— Подберите родственные слова к слову БЕЛКА (выстав ляют картинки «Белки с бельчатами», «голова и хвост бел ки») (рис. 15):
БЕЛКА — белочка, бельчата, бельчонок, беличья..
4. Знакомство с текстом «Запасы на зиму». Словарнаяработа
— Послушайте стихотворение.
Почему грибы на елке На сучках висят кругом? Кто устроил их так ловко? Кто с грибов очистил сор? Это белкина кладовка, Это белкин летний сбор.
, (Е. Третнева)
— Как вы озаглавите это стихотворение?
— Для чего белочка развесила грибы на елке?
— Как вы понимаете выражение это белкина кладовка. Тексты на карточках раздают детям. Логопед читает
текст, дети следят за чтением учителя, слушают.
ЗАПАСЫ НА ЗИМУ
Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.
А когда придет зима ...
— Объясните значение слова, подберите к указанным сло вам близкие по значению.
СУЕТИТСЯ — ... (бегает, хлопочет, что-то делает, мечется во все стороны)
ХЛОПОТУНЬЯ— ... (ктолюбит хлопотать, заботиться)
5. Физкультминутка
Логопед читает стихотворение, дети показывают действия белки.
БЕЛОЧКА-РЕЗВУШКА Под сосною, на опушке Скачет белочка-резвушка. Дел немало у нее: Выбрать на зиму дупло.
Застелить дупло ковром — '
Мягким пухом или мхом, Неспеша заделать щели,
«Устная связная речь»
9 занятие
Чтобы снежные метели В дом зимой не залетели. День-деньской по лесу скачет И орех в кладовку прячет. А потом на землю — прыг! И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок — Подсушись, боровичок! Скачет белка-шалунишка, Рвет с сосновых веток шишки, Лапками сжимает ловко И несет в сбою кладовку.
6. Работа над предполагаемым окончанием рассказа
— Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? Рас скажите об этом. (Выпадет снег. Он укутает землю пушис тым одеялом.)
— Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бель чат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле ореш ки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и под крепляться сушеными грибами. Так и проживет холодную зиму.)
7. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Учащиеся читают вслух начало рассказа на карточке, затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Работают 1—2 ученика. Учитель-логопед редактирует предложения детей.
8. Итог занятия
— Чему учились на занятии?
Домашнее задание
МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ
Захотел медведь зайцев медом угостить. Побежали они в лес. Медведь полез в дупло. В дупле были пчелы. Они стали жалить медведя. Бросился медведь бежать, а зайцы смеются...