Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ



ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ

Сурдопедагогу вряд ли удастся научить неслышащего ребенка языку без целенаправленного формирования языковой способности, а это, как видим, требует создания речевой среды, специального стимулирования в развитии ощущений и восприятий, воспитания речевого поведения.

Речевое поведение включает в себя выработку целостной системы определенных действий, которые строятся на базе целенаправленных, произвольных движений. Ребенку на первом году жизни главным образом присущи рефлекторные и непроизвольные движения. Часть из них (позевывание, потягивание, чихание и т. п.) сохраняется и в дальнейшем. Но при этом в условиях общения с матерью и другими людьми у него начинают активно развиваться движения и действия, которые свойственны человеку как существу социальному. Способы развития движений и действий постепенно усложняются от одного возрастного этапа к другому. Вначале, т.е. на протяжении раннего детства, преобладают в основном пассивные действия, когда взрослый своей рукой направляет ручку (головку, ножку) ребенка. Затем в младшем и среднем дошкольном возрасте основные движения и действия ребенок учится выполнять по подражанию, которое следует при любых отклонениях в развитии специально поддерживать и стимулировать.

В старшем дошкольном возрасте многие движения и действия ребенок может выполнять по словесному сигналу, по инструкции. За планомерным развитием всех произвольных движений и действий у неслышащих детей сурдопедагогу (как и воспитателю) приходится следить весьма заинтересованно, так как они являются необходимым компонентом языковой способности, важной предпосылкой в развитии речевой моторики.

Применительно к дошкольнику с нарушенным слухом важно иметь в виду несколько групп движений и действий, которые нуждаются в специальном развитии как на занятиях, так и в различных режимных процессах.

1. Движения позы — активная тоническая напряженность мышц при сидении, стоянии, лежании. В ходе организации занятий и пауз педагог следит за правильной посадкой детей за столами (партами), на скамеечках, на пластмассовых кубах, пуфиках, на полу, на ковре и т. д.

Взрослым следует помнить, что ребенку трудно сохранять длительное время одну позу и поэтому необходимо часто менять позы, организовывать мотивированные перемещения внутри групповой комнаты.

2. Локомоции — движения, связанные непосредственно с передвижениями. Педагог формирует походку, осанку детей. При этом он следит за собственной походкой (осанкой), так как дети очень часто буквально копируют взрослого (раскачиваются, прихрамывают и т. д.).

3. Выразительные движения лица (мимика и пантомимика) должны носить повышенную смысловую нагрузку, т. е. отражать эмоции человека, отношение к ситуации, реакцию на партнера и его действия. Маленьким неслышащим детям приходится специально показывать лицо смеющееся, радостное или, наоборот, недовольное, сердитое, а также удивленное, ожидающее какого-то действия и т. д. Педагог следит и за тем, чтобы дети на своем лице также выражали радость, обиду, горе, боль, сочувствие к окружающим.

4. Семантические движения — движения, широко используемые для выражения определенного значения, обобщенного смыслового содержания. Человек пожал плечами, похлопал в ладоши, топнул ногой, кивнул головой, поднял руку для приветствия, помахал рукой на прощание, погрозил пальцем и т. д.— все эти движения, отражающие смысл ситуации, должны быть сформированы у детей дошкольного возраста и осознаваться как общепринятые.

5. Речевые движения являются носителями семантики словесной речи, а также реализуют ее в динамическом аспекте. У детей с нарушенным слухом этой группе движений уделяется особое внимание. Сюда входят движения фонетической ритмики, артикуляционные движения, движения пальцев при дактилировании, движения пишущей руки, движения глаз при чтении с лица (с губ), с руки при восприятии печатного шрифта.

Для развития всех видов речевых движений проводятся систематические упражнения. В случаях нарушений моторики широко используются массаж, коррекционные упражнения; надолго сохраняются в обучении способы пассивных движений и подражание.

6. Орудийные действия и рабочие движения формируются в процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенка, а затем совершенствуются при овладении простейшими трудовыми операциями.

Взрослый постоянно учит ребенка определенным образом брать и удерживать предметы. Его приучают самостоятельно пользоваться столовыми приборами, простейшими инструментами. Он должен уметь одеваться и раздеваться, чистить одежду, ухаживать за цветами и т. д. В ходе обучения на специальных дидактических игрушках дети учатся выполнять действия: нанизывать, продергивать, шнуровать, застегивать, завязывать, вкладывать формы в отверстия, что-то наливать, насыпать, разрезать, включать, выключать, поворачивать, открывать, закрывать, наклеивать, лепить и т. д. Все эти движения и действия способствуют развитию речи в двух планах — в моторном и семантическом, т. е. имеют выход не только в развитие самих трудовых операций (ручных умений), но и в развитие языковой способности (в понимание и в применение языка). Заботясь о развитии движений как необходимом компоненте языковой способности, педагог следит за совершенствованием основных свойств движений, к числу которых относятся: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность, меткость, пластичность, ловкость.

Развитие движений происходит также в процессе музыкальных и физкультурных занятий, в разных видах деятельности, в режимные моменты. И все же сурдопедагог должен постоянно помнить о том, чтобы каждое занятие по развитию речи наполнять движениями разных видов и органически включать их в развитие речи.

Много времени в любом занятии занимают движения, связанные с его организацией: постройтесь, идите, встаньте, сядьте, выключите аппараты, наденьте наушники, делайте так, сядьте правильно, идите, бегите, прыгайте, хлопайте, поднимите, возьмите, достаньте, положите так и т. д. Кроме того, постоянно даются задания на имитацию действий или движений: покажи, как птичка или бабочка летает, как мама стирает, как бабушка вяжет, как папа строгает доску, как врач делает укол и т. д. В физкультминутки в соответствии с содержанием занятия включаются поручения типа: лепите снежки и бросайте, катайтесь на коньках, на лыжах, копайте огород, собирайте овощи и т. д. Особую роль в развитии языковой способности играют соотнесение предметных действий с речевыми и развитие подражания.

Педагог старается на каждом шагу вплетать речь в предметную деятельность. Вначале он дает предварительные инструкции, затем вводит так называемую пооперационную отчетность, проговаривает с детьми все, что сделано. По мере развития умения сопровождать речевыми действиями предметные действия педагог требует от детей подробного рассказа о выполненных действиях и оценки их выполнения (быстро, аккуратно, красиво). В процессе развития у детей подражания постепенно отпадают несущественные, лишние движения и усваиваются движения или действия, способствующие качественному выполнению той или иной деятельности. Ускорению развития самого подражания способствуют речевое сопровождение и словесная корректировка, что требует постоянного соотнесения предметных и речевых действий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.