Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,



КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ И СОЦИОЛОГИИ

Кафедра журналистики

 

 

Р.П. БАКАНОВ

 

Актуальные проблемы

Современной науки

И журналистика

 

Учебно-методическое пособие

 

Для студентов, обучающихся по специальности

030601 – «Журналистика» (ОЗО)

 

Казань – 2010


Научный редактор

Доктор филологических наук, профессор

В.З. Гарифуллин

 

Печатается по решению

заседания кафедры журналистики

Казанского (Приволжского) Федерального университета

Протокол № 7 от 25.05.2010 г.

 

Рецензенты

Доктор философских наук, профессор

С.К. Шайхитдинова

 

Кандидат филологических наук, доцент

Д.В. Туманов

 

 

Баканов Р.П.

Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Про­грамма дисциплины, методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям для студентов заочного отделения журналистики Казанского (Приволжского) Федерального университета, обучающихся по специальности 030601 – «Журналистика» / Автор: канд. фил. наук, старший преподаватель кафедры журналистики К(П)ФУ Р.П. Баканов. – Казань: Казанск. гос. ун-т, – 2010. – 152 с.

 

В учебно-методическое пособие по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» включены: требования к студентам по успешному освоению дисциплины, программа курса, методические указания по преподаванию и изучению данной дисциплины, материалы к лекциям, глоссарий терминов, примерный перечень тем реферативных работ, контрольные вопросы для итогового зачета по дисциплине.

Цикл: ОПД.03 – Общепрофессиональные дисциплины.

 

Соответствует требованиям ГОС.

 

© Казанский (Приволжский)

Федеральный университет, 2010

© Р.П.Баканов, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5

ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8

 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13

 

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13

 

1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13

1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18

1.3. Научное знание как система. Особенности и структура

научного знания…………………………………………………………………….23

1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27

1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29

1.6. Развитие науки в период формирования

классической научной картины мира……………………………………………..33

1.7. Развитие науки в период формирования

неклассической научной картины мира…………………………………………..37

1.8. Развитие науки в период формирования

постнеклассической научной картины мира……………………………………..48

 

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51

2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51

- феномен пассионарности человека…………………………………………51

- виртуализация современной реальности…………………………………...53

- клонирование живых организмов и человека……………………………...54

- внедрение инноваций в экономику государств……………………………56

- развитие нанотехнологий…………………………………………………...57

- мировая глобализация……………………………………………………….58

- глобальное потепление климата…….……………………………………...64

- вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65

- медийное образование населения разных стран…………………………...67

- запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70

- экология и судьбы человечества……………………………………………72

- становление гелиобиологии………………………………………………...76

- пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78

2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82

- резкое падение ее престижа…………………………………………………83

- невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86

- эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87

- снижение в российском обществе популярности научной журналистики91

- низкий уровень электронного обучения в России………………………...92

- задачи реализации государственной политики в области науки…………94

 

3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95

3.1. Становление распространения научного знания

в России XVIII – XIX веков………………………………………………………..95

3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103

3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111

3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113

3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116

3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122

3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128

 

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...134

 

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135

 

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...142

Базовые учебники…………………………………………………………………142

Основная литература……………………………………………………………...142

Дополнительная литература……………………………………………………...142

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147

Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147

Сайты специализированных изданий……………………………………………149

Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150

 

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ

– ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

(для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки; ее основных достижениях как в в XVIII – XX веках, так и в последние годы; о направлениях, течениях, ее отечественных и зарубежных крупнейших представителях.

Акцент в подаче материала делается на проблеме взаимодействия науки и журналистики: способах популяризации достижений технического прогресса и взглядах человека на окружающий мир и освоение и использование (а также возможностях использования) самими журналистами этих достижений. Немаловажное значение придается вопросам социологии общества, новым веяниям в области политико-экономических учений и их увязке с публицистикой, а также актуальным проблемам современной научной деятельности.

Мы позиционируем курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как междисциплинарный. Сюда входят сведения из таких областей знания, как философия и метолодогия науки, социология, история, история журналистики, а также блока естественно-научных дисциплин: естествознание, физика, химия, астрономия, биология. Понимая, что многие сведения, взятые из указанных дисциплин, студентам-гуманитариям понять будет очень трудно, мы сосредоточили внимание только на самом главном – сделанных в разное время научных открытиях; информации о работе крупнейших российских и зарубежных ученых и выдвигаемых ими теориях и концепциях; об актуальных проблемах различных отраслей современной науки; специфике популяризации науки и современному состоянию научной журналистики в России.

Основная форма изложения материала студентам в рамках настоящей дисциплины – лекция. При обучении настоящей дисциплине, мы стараемся способствовать профессиональной подготовке, воспитанию и становлению полноценной, всесторонне развитой творческой личности слушателя.

 

Вернуться к Содержанию

 

 

Задачи курса

 

1. Ознакомить студентов с современными основными научными течениями и направлениями мировой науки, с историей их возникновения, ключевыми терминами и понятиями, а также со спецификой научной журналистики – отдельной области СМИ.

2. Дать представление учащимся о периодах развития научного знания (периоды класической, неклассической и постнеклассической научных картин мира), о сделанных в каждый из указанных периодов основных научных открытиях и ученых, которые их совершили.

3. Проанализировать основные проблемы современной мировой науки.

4. Дать представление студентам о методах сбора информации, применяемых в журналистике и в научной деятельности, а также о специфике научного и жуналистского фактов.

5. Обучить студентов правилам самостоятельной подготовки научно-популярного материала, рассказывающего о достижениях ученых.

6. Научить студента ориентироваться в функциях, типах аудитории и трех уровнях популяризации научного знания.

 

Вернуться к Содержанию

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.