Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дискуссия на тему занятия



 

Перед началом свободной дискуссии выполните следующее упражнение: «Закройте глаза и попробуйте представить ситуацию, которая связана с неприятным случаем манипулирования вами. Представьте себе вашего ученика, выпрашивающего оценку, например. Где это происходило? Какое было время дня? Какое было освещение? Где находились вы и где — он? Что говорил или делал ученик? Услышьте его голос и слова. Попробуйте ощутить свою позу, прикосновения, полностью восстановите ситуацию. Что вы чувствуете? Какие фильтры включились у вас в этот момент? Часто ли они включаются в общении с учениками? (Дайте высказаться всем желающим.) Давайте вместе поищем нужные слова для сопротивления манипулированию».

 

Предложите участникам группы формулу достойного ответа в ситуации манипулирования.

 

1-я часть. Признайте силу ученика над вами, скажите ему о своем «слабом месте» и о том, что он может добиться своего, используя ваши слабости.

 

2-я часть. Скажите ему о том, что бывает потом. Опишите, что происходит с вами, когда осознаете, что кто-то использовал вашу слабость (возможно, вы начинаете сторониться этого человека или меньше ему доверяете, думаете о нем неприязненно или теряете уважение к нему — выберите то, что именно для вас характерно).

 

3-я часть. Объясните, почему это происходит.

 

4-я часть. Предложите ученику выбирать.

 

Учитель информатики Александр Иванович не может видеть женских слез, об этом знают старшеклассницы. Одна из них, Таня, болела, много пропустила и должна получить в четверти «4». Теперь она выпрашивает «5». В конце ответа на зачете А.И. говорит ей, что знает она только на «4», ученица начинает плакать, она совершенно искренне рыдает и… А.И. тут же ставить ей «5», смущенно повторяя: «Ну, если для тебя это так важно…» Веселая Таня уходит домой, а А.И. чувствует себя очень неловко.

 

На группе, выполняя данное упражнение, Александр Иванович придумал следующий ответ:

 

Знаешь, Таня, у меня есть слабое место: я не могу видеть женских слез. Когда женщина плачет, я готов сделать что угодно, лишь бы это прекратилось. Я думаю, что сейчас ты легко можешь добиться от меня своей пятерки. (Пауза.) Однако я боюсь, что наши отношения, а я ценю их, после этого изменятся, я не смогу так же уважать тебя, как уважаю сейчас. (Пауза.) Наверное, я просто не люблю, когда меня используют. Ты, наверное, тоже не любишь? (Пауза). Так что выбирай, я поставлю ту оценку, которую назовешь ты сама.

 

 

Важно, чтобы учитель поставил ту оценку, которую выберет ученица (в конце концов, дело не в оценке). Если все-таки выбирается «5», впоследствии у большинства детей возникает известный психологический феномен «горькой конфеты», то есть неприятные переживания ребенка могут оказать влияние на его дальнейшие выборы. Если же ученик (или ученица) делает выбор в пользу достойного, хотя и невыгодного, варианта, учитель обязательно должен поддержать его, выразив свои чувства форме «Я-высказывания». В случае с Таней, например, следующим образом: «Знаешь, Таня, что я чувствую сейчас? Огромное облегчение. Я горжусь тобой».

 

Упражнение на овладение навыком

 

Ведущий говорит: «Восстановите в памяти образ конфликтной ситуации, который вы вспомнили в начале нашего занятия. Вспомните слова и позы своего ученика и собственные. Попробуйте подобрать нужные в тот момент слова, которые бы дали понять вашему ученику, что вы способны сопротивляться манипулированию собой. Упражнение можно делать либо в парах, либо всей группой, разбирая чей-то трудный случай. Разыграйте ситуацию, в которой предложивший ее учитель играет сам себя».

 

Обсуждение итогов

 

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Применить на практике навыки, о которых шла речь на этом занятии. Продолжать составлять Школьный план действий для властолюбивого ученика, шаг №3.

Занятие 8. Взаимодействие с властными и мстительными учениками. Позитивная речь и позитивное мышление

 

Цель работы

 

Научить участников позитивно относиться к «плохим» ученикам и позитивно говорить о них.

 

Материалы

 

«Примеры позитивного описания негативных феноменов» (Пезешкиан, 1993).

Примеры позитивного описания негативных феноменов:

 

Лень — способность отказаться от явно завышенных потребностей.

 

Упрямство — способность сказать «нет», возразить авторитетам.

 

Страх — способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.

 

Агрессивность — способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо.

 

Алкоголизм — способность с помощью алкоголя сделать конфликтные ситуации временно терпимыми.

 

Ревность — способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили.

 

Клептомания — способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.