можно сначала предложить детям составить рассказ по частям, чтобы один ребенок описал уголок леса, другой рассказал о барсуках, третий — о белках, четвертый — о семье лис. В заключение один ребенок может повторить рассказ целиком.
Занятие по картине «Домашние животные и их детеныши»
Тема.Составление описательных рассказов о домашних животных и рассказа по картине «Домашние животные и их детеныши».
Образовательные цели.Обучение составлению описательных рассказов по предложенному плану и рассказа по картине.
Развивающие цели.Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные», развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения, расширение естественнонаучных представлений.
Воспитательные цели.Воспитание бережного отношения к домашним животным.
Предварительная работа.Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мои друзья» и загадок о домашних животных, чтение рассказов Е. Чарушина «Коза», «Баран».
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы занятия. Создание у детей эмоционально-положи тельного настроя на восприятие картины.
— Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных и составим рассказ по картине «Домашние животные и их детеныши». Но для начала давайте вспомним стихотворение «Мои друзья». (Один из детей рассказывает стихотворение.)
МОИ ДРУЗЬЯ
На подворье нашем Овцы и барашек, Хрюшка с поросенком И коза с козленком, Добрый пес Трезорка И корова Зорька, Гуси и гусята, Куры и цыплята. Все они хорошие, Я их всех люблю. А цыплят я крошками Утром покормлю.
Г. Ладонщиков
— В стихотворении говорится о разных домаш них животных. А о каких домашних животных вы помните загадки? (Несколько детей загадывают за гадки.)
Не спеша шагает к речке, В шубе ей тепло как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе!»
(Овца)
С бородой родится, Никто не дивится.
(Козел)
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завиты рога.
(Баран)
Розовая спинка, На спине щетинка, Круглый носик пятачком, А вертушка-хвост крючком. (Поросенок)
2. Рассматривание картины С.Артюшенко «Домашние животные и их детеныши» и беседа по ней.
Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по предложенному плану.
Педагог помещает на доску картину, предлагает детям рассмотреть ее, а затем задает вопросы.
— Кого вы видите на картине?
— Мы видим домашних животных и их детенышей.
— Какие животные изображены на переднем плане?
— На переднем плане — коза с козлятами.
— Давайте составим рассказ о козе. Вспомните план, которым мы пользуемся для рассказа о животном. Сначала вы называете животное, рассказываете, какого оно размера. Обращаете внимание на цвет, а если тело животного покрыто шерстью, рас сказываете, какая шерсть. Описываете туловище, голову, конечности. Можете обратить внимание на другие части тела животного — уши, хвост. Затем вы можете рассказать, что делает животное.
— Это коза. Она не очень большая, пятнистая. У нее длинная шерсть. Голова у козы маленькая, с острыми рогами, у козы есть борода. На ногах у козы — копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щип лет листочки с куста.
Педагог отмечает, что рассказ получился интересным, спрашивает, не хочет ли кто-нибудь дополнить рассказ, а затем предлагает детям рассказать о козлятах по тому же плану.
— Рядом с козой — два козленка, черный и серый. У них маленькие головки с коротенькими рожками, нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют, учатся бодаться.
— Кого вы видите вдалеке, за козой и козлята ми?
— Вдалеке мы видим козла.
— Расскажите о нем.
— Козел большой, темно-серый. У него крупная голова, длинные рога, борода. Козел лежит на земле, отдыхает.
Аналогично дети составляют рассказы по плану о баране, овце, ягнятах, свинье, поросятах. Педагог привлекает к участию в работе всех детей, при необходимости оказывает детям помощь, дополняет рассказы, исправляет речевые ошибки, обязательно оценивает работу своих воспитанников. (Оценка является хорошим обучающим приемом, который помогает детям учесть ошибки товарищей.) Необходимо учить детей использовать выражения: «передний план», «задний план».
Физкультурная пауза.
ТЕЛЕНОК
Два прыжка.«Рожки» из пальников.Два прыжка.«Хвостик» из руки — за спину.Два прыжка.
Бу-бу,
Я рогатый.
Бу-бу,
Я хвостатый.
Бу-бу,
Я ушастый.
Бу-бу,
Очень страшный.
Бу-бу,
Испугаю.
Бу-бу,
Забодаю.
«Ушки» из ладошек. Два прыжка. Ходьба на месте. Два прыжка. Бег на месте. Два прыжка. «Бодаются».
4. Коллективное составление плана рассказа по картине.
— А теперь давайте составим план рассказа по картине. С чего вы хотите начать рассказ?
— Можно перечислить всех животных, которых мы видим на картине, рассказать о дворе, где они гуляют.
— Как вы построите рассказ дальше?
— Мы будем рассказывать по очереди обо всех жи вотных. Расскажем, как они выашдят и что делают.
— А чем вы закончите рассказ?
— Можно рассказать о том, что особенно понра вилось на картине.
(При необходимости педагог напоминает план рассказа о животном.)
5. Рассказ по картине (по частям) нескольких детей, потом обобщающий рассказ одного ребенка.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Мы видим уголок двора. Здесь гуляют домашние животные: коза с козлятами и козел, овца с ягнятами и баран, свинья с поросятами.
На переднем плане мы видим козу с козлятами. Коза не очень большая, пятнистая. У нее длинная шерсть. Голова у козы маленькая, с острыми рогами. У козы есть борода. На ногах у козы копытца. Хвостик у нее короткий. Коза щиплет листочки с куста.
Рядом с козой — два козленка, черный и серый. У них маленькие головки с коротенькими рожками, нежная шерстка, тоненькие ножки. Козлята играют, учатся бодаться.
Вдалеке мы видим козла. Козел большой, темно-серый. У него крупная голова, длинные рога и борода. Козел лежит на земле, отдыхает.
Справа мы видим овцу, барана и ягнят. Овца — небольшая. У нее волнистая шерсть. Голова у овцы маленькая, ножки тонкие.
Баран большой, у него крупная голова с закрученными рогами, густая шерсть, сильные ноги. Овца и баран смотрят на своих ягнят.
Ягнята маленькие. У них нежная шерстка, маленькие головки, тоненькие ножки, смешные висячие ушки. Белый ягненок поднял головку, смотрит на барана и блеет. Серый ягненок лежит на травке возле куста.
На заднем плане, у стены сарая, мы видим свинью с поросятами. Свинья большая, розовая, толс-
тая. У нее крупная голова, короткие толстые ноги, нос-пятачок.
Поросята похожи на свою маму. Они тоже толстенькие, розовенькие, у них маленькие пятачки и хвостики-крючки.
Поросенок справа от свиньи поднял голову и хрюкает. Два поросенка идут на лужайку. Поросенок слева от свиньи идет к ней.
На картине мне больше всех понравились козлята, которые бодаются. Они веселые и симпатичные.