Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВООТНОШЕНИЕ (общая характеристика) 5 страница



Самостоятельными субъектами права являются не только организации в целом, но и в ряде случаев их органы и должно­стные лица, выполняющие властные фуШГоди"*Хдирё^то'р^ пред­приятия, народный судья, коллегия министерства и т. п.). Необ­ходимо еще раз подчеркнуть, что в этих случаях органы и долж­ностные лица являются своеобразными единоличными или кол­легиальными подразделениями организации, выражающими ее

волю.

Организации как субъекты права по своей общественной при­роде могут быть подразделены на две группы:

1) государственные организации, которые являются частями
государсТВ^;^^Шступают в правоотношениях от своего имени;

2) общественные организации, которые образуются коллек­
тивом людШГйвыражают его волю.

Государственные и общественные организации выступают в двух основных качествах. Они могут быть: а) субъектами властных функций руководства; таковы органы государственной власти и управления; организации общественности, наделенные властной компетенцией, и др.; б) субъектами оперативно-хозяй­ственной и социально-культурной деятельности; к ним, в част­ности, относятся государственные, промышленные и торговые предприятия, колхозы, потребительская кооперация и др.34.

Приведенное деление («а» и «б») является в определенной степени условным потому, что органы, выполняющие властные функции (например, исполкомы местных Советов), также в ка­кой-то мере ведут и хозяйственную деятельность. Существуют, кроме того, такие организации, которые вообще в своей деятель­ности сочетают властные и хозяйственно-оперативные функции (например, Госбанк СССР). Наконец, в составе хозяйственных предприятий и социально-культурных учреждений есть органы (администрация), которые осуществляют властные функции управления. Таким образом, правовое положение администра­ции хозяйственных предприятий и социально-культурных учреж­дений довольно своеобразно: администрация является частью

34 А. В. Венедиктов. Государственная социалистическая собствен­
ность. Изд-во АН CCGP, 1948, стр. 621—654; А. В. Мицкевич. Субъекты
советского права. Госюриздат, 1962, стр. 38—39, 109. . ;


данного предприятия или учреждениями и в то же время низ­шим звеном государственного аппарата35.

Правосубъектность органов, выполняющих властные функции государственного руководства, обозначается в юридической на­уке, законодательстве и на практике специальной категорией — компетенцией;

Компетенция — это круг властных прав (и неразрывно свя­занных с ними обязанностей), которыми обладает государствен­ный орган в целях выполнения возложенных на него задач госу­дарственного управления (руководства). Компетенция выражает активную административную правосубъектность (правоспо­собность). Своеобразие компетенции в отличие от гражданской правосубъектности состоит в том, что, во-первых, права и обя­занности, составляющие компетенцию, распределяются между подразделениями государственного органа и отдельными долж­ностными лицами; во-вторых, в компетенции властные права тесно связаны с обязанностями36.

С юридической стороны главное в компетенции составляют властные права государственных органов — права на определен­ные положительные действия. Права и обязанности в компе­тенции нельзя отождествлять и трактовать их как единые «правообязанности». Обязанность государственного органа состоит в том, чтобы выполнять возложенные на него задачи и, следовательно, осуществлять в установленном порядке предоставленные ему властные права. А эти права имеют свое содержание. Они состоят в предоставленной государственному органу возможности своими односторонними действиями (акта­ми) порождать, изменять или прекращать конкретные правоот­ношения. Вот почему законодатель при регламентации компе­тенции тех или иных государственных органов в нормативных актах не ограничивается одним лишь указанием на их задачи (обязанности), а специально предусматривает также объем и конкретное содержание предоставленных им прав.

Субъектами властных функций руководства являются по большей части государственные органы. Вместе с тем и некото­рые общественные организации могут обладать активной адми­нистративной правосубъектностью. Это прежде всего общест­венные организации, которые в установленном порядке наделе­ны властными правами по осуществлению функций, выходящих

35 А. В. Мицкевич. Субъекты советского права. Госюриздат, 1962, стр. 119—120.

?6Там же, стр. 120—130,


за пределы внутренней деятельности общественных организаций. Такими властными правами наделены, например, профессио­нальные союзы (права в области социального страхования, инспекции по охране труда, по решению трудовых споров и др.)»-народные дружины по охране общественного порядка, товари­щеские суды и некоторые другие органы общественности. Источником властных прав и здесь в конечном счете является социалистическое государство, которое делегирует (передает) свои права органам общественности, устанавливая при этом стро­гий порядок их использования. Существенное значение в ком­петенции общественных организаций занимают властные права по осуществлению контроля за работой государственных орга­низаций.

Правовую компетенцию общественных организаций не сле­дует смешивать с их, так сказать, «общественной компетен­цией» — кругом неюридических прав и обязанностей по руко­водству делами данной организации. Общественная компетен­ция, регламентируемая неюридическими нормами общественных организаций, строится на внутренней дисциплине, моральном авторитете, обеспечивается системой мер общественного воздей­ствия. Внутрисоюзные отношения в общественных организациях в подавляющей своей массе не имеют юридического характера. Однако и здесь, в области внутрисоюзного руководства, со­циалистическое государство в некоторых случаях делегирует общественным организациям отдельные властные юридические права. Так, юридический характер носят права и обязанности органов профсоюзов и добровольных обществ в отношении ра­ботников их штатного аппарата, в области руководства подве­домственными предприятиями и др. Юридический характер имеют многие правомочия руководящих органов колхозов и иных хозяйственных кооперативных организаций. Оперативно-исполнительными и контрольными правомочиями властного содержания обладают и центральные органы кооперативных систем и правления союзов кооперации.

Правосубъектность организаций, осуществляющих оператив­но-хозяйственную и социально-культурную деятельность, обозна­чается в юридической науке, законодательстве и на практике специальной категорией — юридическим лицом.

Юридическими лицами являются «организации, которые обладают обособленным имуществом».могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные пгздяа нанести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде,. арбит­раже или в третейском суде» (ч. 1 ст. 11 Основ гражданского


законодательства Союза ССР и союзных республик). Категория юридического лица в отличие от компетенции выражает граж­данскую правосубъектность (правоспособность).

Особенности товарного производства и обращения требуют того, чтобы организации — участники имущественных отноше­ний— действовали «как таковые», т. е. выступали в граждан­ском обороте от своего имени и несли самостоятельную имуще­ственную ответственность. Хотя объем правосубъектности орга­низаций, участвующих в гражданском обороте, может быть неодинаков, все они по отношению друг к другу, а также к физи­ческим лицам занимают юридически равные, одинаковые пози­ции. И это существенным образом отличает их от организаций, наделенных компетенцией.

Категория юридического лица, сложившаяся в гражданском праве, в определенной мере используется и в некоторых других отраслях37. Она применяется, например, в трудовом и колхоз­ном праве для характеристики правосубъектности государствен­ных и общественных организаций в области трудовых отноше­ний. Юридическими лицами являются также организации — субъекты финансовых и земельных правоотношений. Словом, юридическое лицо выражает в настоящее время правосубъект­ность организаций в сфере их оперативно-хозяйственной дея­тельности.

Таким образом, категория юридического лица применяется не для обозначения правосубъектности государственных и об­щественных организаций в целом, а только для обозначения части правосубъектности организаций — прежде всего их граж­данской правосубъектности. Отсюда следует, что не все органи­зации — субъекты права — являются юридическими лицами (например, не являются юридическими лицами такие организа­ции, как цех завода, народные дружины по охране обществен­ного порядка и Др.)- Иные же организации, хотя и являются юри­дическими лицами, имеют более широкую правосубъектность (например, главное управление министерства, переведенное на хозрасчет, будучи юридическим лицом, обладает и администра­тивной правосубъектностью).

Юридическое лицо, как особый субъект права, имеет допол­нительные признаки. Наряду с организационным единством ре­шающей предпосылкой признания той или иной организации

37 А. В, В е н е д и к т о в. О субъектах социалистических правоотношений. «Советское государство и право», 1955, № 6, стр. 23—25.


юридическим лицом служит имущественная обособленность этой организации38.

8. Общественные образования.Это персонифицированные подразделения общества в целом. В отличие от организаций они представляют собой не коллективы людей, а внешнее, организа­ционно-юридическое выражение социальных общностей в целом, в социалистическом обществе — народа, социалистических наций.

В общественных образованиях — качественно иная (более высокая) общность людей, нежели в организациях; именно это позволяет социальным образованиям выступать от имени соци­альной общности — народа, нации, народности.

Общественные образования как субъекты права выражаются в важнейшем субъекте политической организации общества — в государстве.

В социалистическом обществе к социальным образованиям — субъектам права — относятся социалистическое государство, субъекты социалистической федерации (республики, автономные области и др.)> административно-территориальные единицы, из­бирательные округа, корпус избирателей.

Государство может действовать и, следовательно, выступать в правоотношениях только через свои органы — государственные организации. Как правило, государственные организации дейст­вуют от своего имени, т. е. в качестве особых субъектов права. Но в ряде случаев эти органы выступают не от своего имени, а от имени государства в целом. Именно тогда государство как таковое и является субъектом права.

Специфическая черта, характеризующая правосубъектность государства, состоит в том, что оно всегда остается субъектом политической организации общества. Вот почему даже в граж­данских правоотношениях государство как особый субъект пра­ва может проявить свои властные функции (например, по граж­данским правоотношениям государственного займа произвести конверсию займов).

Каковы же основные области общественных отношений, где государство является особым субъектом права? Таких областей четыре:

38 По вопросу о правосубъектности организаций, в частности по вопросу о содержании понятия «компетенция», в юридической литературе высказаны и другие взгляды. Так, сторонники концепции хозяйственного права (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов и др.) охватывают этим понятием всю драво-субъектность участников хозяйственной деятельности, в том числе и их пра­восубъектность как юридических лиц.


 

1) Межгосударственные отношения, регулируемые междуна­
родным правом.
В межгосударственных отношениях, возникаю­
щих в силу международноправовых договоров и на основе обще­
признанных обычаев, субъектом является непосредственно со-
социалистическое государство. В этих отношениях органы Мини­
стерства иностранных дел и иные государственные органы дейст­
вуют не от своего имени, а от имени социалистического государ­
ства в целом.

2) Межгосударственные (федеративные) отношения, регули­
руемые государственным правом.
В социалистическом государ­
стве, построенном на началах федерации, возникают отношения
между членами федерации. Так, в Союзе ССР субъектами феде­
ративных отношений являются союзное государство в целом
(Союз ССР), союзные и автономные республики.

3) Отношения государства с гражданами и общественными
организациями, выражающими начала государственного сувере­
нитета.
В социалистическом государстве существует весьма
обширная область отношений, также регулируемых государствен­
ным правом, отношений, где субъектом права является социали­
стическое государство. Это отношения, непосредственно выра­
жающие начала государственного суверенитета.

Социалистическое государство прежде всего является субъек­том права государственной социалистической собственности. Государство не только сосредоточивает в своих руках вещест­венные объекты, не распределенные между отдельными государ­ственными организациями, но через свои высшие органы власти и управления определяет в общенародном масштабе предпосыл­ки, порядок, формы и результаты процесса социалистического производства, распределения и обмена. Это, в частности, выражается в утверждении высшими органами государственной власти государственного бюджета и народнохозяйственных планов.

Социалистическое государство, далее, является субъектом го-сударственноправовых отношений, связанных с институтами гражданства, основных конституционных прав и обязанностей граждан, с наделением правосубъектностью.

Наконец, социалистическое государство является субъектом уголовноправовых охранительных правоотношений. Особенность уголовноправовых отношений состоит в том, что они возникают в результате совершения лицом противоправных действий, пред­ставляющих опасность личности для общества в целом. Поэтому общество в целом в лице своего государства и является субъек­том уголовноправовых отношений.


I


4) Некоторые имущественные отношения, регулируемые ад­министративным и гражданским правом. Изредка социалистиче­ское государство непосредственно выступает в имущественных отношениях, регулируемых административным и гражданским правом. Так, государство является субъектом: внешнеторговых обязательственных отношений, когда внешнеторговые сделки за­ключены торгпредством от имени СССР; отношений, связанных с-выпуском, оплатой выигрышей и погашением государственных займов и денежно-вещевых лотерей; отношений, связанных с пере­ходом к государству бесхозяйственного, выморочного, задавненно-го, завещанного государству и конфискованного имущества.

Выступление государства в некоторых конкретных имущест­венных отношениях, а также в качестве субъекта государствен­ных имуществ, не распределенных между отдельными государ­ственными организациями, обозначается условным термином; «казна». «Средства казны» это и есть как раз те имущества, ко­торые входят в государственный бюджет и ими непосредст­венно распоряжается социалистическое государство через свои; финансовые органы.


Глава XVIII

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Материальное и юридическое содержание правоотно­шения. В правоотношении могут быть выделены материальное и юридическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это его состав-

ные^орлдвд^ субъекхивто^ тх$ши& Рйяздн-

нсю^ь^ИЭридическое содержание выражает то специфическое, что свойственно правоотношению как своеобразной идеологической форме фактических общественных отношений.

Материальное содержание правоотношения — это то факти­ческое поведение (действие и бездействие), которое_у1Травомо-чейный может,"'а правообязанный должен совершить.

Материальное содержание правоотношения складывается из дозволенного ^поведения управомоченного и должного поведения правообязанного.

Дозволенное поведение управомоченного в любом правоотно­шении выражается в требовании исполнения обязанности. В ряде же правоотношений (правоотношениях пассивного типа; напри­мер, правоотношений собственности) управомоченный прежде все­го совершает положительные действия, которые состоят в обла­дании и фактическом использовании материальных и духовных объектов, в действиях юридического характера, в частности в актах распоряжения объектами и др.

Должное поведение правообязанного может быть трех основ­ных видов:

а) положительные действия — организационные акты госу­
дарственных органов, передача вещей по гражданскоправовым
обязательствам, выполнение рабочими или служащими трудовых
функций по трудовым правоотношениям и т. п.;

б) воздержание от действий — воздержание от нарушений
права собственности, конституционных прав и др.;


в) претерпевание — «принятие» обязанным лицом осущест­вляемого в отношении его воздействия.

Претерпевание, казалось бы, представляет собой бездейст­вие1. Но это недостаточно точно. Претерпевание главным обра­зом состоит в «принятии» того воздействия, которое оказывает управомоченный. Выделение претерпевания (наряду с положи­тельными действиями и воздержанием от действий) важно для полной характеристики многих охранительных правоотношений, в том числе уголовноправовых. Лицо, к которому обращены меры юридической ответственности, обязано сообразовывать свое поведение с применяемыми к нему правовыми санкциями. Оно не просто бездействует, а скорее «согласует» свое поведение с мерами правовой ответственности. Кроме того, в ряде случаев претерпевание сопряжено и с положительными действиями (на­пример, возмещение убытков, уплата штрафов и др.).

Должное поведение может быть охарактеризовано и по другим признакам. В частности, выделяются: 1) однократные действия, например, уплата суммы штрафа по административ­ным правоотношениям; 2) периодически повторяющиеся дейст­вия, например, внесение предприятиями сумм налога с оборота в финансовые органы; 3) непрерывное исполнение обязанно­сти— воздержание от действий по правоотношениям пассивного типа, а также претерпевание по ряду охранительных правоотно­шений.

Специфическим, свойственным только правоотношению содер­жанием являются субъективные права и обязанности, т. е. юри­дическое содержание. Материального же содержания в момент возникновения правоотношения реально может и не быть. Это с особой яркостью наблюдается в правоотношениях активного типа, где материальное содержание — положительные действия правообязанного — наступает в результате исполнения юриди­ческой обязанности.

Разграничение в правоотношении юридического и материаль­ного содержания позволяет понять механизм воздействий права на общественную жизнь (см. выше п. 4 гл. Г5). Необходимо под­черкнуть, что по существу юридическое содержание является правовым средством форлшрования материального содержания. В соответствии с государственной волей народа, выраженной в нормах права, субъективные права и обязанности в процессе реализации «обретают» материальное содержание, что и при-

1 С. Ф. К е ч е к ь я н. Правоотношение в социалистическом обществе. Изд-во АН СССР, 1958, стр. 156.


 


водит к формированию фактических общественных отношений. Как правильно отмечено в литературе (применительно к граж­данскому праву), «только при понимании правоотношения как единства правовой формы и экономического содержания, учи­тывая, что форма и содержание взаимодействуют друг с другом, мы сможем объяснить механизм воздействия базиса на над­стройку и обратного воздействия надстройки на базис»2.

Как и по ряду других проблем правоотношения, главная линия теорети­ческой разработки содержания правоотношения в конечном итоге привела к определенному «синтезу» крайних точек зрения.

Если отдельные авторы при рассмотрении содержания правоотношения концентрировали внимание либо на действиях (поведении3), либо на субъек­тивных правах и обязанностях 4, то разграничение материального и юридиче­ского содержания позволило включить в поле зрения одинаково и то, и другое.

Необходимость разграничения материального и юридического содержания правоотношения показана в работах О. С. Иоффе5. Поддержано оно и други­ми авторами. Так, по существу такую же позицию отстаивает Ю. К. Толстой, по мнению которого, «вслед за признанием субъективных прав и обязанностей содержанием правоотношения необходимо определить содержание самих прав и обязанностей» 6.

Конечно, вопрос о «двойном» (материальном и юридическом) содержании общественных отношений нуждается в дальнейшем изучении 7. Во всяком слу­чае, нужно учитывать, что с философских позиций выделение в правоотноше­нии материального и юридического содержания является условным. Содержа­ние каждого явления едино. Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы»

2 А. Г. П е в з н е р. Понятие гражданского правоотношения и некоторые
вопросы теории субъективных гражданских прав. Ученые записки ВЮЗИ.
Вып. 5, 1958, стр. 6.

3 Например: Л. С. Я в и ч. Проблемы правового регулирования совет­
ских общественных отношений. Госюриздат, 1961, стр. 120—121; в работе
«Право и общественные отношения» («Юридическая литература», 1971,
стр. 116—118) автор указывает на диалектику формы и содержания в право­
отношении.

4 О. С. Иоффе. Правоотношение по советскому гражданскому праву.
Изд-во ЛГУ, 1949, стр. 63.

5 О. С. Иоффе. Спорные вопросы учения о правоотношении. Сб. «Очер­
ки по гражданскому праву». Изд-во ЛГУ, 1957, стр. 37 и след.

6 Ю. К. Толстой, К теории правоотношения. Изд-во ЛГУ, 1959,
стр. 35.

7 Наряду с материальным и юридическим О. С. Иоффе выделяет в право­
отношении также и волевое (или идеологическое) содержание, под которым
автор понимает выраженную в правоотношении государственную волю, волю
господствующего класса (см. указ. выше статью, стр. 37). Однако выделение
этого «третьего содержания» вызвало в литературе справедливые возражения.
«,..Как объект правового исследования, — отмечает Ю. Г. Басин, — воля не
существует в отрыве от норм либо действий участников правоотношений,
в которых она также проявляется» (Ю. Г, Басин. Вопросы советского
жилищного права. Алма-Ата, 1963, стр. 112).


или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим
содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание
(юридическая форма фактического общественного отношения, его материаль*
ного содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, сфо-
го говоря, означает содержание юридической формы. I

В настоящей работе термин «содержание» при характеристике фактиче­ского и юридического в правоотношении применяется с учетом сложившейся в юридической науке терминологии, позволяющей, как мне кажется, обеспечить полное освещение всех сторон правоотношения.

2. Субъективное право. Право и интерес.Субъективное юри­
дическое право — это ^ум^лежащая цправомочтному^ви^лях
г
д бШТп'^^Ш'ЩГ'^

обеспеченная юридическими р^

Характерные черты субъективного права таковы/

Субъективное право состоитj^...«^^

которыми обладает данное лицо. Носитель этих возможностей имеет известный «юридический плюс». В рамках субъективного права юридические нормы не предписывают лицу какого-либо поведения. Здесь выражается определенная свобода: лицо может^ (но вовсе не обязано) действовать.

Юридические возможности, характеризующие содержание субъективного права, состоят в мере дозвдмыш^о^^поведе-ния. Слова «мера поведения» означают, что закрепленные за лицом юридические возможности не беспредельны, они дозволе­ны правопорядком — имеют известные границы (меру), в этих границах лицо и может действовать.

Предоставленная управомоченному мера дозволенного пове­дения обеспечивается государством при помощи возложения юридических обязанностей на других лиц. Конечно, социалисти­ческое государство обеспечивает реальность субъективных прав широкой системой экономических, политических и организаци­онных гарантий. Но с юридической стороны охрана субъективных прав гарантируется главным образом тем, что на опреде­ленных лиц возлагаются юридические обязанности. Их неиспол­нение (правонарушение) служит основанием для применения мер государственного и общественного принуждения, в частности для применения мер юридической ответственности. Следовательно, с юридической стороны государственное гарантирование субъек­тивных прав осуществляется не непосредственно, а через возло­жение на определенных лиц юридических обязанностей.

Значение субъективных прав в механизме правового регули­рования выражается в той их роли, в какой они (вместе с юриди­ческими обязанностями) обеспечивают функции правоотноше­ний, т. е. функции по индивидуализированию предписаний юри-


дических норм применительно к данным субъектам. Причем права требования, входящие в состав субъективного права, яв­ляются инструментом «внутренних механизмов» в самом право­отношении: они — права требования — выступают в виде средств, нацеленных на обеспечение юридических обязанностей. Когда, например, финансовый орган требует от налогоплательщика уп­латы суммы налога, то его право (право требования) само по себе не может удовлетворить финансовые интересы государства; при помощи реализации права требования финансовый орган добивается исполнения обязанностей налогоплательщика и на этом роль права требования исчерпывается.

В то же время субъективные права имеют в механизме пра­вового регулирования и «свою» особую функцию. Они закреп­ляют свободу, инициативу и самостоятельность лиц носителей права. Управомоченный в рамках субъективного права (в слу­чаях, когда право не осложнено соответствующей обязанностью) может совершать или не совершать дозволенные действия, со­вершать их в полном объеме или частично, в порядке, наиболее удобном для него, и т. д.

Особые функции субъективных прав в механизме правового регулирования связаны с их самостоятельной социальной цен­ностью.

Характерные черты (свойства) субъективного права позво­ляют ему не просто обеспечивать порядок и организованность общественных отношений, а такой порядок и организованность, которые сопряжены с развитием самостоятельности, инициати­вы и свободы в том конкретном классовом содержании, которое свойственно системе социально-классовых отношений социали­стического общества на данном этапе его развития. В частно­сти, применительно к гражданам «совокупность принадлежащих гражданину субъективных прав устанавливает сферу его ин­дивидуальной автономии, свободы...» 8.

Социальная ценность субъективного права с еще большей полнотой может быть раскрыта, если рассматривать его в един­стве с интересами.

Ведь управомоченному предоставляется мера дозволенного поведения в целях удовлетворения его интересов. Момент «ин­тереса» является весьма существенным для субъективного пра­ва. Обязанное лицо также имеет известную меру поведения. Од­нако в отличие от управомоченного обязанное лицо строит свое

8 Г. В. Мальцев. Социалистическое право и свобода личности. ^Юриди­ческая литература», 1968, стр. 65.

20 Заказ 82 305


доведение не в своих интересах, а в интересах носителя субъек­
тивного права. 1

Учет момента интереса в понятии субъективного права позво­ляет с большей полнотой определить значение права в системе общественных отношений, его роль как юридического средства обеспечения жизненных интересов и таким путем связать анализ субъективных прав с реальными отношениями, а в конечном сче­те— с экономическим базисом общества. В интересе управомо­ченного может выражаться его личный интерес, а также обще­народный интерес общества в целом 9.

Здесь, следовательно, наглядно проявляется значение инте­реса как «мостика», связывающего право с реальными жизнен­ными отношениями, с их глубинными социально-классовыми ос­новами. Право воздействует на жизненные (экономические) от­ношения не непосредственно, а прежде всего через интересы10-Интересы же в свою очередь способны выполнять такого рода посредствующую роль, потому что они органически связаны с субъективным правом11.

В настоящее время теоретическая разработка понятия субъективного пра­ва все в большей степени связывается с задачей нахождения в субъективном праве своего, положительного содержания. Если в свое время субъективное право в целом сводилось к праву требования, а его содержание отождест­влялось с содержанием юридической обязанности, то в настоящее время советские ученые-юристы единодушно рассматривают субъективное право-как право на действия самого управомоченного.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.