Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие отрасли, института и нормы права



Каждая подсистема права включает в себя нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Соответственно именно отрасли права являются следующим по объему элементом системы права. Если подсистемы права – это компоненты системы права, включающие, прежде всего, отрасли права, то последние включают в себя институты права. И, наконец, институты права включают в себя определенные группы юридических норм.

Как целостное образование система права охватывает все нормы права, действующие в той или иной стране. В системе права действуют связи четырех уровней между:

- элементами нормы права;

- нормами, объединенными в правовые институты;

- институтами соответствующей отрасли права;

- отдельными отраслями права.

Правовая норма – первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и на сознание их участников. Субъекты права имеют дело, прежде всего, с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права как раз и заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

В регулировании общественных отношений норма права выполняет три функции:

- выражает волю правотворческого органа в виде властного решения, общеобязательного правила;

- выступает критерием оценки поведения людей; с помощью норм права разрешаются конфликты, правовые споры;

- устанавливает меру ответственности за ее несоблюдение или неисполнение.

Соответственно в классическом виде норма права состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – часть правовой нормы, которая указывает на обстоятельства, при которых эта норма может действовать. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция – часть нормы права, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на совокупность мер государственного принуждения к нарушителю этой нормы.

Можно рассмотреть структуру правовой нормы, содержащейся в статье 61 Трудового кодекса РФ под названием «Вступление трудового договора в силу». Для этого следует привести следующие ее положения:

«Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем…

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Если работник не приступил к работе в установленный срок без уважительных причин в течение недели, то трудовой договор аннулируется».

Как видим, гипотеза данной правовой нормы указывает на следующие обстоятельства:

1. Заключение трудового договора.

2. Вступление его в силу.

3. Наступление дня начала исполнения трудовых обязанностей работником, который был определен во вступившем в силу трудовом договоре.

Диспозиция данной правовой нормы предполагает правомерное поведение – исполнение работником трудовых обязанностей.

В противном случае будет применяться санкция данной правовой нормы – аннулирование трудового договора.

Следует отметить, что норма права и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают. Иногда статья содержит несколько норм, чаще – наоборот: норма излагается в нескольких статьях, иногда в различных законах. Бывает и так, что в отдельные статьи выделяются санкции тех или иных норм. Поэтому, приводя в качестве примера правовую норму в единстве всех ее трех элементов, приходится анализировать несколько статей нормативно-правового акта.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив – институт права, который представляет объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т.д.), трудовой дисциплины (например, привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и пр.).

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений;

б) юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования;

в) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (ст.16-17 Семейного кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст.334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст.1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает в себя нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт, хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее, характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт – не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента (ст.589-595 ГК РФ), пожизненная рента (ст.596-600 ГК РФ), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601-605 ГК РФ).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права – отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть некое единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Деление системы права на отрасли обусловлено наличием у каждой из них специфических объекта (и предмета) и метода правового регулирования.

Объектом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права «контролирует» свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Метод отраслевого правового регулирования – совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих объект (и предмет) отрасли. Метод единого правового регулирования включает в себя несколько компонентов:

- порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

- степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти-подчинения);

- способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

- способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и пр. порядок).

Различные сочетания этих компонентов и образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования: императивный (авторитарный) метод и диспозитивный метод (автономии).

Императивныйметод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены.

Диспозитивныйметод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия прямо не запрещенные законом.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение отрасли права: отрасль права – это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью объекта ( предмета) и метода отраслевого правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как составная часть системы права. Вместе с тем она обладает и относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

В юридической науке все отрасли права принято подразделять на:

профилирующие,базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. Именно здесь, в этой группе, сконцентрированы главные первичные с правовой стороны юридические средства регулирования;

специальныеотрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право, уголовно-исполнительное право;

комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей предпринимательское право, экологическое право, коммерческое право, право прокурорского надзора, морское право.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотрасли выступают авторское, обязательственное, наследственное и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности, процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

 

Принципы права

Особое место в системе права занимают принципы права – его базовые, руководящие начала. Уже давно исследователи системы права обратили внимание на глубинные (интегративные) элементы в праве – принципы права, а также – дозволения и запреты. Выражая глубинную нормативность права, они непосредственно воспринимают импульсы, идущие от экономики, политики, всей социальной жизни[313]. Правда, в юридической литературе дозволения и запреты, а вместе с ними позитивные обязывания рассматриваются сейчас обычно в качестве способов правового регулирования. А вот принципы права все чаще упоминаются при характеристике именно системы права. В частности, утверждается, что по внутренней форме содержание права высвечивается, прежде всего, в виде общеправовых принципов и основанной на них системы отдельных отраслей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из общеотраслевых принципов и системы определенных институтов, образующихся опять же из системы норм со всеми их структурными элементами[314].

Интересно, что зарубежные правоведы при раскрытии вопроса о принципах права также, в первую очередь, останавливаются на их интегрирующем значении: «Для того чтобы нормы, управляющие жизнью общества, образовывали стройную систему, они должны быть организованы согласно определенному порядку, который предписывает каждой норме свое место среди других…. Существует единый корпус неписаных принципов, которые управляют одновременно всеми сферами права»[315].

В связи с этим хотелось бы отдельно рассмотреть вопрос о понятии принципов права. В юридической науке и практике часто говорится о «правовых принципах» и «принципах права». Это хотя и тесно связанные, но, тем не менее, не тождественные понятия, относящиеся друг к другу скорее как общее к особенному.

Под правовыми принципами подразумеваются все те исходные руководящие начала (положения, идеи), которые пронизывают всю правовую материю, все правовые явления в обществе. Они вбирают и впитывают в себя все то прогрессивное, что накоплено в передовом правовом мышлении на протяжении многих веков.

Правовые принципы охватывают всю правовую материю и идеи, и нормы, и отношения – и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В них как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы – как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей.

Первая группа принципов характеризует общее отношение к праву и закону. Сюда можно отнести следующие положения:

1) каждый гражданин в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, должны иметь возможность принудить к исполнению закона и самого властвующего;

2) закон это то, что народ призывает и устанавливает;

3) законы должны соблюдаться;

4) свобода заключается в соблюдении законов, а не в их игнорировании;

5) кто пользуется правом, тот не нарушает ничьих интересов;

6) недопустимо злоупотребление правом;

7) закон не имеет обратной силы.

Вторая группа принципов характеризует отношение к человеку как высшей ценности права. Сюда можно отнести следующие положения:

1) человек не должен быть средством достижения цели, напротив, именно он есть цель;

2) человек имеет право на личную неприкосновенность;

3) никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом; до вынесения приговора обвиняемый считается невиновным (презумпция невиновности);

4) ответственность наступает только за вину.

Третья группа принципов связана с установлением истины при разрешении споров, с исследованием доказательств. Сюда могут быть отнесены следующие положения:

1) никто не может быть судьей в собственном деле;

2) никто не может отговариваться незнанием закона;

3) да будет выслушана и вторая сторона;

4) всякое сомнение – в пользу обвиняемого;

5) обман уничтожает юридические последствия;

6) отрицательные положения не доказываются[316].

Правовые принципы в изложенном понимании не являются достоянием права одной какой-либо страны или даже права какого-то конкретного исторического периода. Они коренятся во всей истории права. Формулировки многих принципов восходят к римскому праву. Приведенные принципы опираются не на любой порядок в обществе, а именно на правовой порядок с его демократической и гуманистической направленностью. Тоталитарные режимы, отбрасывали его и опирались на открытую тиранию, либо признавали право и его принципы на словах, но фактически его игнорировали. В принципах права заключены его демократическая и гуманистическая традиция, его историческая преемственность.

Правовая материя каждой страны в каждый исторический период, включает как бы два слоя. Один слой составляет общее глубинное основание, он восходит к истории и воплощает преемственность права, его общечеловеческую сущность. Другой слой составляет современное конкретное содержание, его особенности связаны со спецификой каждой страны. Сочетание обоих слоев дают индивидуальные неповторимые картины права различных стран, но все они в демократических обществах опираются на общую основу правовых принципов.

Правовые принципы пронизывают всю правовую материю. В первую очередь, это касается правовых идей. Далее, принципы претворяются в нормы, воплощаются в них. Закон можно считать правовым настолько, насколько он олицетворяет демократические правовые принципы. И, наконец, принципы пронизывают процесс реализации права. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике принципы права служат векторами правоприменительной деятельности.

Правовые принципы концентрируют результаты развития права, они осуществляют неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. По своим признакам правовые принципы бывают двоякого рода, подразделяются на две большие группы, а именно: принципы действующего права и иные правовые принципы.

Принципы действующего права выступают как отправные положения (правила), которые входят непосредственно в его содержание, представлены в качестве важнейших норм, реально выражены и закреплены в этих нормах. Они, главным образом, объективированы в действующих конституциях, развиты и конкретизированы в многочисленных нормативных правовых актах, функционирующих в тех или иных сферах общественных отношений. Поэтому принципы, включаемые в данную группу, обладают всеми свойствами правовых норм, безусловно обязательны для участников регулируемых отношений. Какое-либо игнорирование их расценивается как нарушение законности в стране.

Иные правовые принципы складываются из исходных юридических положений и идей, которые по тем или иным причинам на данном этапе общественного развития в содержание действующего права страны не входят, в виде действующих правовых норм не зафиксированы, их свойствами не обладают. Они либо существуют лишь в роли элемента правосознания, либо находят законодательное закрепление только в некоторые периоды развития новой правовой системы, либо фигурируют в правовой деятельности в качестве весьма своеобразных, хотя и «неписаных», однако непреложных отправных положений, которые порою именуются «правовыми аксиомами». Под последними понимают положения, принятые за истину и не требующие специального юридического доказывания (например, все, что не запрещено – дозволено). Поскольку многие положения из этой группы правовых принципов уже назывались, следует подробнее остановиться и на принципах действующего права.

В современном правоведении понятие принципов права имеет три основных значения.

1) Под принципами права понимаются основные, исходные положения, идеи права как специфичного социального регулятора.

2) Принципы права можно рассматривать как важнейшие, ключевые установки законодателя, выражающие юридическую политику государства в основных сферах общественных отношений.

3) Принципы права обозначают устройство и механизм функционирования конкретных отраслей и институтов права.

Соответственно принципы права принято классифицировать по сфере их действия на:

1) общеправовые;

2) отраслевые;

3) межотраслевые.

Общеправовые принципы распространяют свое действие на всю систему права. К общим принципам российского права относятся:

1) народовластие;

2) верховенство права;

3) принцип федерализма в устройстве государства и строении правовой системы;

4) юридическое равенство граждан перед законом;

5) политический, идеологический и экономический плюрализм;

6) гуманизм; принцип незыблемости и неотчуждаемости прав человека;

7) законность;

8) справедливость, то есть необходимость поиска соразмерности, соответствия между практической и духовной ценностью личностью и ее социальным положением; между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, заслугами и их признанием, правами и обязанностями, правонарушением и ответственностью и т. д.;

9) ответственность за вину - и другие.

Отраслевые принципы – такие руководящие начала, которые выражают содержание главных подразделений права и законодательства – их отраслей (гражданского, уголовного, финансового, процессуального права и т.д.). В качестве примера отраслевого принципа, который реализуется в рамках одной отрасли права, в частности, трудового права, можно указать на запрет принудительного труда и дискриминации в области труда (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Межотраслевые принципы определяют характер сразу нескольких отраслей права. К ним относятся принцип неотвратимости ответственности (все отрасли, предусматривающие юридическую ответственность); принцип состязательности (гражданское и уголовное процессуальное право) и т. д.

Принципы права наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

В связи с выделением в рамках системы права «парных» подсистем (материального и процессуального права, частного и публичного и т.д.) встает вопрос о возможности исследования отдельно принципов каждой из этих подсистем. Так, в юридической литературе отмечается, что в частном праве действует принцип: все, что не запрещено, то дозволено, а в публичном – можно только то, что прямо предписано.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.