Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАО «Экотранс-Дорсервис»

Почвенного покрова вблизи автомагистралей

 

В.Н. Пшенин,

К.т.н., чл.-корр. МАНЭБ,

Зам. главного инженера

ЗАО «Экотранс-Дорсервис»

 

Негативное воздействие автомобильного транспорта на почвенный покров придорожной полосы определяется поступлением в почву самых разнообразных химических веществ, среди которых тяжелым металлам и, прежде всего, свинцу и его соединениям в многочисленных исследованиях уделялось наиболее пристальное внимание. Однако проблема загрязнения свинцом придорожного почвенного покрова становится все менее актуальной. Связано это, как с существующим уже не одно десятилетие запретом на использование этилированных бензинов в крупных городах России, так и с фактическим прекращением их выпуска к настоящему моменту. В то же время все более остро начинает проявляться проблема загрязнения почв нефтепродуктами, бенз(а)пиреном, соединениями цинка и некоторых других тяжелых металлов.

Опыт экологических исследований почвенного покрова вблизи многочисленных автомобильных магистралей, накопленный ЗАО «Экотранс-Дорсервис», свидетельствует, что, например, повышенное содержание цинка стало характерным явлением, которое в силу своей экологической опасности требует пристального контроля и внимательного изучения.

Цинк поступает в придорожное пространство в результате истирания различных деталей, эрозии оцинкованных поверхностей, износа шин, за счет использования в маслах присадок, содержащих этот металл. Так, в качестве антиокислительных присадок к моторным маслам применяют диалкил- и диарилдитиофосфаты цинка, которые улучшают также антикоррозионные свойства и уменьшают износ деталей. Введение в состав масел дитиофосфатов цинка часто оказывается достаточным для предотвращения коррозионно-механического изнашивания и модифицирования поверхностей тяжело нагруженных деталей во избежание задиров или усталостного выкрашивания. Массовая доля цинка в моторных маслах для бензиновых двигателей составляет 0,09 - 0,12 %, в маслах для дизельных двигателей - 0,05 – 0,1 %. После отказа от использования соединений кадмия в процессах вулканизации резины и замены их соединениями цинка истирание автомобильных шин также стало одним из источников накопления этого металла вдоль дорог. В последнее время для борьбы с коррозией широко используется за рубежом и интенсивно внедряется у нас оцинковка кузовных деталей автомобилей, прежде всего днища, что влечет за собой дополнительное поступление цинка в придорожное пространство.

В результате этих процессов вдоль автомобильных дорог формируются геохимические аномалии цинка. К сожалению, методология расчетов накопления цинка в придорожных почвах пока не разработана, происходящие в почве процессы миграции и накопления цинка недостаточно изучены, что не позволяет уверенно прогнозировать процессы его распределения в почве. Тем полезнее тот опыт наблюдений за содержанием цинка в почве, который накоплен в исследованиях ЗАО «Экотранс-Дорсервис».

При контроле содержания цинка в почве в наших исследованиях, как правило, концентрации цинка определяются непосредственно у основания дорожного полотна и затем в нескольких точках, постепенно удаляющихся от кромки дороги. Это позволяет оценить по изменению концентраций цинка с расстоянием какой вклад привносит собственно дорога по сравнению с его существующим фоновым содержанием в почве.

Особое внимание исследованию содержания цинка в почве, учитывая важность поставленных задач, было уделено при проведении инженерно-экологических изысканий в обеспечение строительства первой очереди Кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Всего на содержание цинка было исследовано более тысячи проб почв, отобранных по трассе, как на участках не подверженных выраженному антропогенному воздействию (сельскохозяйственные угодья), так и в местах его возможного проявления (пересечения с магистралями, почвы около свалок).

Химический анализ образцов почвы проводился в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.4.02 –84 и ГОСТ 28168-89, а также по методике, изложенной в РД 5.УЕИА-3212-98 «Почвы городских территорий». Массовые концентрации цинка устанавливались атомно-эмиссионным методом. Подготовка проб к анализу проводилась методом кислотного разложения азотной кислотой, предел обнаружения цинка в почвах составлял 0,2 мг/кг.

Характерные распределения концентраций цинка, полученные около автомобильных дорог, пересекающих трассу КАД, изображены на рис.1, 2. Они свидетельствуют о том, что вблизи дорожного полотна наблюдаются повышенные концентрации цинка, обычно превышающие санитарно-гигиенические нормативы. Величина ОДК с учетом фона в соответствии с ГН 2.1.7.020-94 для цинка устанавливается следующим образом:

а) для песчаных и супесчаных почв – 55 мг/кг;

б) для кислых (суглинистых и глинистых) почв, рН < 5,5 –110 мг/кг;

 
 

в) для близких к нейтральным, нейтральным (суглинистым и

глинистым), рН < 5,5 – 220 мг/кг.

Рис. 1. Распределение концентраций цинка на пересечении КАД

с автомобильной дорогой "Россия" (ПК 523).

 
 

Рис. 2. Распределение концентраций цинка на пересечении КАД

с Рябовским шоссе.

 

Почвы отбирались с двух горизонтов по глубине – 0-10 см и 10-20 см, что отображено на диаграммах. Нулевое расстояние на диаграммах соответствует основанию дорожного полотна (указано осредненное значение для двух сторон пересекаемых дорог), знаки «–» и «+» обозначают соответственно направления по ходу КАД в сторону уменьшения и увеличения пикетажа соответственно.

Всего было исследовано 29 пересечений КАД с магистралями, в том числе и железнодорожными. При этом для 21 пересечения (72 %) было установлено превышение допустимых концентраций цинка. В пределах нормативных значений концентрации цинка наблюдались только на магистралях с малой интенсивностью движения.

Если говорить о фоновых концентрациях цинка на землях, отводимых под строительство КАД, то на территории Ленинградской области, занятых в основном сельскохозяйственными угодьями и лесопарками, они составляют 21 мг/кг. Допустимые концентрации из большой серии наблюдений (не считая пересечений с магистралями) превышены лишь на одном локальном участке – в пойме реки Утки. В то же время на городских территориях, отводимых под КАД и расположенных в основном в промзонах и насыщенных свалками, они составляют 88 мг/кг. Число участков с обнаруженным превышением допустимых концентраций – 20, не считая пересечений с магистралями.

Цинк имеет более подвижные формы в почве по сравнению со свинцом и легче мигрирует в водную среду, захватывается растениями. В частности, период полувыведения цинка из почвы составляет от 70 до 510 лет, в то время как для свинца – от 740 до 5900 лет. В связи с этим можно ожидать повышенное содержание цинка не только в почвах, но и в придорожных водотоках и водоемах.

Полученные данные показывают, что проблема загрязнения придорожных почв цинком начинает проявляться все более явственно. В то время как многочисленные измерения демонстрируют успехи в борьбе со свинцовым загрязнением, опасность накопления в придорожных почвах недопустимого количества цинка нарастает.

Одним из наиболее опасных тяжелых металлов является кадмий. Кадмий до определенного периода попадал в почву при истирании шин, т.к. он добавлялся к резине для ускорения процесса вулканизации. В настоящее время использование кадмия в производстве шин запрещено, и это обстоятельство положительно сказывается на качестве почв. Так, опыт исследований почвенного покрова по трассе кольцевой автомобильной дороги (КАД) вокруг Санкт-Петербурга, проведенных ЗАО «Экотранс-Дорсервис» (несколько сотен измерений), свидетельствует, что на всей полосе отвода КАД и, в частности, на пересечениях КАД с существующими дорогами сверхнормативного содержания кадмия не обнаружено.

 
 

Нефтепродукты, представляющие собой композицию самых разнообразных углеводородов, являются, как общеизвестно, самым обыденным и повсеместным загрязнителем придорожных полос. Несмотря на то, что загрязнение ими носит самый масштабный и распространенный характер, каких-либо удовлетворительных методик, обеспечивающих прогнозные оценки загрязнения почв, до сих пор не разработано. Мало того, до сих пор в России отсутствуют утвержденные ПДК и ОДК по их содержанию в почве. Поэтому приходится пользоваться зарубежными критериальными оценками, принимая допустимую концентрацию нефтепродуктов в почве от 50 до 180 мг/кг. Реальное содержание нефтепродуктов в придорожных почвах, как показывают многочисленные исследования, обычно существенно больше, чем дают указанные критерии (см. рис.3).

 

Рис. 3. Содержание нефтепродуктов вблизи автомобильных магистралей в Санкт-Петербурге.

 

Среди показателей, характеризующих загрязнение почвы углеводородами, особую значимость имеет бенз(а)пирен, обладающий канцерогенным действием. Бенз(а)пирен в составе других полициклических ароматических углеводородов содержится в отработавших газах автомобильных двигателей. Кроме отработавших газов источником выделения бенз(а)пирена могут быть органические вяжущие материалы, используемые при строительстве дорожной одежды. В шинах автомобилей полициклические ароматические углеводороды содержатся по причине использования при производстве резины газовой сажи, которая придает резине необходимые свойства по стойкости к истиранию, прочности, жесткости, твердости. По имеющимся оценкам каждые 100 грамм стершихся шин содержат до 1,2 мг бенз(а)пирена. Представляется, что истирание асфальта и шин является главенствующей причиной повышенного накопления бенз(а)пирена в придорожных почвах.

Повышенные концентрации бенз(а)пирена (до 20 ПДК), как показывает опыт ЗАО «Экотранс-Дорсервис», обнаруживаются практически вдоль всех крупных автомагистралей. В качестве примера на рис. 4 приведены результаты измерений концентраций бенз(а)пирена и полихлорбифенилов (ПХБ) около Рябовского шоссе в Санкт-Петербурге. При норме 0,02 мг/кг измеренные около шоссе концентрации бенз(а)пирена достигали 0,17 мг/кг. Если говорить о концентрациях ПХБ в придорожных почвах, то, как показывает опыт изысканий для КАД, они нигде не превышали допустимых значений. При этом не обнаружено снижения содержания ПХБ по мере удаления от автомобильной дороги. Это свидетельствует о том, что автотранспорт не является основным источником загрязнения почвы этими веществами (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Концентрации бенз(а)пирена и полихлорированных бифенилов в почве около Рябовского шоссе.

 

Опять же методические основания для оценки загрязнения почв в придорожном пространстве бенз(а)пиреном сегодня отсутствуют, несмотря на очевидную актуальность вопроса, который пока приходится решать эмпирическим путем. Это обстоятельство, как и сказанное выше о нефтепродуктах и цинке, ставят перед прикладной наукой важные задачи по оценке загрязнения почвенного покрова, в решении которых остро нуждается дорожная отрасль.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.