— Послушайте стихотворение «Что растет?» Г. Лагздынь
На лугу растет ромашка, Лютик едкий, клевер-кашка! Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, Хвощ — как елка. А еще?
Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки, Граммофончики-вьюнки...
— Назовите из стихотворения все цветы. (Ромашки, лю тик, клевер-кашка, гвоздика, смолка, колокольчик, кошачьи лапки, одуванчик, васильки, вьюнок.)
— Назовите цветы, которые вы знаете. Викторина «Угадай цветок».
На доске:
Учитель-логопед выставляет картинку с изображением цветка. Ученик проверяет написание слова в орфографическом словаре и записывает название цветка (на доске).
На доске:
— Узнайте цветок по описанию.
Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ягода. Но не бери ее в рот — она ядовита. (Ландыш.)
Учитель-логопед выставляет картинку с изображением цветка. Ученик проверяет написание слова в орфографическом словаре и записывает название цветка (на доске).
На доске:
— Узнайте цветок по описанию.
Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем он обязательно закроется. (Фиалка.)
Учитель-логопед выставляет картинку с изображением цветка. Ученик проверяет написание слова в орфографическом словаре и записывает название цветка (на доске).
На доске:
— Узнайте цветок по описанию.
Сегодня полянка золотисто-желтая, а завтра — белопушистая. С белых «головок» слетают легкие пушинки. (Одуванчик.)
Учитель-логопед выставляет картинку с изображением цветка. Ученик проверяет написание слова в орфографическом словаре и записывает название цветка (на доске).
На доске:
— Узнайте цветок по описанию.
Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок — и над поляной послышится тихий серебряный перезвон. (Колокольчик.)
Узнайте цветок по описанию.
«Лексика»
5 занятие
Растет в поле пшеницы, ржи. Ярко-синий, как небо, пушистый, люди собирают, плетут венки. (Василек.)
Учитель-логопед выставляет картинку с изображением этого цветка. Ученик проверяет написание слова в орфографическом словаре и записывает название цветка (на доске).
Итог занятия
— Что называется лексическим значением слова?
— Где можно уточнить лексическое значение слова?
— Где можно уточнить правильное написание слова?
ТЕМА.
Омонимы.
ЦЕЛИ;
• формировать умения определять лексическое значение слов-омонимов, правильно строить высказывание в соответствии с его значением;
• уточнить временную последовательность месяцев года;
• совершенствовать навык звукового анализа и фо нематического восприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
предметные картинки: «Коса — песчаная отмель», «Коса девочки», «Коса — инструмент», «Ключ — родник», «Ключ - дверной», «Ключ — скрипичный», «Ключ — консервный»; «Толковый словарь русского языка. Современная версия». В.И. Даль. Запись на доске.