Аналоговое проектирование является первоначальным этапом проектирования и называется предпроектным анализом.
Предпроектный анализ предполагает поиск и подробное изучение образцов-аналогов, являющихся отправной точкой в решении темы дипломного проекта. При этом выявляется общественная необходимость образца, то есть ему дается социально-качественная оценка.
Построение объекта проектирования, дизайнер осуществляет при помощи двух, методических подходов - функционального анализа, опирающегося на законы формообразования и композиционного анализа, опирающегося на закономерности композиции.
Функциональный анализ выявляет конструктивно-технические и технологические параметры, а также полезность, удобство пользования, красоту дизайн-объектов, которые рассматриваются в данном случае как аналоги.
Композиционный анализ рассматривает типичную морфологию, свойственную изделиям и предметным ситуациям данного вида.
Органическое совмещение функционального и композиционного анализа дает в итоге дипломнику целостное представление об исходной ситуации изучаемого объекта.
Эскизное проектирование
Эскизное проектирование является частью проектно-графического моделирования дипломного проекта. Эскизное проектирование включает в себя выполнение и разработку форэскизов, художественных эскизов, технических и рабочих эскизов.
Форэскиз - поиск вариантов основной идеи объекта. Понятие «развитие идеи» предполагает более высокую степень конкретности изображения в форэскизе, суть которой в более полной и информативной изобразительной конкретизации представлений о деталях объекта.
Работа над форэскизом является базой для следующей стадии эскизного проектирования - подготовкой к выполнению рабочего эскиза.
Предварительные зарисовки производятся на этапе накопления информации. Это сбор, изучение и анализ материала, способствующие творческому раскрытию темы и возникновению авторских замыслов. Это фиксация первоначальных идей и замыслов, поиск форм, отдельных деталей, пластики, цветовой гармонии, фактурных решений.
Зарисовка является более полным по сравнению с наброском, изображением, выполненным с натуры в относительно короткий промежуток времени. Она является продолжением набросков в сторону обогащения его деталями. Часто зарисовка носит вспомогательный характер, т.е. является материалом для дальнейшей работы над эскизом, композициями или используется как рисунок под графику. В эскизах разрабатываются варианты объектов - идей проектных решений.
В художественном эскизе решаются проблемы художественного образа предлагаемого дизайнерского объекта.
Художественный эскиз - эмоциональное решение первоначального замысла дизайнера. В нем дипломник ищет характер, пластику линией, общее цветовое состояние, намечает конструкцию объекта проектирования.
Рабочий эскиз выявляет технические особенности проектируемого изделия. Рабочий эскиз призван выявить не только параметры проектируемого объекта, но и особенности его изображения в чертежной графике. В дизайнерской практике известны две разновидности рабочего эскиза:
· эскизный чертеж - изображения, выполненный от руки или с помощью чертежных инструментов, с учетом масштаба изображения или без такового с проработкой узловых деталей формы.
· рабочая схема проектной экспозиции - изображения, помогающее раскрытию идеи проектного замысла, определяющее количество технических эскизов и необходимые изменения в трансформации объекта.
Итоговая графика
Итоговая графика - это форма подачи дизайн-проекта для его защиты перед аудиторией.
Итоговая графика должна давать максимально полное представление о проекте - о форме, структуре, конструкции, цветовом решении предмета проектирования. Кроме того, в итоговой графике должен быть представлен весь процесс проектирования - от первоначальных вариантов до окончательного результата.
Следует помнить о том, что основная цель итоговой графики - донести до аудитории информацию о проекте. Однако необходимо помнить и о том, что информация может быть преподнесена по-разному, и в этом случае задачей дипломника при подаче результатов дипломного проектирования является преподнесение информации о проекте в наиболее выгодном свете. И, разумеется, при подаче любой визуальной информации важную роль играет грамотное композиционное и цветовое решение.
Структура подачи итоговой графики должна быть продумана и решена таким образом, чтобы помогать дипломнику в защите проекта. Здесь не должно быть никаких случайных элементов - вся композиция должна подчиняться требованиям простоты и гармоничности подачи и восприятия дизайн-проекта.
Итоговая графика представлена плакатным рядом - на четырех, пяти плакатах размером 750х1500 мм.