1.Произнесение слова «мак» с интонационным выделением 1-го звука (мммак), называние звука изолированно - м.
2.Обозначение звука «м» фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек).
3.Читается слово с указкой и интонационно выделяется 2-й звук слова (мааак) - указка задерживается под 2-й клеточкой и синхронно с этим долго произносится звук «а».
4.Звук «а» обозначается фишкой нейтрального цвета - ставится во 2-ю клетку.
5.»Читается» слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова 3-й звук слова (маК) - указка задерживается под 3-й клеточкой и синхронно с этим звук «к» произносится громче, четче (в тексте выделен заглавной буквой) всех других звуков.
6. Чтение по модели слова «мак» с указкой.
Примерное программное содержание занятий
По обучению грамоте в старшей группе.
Занятие 1.
Закреплять представление детей о слове, закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
Занятие 2.
Закреплять умение называть слова с заданным звуком, учить делить на слоги двухсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.
Занятие 3.
Учить делить на слоги двух- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог». Учить называть слова с заданным слогом.
Занятие 4.
Познакомить с предложением, учить составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово. Учить называть слова с заданным звуком.
Занятие 5.
Повторить знания о предложении, учить составлять предложения. Познакомить со схемой звукового состава слова, закреплять умение делить слова на слоги.
Занятие 6.
Учить детей проводить звуковой анализ слова, закреплять прежние умения.
Занятие 7. Разучить игру с заданиями (дети-«звуки»).
Занятие 8.
Учить находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словообразовательной ролью звука.
Занятие 9 и 10 .
Закрепление предыдущих занятий.
Занятие 11.
Учить составлять из трех слов предложения и делить их на слова.
Занятие 12.
Дать понятие о гласных звуках.
Занятие 13.
Познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.
Занятие 14.
Познакомить с тем, что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные - на твердые и мягкие.
Занятие 15.
Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Занятие 16.
Познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков, учить называть слова с заданным звуком.
Занятия 17 – 23.
Закрепление.
Занятие 24.
Закреплять умение делить слова на слоги. Учить вычленять в слове ударный слог.
Занятие 25.
Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.
Занятие 26.
Познакомить со словоразличительной ролью ударения.
Занятие 27.
Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
Занятие 28.
Закрепление.
Занятие 29.
Учить сравнивать слова по звуковому составу.
Занятие 30 - 34.
Закрепление ранее изученных понятий и выработка умений.
Дидактические игры на этих занятиях:
«Скажи, как я», «Назови слово», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный»,
«Кто у кого?», «Телеграф», «Назови первый звук», «Сколько звуков в слове
5-6 предметов, в названии которых есть звук «ж» (жаба, журавль, ежи, ножи, ножницы, кружево, кружок, жираф, жеребенок, жук - чтобы звук «ж» не оглушался); фишки-игрушки.
Занятие 3
Программное содержание:
1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
2. Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь».
3. Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух.
Демонстрационный материал:
Фланелеграф, предметные картинки на фланели: слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось; большой кружок синего цвета и маленький кружок зеленого цвета на фланели; фишки-игрушки.
Занятие 4
Программное содержание:
1. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
В игре все дети, передают друг другу мяч, называя любое слово, где нет звука р . Если есть звук р , передают мяч воспитателюю
2. «Назови первый звук». Обучение назвать первый звук в слове с помощью игрушки или вызванного ребенка.
3. Составление предложений по «живой модели».
4. Игра «Найди слова» ( со звуком в начале слова н или н ).
Занятие 7
1. Игра в кругу с мячом «Скажи, как я». ИВЗ одного звука в слове воспитателем, бросок мяча ребенку с повторением. (В игре все дети).
2. Упражнение на сравнение слов по протяженности (лев – львёнок, кот – кошка).
3. Игра «Зоопарк» (построить на столе из кубиков) - закрепление умения называть первый звук в слове (игрушка-зверушка).
4.Игра «Назови слова» ( р , р ).
Занятие 8
1. Игра «Найди пару». Детям раздаются карточки с рисунками, они ищут пару (машина - малина, стол - слон).
2. Упражнение на различение твердых и мягких согласных звуков. (Фланелеграф или магнитная доска, синие и зеленые круги и карточки с рисунками). В игре все дети, они выделяют первый звук и крепят свою карточку.
3. Составление предложений о действиях детей. (Дети стоят в кругу, каждый
показывает действие по сигналу воспитателя (тихо говорит на ушко, что
надо показать).
4. Игра «Назови слова». (Назови слова, которые начинаются с «большого
братца», с «маленького братца». Все дети по очереди называют.)
Занятие 9
1. Игра в кругу с мячом «Назови 1-й звук в слове».
2. Игра «Соберем букет для наших мам» (1 звук в слове).
3. «Скажи правильно» (Составить рассказ со словами: Мишка - миска, лёд - мёд, суп - зуб, грач - врач, зиву - живу, ерлоге - берлоге и т.п.).
4. «Слов много и звучат они по-разному». Стихотворение «Цветные слова» Сапгир, называние разных слов: сладкие слова, добрые слова страшные слова, вкусные слова, умные слова …).
5.Игра «Назови слова» (большой братец).
Занятие 10
1. Игра в кругу «Найди братца» (большой - маленький).
2. Игра «Киоск открыток» (назови 1-й звук в слове).
3. Упражнение «Скажи правильно»
4. Игра «Найди братца» (бабочка – белочка, ведро – вагон, лента –лось и т.д.)
5. Игра « Найди слова» (звуки л , л ).
Дидактический занимательный материал
Много разных есть ключей: Лежебока рыжий кот
Ключ - родник среди камней, отлежал себе живот.
Ключ скрипичный, завитой, Кушать хочется,
И обычный ключ дверной. да лень ворочаться.
Вот и ждет рыжий кот -
Может, миска подползет?
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
Вот сколько на К я сумею назвать: Горкой, горкой, горочкой