В нашем селе есть дворец. В солнечные дни его хрустальные окна отражают тысячи веселых зайчиков.
А кто живет в хрустальном дворце? Под стеклянной крышей поселились зеленые растения.
На дворе трескучий мороз. А во дворце лето в самом разгаре. На грядках зеленеют лук, огурцы. Зреют помидоры.
Большого чуда во всем этом нет. Просто внутри хрусталь-I юго дворца проложены трубы с горячей водой, а над грядками висят электрические лампы. Этот хрустальный дворец называется ... (теплицей).
(По Г. Юрмину)
— Объясните значение слов, подберите к указанным сло вам близкие по значению слова.
«Устная связная речь»
С
5 занятие
ТЕПЛИЦА — ... (сооружение, где тепло и все приспособлено для выращивания овощей, зелени, цветов и т.д.)
ХРУСТАЛЬНЫЙ — ... (сделанный из хрусталя, стекла высокого качества)
— Что главное в рассказе?
— Предложите название рассказа. (Теплица.) Запишите название текста в тетрадь.
4. Выделение частей текста. Составление плана текста
— Послушайте первую часть рассказа. (Логопед читает первую часть рассказа.)
В нашем селе есть дворец. В солнечные дни его хрустальные окна отражают тысячи веселых зайчиков.
— О чем рассказывается в этой части? (О хрустальном дворце.)
Логопед выставляет первую предметную картинку (рис. 6) — « Хрустальный дворец ».
— Расскажите сначала первую часть рассказа, затем вто рую часть, используя предметные картинки, план.
— Послушайте третью часть рассказа. (Логопед читает третью часть рассказа.)
На дворе трескучий мороз. А во дворце лето в самом разга-I )е. На грядках зеленеют лук, огурцы. Зреют помидоры.
— О чем рассказывается в этой части? (Во время мороза лреют овощи.)
— Дайте название первой части. (Хрустальный дворец.) Запишите первый пункт плана в тетрадь.
— Расскажите эту часть рассказа, как запомнили.
— Послушайте вторую часть рассказа. (Логопед читает вторую часть рассказа.)
А кто живет в хрустальном дворце? Под стеклянной крышей поселились зеленые растения.
— О чем рассказывается в этой части? (О зеленых растениях.) Логопед выставляет вторую предметную картинку — «Зе леные растения» (рис. 7).
— Дайте название второй части. (Зеленые растения.) За пишите второй пункт плана в тетрадь.
— Дайте название третьей части. (Овощи.) Запивайте тре тий пункт плана в тетрадь.
— Расскажите сначала первую часть рассказа, затем вто рую, затем третью часть, используя предметные картинки, план.
— Послушайте четвертую часть рассказа. (Логопед читает четвертую часть рассказа.)
Большого чуда во всем этом нет. Просто внутри хрустального дворца проложены трубы с горячей водой, а над грядками висят электрические лампы. Этот хрустальный дворец на-лывается теплицей.
— О чем рассказывается в этой части? (Откуда тепло.)
— Дайте название четвертой части. (Греют трубы, лам пы.) Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.
— Перескажите текст, используя предметные картинки, план. ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ ПЛАНА В ТЕТРАДИ:
Теплица. План.
1. Хрустальный дворец.
2. Зеленые растения.
3. Овощи.
4. Греют трубы, лампы.
5. Физкультминутка
Мы капустку рубим, рубим, вверх — вниз.
Мы капустку солим, солим. Мы капустку жмем, жмем. Мы морковку трем, трем.
Движения прямыми ладонями Руки
Движения щепот.
Движения руками — сжимаем.
Одна рука расположена вертикально,
как терка, другая с усилием выполняет
соответствующее движение.
7. Пересказ текста «Теплица» по сюжетной картинке и плану (без предметных картинок)
6. Пересказ текста «Теплица» по цепочке
В пересказе участвуют четыре ученика, каждый ученик использует предметную картинку, которая соответствует части рассказа, и план, записанный на доске и в тетрадях.
Логопед указывает на предметные картинки, пункты плана текста, редактирует высказывания учащихся.
Самостоятельный пересказ текста по сюжетной картинке (рис. 9), пересказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на пункты плана текста, редактирует высказывания учащихся.
8. Итог занятия
— Назовите овощи, которые выращивают в теплицах.
— Что вы использовали при пересказе текста «Теплица»?
«Устная связная речь»
6 занятие
ТЕМА. Последовательный пересказ с опорой на серию карти-
нок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.
Логопед выставляет серию сюжетных картинок, предлагает ученикам рассмотреть их и установить правильную последовательность событий.
— Расположите данные картинки в правильной последо- иательности (рис. 11).
5. Работа с текстом. Выделение опорных слов-действий
Логопед читает рассказ, дети слушают, смотрят на картинки.
Утром зазвонил будильник. Витя проснулся. Он быстро кс тал и аккуратно застелил свою постель. Потом Витя пошел в паппую, почистил зубы и умылся. Затем Витя сел завтракать.
«Устная связная речь»
С
6 занятие
После завтрака он надел школьную форму, взял портфель и пошел в школу.
— Посмотрите на первую картинку и перечислите по по рядку слова-действия: ЗАЗВОНИЛ, ПРОСНУЛСЯ. (Глаголы соответственно подписывают под первой картинкой.)
— Составьте по картинке и словам-действиям предложе ния. (Утром зазвонил будильник. Витя проснулся.)
— Посмотрите на вторую картинку и перечислите по по рядку слова-действия: ВСТАЛ, ЗАСТЕЛИЛ. (Глаголы соот ветственно подписывают под второй картинкой.)
— Составьте по картинке и словам-действиям предложе ние. (Он быстро встал и аккуратно застелил свою постель.)
— Посмотрите на третью картинку и перечислите по поряд ку слова-действия: ПОШЕЛ, ПОЧИСТИЛ, УМЫЛСЯ. (Глаго лы соответственно подписывают под третьей картинкой.)
— Составьте по картинке и словам-действиям предложе ние. (Потом Витя пошел в ванную, почистил зубы и умылся.)
— Посмотрите на четвертую картинку и перечислите по порядку слова-действия: СЕЛ ЗАВТРАКАТЬ. (Глаголы соот- петственно подписывают под четвертой картинкой.)
— Составьте по картинке и словам-действиям предложе ние. (Затем Витя сел завтракать.)
— Посмотрите на пятую картинку и перечислите по по рядку слова-действия: НАДЕЛ, ВЗЯЛ И ПОШЕЛ. (Глаголы соответственно подписывают под пятой картинкой.)
— Составьте по картинке и словам-действиям предложе ние. (После завтрака он надел школьную форму, взял ранец и пошел в школу.)
Серия сюжетных картинок
(ЛЗВОНИЛ
ВСТАЛ
ПОШЕЛ
СЕЛ ЗАВТРАКАТЬ
НАДЕЛ
11РОСНУЛСЯ
ЗАСТЕЛИЛ
ПОЧИСТИЛ
ВЗЯЛ
УМЫЛСЯ
ПОШЕЛ
Физкультминутка
Пьется чистая водица —
Мы умеем сами мыться. 11асту белую берем,
Крепкой щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, 11осле вытремся посуше.
Руки вперед, наклон, потянуться за руками.
Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица.
Наклон в правую сторону с вытянутой рукой.
Движения, имитирующие чистку зубов Руки за шею, ладони к ушам. Присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням.