Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разложение первобытно-общинного строя и появление государства



 

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался - у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять снача­ла "мягкие" цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение куль­турой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилиза­ции[97].

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они последовательно обобщены в книге Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варва­ров[98].

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV- III тысячеле­тии до н.э. земледелия, позволяющего собирать невероятно высокие урожаи зерновых в районах Ближнего Востока и Древнего Египта. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, до­лины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннезем­ледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексикан­ских индейцев (I-II вв. до н.э. - I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этногра­фии неолитическая революция стала возможной не только бла­годаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрес­су хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, пись­менности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры[99].

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избы­ток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспе­чить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регуляр­ный обмен продуктами между племенами, способствовавший накоплению новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабо­чей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых"[100].

Здесь, однако, следует уточнить, что далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземле­дельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой ранне­земледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых об­щинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполне­ние которых приводило к делению на военных вождей, началь­ников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремес­ленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникнове­нием городов-государств, где основное земледельческое населе­ние попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управлен­ческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная страти­фикация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, со­словия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен[101]. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинни­ки, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой диффе­ренциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к пер­вым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные поли­сы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысяче­летии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникно­вению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической ре­волюции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в ро­довом строе, который привел к замене матриархата патриархатом[102]. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому обществен­ная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельны­ми хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собст­венником основных средств производства - скота, орудий зем­леделия и продуктов нового производства - становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей)[103]. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и уста­навливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-об­щины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровнородственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или долж­ны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, меж­племенных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различ­ных народов. В результате на одной территории поселялись раз­ноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли ре­гулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно­родственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обя­занности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразо­вание прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организ­мом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общест­венной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от ро­дового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племенв период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племе­нами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интере­сов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы мигра­ции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов об­щественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно про­исходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верхов­ную власть, претендующую на передачу по наследству, на при­оритет перед народным собранием, к тому времени превратив­шимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавило­нян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных пле­мен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государствен­ности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти пле­мен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации об­щества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государст­венности, особенно у наиболее древних народов, оказывала рели­гия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каж­дый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властите­лей стремились объединить племена общими религиозными ка­нонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покрови­тельства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепен­ное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у ски­фов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закрепля­лась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение произ­водственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразо­вания первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации насе­ления, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.