Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Запись числа, темы занятия. 3. Развитие пассивного и активного словарного запаса по теме «Строительные



3. Развитие пассивного и активного словарного
запаса по теме «Строительные инструменты»

— Послушайте стихотворение.

Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка. А всего нужней сноровка.

(Б. Заходер)

— Назовите из стихотворения слова, обозначающие строи­
тельные инструменты. {Клещи, тиски, молоток, ключ, на­
пильник, ножовка
— ...)


1


•Лексика»


3 занятие


 


— Продолжите ряд слов.

ПИЛА, ТОПОР, РУБАНОК, ДРЕЛЬ, ПЛОСКОГУБЦЫ — это ... {строительные инструменты).

— Объясните, для чего нужен каждый инструмент:
Молоток —... (Молотком забивают гвозди.)

Пила —... (Инструмент для резки, распиливания че­го-либо.)

Клещи —... (Клещами вытаскивают гвозди.)

Топор —... (Топором рубят дрова.)

Рубанок —... (Рубанком строгают, выравнивают поверхность.)

Дрель —... (Дрелью просверливают отверстия в дереве, бе­тоне, металле.)

Плоскогубцы —... (Плоскогубцами фиксируют предметы.)

4. Определение лексических значений многозначных слов

— Отгадайте загадку.

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются — ... (иголки).

— Отгадайте закрытые картинки, объясните три лексиче­
ских значения слова ИГЛА.

ИГЛА

1. Инструмент для шитья. (Логопед переворачивает пред­
метную картинку, изображающую швейную иглу.)

2. Лист хвойного дерева. (Логопед переворачивает пред­
метную картинку с еловыми иглами).

3. Колючки на теле животных. (Логопед переворачивает
предметную картинку, изображающую ежа.)

— Сколько значений имеет слово ИГЛА? (Три.) Это много­
значное слово!

Многозначное слово называет разные предметы, призна­ки, действия, в чем-либо сходные между собой. Например, слово КНОПКА употребляется в трех значениях. Канцеляр­ской кнопкой прикалывается бумага к столу, На кнопку эле­ктрического звонка мы нажимаем, чтобы он зазвенел, за­стежка на платье тоже кнопка. Между этими значениями есть общее: во всех трех случаях слово КНОПКА обозначает небольшой предмет, на который нужно нажать, чтобы присо-


единить что-то к чему-то.

В толковом словаре можно узнать, является слово одно­значным или многозначным. Разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словар­ной статье и нумеруются подряд.

— Прочитайте предложения. Подберите к каждой пред­
метной картинке предложение.

На доске запись:

Хвойные иглы — зелень хвойных деревьев. Швейные иглы есть у каждой хозяйки. Еж носит на спине иголки.

5. Физкультминутка

— Хлопните в ладоши, если вы услышите правильное вы­
ражение. Исправьте неправильное выражение:

Апрель перед мартом. (Март перед апрелем.)

Февраль перед мартом.

Май после апреля.

Перед мартом апрель. (После марта апрель.)

Март после февраля.

Перед январем декабрь.

После февраля январь. (После января февраль.)

— Объясните пословицу:

Март — грозой, апрель — водой, май — травой

6. Выявление многозначных слов, определение
лексических значений многозначного слова

— Отгадайте загадку.

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линейка.)

— Придумайте словосочетания со словом ЛИНЕЙКА так,
чтобы они помогли понять разные лексические значения это­
го слова. Сколько словосочетаний можно придумать?


■Лексика»


с


4 занятие


 


Запишите словосочетания в тетрадь: косая линейка в
тетради, линейка для черчения, праздничная линейка.

— Послушайте стихотворение.

ХВОСТЫ

Есть хвост у падающих звезд, И у семян бывает хвост, У птиц, у самолета — Он нужен для полета.

Хвостом корова бьет слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов хвост важней: Они хвостом сражаются!

(Ю. Кориец).

— Назовите многозначное слово? (Хвост.)

— Придумайте словосочетания со словом ХВОСТ так, что­
бы они помогли понять разные лексические значения этого
слова. Сколько словосочетаний можно придумать?

— Запишите словосочетания в тетрадь:

звездный хвост (хвост звезды), хвостики проросших се­мян, хвост животного, хвост самолета.

7. Итог занятия

— Как называются слова, имеющие одно лексическое зна­
чение?

— Приведите примеры однозначных слов.

— Как называются слова, имеющие несколько лексичес­
ких значений?

— Приведите примеры многозначных слов.

ТЕМА.

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.


ЦЕЛИ: • формировать умение узнавать слово по толкова-

нию его лексического значения;

• учить работать с орфографическим словарем;

• расширять словарный запас по теме «Органы рас­
тений», «Цветы»;

• уточнить временну ю последовательность меся­
цев года;

• развивать фонетический анализ и синтез, звуко-
буквенный анализ слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: орфографические словари, кроссворд, предмет­ные картинки: «Ландыш», «Одуванчик», «Васи­лек», «Колокольчик», «Фиалка»; запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.