— Сядет тот, кто угадает слово по его лексическому значению и определит в слове количество букв и звуков:
Место, где растет очень много деревьев и можно собирать грибы и ягоды (ЛЕС — 3 б., 3 зв.)
Пора года, когда цветут яблони. (ВЕСНА — 5 б., 5 зв.)
Длительный перерыв в учебе для отдыха. (КАНИКУЛЫ — 8 б., 8 зв.)
Здание, где дети учатся читать и писать. (ШКОЛА — 5 б., 5 зв.)
День, с которого начинается рабочая неделя. (ПОНЕ-ДЕЛЬНИК — 116., 10 зв.)
•Лексика»
с
12 занятие
5. Физкультминутка
Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так: Тик-так, тик-так. Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, тик-так. Налево — раз, направо — раз,
Пора года, когда убирают урожай картофеля. (ОСЕНЬ — 5 б., 4 зв.)
Урок, на котором дети учатся считать. (МАТЕМАТИКА — 10 б., 10 зв.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Прямое и переносное значение слов
На доске:
Замолчи, Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил.
— Прочитайте подчеркнутые слова. В каком случае под черкнутое слово употребляется в прямом (основном) лексиче ском значении? Прочитайте строчки стихотворения.
— Что значит выражение «прикуси язык»? (Замолчи.) Значит, в выражении «прикуси язык» слово ПРИКУСИ упо треблено в переносном значении.
— Послушайте:
В словах с несколькими значениями различают прямые (основные) и переносные значения: Мышка убежала(прямое значение). Молоко убежало(переносное значение). Ребенок спит(прямое значение). Река спит(переносное значение). Теплый чай (прямое значение). Теплыйвзгляд (переносное значение). Холодные глаза (переносное значение) Холодный ветер (прямое значение).
— Предположим, перед нами чашка с теплымчаем. Мы можем убедиться в том, что он действительно еще не остыл. Слово «теплый»(чай) употреблено в прямом значении. А что значит теплый взгляд?Говоря так о человеке, мы имеет в ви ду такое качество характера, состояние души, которое нель зя потрогать рукой, попробовать на вкус. Значит слово «теп-
I
лый»как бы перенесено на другой предмет и имеет переносное, образное значение.
В своей речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном, образном значении:
Кружится голова, горячее сердце, встает солнце, пришла весна, тяжелый характер, тонкий голос и др.
4. Определение прямого и переносного значения слов при сопоставлении предложений
На доске предложения:
1. Ночью мы увидели падающую звезду. На сцену вышла звезда эстрады.
2. Снег сиял под лучами солнца. Дети сияли от счастья.
3. Мама купила дорогое нарядное платье. В воскресенье мы встречали дорогую гостью — нашу бабушку.
— Прочитайте первое и второе предложения. Найдите сло во, которое есть и в первом, и во втором предложениях.
— Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в прямом значении.
— Прочитайте предложение, в котором слово употреблено в переносном значении. Докажите.
— Запишите предложения, в котором слова имеют пере носное значение.
Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу
Дети раскачиваются в такт маятника
Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу, потом — к левому.
Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так, тик-так.
6. Прямое и переносное значение многозначных слов
— Отгадайте загадку.
_Л
«Лексика»
с
12 занятие
Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час. Но вы, друзья, не бейте нас!
(С. Маршак) (Часы.)
— Есть ли в загадке слова, употребленные в переносном значении? Назовите эти слова.
— Послушайте стихотворение о часах В. Орлова.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
(В.Орлов)
— Прочитайте слова и выражения, которые о часах гово рят как о живом существе.
— Чему удивились малыши?
— Объясните выражение «часы стоят»? (Часы бездейст вуют.)
— Что значит выражение «часы спешат»? (Часы показы вают неверное время из-за ускоренного хода механизма.)
— Как вы понимаете выражение «часы идут»? (Часы дей ствуют, работают.)
— Объясните выражение «часы отстают»? (Часы показы вают неверное время из-за замедленного хода механизма.)
— Ребята, а какие бывают часы? (Электронные, механи ческие, ручные, солнечные, настенные, кухонные и т.д.)
На доске: ЧА, КИ, СИ ВОЙ, ЧА, СО ЧА, ЩИК, СОВ
— Составьте из слогов слова и объясните их прямое лекси ческое значение:
ЧАСИКИ — часы небольшого размера. ЧАСОВОЙ — человек, который стоит на часах (на карауле).
ЧАСОВЩИК — мастер, занимающийся изготовлением и починкой часов.
— Повторите все слова. (Часики, часовой, часовщик.) Про должите ряд однокоренных, родственных слов.
— Послушайте и повторите скороговорку:
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.
ТЕМА. Образные слова и выражения. Загадки.
ЦЕЛИ: • формировать умения определять прямое и пере-
носное значения многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений;
• расширять словарный запас по теме «Насеко мые»;
• закреплять навык звукобуквенного анализа и син теза слов.
— Объясните смысл пословицы: Делу — время, потехе — час. 7. Итог занятия
— Что нового вы узнали на занятии?
— Выучите наизусть стихотворения, в которых неодушев ленным предметам приписываются действия человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, кроссворды ХОД ЗАНЯТИЯ: