Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭТНОСЫ ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА



С переходом от капитализма н социализму антагонистические классы постепенно исчезают, а вместе с тем на смену двум национальным культурам приходит единая общенародная социалистическая культура. Тем самым формируются этнические общности нового типа, свободные от неразрешимых социальных противоречий. Основными этническими общностями нашего времени в странах социализма являются социалистические нации, которые принципиально отличаются от наций периода капитализма, так как состоят главным образом из двух дружественных классов — рабочих и крестьян и тесно связанной с ними интеллигенции, обладают единой социалистической по содержанию, национальной по форме культурой, находятся между собой в тесных хозяйственных и культурных связях, которые развиваются на основе полного равноправия, дружбы и взаимопомощи. Однако наряду с социалистическими нациями в странах социалистического лагеря сохраняются менее консолидированные экономически и, как правило, менее многочисленные этносы, которые часто называются «социалистическими народностями». Для народностей этих характерны, конечно, те же специфические признаки, что и для социалистических наций, так что разграничение между обоими типами народов стран социализма довольно сложно, тем более что многие социалистические народности в процессе социально-экономического и культурного развития складываются в нации. Все же главными критериями разграничения наций и народностей в эпоху социализма и перехода к коммунизму являются их численность, компактность этнической территории, уровень экономического, особенно промышленного развития, социальный состав (в первую очередь наличие национального рабочего класса), степень политико-административной и культурной автономии, развития литературы, искусства и пауки на родном языке.

В Советском Союзе — первом социалистическом государстве мира — национальный вопрос был коренным образом разрешен на основе ленинской национальной политики, главным принципом которой является юридическое и фактическое равноправие всех больших и малых народов и их право на самоопределение. В условиях развитого социализма происходит расцвет наций, укрепляется их суверенитет. Возникновение новых промышленных центров, открытие и разработка природных богатств, освоение целинных земель и развитие всех видов транспорта усиливают подвижность населения, содействуют расширению взаимного общения народов Советского Союза. В советских республиках совместно живут и дружно трудятся люди многих национальностей, их жизнь строится на единой социалистической основе и в равной мере удовлетворяются материальные и духовные запросы каждого народа, все они объединены общими жизненными интересами в одну семью и совместно идут к единой цели — коммунизму.

Советский Союз — многонациональное государство. Его населяют свыше 100 народов, входящих главным образом в состав индоевропейской языковой семьи (80,2% населения), алтайской (около 15,4%.), кавказской (2,5%) и уральской (1,7% населения). Важнейшим этапом национального строительства явилось образование в декабре 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик. В состав СССР входит 15 союзных и 20 автономных республик, а также 8 автономных областей и 10 автономных округов.

В СССР, как и в других социалистических странах, на основе равноправия и братского сотрудничества разных народов получили дальнейшее развитие процессы этнической национальной консолидации. В большой монографии «Современные этнические процессы в СССР» (М., 1975) советские этнографы раскрыли сложные закономерности исторического развития многих прежде отсталых народов в Советском Союзе после Великой Октябрьской социалистической революции. В годы Советской власти индустриализация, победа колхозного строя, культурные преобразования, всеобщая грамотность, непрерывный рост материального благосостояния народных масс — все это способствовало процессам консолидации. Процессы консолидации видны и в сложении новых более крупных этнических общностей (алтайцы, хакасы и др.), и в условиях сплоченности отдельных этнографических групп (у русских, украинцев, грузин и др.), и в слиянии сложившихся этносов с близкими с ними по происхождению и в языково-культурном отношении этнических образований, например мишарей с татарами, курама с узбеками и т. д. Создание письменности и литературы для многих народов, расширение общественных функций языков устраняло диалектную пестроту и обособленность отдельных этнографических групп, что способствовало этнокультурной консолидации наций и народностей. В итоге в СССР оформились и новые сравнительно крупные народы, уменьшилась этническая мозаичность страны. Имеет место наряду с этнической консолидацией и добровольная ассимиляция. В этнически смешанных браках в зависимости от культурно-бытовых традиций дети, как правило, выбирают национальность отца или матери, тем самым прерывая этническую линию другого.

Очень ярки процессы консолидации на Кавказе, который отличается исключительно сложным и пестрым этническим составом населения. Так, в Дагестане, где живет несколько десятков крупных и малых этнических общностей, говорящих на различных языках кавказской семьи, в настоящее время многие мелкие народности - цезы, годоберинцы, хваршинцы и др.—превращаются в этнографические группы наиболее крупного этноса Дагестанской АССР — аварцев, которых насчитывается свыше 500 тыс. Одновременно идет межэтническая интеграция населения Дагестана в единую общность с русским языком в качестве языка общения между всеми разноязычными народами республики. Фактически большинство населения Дагестана уже сейчас является двух- или даже трехъязычным: оно говорит по-русски, на одном из языков крупных народов Дагестанской АССР — аварском, лезгинском, даргинском или лакском, а у малых народов и этнографических групп — еще на своем местном языке, который нередко бывает распространен только в нескольких соседних, а иногда и в одном населенном пункте (например, у жителей селения Ботлих).

Процессы этнической консолидации и вхождения малых народностей в крупные социалистические нации имеют место и в Закавказье, где основными центрами этих процессов стали, естественно, самые многочисленные народы, имеющие свои союзные республики — грузины (3,7 млн.), армяне (4,2 млн.) и азербайджанцы (5,5 млн.). Укрупнение этнических общностей и укрепление всех видов экономических, общественных и культурных связей между ними происходит также и в других регионах СССР — в европейской части СССР, в Сибири и горных районах Средней Азии. Так, на Памире в западных районах Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской ССР расселены небольшие по численности припамирские народности — язгулемцы, рушанцы, бар-таигцы, орошогцы, шугнанцы, хуфцы, баджуйцы, ишка-шимцы, ваханцы. Развивается активный процесс их кон­солидации с таджикской социалистической нацией. Чис­ленность таджиков — 2,9 млн.

За годы Советской власти в Советском Союзе сложилась исторически новая система политических, экономических, нравственных отношений между людьми и народами, объединившими свои творческие усилия и материальные ресурсы для совершенствования развитого социализма. В СССР, как показал в своей монографии «Очерки теории этноса» Ю. В. Бромлей, теперь преобладают процессы межэтнической интеграции, выражающиеся прежде всего в сближении национальных культур. Базу для такого сближения создали социально-экономическая и идейно-политическая интеграция наций и народностей в рамках одного социалистического государства. Важным фактором интеграции стала единая марксистско-ленинская идеология и интернациональное сплочение трудящихся вокруг КПСС. Сложилось морально-политическое единство советских людей. Оно особенно сильно проявилось в дни тяжелых испытаний во время Великой Отечественной войны.

В общественном сознании народов Советского Союза произошли кардинальные изменения: интернационализм стал глубоким убеждением и нормой поведения всех наций и народностей СССР. Чувства недоверия к другим народам, насаждаемые в буржуазном обществе правящими классами и нередко сохраняемые традицией, постепенно уступили место чувству доверия и братства. В труде и борьбе за общие цели на основе межэтнической интеграции и сближения национальных культур родилась новая историческая общность людей — советский народ.

Социалистические социально-экономические параметры советского народа, единство его общесоветской культуры (при всем многообразии ее национальных форм), наличие общей коммунистической идеологии и ясно осоз­нанной цели — все эти характерные черты позволяют рассматривать советский народ как высший тип многонациональной исторической общности. Эта историческая общность представляет собой очень сложное многогранное социальное явление, отражающее своеобразное единство людей, принадлежащих к различным национальным группам. Основными предпосылками формирования этой общности были Великая Октябрьская социалистическая революция и образование СССР. Ее становление представляет собой процесс, который активно развернулся в связи с победой социалистических производственных отношений в нашей стране.

В основе новой интернациональной общности людей — советского народа — лежит нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех наций и народностей страны. Политическое, экономическое и социальное единство трудящихся Советского Союза способствовали образованию такой общности.

Практике социалистического строительства необходим был язык межнационального общения. Таким языком стал русский язык — язык наиболее многонациональной этнической общности СССР — русского народа. Своим родным этот язык считают (по переписи 1979 г.) около 154 млн. человек (из них свыше 137,4 млн. русских), в качестве второго языка, которым постоянно пользуются,— 61 млн. человек. Всего 82% населения СССР свободно, владеют русским языком. Рост двуязычия облегчил сотрудничество советских народов, способствовал их сближению.

Если в материальной культуре народов СССР наблюдается унификация, то в духовной культуре сохраняются многие этнические особенности: художественные промыслы, танцы, песни, обычаи, обряды. В то же время нарастающий обмен ценностями во всех областях культуры сближает культуры отдельных народов и влечет за собой интернационализацию художественных вкусов. Сочетание общесоветских элементов культуры с ее национальными формами, многие из которых развиваются на родных языках, характеризует специфический облик советской духовной культуры — единой по своему социалистическому со­держанию. Народы СССР сближают друг с другом и номы социалистической морали, которые стали нормами поведения всех советских людей, что проявляется в отношении к труду, непримиримости к стяжательству, тунеядству, рвачеству, спекуляции. Советских людей характеризует большая тяга к знаниям, творческое отношение к труду, патриотизм, интернационализм, уверенность в завтрашнем дне.

Как подчеркивается в ст. 20 новой Конституции СССР, наше государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Советский народ представляет собой принципиально новое явление в качестве первой во всемирной истории социалистической интернациональной общности, общности, не имеющей классово-антагонистических противоречий, отличающейся морально-политическим единством, и поэтому особенно прочной. За годы Советской власти наша страна стала страной массового атеизма, что также способствовало национальной консолидации. Складываются новые праздничные традиции и формируются безрелигиозные обряды: торжественное бракосочетание, регистрация новорожденных, проводы в армию и т. д. Народы СССР отмечают общесоветские праздники: годовщины Октябрьской социалистической революции, 1 Мая, Международный день 8 марта, День Советской Конституции 7 октября, День победы 9 мая, День Советской Армии 23 февраля, праздник Нового года и т. д.

Формирование общесоветской духовной культуры сопровождалось возникновением общесоветских форм ее организации (система всесоюзного радио, телевидения, книгоиздания и т. д.). Общесоветская культура обогащена прогрессивными элементами культур всех народов нашей страны. Общесоюзная духовная культура — это система усвоения и передачи не только достижений отдельных советских народов, но и достижений современной мировой культуры.

Советский образ жизни, мировоззрение советских людей — это важная черта новой исторической общности — советского народа, главными компонентами которого является пролетарский интернационализм и советский патриотизм. Наше государство, возникшее как диктатура пролетариата, переросло в общенародное государство. Интернациональная социально-политическая историческая общность — советский народ — нашла свое отражение и в самосознании. Люди Советского Союза, относя себя к определенному этносу, сочетают это в сознании и как принадлежность к советскому народу, например советские люди, бывая за рубежом, прежде всего сознают свою общесоветскую принадлежность. Процесс формирования общесоветской культуры продолжается.

Этнические процессы в социалистических странах, как это отмечено в нашей литературе, протекают аналогично национальным процессам в СССР. Но следует иметь в виду, что многие из этих стран моноэтничны, например в ГДР немцы составляют более 99% всего населения, в Венгрии венгры—98,6%, в Польше поляки — 98,4%:Но в СФРЮ обитает — около 25 народов. Из них:40,9% — составляют сербы; 21,8 — хорваты; 8,2—сло­венцы; 8,2 — боснийцы («мусульмане»); 6,8—албанцы;

5,9% — македонцы и др. В Югославии у хорватской нации хорошо прослеживаются процессы внутринациональной этнической консолидации, происходит стирание культурно-бытовых различий отдельных этнографических групп и субэтносов.Двуэтнической страной является ЧССР: чехи—64,0%;населения, а словаки — 30,3%.

Своеобразной этнической структурой отличается Вьетнам, где, кроме самых многочисленных вьетов, или киней (составляющих почти 87% населения страны), обитает еще 53 народа. Из них самые крупные таи, мыонги и, кхмеры насчитывают менее миллиона человек, а самые, малочисленные этносы брау, рмам, оду примерно по 200 человек.

В социалистических странах имеет место и добровольная ассимиляция. Это прежде всего проявляется в этнически смешанных браках. Так, например, по данным Ю. В. Бромлея и М. С. Кашубы, в Югославии в последнее время они возросли: если в 1956 г. их было 9,3%, то в 1963 г. их стало 12,4%, а в 1974 г.-13,5%. У разных национальностей эти процессы протекают не одинаково. Среди черногорок 7,2% выходят замуж за мужчин другой национальности, среди македонок—5,2%, сербок—4%, хорваток—3%. Имеются различия в удельном весе смешанных браков в отдельных республиках; чаще смешанные браки заключают там, где представители не основной национальности проживают дисперсно. Есть и другие примеры. Так, албанцы в Югославии редко-заключают смешанные браки, что связано с их языковыми и культурно-религиозными особенностями. С 1963 г. в Югославии фиксация национальности не обязательна и все же можно установить, что дети от смешанных браков чаще всего принимают национальность того из родителей, который принадлежит к основной национальной группе в данной местности, что характерно и для многих других стран.

В социалистических странах имеет место и межэтническая интеграция. Так, в Югославии появилась тенденция к возникновению общеюгославского самосознания. Например, термин «югославен» (югослав) может обозначать не только гражданство, но и национальную принадлежность жителей Югославии. За такое определение национальной принадлежности особенно активно выступает молодежь. Но в Югославии есть и противники этого предложения. По мнению Ю. В. Бромлея и М. С. Кашубы, последняя перепись в Югославии (1981 г.) показала, что число лиц, которые именно так определили свою национальную (этническую) принадлежность, увеличилось (например, в Хорватии с 1971 по 1981 г. возросло с 15,5 до 379 тыс.). Вполне вероятно, что тенденция к межэтнической интеграции начнет появляться в других полиэтнических социалистических странах, таких, как ЧССР и СРВ. В СРВ большая часть пародов (кроме вьетов) двуязычна, кроме своего языка, они пользуются вьетнамским языком. В СРВ очень большое значение имеет переход бродячих и полуоседлых народов к оседлому образу жизни. Так, на высокогорном плато Тэйнгуен и других районах Вьетнама будут переведены к оседлому образу жизни более 2 млн. человек в 160 уездах как на юге, так и на севере Вьетнама. Это позволит улучшить жизнь многих народностей, которым построят дома, школы, больницы, проложат дороги, оросительные каналы, будут выращивать поливной рис, кукурузу, бобовые, кофе. Все эти мероприятия поставят на службу экономики страны новые районы, богатые природными ресурсами.

Очень важно, что этнические процессы сближения народов происходят не только в рамках отдельных государств, а в общем содружестве стран социалистического лагеря; усилилась их духовная близость благодаря росту культурного уровня широких народных масс, подъему образования. Так, в европейских странах СЭВ с 1960 по 1979 г. количество людей с высшим и средним образованием увеличилось с 12 до 23%. Увеличилось и число научных кадров, в результате чего в странах СЭВ научные исследования вышли на передовые рубежи в мире, значительно укрепилась связь науки с практикой. Марксистское мировоззрение стало основой социальной и творческой активности широких масс населения. Взаимная подготовка кадров, сотрудничество в области науки и искусства на долговременной основе, обмен научно-технической информацией, творческие встречи писателей, художников, равных видов искусств, обмен радио- и телепередачами стали постоянными факторами в жизни стран социалистического содружества.

Все это демонстрирует подлинный гуманизм межнациональных отношений между этими странами, основанных на принципах пролетарского социалистического интернационализма.


ЧТО ТАКОЕ РАСА

Повседневный опыт учит нас, что наряду с этническими различиями между людьми существуют также различия физические (телесные). Нет и не может быть двух совершенно одинаковых людей; даже близнецы, развившиеся из одного яйца, несмотря на огромное сходство их внешнего облика и внутреннего строения, всегда какими-то мелкими черточками отличаются друг от друга. Наука, изучающая изменения, или, как их еще называют, вариации физического типа человека, известна под именем «антропологии» (греч. «антропос»—человек). Особенно сильно заметны телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественной географической обстановке. Примером таких различий может служить сравнение общего облика северных европейцев, скажем, русских, родившихся в Архангельской области, монголов Центральной Азии и африканцев из Судана.

У северных русских волосы почти всегда мягкие на ощупь, прямые или волнистые по форме. Кожа большей частью светлая, окраска волос и глаз очень разнообразна, но светлые их оттенки встречаются чаще. Третичный волосяной покров, появляющийся в период полового созревания, развит значительно: у мужчин сильно растут борода и усы. Лицо сравнительно узкое, средней высоты, суженное кпереди в горизонтальном сечении, скулы мало выступают; носовая область, напротив, выдвинута вперед. Ширина носа по сравнению с его высотой невелика, переносье обычно высокое, носовые отверстия большей частью овальной формы, их продольные оси расположены почти параллельно носовой перегородке. Глаза широко открыты, оси их горизонтальны (внешний и внутренний углы глаз лежат приблизительно на одинаковом уровне); складка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверхность, отсутствует или развита сра-внительно слабо. Челюстная часть лица .почти не выступает вперед: оно, как говорят антропологи, ортогнатно (греч. «ортос» — прямой и «гнатос» — челюсть) или имеет незначительную «вертикальную профилировку». Губы сравнительно тонкие, т. е. выступающая наружу часть слизистой оболочки ротовой полости невелика.

У монголов волосы большей частью тугие (жесткие), но форме прямые, кожа несколько темнее, чем у русских, с желтоватым оттенком. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая (преобладают кареглазые брюнеты), третичный волосяной покров развит слабо; борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой густоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное (скулы сильно выступают, нос выступает слабо). Ширина носа в крыльях небольшая или средняя, высота его значительна. Переносье часто низкое, «расплывчатое»; оси носовых отверстий расположены наклонно (под некоторым углом к носовой перегородке). Глаза нередко узкие, оси их наклонны (внешний угол глаза ле­жит несколько выше внутреннего). Складка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Характерен также эпикантус — особая кожная складка, частично или полностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Челюстная часть лица выступает слабо или средне. Слизистая оболочка ротовой полости выступает наружу умеренно (средние по толщине губы).

Для африканцев характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темная (шоколадно-коричневая) кожа, карие глаза. Третичный волосяной покров развит у них большей частью слабо, как и у монголов. Лицо, как правило, узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, иногда почти равна его высоте (носовой указатель, выражающий процентное отношение обоих размеров, часто приближается к 100). Переносье большей частью среднее по высоте; носовые отверстия расположены поперечно, оси их от носовой перегородки идут в стороны. Глаза, как и у европейцев, широко открытые, горизонтально расположенные; складка верхнего века в большинстве случаев небольшая, эпикантус у взрослых отсутствует. Челюстная часть лица нередко выступает вперед (прогнатизм, греч. «про» — впереди). Слизистая оболочка ротовой полости сильно или даже очень сильно выступает наружу (толстые или вздутые губы).

В жизни и в науке подобные физические различия обычно называются расовыми. Важно подчеркнуть, что они всегда имеют групповой характер, выявляясь с полной ясностью только при сопоставления целых человеческих коллективов, а не отдельных людей. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Ясно поэтому, что для изучения этих различий огромное значение имеют данные науки о наследственности — генетики (древнегреч. «генос» — род, происхождение), в первую очередь, конечно, генетики человека, или антропогенетики. Понятно, что сходство во многих наследственных физических признаках у разных людей или целых их групп служит веским доказательством общности их происхождения, или генетического родства. С учетом всего сказанного можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам. Происхождение термина «раса» точно не установлено; возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас.

Читатель, вероятно, уже заметил, что, говоря о расах и расовых различиях, мы подчеркиваем их географический характер, связь с определенной территорией. Действительно, далеко не все телесные наследственные особенности людей могут считаться расовыми, а только те из них, которые имеют известный ареал (область) своего распространения, т. е. встречаются не у всего человечества, а лишь у некоторых народов, расселенных в тех или иных странах. Наследственный характер и наличие географического ареала распространения — вот два необходимых условия для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым. Внешнее проявление каждого расового признака обусловлено одним или несколькими, иногда даже многими наследственными задатками (генами) — материальными частицами, заключенными в ядре всех клеток организма и передающимися от родителей к детям через половые клетки. Ввиду того, что отдельные расовые признаки большей частью наследуются независимо друг от друга их географические ареалы далеко не всегда совпадают между собой. Так, например, темно-коричневая окраска кожи у народов Африки, Меланезии и Тасмании сочетается обычно с курчавыми волосами, а у некоторых групп коренного населения Южной Индии, Индокитая и особенно Австралии — с волнистыми. Подобно этому карие глаза преобладают в Южной Европе или Северной Азии у народов с относительно узким носом, а в Африке, Юго-Восточной Азии и Австралии — у этнических общностей, для которых характерен гораздо более широкий нос.

 


 

 

 

а _ северный русский;

б монгол;

д _ африканец;

г — австралиец:

а – североамериканский индеец

 


Таким образом, сочетания разных расовых признаков в большинстве случаев имеют не генетический, а исторически сложившийся характер. Сочетания эти объясняются тем, что у предков данной группы населения в силу конкретных условий их истории оказалась высокой частота определенных наследственных расовых особенностей. Так, например, далекие предки коренного населения Австралии, попавшие на этот изолированный материк около 30 тыс. лет назад, обладали большей частью такими признаками, как шоколадно-коричневая окраска кожи, черные волнистые волосы, карие глаза, сильно развитый третичный волосяной покров (в частности, борода и усы), средние по абсолютным размерам, часто прогнатное лицо, широкий нос с умеренно высоким переносьем и поперечно расположенными осями ноздрей, толстые или даже вздутые губы. А вот первые люди, примерно в то же время переселившиеся в Америку из Азии, имели значительно более светлую кожу с желтоватым оттенком, черные, но прямые и жесткие волосы, карие глаза, как у предков австралийцев, но слабо развитый третичный во­лосяной покров, крупное широкое и высокое лицо с сильно выступающими скулами и носом, тонкие или средние по толщине губы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.