Самостоятельными субъектами права являются не только организации в целом, но и в ряде случаев их органы и должностные лица, выполняющие властные фуШГоди"*Хдирё^то'р^ предприятия, народный судья, коллегия министерства и т. п.). Необходимо еще раз подчеркнуть, что в этих случаях органы и должностные лица являются своеобразными единоличными или коллегиальными подразделениями организации, выражающими ее
волю.
Организации как субъекты права по своей общественной природе могут быть подразделены на две группы:
1) государственные организации, которые являются частями государсТВ^;^^Шступают в правоотношениях от своего имени;
2) общественные организации, которые образуются коллек тивом людШГйвыражают его волю.
Государственные и общественные организации выступают в двух основных качествах. Они могут быть: а) субъектами властных функций руководства; таковы органы государственной власти и управления; организации общественности, наделенные властной компетенцией, и др.; б) субъектами оперативно-хозяйственной и социально-культурной деятельности; к ним, в частности, относятся государственные, промышленные и торговые предприятия, колхозы, потребительская кооперация и др.34.
Приведенное деление («а» и «б») является в определенной степени условным потому, что органы, выполняющие властные функции (например, исполкомы местных Советов), также в какой-то мере ведут и хозяйственную деятельность. Существуют, кроме того, такие организации, которые вообще в своей деятельности сочетают властные и хозяйственно-оперативные функции (например, Госбанк СССР). Наконец, в составе хозяйственных предприятий и социально-культурных учреждений есть органы (администрация), которые осуществляют властные функции управления. Таким образом, правовое положение администрации хозяйственных предприятий и социально-культурных учреждений довольно своеобразно: администрация является частью
34 А. В. Венедиктов. Государственная социалистическая собствен ность. Изд-во АН CCGP, 1948, стр. 621—654; А. В. Мицкевич. Субъекты советского права. Госюриздат, 1962, стр. 38—39, 109. . ; ■
данного предприятия или учреждениями и в то же время низшим звеном государственного аппарата35.
Правосубъектность органов, выполняющих властные функции государственного руководства, обозначается в юридической науке, законодательстве и на практике специальной категорией — компетенцией;
Компетенция — это круг властных прав (и неразрывно связанных с ними обязанностей), которыми обладает государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач государственного управления (руководства). Компетенция выражает активную административную правосубъектность (правоспособность). Своеобразие компетенции в отличие от гражданской правосубъектности состоит в том, что, во-первых, права и обязанности, составляющие компетенцию, распределяются между подразделениями государственного органа и отдельными должностными лицами; во-вторых, в компетенции властные права тесно связаны с обязанностями36.
С юридической стороны главное в компетенции составляют властные права государственных органов — права на определенные положительные действия. Права и обязанности в компетенции нельзя отождествлять и трактовать их как единые «правообязанности». Обязанность государственного органа состоит в том, чтобы выполнять возложенные на него задачи и, следовательно, осуществлять в установленном порядке предоставленные ему властные права. А эти права имеют свое содержание. Они состоят в предоставленной государственному органу возможности своими односторонними действиями (актами) порождать, изменять или прекращать конкретные правоотношения. Вот почему законодатель при регламентации компетенции тех или иных государственных органов в нормативных актах не ограничивается одним лишь указанием на их задачи (обязанности), а специально предусматривает также объем и конкретное содержание предоставленных им прав.
Субъектами властных функций руководства являются по большей части государственные органы. Вместе с тем и некоторые общественные организации могут обладать активной административной правосубъектностью. Это прежде всего общественные организации, которые в установленном порядке наделены властными правами по осуществлению функций, выходящих
35 А. В. Мицкевич. Субъекты советского права. Госюриздат, 1962, стр. 119—120.
?6Там же, стр. 120—130,
за пределы внутренней деятельности общественных организаций. Такими властными правами наделены, например, профессиональные союзы (права в области социального страхования, инспекции по охране труда, по решению трудовых споров и др.)»-народные дружины по охране общественного порядка, товарищеские суды и некоторые другие органы общественности. Источником властных прав и здесь в конечном счете является социалистическое государство, которое делегирует (передает) свои права органам общественности, устанавливая при этом строгий порядок их использования. Существенное значение в компетенции общественных организаций занимают властные права по осуществлению контроля за работой государственных организаций.
Правовую компетенцию общественных организаций не следует смешивать с их, так сказать, «общественной компетенцией» — кругом неюридических прав и обязанностей по руководству делами данной организации. Общественная компетенция, регламентируемая неюридическими нормами общественных организаций, строится на внутренней дисциплине, моральном авторитете, обеспечивается системой мер общественного воздействия. Внутрисоюзные отношения в общественных организациях в подавляющей своей массе не имеют юридического характера. Однако и здесь, в области внутрисоюзного руководства, социалистическое государство в некоторых случаях делегирует общественным организациям отдельные властные юридические права. Так, юридический характер носят права и обязанности органов профсоюзов и добровольных обществ в отношении работников их штатного аппарата, в области руководства подведомственными предприятиями и др. Юридический характер имеют многие правомочия руководящих органов колхозов и иных хозяйственных кооперативных организаций. Оперативно-исполнительными и контрольными правомочиями властного содержания обладают и центральные органы кооперативных систем и правления союзов кооперации.
Правосубъектность организаций, осуществляющих оперативно-хозяйственную и социально-культурную деятельность, обозначается в юридической науке, законодательстве и на практике специальной категорией — юридическим лицом.
Юридическими лицами являются «организации, которые обладают обособленным имуществом».могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные пгздяа нанести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде,. арбитраже или в третейском суде» (ч. 1 ст. 11 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик). Категория юридического лица в отличие от компетенции выражает гражданскую правосубъектность (правоспособность).
Особенности товарного производства и обращения требуют того, чтобы организации — участники имущественных отношений— действовали «как таковые», т. е. выступали в гражданском обороте от своего имени и несли самостоятельную имущественную ответственность. Хотя объем правосубъектности организаций, участвующих в гражданском обороте, может быть неодинаков, все они по отношению друг к другу, а также к физическим лицам занимают юридически равные, одинаковые позиции. И это существенным образом отличает их от организаций, наделенных компетенцией.
Категория юридического лица, сложившаяся в гражданском праве, в определенной мере используется и в некоторых других отраслях37. Она применяется, например, в трудовом и колхозном праве для характеристики правосубъектности государственных и общественных организаций в области трудовых отношений. Юридическими лицами являются также организации — субъекты финансовых и земельных правоотношений. Словом, юридическое лицо выражает в настоящее время правосубъектность организаций в сфере их оперативно-хозяйственной деятельности.
Таким образом, категория юридического лица применяется не для обозначения правосубъектности государственных и общественных организаций в целом, а только для обозначения части правосубъектности организаций — прежде всего их гражданской правосубъектности. Отсюда следует, что не все организации — субъекты права — являются юридическими лицами (например, не являются юридическими лицами такие организации, как цех завода, народные дружины по охране общественного порядка и Др.)- Иные же организации, хотя и являются юридическими лицами, имеют более широкую правосубъектность (например, главное управление министерства, переведенное на хозрасчет, будучи юридическим лицом, обладает и административной правосубъектностью).
Юридическое лицо, как особый субъект права, имеет дополнительные признаки. Наряду с организационным единством решающей предпосылкой признания той или иной организации
37 А. В, В е н е д и к т о в. О субъектах социалистических правоотношений. «Советское государство и право», 1955, № 6, стр. 23—25.
юридическим лицом служит имущественная обособленность этой организации38.
8. Общественные образования.Это персонифицированные подразделения общества в целом. В отличие от организаций они представляют собой не коллективы людей, а внешнее, организационно-юридическое выражение социальных общностей в целом, в социалистическом обществе — народа, социалистических наций.
В общественных образованиях — качественно иная (более высокая) общность людей, нежели в организациях; именно это позволяет социальным образованиям выступать от имени социальной общности — народа, нации, народности.
Общественные образования как субъекты права выражаются в важнейшем субъекте политической организации общества — в государстве.
В социалистическом обществе к социальным образованиям — субъектам права — относятся социалистическое государство, субъекты социалистической федерации (республики, автономные области и др.)> административно-территориальные единицы, избирательные округа, корпус избирателей.
Государство может действовать и, следовательно, выступать в правоотношениях только через свои органы — государственные организации. Как правило, государственные организации действуют от своего имени, т. е. в качестве особых субъектов права. Но в ряде случаев эти органы выступают не от своего имени, а от имени государства в целом. Именно тогда государство как таковое и является субъектом права.
Специфическая черта, характеризующая правосубъектность государства, состоит в том, что оно всегда остается субъектом политической организации общества. Вот почему даже в гражданских правоотношениях государство как особый субъект права может проявить свои властные функции (например, по гражданским правоотношениям государственного займа произвести конверсию займов).
Каковы же основные области общественных отношений, где государство является особым субъектом права? Таких областей четыре:
38 По вопросу о правосубъектности организаций, в частности по вопросу о содержании понятия «компетенция», в юридической литературе высказаны и другие взгляды. Так, сторонники концепции хозяйственного права (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов и др.) охватывают этим понятием всю драво-субъектность участников хозяйственной деятельности, в том числе и их правосубъектность как юридических лиц.
1) Межгосударственные отношения, регулируемые междуна родным правом. В межгосударственных отношениях, возникаю щих в силу международноправовых договоров и на основе обще признанных обычаев, субъектом является непосредственно со- социалистическое государство. В этих отношениях органы Мини стерства иностранных дел и иные государственные органы дейст вуют не от своего имени, а от имени социалистического государ ства в целом.
2) Межгосударственные (федеративные) отношения, регули руемые государственным правом. В социалистическом государ стве, построенном на началах федерации, возникают отношения между членами федерации. Так, в Союзе ССР субъектами феде ративных отношений являются союзное государство в целом (Союз ССР), союзные и автономные республики.
3) Отношения государства с гражданами и общественными организациями, выражающими начала государственного сувере нитета. В социалистическом государстве существует весьма обширная область отношений, также регулируемых государствен ным правом, отношений, где субъектом права является социали стическое государство. Это отношения, непосредственно выра жающие начала государственного суверенитета.
Социалистическое государство прежде всего является субъектом права государственной социалистической собственности. Государство не только сосредоточивает в своих руках вещественные объекты, не распределенные между отдельными государственными организациями, но через свои высшие органы власти и управления определяет в общенародном масштабе предпосылки, порядок, формы и результаты процесса социалистического производства, распределения и обмена. Это, в частности, выражается в утверждении высшими органами государственной власти государственного бюджета и народнохозяйственных планов.
Социалистическое государство, далее, является субъектом го-сударственноправовых отношений, связанных с институтами гражданства, основных конституционных прав и обязанностей граждан, с наделением правосубъектностью.
Наконец, социалистическое государство является субъектом уголовноправовых охранительных правоотношений. Особенность уголовноправовых отношений состоит в том, что они возникают в результате совершения лицом противоправных действий, представляющих опасность личности для общества в целом. Поэтому общество в целом в лице своего государства и является субъектом уголовноправовых отношений.
I
4) Некоторые имущественные отношения, регулируемые административным и гражданским правом. Изредка социалистическое государство непосредственно выступает в имущественных отношениях, регулируемых административным и гражданским правом. Так, государство является субъектом: внешнеторговых обязательственных отношений, когда внешнеторговые сделки заключены торгпредством от имени СССР; отношений, связанных с-выпуском, оплатой выигрышей и погашением государственных займов и денежно-вещевых лотерей; отношений, связанных с переходом к государству бесхозяйственного, выморочного, задавненно-го, завещанного государству и конфискованного имущества.
Выступление государства в некоторых конкретных имущественных отношениях, а также в качестве субъекта государственных имуществ, не распределенных между отдельными государственными организациями, обозначается условным термином; «казна». «Средства казны» это и есть как раз те имущества, которые входят в государственный бюджет и ими непосредственно распоряжается социалистическое государство через свои; финансовые органы.
Глава XVIII
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
1. Материальное и юридическое содержание правоотношения. В правоотношении могут быть выделены материальное и юридическое содержание.
Юридическое содержание правоотношения — это его состав-
ные^орлдвд^ субъекхивто^ тх$ши& Рйяздн-
нсю^ь^ИЭридическое содержание выражает то специфическое, что свойственно правоотношению как своеобразной идеологической форме фактических общественных отношений.
Материальное содержание правоотношения — это то фактическое поведение (действие и бездействие), которое_у1Травомо-чейный может,"'а правообязанный должен совершить.
Материальное содержание правоотношения складывается из дозволенного ^поведения управомоченного и должного поведения правообязанного.
Дозволенное поведение управомоченного в любом правоотношении выражается в требовании исполнения обязанности. В ряде же правоотношений (правоотношениях пассивного типа; например, правоотношений собственности) управомоченный прежде всего совершает положительные действия, которые состоят в обладании и фактическом использовании материальных и духовных объектов, в действиях юридического характера, в частности в актах распоряжения объектами и др.
Должное поведение правообязанного может быть трех основных видов:
а) положительные действия — организационные акты госу дарственных органов, передача вещей по гражданскоправовым обязательствам, выполнение рабочими или служащими трудовых функций по трудовым правоотношениям и т. п.;
б) воздержание от действий — воздержание от нарушений права собственности, конституционных прав и др.;
в) претерпевание — «принятие» обязанным лицом осуществляемого в отношении его воздействия.
Претерпевание, казалось бы, представляет собой бездействие1. Но это недостаточно точно. Претерпевание главным образом состоит в «принятии» того воздействия, которое оказывает управомоченный. Выделение претерпевания (наряду с положительными действиями и воздержанием от действий) важно для полной характеристики многих охранительных правоотношений, в том числе уголовноправовых. Лицо, к которому обращены меры юридической ответственности, обязано сообразовывать свое поведение с применяемыми к нему правовыми санкциями. Оно не просто бездействует, а скорее «согласует» свое поведение с мерами правовой ответственности. Кроме того, в ряде случаев претерпевание сопряжено и с положительными действиями (например, возмещение убытков, уплата штрафов и др.).
Должное поведение может быть охарактеризовано и по другим признакам. В частности, выделяются: 1) однократные действия, например, уплата суммы штрафа по административным правоотношениям; 2) периодически повторяющиеся действия, например, внесение предприятиями сумм налога с оборота в финансовые органы; 3) непрерывное исполнение обязанности— воздержание от действий по правоотношениям пассивного типа, а также претерпевание по ряду охранительных правоотношений.
Специфическим, свойственным только правоотношению содержанием являются субъективные права и обязанности, т. е. юридическое содержание. Материального же содержания в момент возникновения правоотношения реально может и не быть. Это с особой яркостью наблюдается в правоотношениях активного типа, где материальное содержание — положительные действия правообязанного — наступает в результате исполнения юридической обязанности.
Разграничение в правоотношении юридического и материального содержания позволяет понять механизм воздействий права на общественную жизнь (см. выше п. 4 гл. Г5). Необходимо подчеркнуть, что по существу юридическое содержание является правовым средством форлшрования материального содержания. В соответствии с государственной волей народа, выраженной в нормах права, субъективные права и обязанности в процессе реализации «обретают» материальное содержание, что и при-
1 С. Ф. К е ч е к ь я н. Правоотношение в социалистическом обществе. Изд-во АН СССР, 1958, стр. 156.
водит к формированию фактических общественных отношений. Как правильно отмечено в литературе (применительно к гражданскому праву), «только при понимании правоотношения как единства правовой формы и экономического содержания, учитывая, что форма и содержание взаимодействуют друг с другом, мы сможем объяснить механизм воздействия базиса на надстройку и обратного воздействия надстройки на базис»2.
Как и по ряду других проблем правоотношения, главная линия теоретической разработки содержания правоотношения в конечном итоге привела к определенному «синтезу» крайних точек зрения.
Если отдельные авторы при рассмотрении содержания правоотношения концентрировали внимание либо на действиях (поведении3), либо на субъективных правах и обязанностях 4, то разграничение материального и юридического содержания позволило включить в поле зрения одинаково и то, и другое.
Необходимость разграничения материального и юридического содержания правоотношения показана в работах О. С. Иоффе5. Поддержано оно и другими авторами. Так, по существу такую же позицию отстаивает Ю. К. Толстой, по мнению которого, «вслед за признанием субъективных прав и обязанностей содержанием правоотношения необходимо определить содержание самих прав и обязанностей» 6.
Конечно, вопрос о «двойном» (материальном и юридическом) содержании общественных отношений нуждается в дальнейшем изучении 7. Во всяком случае, нужно учитывать, что с философских позиций выделение в правоотношении материального и юридического содержания является условным. Содержание каждого явления едино. Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы»
2 А. Г. П е в з н е р. Понятие гражданского правоотношения и некоторые вопросы теории субъективных гражданских прав. Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 5, 1958, стр. 6.
3 Например: Л. С. Я в и ч. Проблемы правового регулирования совет ских общественных отношений. Госюриздат, 1961, стр. 120—121; в работе «Право и общественные отношения» («Юридическая литература», 1971, стр. 116—118) автор указывает на диалектику формы и содержания в право отношении.
4 О. С. Иоффе. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1949, стр. 63.
5 О. С. Иоффе. Спорные вопросы учения о правоотношении. Сб. «Очер ки по гражданскому праву». Изд-во ЛГУ, 1957, стр. 37 и след.
6 Ю. К. Толстой, К теории правоотношения. Изд-во ЛГУ, 1959, стр. 35.
7 Наряду с материальным и юридическим О. С. Иоффе выделяет в право отношении также и волевое (или идеологическое) содержание, под которым автор понимает выраженную в правоотношении государственную волю, волю господствующего класса (см. указ. выше статью, стр. 37). Однако выделение этого «третьего содержания» вызвало в литературе справедливые возражения. «,..Как объект правового исследования, — отмечает Ю. Г. Басин, — воля не существует в отрыве от норм либо действий участников правоотношений, в которых она также проявляется» (Ю. Г, Басин. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963, стр. 112).
или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материаль* ного содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, сфо- го говоря, означает содержание юридической формы. I
В настоящей работе термин «содержание» при характеристике фактического и юридического в правоотношении применяется с учетом сложившейся в юридической науке терминологии, позволяющей, как мне кажется, обеспечить полное освещение всех сторон правоотношения.
2. Субъективное право. Право и интерес.Субъективное юри дическое право — это ^ум^лежащая цправомочтному^ви^лях г д бШТп'^^Ш'ЩГ'^
обеспеченная юридическими р^
Характерные черты субъективного права таковы/
Субъективное право состоитj^...«^^
которыми обладает данное лицо. Носитель этих возможностей имеет известный «юридический плюс». В рамках субъективного права юридические нормы не предписывают лицу какого-либо поведения. Здесь выражается определенная свобода: лицо может^ (но вовсе не обязано) действовать.
Юридические возможности, характеризующие содержание субъективного права, состоят в мере дозвдмыш^о^^поведе-ния. Слова «мера поведения» означают, что закрепленные за лицом юридические возможности не беспредельны, они дозволены правопорядком — имеют известные границы (меру), в этих границах лицо и может действовать.
Предоставленная управомоченному мера дозволенного поведения обеспечивается государством при помощи возложения юридических обязанностей на других лиц. Конечно, социалистическое государство обеспечивает реальность субъективных прав широкой системой экономических, политических и организационных гарантий. Но с юридической стороны охрана субъективных прав гарантируется главным образом тем, что на определенных лиц возлагаются юридические обязанности. Их неисполнение (правонарушение) служит основанием для применения мер государственного и общественного принуждения, в частности для применения мер юридической ответственности. Следовательно, с юридической стороны государственное гарантирование субъективных прав осуществляется не непосредственно, а через возложение на определенных лиц юридических обязанностей.
Значение субъективных прав в механизме правового регулирования выражается в той их роли, в какой они (вместе с юридическими обязанностями) обеспечивают функции правоотношений, т. е. функции по индивидуализированию предписаний юри-
дических норм применительно к данным субъектам. Причем права требования, входящие в состав субъективного права, являются инструментом «внутренних механизмов» в самом правоотношении: они — права требования — выступают в виде средств, нацеленных на обеспечение юридических обязанностей. Когда, например, финансовый орган требует от налогоплательщика уплаты суммы налога, то его право (право требования) само по себе не может удовлетворить финансовые интересы государства; при помощи реализации права требования финансовый орган добивается исполнения обязанностей налогоплательщика и на этом роль права требования исчерпывается.
В то же время субъективные права имеют в механизме правового регулирования и «свою» особую функцию. Они закрепляют свободу, инициативу и самостоятельность лиц — носителей права. Управомоченный в рамках субъективного права (в случаях, когда право не осложнено соответствующей обязанностью) может совершать или не совершать дозволенные действия, совершать их в полном объеме или частично, в порядке, наиболее удобном для него, и т. д.
Особые функции субъективных прав в механизме правового регулирования связаны с их самостоятельной социальной ценностью.
Характерные черты (свойства) субъективного права позволяют ему не просто обеспечивать порядок и организованность общественных отношений, а такой порядок и организованность, которые сопряжены с развитием самостоятельности, инициативы и свободы в том конкретном классовом содержании, которое свойственно системе социально-классовых отношений социалистического общества на данном этапе его развития. В частности, применительно к гражданам «совокупность принадлежащих гражданину субъективных прав устанавливает сферу его индивидуальной автономии, свободы...» 8.
Социальная ценность субъективного права с еще большей полнотой может быть раскрыта, если рассматривать его в единстве с интересами.
Ведь управомоченному предоставляется мера дозволенного поведения в целях удовлетворения его интересов. Момент «интереса» является весьма существенным для субъективного права. Обязанное лицо также имеет известную меру поведения. Однако в отличие от управомоченного обязанное лицо строит свое
8 Г. В. Мальцев. Социалистическое право и свобода личности. ^Юридическая литература», 1968, стр. 65.
20 Заказ 82 305
доведение не в своих интересах, а в интересах носителя субъек тивного права. 1
Учет момента интереса в понятии субъективного права позволяет с большей полнотой определить значение права в системе общественных отношений, его роль как юридического средства обеспечения жизненных интересов и таким путем связать анализ субъективных прав с реальными отношениями, а в конечном счете— с экономическим базисом общества. В интересе управомоченного может выражаться его личный интерес, а также общенародный интерес общества в целом 9.
Здесь, следовательно, наглядно проявляется значение интереса как «мостика», связывающего право с реальными жизненными отношениями, с их глубинными социально-классовыми основами. Право воздействует на жизненные (экономические) отношения не непосредственно, а прежде всего через интересы10-Интересы же в свою очередь способны выполнять такого рода посредствующую роль, потому что они органически связаны с субъективным правом11.
В настоящее время теоретическая разработка понятия субъективного права все в большей степени связывается с задачей нахождения в субъективном праве своего, положительного содержания. Если в свое время субъективное право в целом сводилось к праву требования, а его содержание отождествлялось с содержанием юридической обязанности, то в настоящее время советские ученые-юристы единодушно рассматривают субъективное право-как право на действия самого управомоченного.