Почва - неотъемлемая часть экологической системы, наряду с солнечным светом, водой и температурой окружающей среды является важнейшим компонентом обитания человека.
Почва оказывает существенное влияние на состав и свойства поверхностных, подземных вод и атмосферы Земли. Почве принадлежит ведущая роль в круговороте веществ в природе, через почву передаются многие инфекционные и неинфекционные заболевания.
Почва является средой, с которой человек непосредственно связан в течение всей жизни. Обитая на поверхности земли, добывая из почвы воду, производя различные земляные и сельскохозяйственные работы, человек постоянно подвергается воздействию отдельных почвенных факторов, которые в зависимости от условий могут различно влиять на состояние его здоровья. С почвой тесно связаны количество и качество продуктов питания растительного происхождения. Недостаток или избыток микроэлементов в почве вызывает эндемические заболевания.
Цель занятия: изучить влияние почвы как фактора окружающей среды на организм человека, разработать мероприятия для профилактики неблагоприятного влияния почвы на здоровье человека.
Задачи занятия:
1. Ознакомится с требованиями, предъявляемыми к земельному участку при его выборе.
2. Закрепить знание инфекционных и паразитарных заболеваний, фактором передачи которых является почва.
4. Уметь давать рекомендации по профилактике заболеваний связанных с воздействием почвы на здоровье.
Требования к исходному уровню знаний:
Для полного усвоения темы необходимо повторить вопросы:
· из биологии – цикл развития гео- и биогельминтов, насекомых;
· из микробиологии – патогенные микробы и вирусы, которые способны длительное время выживать в почве и, попадая в организм, вызывать инфекционные заболевания;
· из химии – химический состав почвы.
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1. Химический состав почвы, факторы его определяющие.
2. Роль почвы как фактора передачи инфекционных и паразитарных заболеваний.
3. Роль почвы в развитии неинфекционных заболеваний.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Почва, определение. Факторы почвообразования.
2. Механический состав, классификация почв.
3. Гигиеническое значение физических свойств почвы.
4. Химический состав почвы.
5. Биогеохимические провинции, естественные и искусственные.
9. Отбор проб для физико-химического исследования.
10. Гигиеническая оценка почвы.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Почва и факторы почвообразования
Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти 19 в. на стыке геологии, биологии и географии. Профессор Василий Васильевич Докучаев впервые установил, что почвы имеют чёткие морфологические признаки, позволяющие различать их, а географическое распространение почв на поверхности Земли так же закономерно, как это свойственно растениям и животным.
Почва – природная саморегулирующаяся биологическая система, представляющая собой верхний слой литосферы, обладающий плодородием. Как самостоятельный природный объект почва имеет ряд уникальных свойств, резко отличающих её от горных пород и минералов, из которых она образуется.
Плодородие почвы, т. е. способность обеспечивать растения водой и пищей, позволяет ей участвовать в воспроизведении биомассы. Показательно также, что по их биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности.
Плодородие почвы зависит от наличия питательных веществ, воздушного, водного и теплового режимов местности, а также агротехнических, агрохимических и мелиоративных воздействий.
Почва состоит из генетически связанных горизонтов, которые образуют почвенный профиль. Эти слои возникают в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха и организмов. Толщина почвы может колебаться от нескольких сантиметров до 2 метров.
Основные факторы почвообразования — климат и рельеф, материнская порода, растительный и животный мир, а также хозяйственная деятельность человека.
Климат влияет на характер выветривания горных пород, воздействует на тепловой и водный режимы почвы, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир.
Основное влияние рельефа заключается в перераспределении по земной поверхности климатических (влаги, тепла и их соотношения) факторов.
Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От её механического состава и структурных особенностей (см. таблицу 1) зависят физические свойства почвы водо- и воздухопроницаемость, водоудерживающая способность, следовательно, водный режим почвы, тепловой режим почвы, воздушный режим, скорость передвижения веществ в почве и др.
Минералогический состав материнской породы определяет минералогический и химический состав почвы и первоначальное содержание в ней элементов питания для растений.
Растительность непосредственно воздействует на почву: корни рыхлят и оструктуривают почвенную массу, извлекают из неё минеральные элементы.
Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, актиномицеты, водоросли и др.) и представителей многих групп беспозвоночных животных — простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок, роющих позвоночных и др. В процессе жизнедеятельности они значительно ускоряют разложение органических веществ и способствуют формированию структуры почвы.Активная роль живых организмов в формировании почвы определяет принадлежность её к важнейшим компонентам биосферы.
Хозяйственная деятельность человека влияет на некоторые факторы почвообразования, например на растительность (вырубка леса, замена его травянистыми фитоценозами и др.), и непосредственно на почву путём её механической обработки, мелиорации, внесения минеральных и органических удобрений.