Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дидактический занимательный материал

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

 

Этапы работы над звуковым анализом слова «мак»:

 

1.Произнесение слова «мак» с интонационным выделением 1-го звука (мммак), называние звука изолированно - м.

 

2.Обозначение звука «м» фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек).

 

3.Читается слово с указкой и интонационно выделяется 2-й звук слова (мааак) - указка задерживается под 2-й клеточкой и синхронно с этим долго произносится звук «а».

 

4.Звук «а» обозначается фишкой нейтрального цвета - ставится во 2-ю клетку.

 

5.»Читается» слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова 3-й звук слова (маК) - указка задерживается под 3-й клеточкой и синхронно с этим звук «к» произносится громче, четче (в тексте выделен заглавной буквой) всех других звуков.

 

6. Чтение по модели слова «мак» с указкой.

 

Примерное программное содержание занятий

По обучению грамоте в старшей группе.

Занятие 1.

Закреплять представление детей о слове, закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Занятие 2.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком, учить делить на слоги двухсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Занятие 3.

Учить делить на слоги двух- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог». Учить называть слова с заданным слогом.

Занятие 4.

Познакомить с предложением, учить составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово. Учить называть слова с заданным звуком.

Занятие 5.

Повторить знания о предложении, учить составлять предложения. Познакомить со схемой звукового состава слова, закреплять умение делить слова на слоги.

Занятие 6.

Учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять прежние умения.

Занятие 7.
Разучить игру с заданиями (дети-«звуки»).

Занятие 8.

Учить находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словообразовательной ролью звука.

Занятие 9 и 10 .

Закрепление предыдущих занятий.

Занятие 11.

Учить составлять из трех слов предложения и делить их на слова.

Занятие 12.

Дать понятие о гласных звуках.

Занятие 13.

Познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.

Занятие 14.

Познакомить с тем, что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные - на твердые и мягкие.

Занятие 15.

Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Занятие 16.

Познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков, учить называть слова с заданным звуком.

Занятия 17 – 23.

Закрепление.

Занятие 24.

Закреплять умение делить слова на слоги. Учить вычленять в слове ударный слог.

Занятие 25.

Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.

Занятие 26.

Познакомить со словоразличительной ролью ударения.

Занятие 27.

Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Занятие 28.

Закрепление.

Занятие 29.

Учить сравнивать слова по звуковому составу.

Занятие 30 - 34.

Закрепление ранее изученных понятий и выработка умений.

 

Дидактические игры на этих занятиях:

 

«Скажи, как я», «Назови слово», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный»,

 

«Кто у кого?», «Телеграф», «Назови первый звук», «Сколько звуков в слове

 

услышали?», «Назови пару», «Звук заблудился», «Магазин», «Мамина сумка»,

 

«Перекличка», «Построим дом», «Какой звук гласный?», «Твердый или

 

мягкий?», «Угадай-ка», «Поймай конец и продолжай»(цепочка), «Поищи

 

слово», «Назови ударный звук», Игра с заданиями (самая частая на этом этапе

 

обучения грамоте дошкольников).

 

 

Занятие 2

Программное содержание:

1, Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук».

2. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Демонстрационный материал:

5-6 предметов, в названии которых есть звук «ж» (жаба, журавль, ежи, ножи, ножницы, кружево, кружок, жираф, жеребенок, жук - чтобы звук «ж» не оглушался); фишки-игрушки.

Занятие 3

Программное содержание:

1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

2. Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь».

3. Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух.

Демонстрационный материал:

Фланелеграф, предметные картинки на фланели: слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось; большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета на фланели; фишки-игрушки.

Занятие 4

Программное содержание:

1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

2. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

3. Учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал:

Фланелеграф и предметные картинки на фланели: девочка, солнышко, бабочка, птичка, ромашка, одуванчик, колокольчик; фишки-игрушки.

Занятие 5

Программное содержание:

1. Учить детей составлять предложения по «живой модели».

2. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

3. Учить детей интонационно выделять звук в словах.

4. Дать знание о многозначности слов.

5. Учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал:

Кукла, фишки-игрушки.

 

Занятие 6

Программное содержание:

 

1. Дать детям знание о первом звуке в слове.

2. Учить составлять предложение по «живой модели».

3. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Демонстрационный материал:

Петух, кот, собака, лиса, волк; плюшевый мишка; фишки-игрушки.

 

Занятие 6

1. Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом).

В игре все дети, передают друг другу мяч, называя любое слово, где нет звука р . Если есть звук р , передают мяч воспитателюю

2. «Назови первый звук». Обучение назвать первый звук в слове с помощью игрушки или вызванного ребенка.

3. Составление предложений по «живой модели».

4. Игра «Найди слова» ( со звуком в начале слова н или н ).

Занятие 7

1. Игра в кругу с мячом «Скажи, как я». ИВЗ одного звука в слове воспитателем, бросок мяча ребенку с повторением. (В игре все дети).

2. Упражнение на сравнение слов по протяженности (лев – львёнок, кот – кошка).

3. Игра «Зоопарк» (построить на столе из кубиков) - закрепление умения называть первый звук в слове (игрушка-зверушка).

4.Игра «Назови слова» ( р , р ).

Занятие 8

1. Игра «Найди пару». Детям раздаются карточки с рисунками, они ищут пару (машина - малина, стол - слон).

2. Упражнение на различение твердых и мягких согласных звуков. (Фланелеграф или магнитная доска, синие и зеленые круги и карточки с рисунками). В игре все дети, они выделяют первый звук и крепят свою карточку.

3. Составление предложений о действиях детей. (Дети стоят в кругу, каждый

показывает действие по сигналу воспитателя (тихо говорит на ушко, что

надо показать).

4. Игра «Назови слова». (Назови слова, которые начинаются с «большого

братца», с «маленького братца». Все дети по очереди называют.)

Занятие 9

1. Игра в кругу с мячом «Назови 1-й звук в слове».

2. Игра «Соберем букет для наших мам» (1 звук в слове).

3. «Скажи правильно» (Составить рассказ со словами: Мишка - миска, лёд - мёд, суп - зуб, грач - врач, зиву - живу, ерлоге - берлоге и т.п.).

4. «Слов много и звучат они по-разному». Стихотворение «Цветные слова» Сапгир, называние разных слов: сладкие слова, добрые слова страшные слова, вкусные слова, умные слова …).

5.Игра «Назови слова» (большой братец).

Занятие 10

1. Игра в кругу «Найди братца» (большой - маленький).

2. Игра «Киоск открыток» (назови 1-й звук в слове).

3. Упражнение «Скажи правильно»

4. Игра «Найди братца» (бабочка – белочка, ведро – вагон, лента –лось и т.д.)

5. Игра « Найди слова» (звуки л , л ).

Дидактический занимательный материал

Много разных есть ключей: Лежебока рыжий кот

Ключ - родник среди камней, отлежал себе живот.

Ключ скрипичный, завитой, Кушать хочется,

И обычный ключ дверной. да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот -

Может, миска подползет?

 

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать умеет он.

 

Вот сколько на К я сумею назвать: Горкой, горкой, горочкой

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, шел маленький Егорочка.

Кровать, квартира, картина, ковер, Протоптал Егорочка

Кладовка, калитка, комод, коридор … Тропочку до горочки.

- Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на Т ты сумеешь назвать?

- Топор, табуретка, тарелка и ложка…

- Ты, кажется, что-то напутал немножко! Куклу выронив из рук,

- Ну ладно, я больше сбиваться не буду. Маша мчится к маме:

Послушай, на С назову я посуду: «Там ползет зеленый лук

Стакан, сковородка, солонка…и кошка! С длинными усами!»

- А кошка откуда?

- Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку - откуда пришла Синеет море перед нами,

И вся ли посуда на кухне цела… Летают майки над волнами.

 

На болоте нет дорог, Мишка дров не натопил,
Я по кошкам скок да скок! Печку кепками топил.

 

Ударный слог, ударный слог – Пересохла глина,

Он назван так недаром… Рассердилась Нина,

Эй, невидимка-молоток, Не мука, а мука -

Отметь его ударом! Поварам наука.

И молоток - стучит, стучит,

И - четко речь моя звучит! Тает снег, бегут ручьи,

Шутник он, невидимка-молоток: На ветвях сидят врачи.

Тук - и ударил в безударный слог. Бабка баньку затопила,

…И сразу же исчез огромный замок, Мягкий звук позвать забыла.

И появился маленький замок … Сразу банька банкой стала -

Следи за поведеньем молотка, Вот как бабка сплоховала.

Держи его в руках, озорника!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.