Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и основные факторы, определяющие особенности развития российской государственности



 

Исследование государственности является крайне важным на современном этапе научного знания, когда возникает задача теоретического осмысления длительной истории государствен­но-правовой организации российского общества.

Под понятием российской государственности следует подразумевать возникновение и развитие российского государства, его различные типы, формы и функции на различных этапах истории России, пре­емственность и обновление политической, структурной и территори­альной организации российского общества, словом, государствен­но-правовые процессы, происходящие в течение длительного периода жизнедеятельности русского этноса.

При таком методологическом подходе характеристики рос­сийской государственности на разных этапах ее развития должны также содержать и научную оценку, оценочные суждения - что и когда было эффективно и полезно по критериям качества жизни, а что, наоборот, ошибочно, вредно, вело в тупик, порождало конфликты. Все это необходимо рассматривать и оценивать с учетом конкретно-исторических особенностей, уровня знания, куль­туры, религиозного и вообще духовного развития России на опреде­ленном этапе, общих мировых государственно-правовых процессов в те или иные времена, российских традиций, национальной и соци­альной психологии и т. п.

Теоретическое обобщение российской государственности должно иметь свой предмет и свои ограничения по срокам, по конкретике, по выводам. Эта методологическая задача возникает в процессе рассмотрения некоторых важных теоретических вопросов российской государственности.

Форми­рующаяся теория российской государственности основы­вается на учете важнейших особенностей развития российской го­сударственности, изучении тех факторов,которые создают цельную картину жизнедеятельности российского государства и общества. Словом, необходимо подходить к российской государ­ственности не только с политических, экономических, социальных позиций, но и с позиций культурологических - видеть в российской государственности большую культурную ценность, условие органи­зованной жизнедеятельности и даже выживания русского этноса. И при таком подходе речь должна пойти о влиянии многих социаль­но-экономических, географических, политических, националь­но-психологических, духовных и иных факторов на государствен­ность России: от ограниченно классовых, вульгаризированных характеристик возникновения Российского государства к широким социологическим обобщениям.

Основные факторы, определяющие особенности развития российской государственности, можно выделить и условно обозначить, как крестьянский, национальный, геополитический вопросы, вопрос "питей" (употребление алкогольных напитков, винно-водочной монополии), и вопрос модернизации России, т.е. выбора исторического пути.

Крестьянский вопрос - это вопрос о том, как наиболее эф­фективно соединить земледельца, крестьянина с землей, учитывая пространственные, климатические условия России, традиции и пси­хологию народа. Это попытки государства создать и закрепить наи­более выгодный для земледельцев и общества способ хозяйство­вания на земле.

В истории российской государственности все время шел и идет поиск таких наиболее эффективных форм, ориентированных на ключевые черты хозяйственного уклада. Индивидуаль­но-семейное хозяйствование, хозяйственно-семейная кооперация и организация земледельческого труда, единоличное хозяйство, фермерство, общинная, общинно-крепостная, колхозно-совхозная хозяйственная деятельность - все эти способы при государствен­ном вмешательстве испытываются в жизни российского общества вот уже несколько столетий.

Семейно-хозяйственная кооперация земледельцев является исторически наиболее эффективной и объективной формой органи­зации труда. При семейно-хозяйственной форме соединения, земледельца с землей, государство обеспечивает собственность на землю,еекуплю-продажу с необходимыми ограничения­ми, вытекающими из наличия земли для сельскохозяйственных нужд, климатических, ландшафтных, природоохранительных и иных требований. При этом хозяйственном укладе государство обеспечи­вает и определенную степень хозяйственного саморегулирования, инициативы.

Общинное и общинно-крепостное хо­зяйствование, всегда сдерживало трудовую активность. "Как может человек проявить и развить не только свой труд, но инициативу в своем труде, когда он знает, что обрабатываемые им земля через некоторое время может быть заменена другой (община), что плоды его трудов будут де­литься не на основании общих законов и завещательных прав, а по обычаю (а часто обычай есть усмотрение), когда он может быть ответственен за налоги, не внесенные другим (круговая порука) ког­да он не может ни передвигаться, ни оставлять свое, часто беднее птичьего гнезда, жилище без паспорта, выдача коего зависит от усмотрения..."1

Община - и как способ жизнедеятельности и хозяйствования, и как бытовая основа крепостнической формы российской экономи­ки - явилась на два столетия мощной опорой монархического прав­ления, временами достигавшего абсолютистских значений (самодержа­вие), а также государственно-тоталитарных форм политического режима.

Что касается кол­хозно-совхозного хозяйствования, то оно шло под лозунгом "коллективизации" и "раскулачивания". Воссоздание общинно-коллективного земледелия (а по существу, крепостного: отсутствие паспортов, трудовая повинность, изъятие урожаев, приусадебных участков и т. п.) привело к возник­новению тоталитарной государственности - Советского социалисти­ческого государства. Политическая система российского общества на этом этапе формируется со всеми характерными чертами рас­пределительной социальной среды и обусловливает соответ­ствующую государственно-тоталитарную организацию жизни рос­сийского общества.

В конце XX века появился такой вид земледелия как фермерство. Фермерство, как собирательное понятие преобразования чиновничье-крепостнической формы хозяйствования на земле в индивидуально-семей­ную, является "мотором" идущих ныне перемен и в современной российской государственности.

Говоря о нынешнем состоянии фермерства, нельзя не отметить, что чем глубже будут идти процессы перестройки хозяйственных отношений на земле (частная собственность на землю, свобода договоров, в том числе купли-продажи, разумные ограничения), тем глубже и основательней будут идти и процессы демократизации России, создания государством условий для формирования соци­ально ориентированной рыночной экономики и соответствующей ей политической системы.

То или иное решение крестьянского вопроса формирует и одно из важных, постоянно существующих направле­ний в деятельности Российского государства в политической сфере, реализующейся в разных формах: от либеральных политических режимов до жестко принудительных, даже геноцидных (в конце 20-х г. XX в.), и вновь демократического режима в настоящее время. Разумеется, это общий вывод, который можно сделать в рамках теории российской государственности о путях и значении решения крестьянского вопроса, но такие общие выводы и есть задача именно теории государственности.

Национальный вопрос - возникает в глубине веков в процессе формирования Рос­сийского государства тремя основными этносами: славянским, угро-финским, тюрским при главенствующей роли славянского этно­са и в определенных ареалах его русской основы.

Отношения между этими этносами и этих этносов с окру­жающими их народами в историческом ракурсе складывались не­просто. Национальный вопрос на протяжении столетий решался разными способами: и насильственными, и добровольными. Это и присоединение тех или иных народностей к населению Российского государства, захватнические и оборони­тельные войны, мирные и насильственные формы разрешения межнациональных конфликтов, создание федерации и др.

На протяжении веков, в истории российской государствен­ности сталкиваются разные этнические хозяйственные уклады, ре­лигиозные системы: главным образом православная христианская и мусульманская, национальные психологии, правовые системы, культурные ценности и бытовые особенности.

Для государственности России национальный во­прос – это, прежде всего, вопрос соответствия националь­но-государственного и административно-территориального устройства России тому уровню состояния и способу решения национального вопроса, который сложился на определенном отрез­ке времени, на соответствующем этапе развития российского об­щества.

Длительное время в XX веке провозглашался федера­лизм, а фактически существовал унитаризм.

Как известно, то или иное устройство государства, отражающее способы решения национального вопроса, оказывает важное воздействие на политический режим, так как именно он призван обеспечивать территориальное устройство государства. В истории российской государственности мож­но наблюдать тиранический, авторитарный, тоталитарный и демократический режимы.

Немаловажное значение имеет и другая причина - постоян­ная динамика в жизни этносов, их эволюция. Решение национального вопроса в России видется в обес­печении мирного сосуществования этносов на территории Россий­ского государства, провозглашении и реальном обеспечении равно­правия всех ее народов и граждан независимо от их национальной принадлежности, создании такого национально-государственного и админи­стративно-территориального устройства, такого политического режима, которые бы гарантировали разумное, цивилизованное, демократи­ческое решение национального вопроса.

В достижение этой цели вносит определенный вклад со­временная теория государства, и другие общественные, в том числе государствоведческие, науки.

Новый подход к решению национального вопроса сформулирован в в ч. 1 ст. 26 Конституции РФ: человек вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.

Кроме того, Конституция РФ устанавли­вает недопустимость под страхом уголовного наказания разжигание расовой, национальной ненависти и вражды, пропаганды расового, национального превосходства и тем самым предоставления пре­имуществ по принципу национальной принадлежности в служебной, научной, бытовой и иных сферах жизнедеятельности российского общества.

Следующий, тесно связанный с предыдущим, - геополитиче­ский вопрос. Он охватывает проблемы и процессы воссоединения с Россией других государств, присоединения к населению России, в том числе насильственным путем, и выделения изее состава наро­дов и их государственных образований. Включает этот вопрос и проблему защиты воссоединенных или приобретенных территорий, охрану границ, передвижения на протяжении столетий славянского этноса к морским рубежам, учет и соблюдение другими госу­дарствами геополитических интересов России.

Геополитика1 имеет двоякое содержание: это и наука о территориальных интересах государственности, и конкретная политика, реализующая эти интересы. Как наука о влиянии гео­графического, а шире - природного, фактора на государственную организацию общества, геополитика приобретает в настоящее вре­мя статус важной части теории государства. Как политика, она яв­ляется также постоянной, общесоциальной функцией российской государственности.

В геополитике важное значение имеют территориальные размеры государства - той особой политической организации, в форме которой существует и в случае необходимости защищается народ. Не менее важно и расположение государства в исторически сложившихся цивилизационных координатах и, конечно, его ланд­шафтные, в том числе почвенные, климатические особенности.

Что касается пространства, то оно в геополитике выступает в двух ипо­стасях. В первой ипостаси пространство выступает как статика, как некоторая данность, на которой размещено государство. Эта дан­ность определяет особенности государственно-правовой организа­ции общества. Во второй пространство становится целью политики, связано с необходимостью обеспечивать определенные территори­альные интересы. Это, так сказать, динамика политического про­странства, тоже, безусловно, реальная черта политической жизни общества.

Геополитика как определенная идеоло­гия, мораль, длительное время изгонялась из оборота официальной отечественной теории государства и права. Она определялась как политическая концепция, использующая географические данные (территорию, положение страны и т. п.) для обоснования империа­листической экспансии, которой, как официально считалось и утверждалось, никогда не могло быть у социалистической Совет­ской России. Вот почему, эта политическая концепция связывалась на предыдущем этапе с расизмом2, мальтузианством3, соци­ал-дарвинизмом4. Подчеркивалось, что она была на вооружении германского фашизма.

Геополитика была долгое время содержанием политической жизни старой России, и многие государственные дея­тели руководствовались ею.

Геополитическим было, по сути, движение России к морям Балтийскому, Черному, Каспийскому, в Сибирь, на Дальний Восток или, например, включение всей Волги - своего основного водного магистрального пути - в единую государственность. Иными слова­ми, государственность России обеспечивалась также и геополити­ческими интересами, а не только и не всегда идеями устройства и переустройства социально-экономической системы.

В конце XX века эти геополитические интересы не исчезли, сохраняются они и сейчас, разумеется, в иных формах осуществле­ния и защиты.

Геополитические интересы, как правило, постоянны у многих этносов, и новые процессы собирания народов в конфедерации, содружества - это проявление глубоких и длительных потребностей и процессов, которые имеются у народов, проживающих на терри­тории Восточно-европейской равнины. Разумеется, эти процессы совершаются в новых формах: демократических, политических, цивилизационных. Они исторически необходимы и для мирного проживания многих этносов на этой равнине, и для нормальной хозяйственной, куль­турной, духовной жизни.

Специфическим для России, имеющим непосредственное от­ношение к функционированию российской государственности, является и вопрос, как называли его в XIX-начале XX века, "питей", или, иначе, вопрос о производстве и потреблении алкогольных напитков в российском обществе.

Вопрос "питей" - это сгусток противоречий и проблем: фи­нансовых, нравственных, государственно-правовых, духовных, де­мографических.

Именно в сфере "питей" возникали, формировались причины многих преступлений, появлялись весьма экзотические способы хозяйствова­ния, управления, когда "бутылка" становилась реальной валютой, складывались факторы деформации, распада личности тех или иных политических лидеров, случайности в принимаемых ими под­час губительных государственных решений.

В этом отношении российская государственность находилась и находится в особенно невыгодном положении по сравнению с те­ми государствами, где этот вопрос был решен так или иначе уже несколько столетий назад и перестал быть дестабилизирующим фактором. Страны, потребляющие в основном вино, общества, установившие приоритет пива перед водкой, ушли к государственно организованной жизни, не подвергающейся столь резкому воздей­ствию новацией, реформ, экспромтов, экспериментов в сфере "питей". Эти страны, в финансовом, и в нравственном, и в духов­ном, и в государственном отношении обезопасили себя от разных подходов к решению вопроса "питей". Более того, некоторые из этих стран выдвинули в качестве сплачивающей общенациональ­ной, общегосударственной идеи программу "здоровой нации", ис­ключающей потребление алкогольных, да и табачных изделий.

Особенно возросло значение этого вопроса в современном Российском государстве. Ведь сейчас многие современные технологии вообще исключают употребление алкоголя персоналом, обслуживающим ядерное, химическое, биологическое и иное подобное производство. Не случайно, что пер­вопричиной большинства катастроф стали безответственность, дефекты пси­хики, дезорганизация и т. п., возникшие как раз из-за потребления алкоголя.

Решение вопроса "питей" является общесоциаль­ной функцией российской государственности. От него зависит определенное состояние госу­дарственности, ее характеристики на отдельных весьма важных этапах развития.

Наконец, модернизация1 - процесс, направленный на то, что­бы качество жизни российского общества, состояние и характери­стики социально-экономического уклада, положение человека, госу­дарственно-правовую организацию общества и деятельность институтов государственности, социально-бытовые условия в целом подтянуть до уровня мировых стандартов.

Отсчет следует вести от реформ Пет­ра I, поставившего своей целью обеспечить жизнедеятельность российского общества по современным для того времени европей­ским стандартам, поднять до этого уровня экономику, государствен­но-правовую организацию общества и деятельность его социальных институтов, прежде всего армию, образование, другие стороны жиз­ни общества.

Процесс "осовременивания" жизни российского общества, в том числе российской государственности всегда вызы­вал к себе разное отношение тех или иных социальных сил, резкое сопротивление или наоборот, мощную поддержку. Этот процесс объективно развертывался в истории России, оказывал мощное и непосредственное воздей­ствие на состояние российской государственности, формировал порой общенациональные идеалы, цели, объединяющие народы, вхо­дящие в состав Российского государства.

Понятие модернизации имеет двойственное содержание. Во-первых, это характери­стика развития многих традиционных, архаичных обществ (например, во многих регионах Африки), догоняющих цивилизации Европы, США и других развитых стран. А во-вторых, это характери­стика и тех обществ, у которых разрыв с мировыми стандартами проходит по некоторым социальным институтам, например государ­ственно-правовым. Движение к социальному правовому госу­дарству, формирование и обеспечение прав и свобод человека, перелом в духовной жизни - расцвет личности, творческого, само­стоятельного индивидуализма, предприимчивости - все это и многое другое очень важные сферы модернизации. Но они затрагивают не всю жизнедеятельность того или иного общества, а именно отдельные социальные институты, в том числе и институты государственности. И в этом движении модернизация устраняет разломы, между состоянием конкретного общества и мировыми, наиболее эффективными образцами, стандартами жизни. В этом втором смысле и характеризуется понятие модернизации для процесса постоянного, волнообразного реформирования в истории российской государственности.

В данном контексте модернизация означает, прежде всего, определение конкретных несоответствий между уже выработанны­ми и реализуемыми в других государствах, других обществах полез­ными образцами, стандартами жизни и теми архаичными формами, которые еще существуют в российском обществе, и далее разумное преодоление этого несоответствия, разрыва. Причем осуществлять­ся это должно там и тогда, где и когда модернизация может принес­ти пользу России. Модернизация - это подтягивание российского общества в определенных сферах до уровня соответствующих стандартов, определенная "современизация" российской жизни, в том числе и в области государственности.

Модернизация России на протяжении нескольких столетий была связана с усилиями перевести страну от сложившихся во многих сферах жизни архаичных, устаревших, гиперболизированно-коллективистских общественных форм жизне­деятельности к самым высоким социальным стандартам, имеющим, разумеется, конкретное содержание в соответствующие периоды исторического развития, выработанным человечеством и вопло­щенным в наиболее развитых странах, где на их основе обеспечи­вались мир, порядок, стабильность и процветание для граждан.

Модернизация являлась также и средством решения ключевых, вопросов, таких как геополитический, крестьянский и др.

Ученые, исследующие проблемы российской государственности, единодушно отмечают ее специфику по сравнению с западными госу­дарствами, подчеркивают ее особый государственно-правовой дух. На­пример, как отмечает Л.А. Морозова, в философской и социологической литературе называют четы­ре главные особенности, присущие российской государственности[511]:

- православие как форма коллективного сознания;

- самодержавие, т.е. сильное государство и централизация госу­дарственной власти;

- общинность. В России дольше, чем в других странах, сохраня­лась обшина как удобная форма жизнедеятельности крестьян. И эта бытовая сторона жизни российского крестьянства, которое составля­ло основную массу населения страны, накладывала отпечаток на го­сударственную организацию;

- колонизация, т.е. перенос традиционных форм организации на новые территории.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.