Перед началом свободной дискуссии выполните следующее упражнение: «Закройте глаза и попробуйте представить ситуацию, которая связана с неприятным случаем манипулирования вами. Представьте себе вашего ученика, выпрашивающего оценку, например. Где это происходило? Какое было время дня? Какое было освещение? Где находились вы и где — он? Что говорил или делал ученик? Услышьте его голос и слова. Попробуйте ощутить свою позу, прикосновения, полностью восстановите ситуацию. Что вы чувствуете? Какие фильтры включились у вас в этот момент? Часто ли они включаются в общении с учениками? (Дайте высказаться всем желающим.) Давайте вместе поищем нужные слова для сопротивления манипулированию».
Предложите участникам группы формулу достойного ответа в ситуации манипулирования.
1-я часть. Признайте силу ученика над вами, скажите ему о своем «слабом месте» и о том, что он может добиться своего, используя ваши слабости.
2-я часть. Скажите ему о том, что бывает потом. Опишите, что происходит с вами, когда осознаете, что кто-то использовал вашу слабость (возможно, вы начинаете сторониться этого человека или меньше ему доверяете, думаете о нем неприязненно или теряете уважение к нему — выберите то, что именно для вас характерно).
3-я часть. Объясните, почему это происходит.
4-я часть. Предложите ученику выбирать.
Учитель информатики Александр Иванович не может видеть женских слез, об этом знают старшеклассницы. Одна из них, Таня, болела, много пропустила и должна получить в четверти «4». Теперь она выпрашивает «5». В конце ответа на зачете А.И. говорит ей, что знает она только на «4», ученица начинает плакать, она совершенно искренне рыдает и… А.И. тут же ставить ей «5», смущенно повторяя: «Ну, если для тебя это так важно…» Веселая Таня уходит домой, а А.И. чувствует себя очень неловко.
На группе, выполняя данное упражнение, Александр Иванович придумал следующий ответ:
Знаешь, Таня, у меня есть слабое место: я не могу видеть женских слез. Когда женщина плачет, я готов сделать что угодно, лишь бы это прекратилось. Я думаю, что сейчас ты легко можешь добиться от меня своей пятерки. (Пауза.) Однако я боюсь, что наши отношения, а я ценю их, после этого изменятся, я не смогу так же уважать тебя, как уважаю сейчас. (Пауза.) Наверное, я просто не люблю, когда меня используют. Ты, наверное, тоже не любишь? (Пауза). Так что выбирай, я поставлю ту оценку, которую назовешь ты сама.
Важно, чтобы учитель поставил ту оценку, которую выберет ученица (в конце концов, дело не в оценке). Если все-таки выбирается «5», впоследствии у большинства детей возникает известный психологический феномен «горькой конфеты», то есть неприятные переживания ребенка могут оказать влияние на его дальнейшие выборы. Если же ученик (или ученица) делает выбор в пользу достойного, хотя и невыгодного, варианта, учитель обязательно должен поддержать его, выразив свои чувства форме «Я-высказывания». В случае с Таней, например, следующим образом: «Знаешь, Таня, что я чувствую сейчас? Огромное облегчение. Я горжусь тобой».
Упражнение на овладение навыком
Ведущий говорит: «Восстановите в памяти образ конфликтной ситуации, который вы вспомнили в начале нашего занятия. Вспомните слова и позы своего ученика и собственные. Попробуйте подобрать нужные в тот момент слова, которые бы дали понять вашему ученику, что вы способны сопротивляться манипулированию собой. Упражнение можно делать либо в парах, либо всей группой, разбирая чей-то трудный случай. Разыграйте ситуацию, в которой предложивший ее учитель играет сам себя».
Обсуждение итогов
Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Применить на практике навыки, о которых шла речь на этом занятии. Продолжать составлять Школьный план действий для властолюбивого ученика, шаг №3.
Занятие 8. Взаимодействие с властными и мстительными учениками. Позитивная речь и позитивное мышление
Цель работы
Научить участников позитивно относиться к «плохим» ученикам и позитивно говорить о них.
Материалы
«Примеры позитивного описания негативных феноменов» (Пезешкиан, 1993).
Примеры позитивного описания негативных феноменов:
Лень — способность отказаться от явно завышенных потребностей.
Упрямство — способность сказать «нет», возразить авторитетам.
Страх — способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.
Агрессивность — способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.
Алкоголизм — способность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.
Ревность — способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.
Клептомания — способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.