Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 4. Понятие и основные признаки государства



 

При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная организация власти. Также характерно возникновение особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, суверенитет, являющийся важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации. Последним признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является издание правовых норм. Однако, определить общее понятие государства невозможно.

 

Определение понятия государства

 

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в котором существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах своего развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем, государство обладает набором признаков (о них уже было сказано выше), которые проявляются на всех этапах его развития и в своей совокупности и взаимодействии позволяют определить государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Понятие государства на разных исторических этапах развития трактовалось по-разному. Аристотель считал, что государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. А для Цицерона государство было союзом людей, объединенными общими началами права и общей пользой.

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Н.М. Коркунов, на­пример, определяет государство как "общественный союз, представляю­щий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми"[143]. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуютгосударство Г.Ф. Шершеневич[144]. Л. Гумплович, определяет государство как "естественно воз­никшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка"[145].

Как видим, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассмат­ривали государство в основном с социологической точки зрения. Но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юри­дическое определение. Например, Г.Еллинек считал, что государство представ­ляет собой особое общественное образование и особое правовое явле­ние. Государство он определяет как целе­вое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъек­та, обладающее волей и являющееся носителем прав[146].

Гегелевское понимание государства базируется на его общей фи­лософской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: "Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, са­мой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает"[147].

Марксистско-ленинская наука, как говорилось выше, определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф.Энгельс и К.Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим[148], а В.И.Ленин, как машина подавления одного класса другим[149].

Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной периoд развития общества, объективностью методологиче­ских подходов к изучению государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.