Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологическая проблема. ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ



ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Проблема предотвращения термоядерной войны

 

Выше говорилось о современной научно-технической револю­ции, ее положительных и отрицательных последствиях. Именно последние и создают так называемые глобальные проблемы. Само название «научно-техническая революция» вошло в научный обо­рот в середине XX в., после создания атомной бомбы. Примене­ние нового оружия массового уничтожения произвело громадное впечатление на все население планеты. Стало ясно, что произош­ла действительно революция в средствах воздействия человека на других людей и на окружающую его природную среду. Никогда ранее не было такого, чтобы человек был способен уничтожить самого себя и почти все живое на Земле, т.е. в глобальном мас­штабе. Постепенно пришло осознание, что глобальные проблемы представляют собой неизбежную оборотную сторону НТР и по мере ее развития они будут обостряться.

Первая из глобальных проблем — проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование по­казало, что если в возникшем ядерном конфликте будет исполь­зована только часть смертоносного потенциала атомного и водо­родного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывов и пожаров в воздух попадет огромное количество пылевых частиц. которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделает­ся невозможным существование на Земле человека и большин­ства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.

Вторая глобальная проблема, также возникшая в эпоху НТР, — экологическая.

Экологическая проблема

В наше время проблема отношения человека к природе при­влекает к себе пристальное внимание. Тому есть важные причины. Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и откры­ло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаи­модействии человека с природной средой его обитания прояв­ляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Име­ются в виду негативные аспекты современной НТР (прогресси­рующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изме­нение климата и т.д.), а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся стра­нах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятель­ствами.

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием совре­менного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в послед­ние годы стало очень модным. И сфера его применения суще­ственно расширилась с того момента, когда Э. Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного науч­ного направления, изучающего взаимоотношения животных и растений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встре­чается в лозунгах, под которыми происходят демонстрации в за­падных странах (так называемое движение «зеленых»); упомина­ется в официальных государственных документах, в статьях ученых,

юристов, журналистов и представителей других профессий. В самом широком смысле слова экологический взгляд на мир пред­полагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

От понимания экологии как точки зрения следует отличать еще, по крайней мере, два значения этого термина. Первое из них ха­рактерно для современной науки, в которой под экологией тра­диционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотно­шения живых существ с окружающей их средой (в русле понима­ния экологии, идущего от Геккеля). Второе значение термина «эко­логия» чаще встречается в трудах философов, географов и пред­ставителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направле­ний, изучающих проблему взаимоотношения человеческого об­щества со средой его обитания и называемых чаще всего эколо­гией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной эколо­гии. В данном учебном пособии без специальной оговорки терми­ны «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься в самом широком смысле.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей це­лостности всегда была предметом глубокого философского инте­реса. К ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Уни­версуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологи­ческая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требу­ющая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской про­блемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обще­ством части Универсума; 3) внутренней основы человека. Эколо­гическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и рас­тений понятие среды; его можно определить как часть природы, в которой существует человек и средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.

В понятии «природа» отражается генетический аспект проис­хождения человека (слово «природа» сокоренно словам «род», «родник»). На конкретно-экологическом уровне это различие мо­жет элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.

Следует отметить, что между философским и конкретно-эко­логическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «при­родная среда», нет непроходимой пропасти. Совокупность учиты­ваемых характеристик природной среды возрастает по мере того. как человек получает все больше информации о влиянии приро­ды на его существование и все большую часть природы превраща­ет в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в вил> известное диалектическое положение «все связано со всем», по­нятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некото­рого эквивалента понятию «природа» в значении части Универсу­ма, соотносящейся с человеческим обществом.

Экологическую точку зрения приближают к философии и об­стоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пы­тается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека е Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возмож­но более далекому прогнозу, философия обращена в бесконеч­ность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предмет­ном плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией. о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будтс можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.

Последнее возможно только в том случае, если бы экологиче­ская проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодоле­ла границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую про­блему взаимодействия человека и природы данных экологии рас­тений и животных. Такая философия ограничивается представле­нием, по которому главная проблема, стоящая nepe/i человече­ством, — проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а ос­новное средство ее решения — обеспечение равновесия челове­ка со средой его обитания (аналогично стратегии развития есте­ственных экологических систем). Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человече­ства осталась одна важная проблема — экологическая и не былс бы других социальных проблем, решение которых, кстати ска­зать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.

Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомне­ние ни актуальность самой экологической проблемы, ни значе­ние философской проблемы взаимоотношений человека и при­роды, ни действенность философского анализа экологической

проблематики, которую философ рассматривает на своем уров­не, как и любую иную. Философский взгляд на современную эко­логическую ситуацию может оказаться плодотворным для пра­вильной постановки экологической проблемы, глубокого и все­стороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать осно­вополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных ре­шений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы чело­веческая деятельность в данной области. На наш взгляд, подобная ситуация и намечается сейчас во взаимодействии человека с при­родной средой его обитания. Именно поэтому появление множе­ства конкретных экологических программ не должно отодвигать или вообще ставить под сомнение правомерность философского подхода к экологической проблеме.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.