Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общение и деятельность. Общение как деятельность



ПРОБЛЕМЫ ОНТОГЕНЕЗА

ОБЩЕНИЯ


Москва

«Педагогика»

 


ББК88.8 Л63

Печатается по решению Редакционно-издателъского советаАкадемии педагогических наук СССР

Рецензенты:

действительный член АПН СССР, доктор психологических наук,

профессор А. А. БОДАЛЕВ;

доктор психологических наук, профессор Л. А. ВЕНГЕР;

доктор психологических наук, профессор С. Н. КАРПОВА;

доктор психологических наук В. Э. ЧУДНОВСКИЙ

Текст помогла подготовить к печати

доктор психологических наук А. Г. РУЗСКАЯ

Лисина М. И.

Л63 Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с. 65 коп.

В монографии на основе большого экспериментального материала представлена попытка построить целостную концепцию генезиса об­щения. В ней рассматриваются вопросы возникновения и ранних эта­пов развития общения детей (от рождения до 7 лет) с взрослыми и сверстниками; дается описание четырех главных форм общения, пред­ставляющих собой возрастные уровни развития коммуникативной деятельности детей: ситуативно-личностной формы общения младен­цев, ситуативно-деловой формы общения детей раннего возраста, внеситуативно-познавательной, свойственной среднему дошкольному возрасту, и внеситуативно-личностной формы — высшего достижения социального развития в дошкольном детстве.

Для специалистов в области общей и детской психологии, педа­гогики.

4303000000—082

Л-- т——-------- 29—86 ББК 88.8

005(01)-86 Л63

© Издательство«Педагогика», 1986


Введение

Эта книга об общении. Мы расскажем в ней о том, как ребенок, появившись на свет, вступает в свои первые контакты с окружающими людьми, как все более услож­няются и углубляются его связи с ними, как преобра­зуется общение ребенка с взрослыми и сверстниками в первые 7 лет жизни. Наша книга — это книга также и о самопознании. Мы постараемся описать, что знает о се­бе маленький ребенок, как он представляет себе различ­ные свои способности и вытекающие из них возможности. Общение и самопознание — это две большие пробле­мы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В на­ши дни развитие средств связи и передвижения сблизи­ло разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убы­стряющийся темп жизни одновременно вносит между ' людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто , живет совсем рядом — в одном доме, а нередко даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархально­го быта приводит к тому, что мы редко видимся с сосе­дями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь втор­гается одиночество, и мучительно страдают от него. Не это ли переживание заставило воскликнуть Антуана де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения!»? В условиях, ко­гда на смену прежним привычным формам существова­ния с их неторопливостью, постоянством связей и при­верженностью традициям приходят новые формы бытия, характеризующиеся динамизмом и высоким ритмом, лю­ди настойчиво стремятся понять, что же это такое — об­щение, как его сберечь и взрастить на благо человече­ства?

В ряду разнообразных научных дисциплин, способ­ных помочь решению проблемы общения, первостепен­ное место отводится психологии. Ведь психолог по са-


мой сути своей профессии призван разобраться в духов­ной жизни человека, выяснить самые сокровенные его нужды и потребности. И вот примерно 30—35 лет назад почти одновременно в разных концах мира развернулись исследования, направленные на углубленное изучение психологии общения людей. С самого качала особое ме­сто среди них заняли работы, посвященные изучению детского общения, прежде всего общения маленького ребенка с взрослыми, которые за ним ухаживают. Зна­чительно более простое, чем у взрослых людей, общение малышей сулило быстрый успех в его истолковании. Большую роль сыграли также нужды практики. Вовле­чение женщин в крупное производство настоятельно тре­бовало развертывания общественного воспитания детей. Возникла острая практическая необходимость опреде­лить, как строить контакты с ними в условиях, отлич­ных от сложившихся веками семейных отношений. Та­ким образом, общество требовало от психологов разра­ботки вопросов генезиса общения— определения того, как оно первоначально возникает и затем развивается.

Одним из первых начал разработку проблем генези­са общения известный английский психолог Дж. Боулби [J. Bowlby, 1951a, b]. Сразу же после войны вышли его труды, привлекшие пристальное внимание общественно­сти. Дж. Боулби, как и близкие к нему по своим творче­ским позициям Рене Спитц [Я. Spitz, 1945, 1946 а, Ь] во Франции, Анна Фрейд [A. Freud, 1946, 1951] в Австрии и некоторые другие европейские психологи, драматичес­ким образом подчеркивали первостепенное значение от­ношений с матерью для правильного психического раз­вития маленького ребенка. Недостаток общения с нею, писали эти ученые, ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает ро­ковую печать на последующую судьбу личности, опре­деляя формирование у нее агрессивности, антиобщест­венных наклонностей и душевной опустошенности.

Немного позднее интерес к исследованию генезиса общения проявили ученые США. В рамках теории «со­циального научения» они провели в 50-е гг. множество работ, направленных на анализ контактов ребенка с взрослыми и с другими детьми на разных этапах детства. Общение ребенка с матерью и со сверстниками получи­ло в их трудах истолкование как разновидность явле­ний, подчиняющихся закону «стимул — реакция».


В начале 60-х гг. широкое исследование генезиса об­щения развернулось в СССР. Советские психологи ос­новывались на прочных традициях изучения взаимодей­ствия детей с окружающими взрослыми, созданных в послереволюционные годы выдающимися русскими пе­диатрами, физиологами и педагогами раннего детства. Среди них прежде всего необходимо упомянуть видного ученого и организатора общественного воспитания де­тей раннего возраста Н. М. Щелованова и его коллег и учеников Н. М. Аксарину [Воспитание детей..., 1955], М. Ю. Кистяковскую [1970], Р. В. Тонкову-Ямпольскую [Социальная адаптация..., 1980]. Созданная Н. М. Щеловановым школа изучения нормальной физиологии ран­него детства существует до сих пор и постоянно расши­ряет свою работу. Но в дополнение к ней по инициати­ве ведущего в СССР специалиста по детской психологии А. В. Запорожца было предпринято уже собственно пси­хологическое изучение генезиса общения у детей первых 7 лет жизни. В этой работе принял участие коллектив лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Около 20 лет лаборатория за­нята экспериментальным исследованием общения с взрослыми и сверстниками у детей первых 7 лет жизни. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит принадлежащие автору теоретические обобщения резуль­татов 20-летней работы. Вместе с тем в книге излагают­ся конкретные исследования, выполненные под нашим руководством; без их вклада разработка генезиса обще­ния была бы невозможна.

Значительное место в книге мы уделяем среди прочих также проблемам самопознания. Чем это вызвано? По­чему вопросы общения рассматриваются в связи с проб­лемами самопознания?

Самопознание — самостоятельная проблема, занима­ющая умы философов и ученых с давних времен. Люди всегда жадно стремились к тому, чтобы понять, что же они собою представляют — и каждый отдельный чело­век, и человечество в целом.

Потребность в самопознании не пустая прихоть: ин­дивид не смог бы существовать без правильного пред­ставления о том, на что он способен. Видимо, поэтому эта потребность так прочна в каждом из нас и порож­дает неутолимый интерес к тому, чтобы понять и оце­нить себя.


Главный источник, из которого мы черпаем знания о себе,— опыт, рождающийся в активной деятельности, при этом коллективной. В ходе совместной с другими людьми практики человеку открываются наилучшие возможности для понимания своих способностей.

Личные (по форме) « одновременно общественные (по существу) отношения с людьми, складывающиеся в ходе общения, становятся важнейшим инструментом самопознания. По выражению К. Маркса, другой чело­век словно зеркало, в которое мы глядимся, чтобы уви­деть самих себя.

Общение и самопознание тесно связаны друг с дру­гом. Общение — наилучший путь для того, чтобы по­знать себя. А правильное представление о себе, конечно, в свою очередь влияет на общение, помогая его углуб­лению и упрочению. В деловых контактах и в дружеских связях одинаково важно отдавать себе отчет в своих дей­ствиях, строго судить себя и верно оценивать.

Вот почему в своей книге мы поведем речь об обще­нии и о самопознании как о двух неразрывно связанных, обусловливающих друг друга проблемах. Мы рассмот­рим их применительно к детям дошкольного возраста (от рождения до 7 лет). Первый год жизни — младен­чество — еще очень мало изучен психологами, но факты, накопленные наукой в последние два десятилетия, по­зволяют предположить, что и в первые месяцы после рождения ребенок не «готовится стать человеком», а живет и активно действует, налаживает сложные отно­шения с окружающими людьми и предметной средой, в которой живет. Ранний возраст — второй и третий го­ды жизни — своеобразен тем, что дети овладевают куль­турно фиксированными способами употребления пред­метов и научаются говорить, что неизмеримо углубляет возможности их познания и взаимодействия с окружаю­щими людьми. Собственно дошкольный возраст — от 3 до 7 лет — важный этап в формировании человека. Ре­бенок уже относительно самостоятелен, он многое умеет делать и активно переходит от одного занятия к друго­му: рассматривает, рисует, строит, помогает старшим, играет с друзьями. Значит, у него много возможностей, чтобы проверить, насколько он ловок, смел, как он умеет ладить с товарищами, чтобы узнать себя по своим делам. Дошкольник, кроме того, тесно связан с окружающими людьми — взрослыми и ровесниками. Благодаря этому он располагает опытом общения, позволяющим ему со-


поставить себя со сверстниками, услышать мнение о се­бе родных и посторонних людей и узнать себя по оцен­кам окружающих.

Таким образом, наблюдая детей, психолог получает возможность увидеть особенности их самопознания и те условия, в которых оно складывается: индивидуаль­ную практику ребенка и его общение с другими людьми.

Наша книга адресована прежде всего ученым, спе­циализирующимся в области детского развития,— психо­логам, физиологам, педагогам раннего детства, психо­неврологам и психиатрам. Знакомство с нею, возможно, будет небезразлично также всем, кто интересуется про­блемами общей психологии, психологии общения и само­познания.


Глава I

Понятие общения

Основное внимание в книге сосредоточено на изложе­нии разработанного нами представления о возникнове­нии общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.

Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения, необходимо хотя бы коротко сообщить чита­телю, какой смысл мы вкладываем в термин «общение». Определение общения необходимо, во-первых, потому, что сам термин широко употребляется в русской быто­вой повседневной речи, где имеет интуитивно понимае­мое, но научно не определенное значение. Такое опреде­ление требуется еще и потому, что в научной литерату­ре смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. Вот почему главу I книги мы посвящаем краткому рассмот­рению вопроса о том, что такое общение.

Определение общения

Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два-три десятилетия при­влекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенно­сти, механизмы протекания и изменения стали предме­том изучения философов и социологов [Б. Д. Парыгин, 1971; И. С. Кон, 1971, 1978], психолингвистов [А. А. Ле­онтьев, 1979а, б], специалистов по психологии социаль­ной [Б. Ф. Поршнев, 1966; Г. М. Андреева, 1980], дет­ской и возрастной [В. С. Мухина, 1975; Я. Л. Коломинский, 1976, 1981]. Однако разные исследователи вкла­дывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина [Воспитание детей ..., 1955] называют общением ласковую речь взро­слого, обращенную к младенцу; М. С. Каган [1974] считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Одни исследователи [Г. А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгялло — в кн.: Мышление и общение, 1973] признают реальность взаи­моотношений человека с машиной, в то время как дру­гие полагают, что «разговор об общении с неодушевлен-


ными предметами (например, с ЭВМ) имеет только ме­тафорический смысл» [Б. Ф. Ломов — в кн.: Проблема общения..., 1981, с. 8]. Известно, что и за рубежом пред­ложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев [1973] сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения.

И все же неизбежно каждый, начиная писать об об­щении, дает еще одно, свое определение общения. Даем такое определение и мы.

Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Мысогласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимо­действие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности ипредполагает ее в своих партнерах [К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова-Славская-—в кн.: Проблема общения..., 1981].

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его слу­жит для нас то, что каждый его участник активен, т. е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздей­ствует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому мы не относим к общению случаи односторонней активности: когда, например, лектор обращается по радио к невиди­мой ему аудитории или учитель дает урок по телевиде­нию, а не в классе. Значение указанной особенности об­щения подчеркивает Т. В. Драгунова [Возрастные и ин­дивидуальные особенности младших подростков, 1967], Я- Л. Коломинский [1976].

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом па­циента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, ирассчитывают на его отзыв. На эту осо­бенность общения обращают внимание А. А. Бодалев [1965], Е. Э. Смирнова [Мышление и общение, 1973] и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов


утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» [Проблема общения..., 1981, с. 8], и чуть дальше: «Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых вы­ступает именно как субъект» [там же].

Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с дру­гом. Абсолютизация взаимодействия в отрыве от дру­гих черт общения приводит к интеракционистской пози­ции, которая резко обедняет представление об обще­нии. При чрезмерном акценте на обмене информацией как сути общения последнее превращается в коммуни­кацию — явление, также намного более узкое, чем обще­ние. Напомним, что К. Маркс, говоря о феноменах об­щения, употреблял не английское слово «communica­tion» — «коммуникация», а немецкое «Verkehr» — тер­мин, который в гораздо большей степени схватывает связь общения с отношениями в человеческом обществе [К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 19]. (См. анализ этого словоупотребления у Г. М. Андреевой [1980а], Г. М. Кучинского [Проблема общения..., 1981], А. А. Ле­онтьева [1973].) И наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отде­ление его от термина «взаимоотношения» имеет важное принципиальное и методическое значение [Я. Л. Коломинский, 1981]. К последнему вопросу мы еще вернемся при рассмотрении продуктов общения.

Итак, в ходе общения люди адресуются друг к дру­гу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет лег­ко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая вас, глядит вам в лицо и, улыбаясь в ответ на ваши ласковые слова, устремляет взгляд в ва­ши глаза — можете быть уверены, что вы общаетесь. Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рас­сматривая жука в траве,— и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности чело­века в отдельный эпизод. Так бывает, например, когда люди сосредоточенно обсуждают свои отношения, выска­зывают друг другу мнения о своих или чьих-то поступ­ках, действиях. У маленьких детей общение, как прави­ло, тесно переплетено с игрой, исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и переме-


жается с ними. Ребенок то занят своим партнером (взро­слым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения — это целостная ак­тивность, имеющая у детей своеобразную форму суще­ствования. Поэтому как предмет психологического ана­лиза общение представляет собою известную абстрак­цию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдае­мых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них оно проявляется и на их основе конструируется в объект научного изучения.

Общение и деятельность. Общение как деятельность

Предложить определение общения — Важное дело, но им нельзя ограничиться; дальше требуется дать его по­нимание. Скажем сразу же, что, рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

Прежде чем раскрыть этот тезис, скажем, что совет­ские психологи, при всем различии их подходов к истол­кованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности.

Категория деятельности вообще занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. В по­исках лаконичного указания на главное отличие чело­века от других существ М. С. Каган даже предлагает называть его «Homo Agens», т. е. «человек действую­щий» [1974, с. 5]. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них по­лучили концепции С. Л. Рубинштейна [1946, 1973], Б. Г. Ананьева [1980а], Л. С. Выготского [1982, 1983],

A. Н. Леонтьева [1983]. В основу своего понимания об­-
щения мы положили концепцию деятельности, разрабо­
танную А. Н. Леонтьевым и развитую А. В. Запорожцем
[1960а, б, 1979], Д. Б. Элькониным [1960, 1978а],

B. В. Давыдовым [1977], П. Я. Гальпериным [1978].
С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Про­анализировать любой вид деятельности — значит ука­зать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие


ее потребности и мотивы, описать разновидности состав­ляющих деятельность действий и операций.

Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г. М. Андреевой [1980а], они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека [Б. Ф. Ломов, 1975]; общение может высту­пать как сторона деятельности, а последняя — как усло­вие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности. Сама Г. М. Андреева ратует за наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, при котором «общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама дея­тельность не только труд, но и общение в процессе тру­да), и как ее своеобразный дериват» [1980а, с. 95].

Применяя концепцию А. Н. Леонтьева к анализу об­щения как к особому виду деятельности, мы обозначили ее термином «коммуникативная деятельность». Повто­рим, что для нас, следовательно, «общение» и «коммуни­кативная деятельность» — синонимы. Но необходимо подчеркнуть отличие нашего подхода к общению от ти­пичных для западной социальной психологии подходов к коммуникативному процессу как внешнему поведению, характеризуемому с формально-количественной точки зрения. Толкование общения как деятельности выдви­гает для исследователя на передний план содержатель­ную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях психолог отправляется от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности он движется от операций в глубь явлений, а при анализе поведения остается на по­верхности фактов.

Итак, что значит понимать общение как особый вид деятельности Мы согласны с В. В. Давыдовым [1977], что для этого необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Другими словами, требуется наложить на коммуникативную деятельность общую сетку, решетку, применимую для изучения любых видов деятельности, и наполнить ее ячейки конкретным содер­жанием. Вот что у нас получилось в результате подоб­ного наложения. Структурные компоненты коммуника­тивной деятельности выглядят следующим образом.


Предмет общения— это другой человек, партнер по общению как субъект. Сходное определение предмета общения дает Т. В. Драгунова [Возрастные и индивиду­альные особенности..., 1967].

Потребность в общениисостоит в стремлении челове­ка к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообраз­ным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого челове­ка как на свой предмет и, будучи двусторонним процес­сом (взаимодействием), приводит к тому, что познаю­щий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения. Указанная точка зрения нашла широкое отражение в трудах кон­ференций по социогенным потребностям [Проблемы формирования социогенных потребностей, 1974] и по проблемам познания людьми друг друга [Теоретические и прикладные проблемы..., 1975].

Коммуникативные мотивы— это то, ради чего пред­принимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны вопло­щаться, или, по терминологии А. Н. Леонтьева [1983], «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых дан­ный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения— это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому че­ловеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения— это та цель, на достижение кото­рой в данных конкретных условиях направлены разно­образные действия, совершаемые в процессе общения. . Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения— это те операции, с помощью ко­торых осуществляются действия общения.

К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но

 


также и взаимоотношения [Я- Л. Коломинский, 1976; Отношения между сверстниками..., 1978], избирательные привязанности [С. В. Корницкая, 1975; Р. А. Смирнова, 1981] и, главное, образ самого себя и других людей — участников общения [А. А. Бодалев и др., 1970; Н. Н. Авдеева — в кн.: Проблемы периодизации..., 1976; Экспериментальные исследования..., 1979; И. Т. Димит­ров; М.И. Лисина, Н. Н. Авдеева; А. И. Силвестру — в кн.: Исследования по проблемам..., 1980].

Более подробный анализ структуры коммуникативной деятельности можно найти в наших работах [Развитие общения..., 1974, 1974а, 1978; Исследование по пробле­мам..., 1980].

Повторим, что подход к общению как деятельности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций че­ловека на сигналы, поступающие от другого лица. Ана­лиз общения как деятельности позволяет четко опреде­лить качественное преобразование при переходе от взаи­модействия животных к общению у человека и в ходе онтогенетического развития. И филогенетическое и он­тогенетическое развитие перестает сводиться к умноже­нию коммуникативных операций или к появлению новых средств обмена информацией и осуществления контак­тов; напротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребно­стей и мотивов общения. Важное преимущество предла­гаемого подхода к общению как к коммуникативной дея­тельности мы видим также в том, что он позволяет соот­нести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.