Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 5: Причины и закономерности возникновения государства и права. Основные теории происхождения государства и права.



Существуют объективные закономерности перехода от родового к государственно организованному обществу, и от первобытных обычаев к праву. По этому необходимо выделять следующие условия возникновения государства и права. 10 000 – 15 000 лет назад произошла 1)неолитическая революция, то есть процесс присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике, которая повлекла за собой ряд крупных разделений труда:

1) Выделяется скотоводство и земледелие

2) От них отделяется ремесло

3) Необходимость обмена продуктами

4) Обусловило возникновение торговли

 

2)Специализация труда в совокупности с открытием металлов, усовершенствование орудий труда и работой военнопленных, способствовали повышению производительности труда и появлению избыточного продукта.

 

3)Разложение рода и возникновение семьи появление частной собственности, концентрация излишков в руках отдельных сородичей привела к социальному расслоению общества и появления класса богатых и бедных.

4)Для устранения конфликтов между классами решение внутренних(например строительство каналов, мостов, дорог,) и внешних (защита своей территории и захват других богатств выделяется особая группа людей то есть организации именуемая государство. Указанные выше причины привели и к возникновению права, формирование которого осуществлялось по 2ум направлениям:

1)первобытные обычаи и табу государственный аппарат приспосабливает или санкционирует к экономическим, социальным и ранее не известным политическим общественным отношениям. Охраняет их и карает за их нарушение. Таким образом появляется правовой обычай писанные законы и юридические прецеденты.

2) Государственные органы создают новые правила (нормы), которые по новому регулируют процесс производства и распределения результатов труда, учитывают имущественные, социальные и политическое неравенство людей. По способу изложения право так же развивалось в 2х направлениях:

1) Восточный путь: предполагал изложение юридических норм в нравственно религиозных сборниках в качестве общих мышлений и философски мыслей.

2)Западный путь предполагает формализованное законодательство в котором казуистическим образом в котором фиксируются наиболее распространённые жизненные ситуации и руководства по поведению в них.

 

Современное научное … существует несколько революционных идей возникновения государства и права в различных территориях:

1)военный путь – государство является результатом завоевания и выделением элитарной верхушки.

2)аристократический путь – выделяется аристократическая верхушка жрецы старейшины

3)плутократический путь – власть сосредотачивается в руках финансовой элиты и наиболее состоятельных граждан

Многообразие факторов влияющих на возникновение права и государства, обуславливает наличия множества теорий объясняющих происхождения данных явлений.

При этом каждая из теорий в отдельности не может объяснить в полной мере то многообразие исходных факторов влияющих на становление государтсвено-правовой реальности и в этом заключается главный недостаток нижеследующих теорий:

1)Патриархальная теория (сторонники Аристотель и Михайловский) – государство и право является результатом исторического развития семьи по этому государь должен относиться к своим подданным как к детям, а подданные должны соблюдать требования главы государства как члены семьи. Наибольшее распространение эта теория получила в рабовладельческий или феодальный период, современная наука опровергает основные постулаты этой теории поскольку, либо государств должно быть столько сколько семей либо должно остаться одно государство, что не соответствует действительности. В то же время юридическая наука признает существенную роль семьи в образовании государства и права.

2)Теологическая теория (Августин Блаженный, Фома Аквинский) – наибольшее распространение теория получила в период феодализма, государство и право созданы богом как акты божественного откровения, при этом религиозные источники как библия каран ссуны являются собранием божественного законодательства их авторитет не прирекаем и распространяется без исключения на всех людей в том числе и на светских правителей. Государство и право возникают с точки зрения теории путем делегирования церкви верховной власти которая в свою очередь наделяет ей свецких монархов, а они в свою очередь осуществляют власть и управление. Этим в частности обосновывается высшая власть Римского Папы, которому должны подчиняться все остальные феодалы.

3)Договорная или естественно правовая – наибольшее распространение в 17-18 вв связанна с трудами Гобса, Лока, Руссо. Государство и право возникли в результате общественного договора, то есть соглашения между всеми людьми. Изначально люди находились в естественном состоянии которое по мнению Гобса выражалось в войне всех против всех, а по мнению Локка и Руссо это был золотой век человечества. Для того чтобы остановить эту войну либо соответственно жить еще лучше был принят договор объединения людей в государство, а затем в сознание был заключен договор подчинения государства правителю. В данной теории таким образом идеологически обосновало право народа на свержение власти правительства, которое злоупотребляет дарованными ему правами и стало философским обоснованием лидер французской буржуазной революции принятие декларации Независимости и конституции США.

4) Теория насилия (конец 19 начало 20 веков) Круглович, Кауцкий – право и государство всегда возникают в результате акта насилия, внешнего либо внутреннего. Внешнее насилие заключается в том, что одно племя захватывает другое, и чтобы поддержать свою власть устанавливает правила (право) и институты управления и принуждения в отношении порабощенного народа. Внутреннее насилие заключается в том что один класс принуждает другой и в этом данная теория частично пересекается с материалистической теорией государства и права.

5)Психологическая (Петрожицкий, Фрэйд) – возникновение государства и права есть результат психической деятельности человека и объясняется особыми ее свойствами, такими как: стремление жить вместе, подчиняться либо подчинять, особыми паровыми переживаниями и т.п.

6)Органическая (в конце 19 века) авторы Спенсер и Вормс – государство и право это результат действия сил природы следовательно данная теория перемещается действие биологических законов на социальную сферу. Люди согласно этой теории представляются клетками образующие различные объединения то есть государственные и иные органы а правовые нормы отождествляются со свойствами человеческой психики.

7) Ирригационная теория (автор Литфогель 19 век) – государство и право возникают в следствии необходимости организации больших масс людей для строительства ирригационных сооружений таким образом возникают Китай и Египет.

8)материалистическая или классовая теория (Морган, Маркс, Энгельс) - обосновывает основные условия возникновения государства права и при этом основной акцент делается на различия между классом богатых и бедных при этом эмпирическая основа данной теории является возникновения Афинского государства и права.

Кроме перечисленных в эмпирической теории существует расовая и патримониальная, диффузионная и историческая, кризисная, космогоническая и иные теории.

 

Понятие и признаки государства его место и роль в политической системе и обществе.

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти признанная обеспечить нормальную жизнедеятельности людей имеющая свою территорию аппараты управления и принуждения , взимающая налоги необходимые для осуществления внутренних и внешних функций государства.

В современной юридической литературе сущность государства отождествляется с различными категориями, например: силой, порядком, контролем, общностью, корпорацией, арбитром и т.п. Что в той или иной степени отражает назначение государства и его роль в политической системе общества, по этому наиболее важным признаком государства является специфика организации публичной политической власти, эта власть не сливается с обществам а представляет особую систему органов, обеспечивает содержание цивилизованного прядка а следовательно нормальной жизнедеятельности людей, внешние и официально представляет все общество, регистрирует других субъектов политической системы определяет режим их деятельности может привлекать этих субъектов к осуществлению отдельных властных функций, но главное осуществляет контроль за ними и может применить к ним меры принуждения.

Суверенитет выражается в единстве государственной тое сть политической власти ее верховенстве внутри страны и независимости на международной арене. Единство государственного суверенитета означает, что он принадлежит всему государству а не отдельным органам.

Верховенство означает распространение власти государства на все население и организации в пределах страны, общая обязательность решения государственных органов в пределах территории и экстерриториальности возможность применения государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний. Независимость означает свободу государства в сфере взаимоотношений с другими государствами и международными организациями. При этом следует помнить, что государственный суверенитет является производным от национального и народного суверенитета, который в свою очередь обосновывает право народа на самоопределение.

Территория государства, то есть отделенная государственной границей определенная часть земной поверхности находящаяся под суверенитетом государства, в территорию включаются: суша, внутренние воды, территориальное море, недра и воздушные пространства над ними. Кроме того власть государства распространяется на территории посольств и консульств, дипломатический транспорт, воздушные и морские суда, находящиеся под флагом государства, космические аппараты, а так же принадлежащие государству линии связи и трубопроводы.

Наличие государственного аппарата то есть комплекса органов и должностных лиц профессионально осуществляющих управление и наделенных государственно-властными полномочиями на принуждение в целях решения задач стоящих перед государством.

Государство должно обладать казной формируемой за счет налогов и сборов, займов и иных поступлений, которые необходимы для содержания государственного аппарата и решения задач стоящих перед государством.

Только государство обладает правом законотворчества, то есть может придавать своим велениям общеобязательную силу.

Государство является официальным представителем всего общества и объединяет людей по принципу гражданства в республиках либо подданства в монархиях.

К факультативным признакам государства следует отнести: язык, валюта, религия, армия, государственной символики и международного признания

 

 

Типология государства его значения для практики государственно строительства.

Типология государства это учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерия объединения государств в типы, так и характеристику самих этих типов, таким образом при классификации производиться разделение элементов по каким то признакам, а в ходе типологии и группировки под типом государства понимаются общие системообразующие признаки присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Традиционно государства формируются по тип общество – эконмический формаций данная типология признана показать.

1.Какова экономическая основа государства

2.Какой конкретно класс осуществляет власть

3. какие экономические и политические отношения и интересы охраняет данное государство

 

В рамках формационного подхода основателем которого является Маркс и Энгельс предложено 5 типов общественно экономической формации:

Первый тип или первобытно общинная формация имеет до государственный характер

Социалистически тип формирует не эксплуататорское государство, все остальные общественно экономические формации создают эксплуататорские государства.

 

Охарактеризуем

1.Рабовладельческие государства возникают около 9 века до нашей эры основаны на частной собственности господствующего класса рабовладельце на землю средства производства и рабов, которое являются вещами. Главенствует не эконмическое принуждение к труду, государство охраняет и поддерживает статус рабовладельцев.

2. Феодальные государства возникают около 9 века нашей эры характеризуются развитыми отношениями сюзеренитета-вассалитета в частной собственности феодала на землю и личной зависимости крестьян от феодала. Внеэкономическое принуждение к труду сочетается с экономическим.

3.Буржуазные государства возникают в 18 веке воплощают принцип формального юридического равенства, однако действуют законодательно установленные цензы, например имущественный, образовательный, ценз оседлости и прочее. Экономической основой является частная собственность, действует эконмическое принуждение к труду. При этом класс буржуазии который представляет капитал, господствует над классом рабочих представляющих труд.

4.Социальистическое государство характеризуется обеспечением власти трудящихся социалистической системой собственности включающий государственную собственность и личную вместо частной, плановой системой хозяйствования. По мнению авторов типологии являются высшим видом государства и со временем должен отмереть в своем развитии социалистические государства проходят три этапа:

1. Диктатура пролетариата

2.Собственно социалистическое государство

3.Общенародное государство или коммунизм.

В период смены типов функционирует переходный тип государства в котором сочетаются признаки предыдущего и возникающего нового типа. Недостатками подобной типологии являются: догматизм, представление о социалистическом государстве как о высшем типе государства, линейность и революционность смены типов, а так же умалчивание о существование восточного типа государств или восточной деспотии, которая характеризуется наличием развитого бюрократического аппарата, делению общества на касты, принадлежность к которым определяется должностным положением, производностью экономического господства от политического произвола и огосударствления частной собственности граждан.

 

В качестве альтернативы к формационному походу был предложен цивилизационный подход.

Цивилизация – это наиболее общий уровень культурной сущности людей включающий в себя как язык, религию и обычай, так и другие социальные явления в определенных пространственных и временных границах. Данный подход представлен 2мя направлениями:

1)Арманд, Тойнге на основе общности религиозных психологических социокультурных, географических и иных признаков предложил выделять 21 тип государства, в том числе Египетское, Китайское, православное, арабское и другие.

2)Уолт, Ростоу: в зависимости от уровня экономического развития общества предложил выделять государства с:

1.традиционным обществом (занимаются сельским хозяйством)

2.переходным обществом (развито ремесло)

3.Общество переживающее процесс сдвига (происходит внедрение результатов НТР)

4.Государство с созревающим обществом – характеризуется растущим выпуском продукции над ростом населения.

5.Государство с обществом достигшим высокого уровня народного потребления (экономика ориентирована на предметы длительного использования и услуги)

В зависимости от положения занимаемого индивидом в государстве выделяются:

-Древне восточные

-Древне греческое

-Средневековое

-Современное государство

По отношению к религии выделяют:

1.Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия) в них власть полностью или большей частью принадлежит духовной иерархии, религиозные нормы являются основным источником законодательства, они регулируют все сферы частной и публичной жизни. Глава государства является высшим священно служителем.

2.Клерикальные государства: в них религиозная иерархия через законодательно установлено институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Религия имеет статус государственной, конфессии обладают разнообразной собственностью, получают поддержку со стороны государства, наделена рядом юридических полномочий (например правом регистрации брака), осуществляет контроль за образованием и воспитанием существуют религиозные цензуры печатной продукции. К клерикальным государствам относится Великобритания, Греция, Норвегия.

3.В светском государстве не существует государственной или официальной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Государство не в праве оказывать поддержку конфессиям, контролировать отношения своих граждан к религии. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, могут обладать отдельной собственностью их деятельность как правило подлежит регистрации в уведомительном порядке.

4.Атеистические государства (Куба и Северная Корея): в них свобода совести сводиться к пропаганде атеизма, то есть отрицании бога, деятельность религиозных организаций запрещается либо находиться под жестким контролем государства, запрещается проведения религиозных обрядов и ритуалов в общественных местах, конфессия лишается собственности, верующие и священнослужители репрессируются, религиозные организации не имеют прав ЮЛ.

В зависимости от связи государства с правом выделяются:

1.Правовоые

2.Не правовые государства

По степени разбитости:

1.высокоразвитые

2.Среднеразвитые

3.бедные

По взаимосвязи с социально-политической средо1:

1.открытые государства (США И РФ)

2.закрытые (северная Корея)

Кроме того типологию можно проводить исходя из критериев формы государства.

Значение типологии:

1.ООна дает подробную характеристику каждому типу

2.Устанавливаются отношения между различными типами показывая их общие и отличительные черты

3.Расширяет представление о существующей картине мира

4.Способствует интеграции различных типов и их совершенствованию

5.Является основой исследования процессов преемственности и будущего развития.

 

Вопрос 6: Функции государства, понятие, виды, проблемы совершенствования в современных условиях.

Функции государства – это выражающие его сущность и назначение в обществе относительно обособленные, позитивные направления государственной деятельности по решению стоящих перед ним задач.

Таким образом задачи государства это проблемы требующие решения, а функции это комплексные пути решения данных проблем.

Функции государства нельзя отождествлять с отдельными функциями государственных органов, которые носят локальный и производный характер. Содержание функций государства составляет:

1.Предмет функции. То ест те общественные отношения которые охватываются определенными направлениями в деятельности государства.

2.Цели функции – это предполагаемые (идеализированные) результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функций

3.Среддства реализации функций – это разнообразные предметы, приспособления (техника) которые используются для достижения цели функции.

4.Методы реализации функций – это конкретные способы с помощью которых государство решает задачи. Например: метод убеждения или метод принуждения.

 

Виды функций:

В зависимости от предметной сферы государства выделяют:

1.Экномическую

2.Политическу.

3.Социальную (в том числе гуманитарную)

4.Культурную

5.Экологическую

И др. которые могут иметь как внутренний так и внешний характер направленности государственного воздействия.

В зависимости от направленности решаемости направленных задач выделяют:

1.Внутренние функции (направление деятельности государства внутри страны). К ним относятся:

-экономическая функция: она подразумевает охрану всех форм собственности, обеспечение свободы предпринимательства, гарантированность свободного перемещения товаров, работ, услуг, финансовых средств, антимонопольное регулирование и т.д.

-социальная функция: включает в себя защиту от безработицы, гарантирование МРОТ, защиту семьи, материнства, отцовства, детства, оказание необходимой помощи инвалидам и нуждающимся лицам, медицинское и пенсионное обеспечение.

--политическая функция: подразумевает, сохранение политической системы общества, в демократическом государстве это обеспечение народовластия и многопартийности.

-Экологическая функция: предполагает рациональное использование природных богатств и охрану окружающей природной среды.

-Культурная: включает свободу преподавания и творчества, гарантированность основного общего и среднего профессионального образования, поддержку науки, культуры, искусства, сохранение исторических памятников и культурного наследия.

-Финансовая функция: предполагает создание и эффективное функционирование налоговой системы, распределение поступивших средств между бюджетами контроль за их рациональным использованием.

-Функция укрепления законности и правопорядка: подразумевает обеспечение верховенства закона, равенства всех перед законом и судом, эффективную борьбу с преступностью и т.п.

2.Внешние функции (направление деятельности государства по решению задач состоящих перед ним на международной арене) к ним относятся:

-Функция обеспечения обороны и защиты национальной безопасности: включает в себя эффективное функционирование вооруженных сил страны, наличие стратегических резервов, обеспечение финансовой продовольственной, информационной и иной безопасности.

-Обеспечение мира и поддержания мирового порядка: включает предотвращение новой глобальной войны, своевременное решение локальных конфликтов, разоружение, ограничение методов ведения войны и прочее.

-Функции интеграции в мировую экономику: включает привлечение зарубежных инвестиций, реализация совместных проектов, внешнюю торговлю, взаимное кредитование и т.п.

-Функция сотрудничества с другими государствами в дипломатической, социальной, культурной, правовой и других сферах.

-Функция совместного решения глобальных проблем: глобального потепления, загрязнения мирового океана, терроризма, кибер преступности и т.д.

В зависимости от ветви государственной власти реализующей функцию:

-Исполнительную

-Судебную

-Законодательную

-Надзорную

По времени действия:

-Постоянные функции (налоговые)

-Временные функции (характеризуют государство на конкретном этапе его развития)

В зависимости от типа общественной экономической формации в которой осуществляются функции:

-Рабовладельческого

-Феодального

-Буржуазного

-Социалистического

В зависимости от выражаемых интересов:

-Классовые (выражают интересы конкретного класса)

-Общесоциальные (выражают интересы всего общества например: функция обеспечения национальной безопасности).

По формам осуществления:

-Функции осуществляемые правовыми методами

-Функции осуществляемые организационными методами

 

Проблемы совершенствования.

Необходимо устранить дублирование функций различных органов, повысить информационную эффективность, добиваться реальности выполнения функций государства в целом и его органами и борьба с коррупцией.

 

Вопрос 7: государственный аппарат, виды органов, проблемы совершенствования.

Государственный аппарат целесообразно рассматривать в контексте учения о механизме государственного аппарата.

Существует широкий подход согласно которому механизме государства включает как государственного аппарат, так и разнообразные публичные службы и корпорации (государственные монополии, РЖД, газпром) системы связи и жизнеобеспечения, процедуры принятие государственных решений, ресурсное обеспечение деятельности государства, и некоторые другие компоненты. Такой точки зрения придерживается Ю.А. Тихомиров.

Узкий подход доминирующий с 50х годов 20 века отождествляет понятие государственного аппарата и механизма аппарата, и определяет их как систему государственных органов при помощи которой осуществляются функции государства, при этом системность государственного аппарата выражается в строгой иерархичности и соподчиненности его органов, построение аппарата на основе общих и специальных принципов, при этом структура государственного аппарата определяется теми функциями которые должно выполнять государство.

Государственные органы это относительно самостоятельные, структурно обособленная часть государственного аппарата (ФЛ или организация) наделённая на основании правового акта соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную нотариальную и принудительную силу государства. Государственный орган характеризуется наличием:

1.Компетенции, то есть круга властных полномочий, предоставленных ему нормативным актом в соответствии с предметом ведения. Понятие компетенции является более широким по объему и включает в себя понятие юрисдикции. Юрисдикцию следует понимать как круг полномочий судебного, административно или иного органа по рассмотрению юридических дел, решению правовых споров и применению предусмотренных санкций.

2.Обсобленная организационная структура. Имеет кадровый состав формируемый и работающий на профессиональной основе государственными служащими, имеет материально-финансовую базу, характеризуется наличием специфических средств и методов деятельности, а так же властным характером принимаемых решений, которые обязательны для адресатов.

 

Виды государственных органов:

В зависимости от деления единой власти на ветви:

1. Представительные органы – это обобщенное наименование выборных, организационно не подчиненных друг другу органов власти и выполняющих правотворческую функцию. Они могут быть однопалатными или двухпалатными (например: государственная дума, совет федерации)

2. Исполнительные – призваны осуществлять управление путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий, а так же исполнять решения принятые представительными органами. На федеральном уровне они включают в свой состав правительство (оно выполняет общее руководство разнообразными сферами жизни страны), министерства (осуществляют нормативно-регулирующие функции), службы (осуществляют контроль и надзор в определенных сферах например: федеральная налоговая служба), агентства (призваны оказывать публичные услуги и руководить сетью подведомственных организаций), особое место занимают органы осуществляющие функционирование конституционных органов государства (администрация Президента, аппарат Государственной думы, судебный департамент и прочие)

3. Судебные органы – осуществляют отправление правосудия по средством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

При этом Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти он является арбитром, кроме того из системы разделения власти исключаются ЦБ, Избирком, прокуратура, уполномоченный по правам человека и счетная палата.

 

В зависимости от компетенции и территориального характера деятельности:

1. Высшие – это правительства

2. центральные (министерства, службы, агентства)

3. Местные (прокуроры районов, органы гос власти.

Местные государственные органы необходимо отделять от органов местного самоуправления (мерии, муниципалитета, собрании представителей …) которые согласно 12 статье Конституции не входят в систему органов государственной власти.

По признаку федеративного устройства:

1. Федеральные органы (правительство РФ)

2. Органы государственной власти субъектов РФ (Правительство ЯО)

 

При этом в РФ армия, суды относятся к федеральным органам власти.

По срокам полномочий:

1. Постоянные

2. Временные

По порядку реализации компетенции:

1. Действующие коллегиально

2. Единолично

По порядку образования:

1. Первичные государственные органы (избираются населением например гос Дума)

2. Производные формируются органами избрранными населением например счетная палата.

В зависимости от характера объема и содержания полномочий:

1. Органы общей компетенции (которые принимают решения по широкому кругу вопросов например: правительство и Президент)

2. Органы отраслевой или специальной компетенции (осуществляют деятельность в узкой сфере например: министерства, суды и т.п.)

 

Среди органов государственной власти особое место занимает армия, которая реализует функцию обороны. В исключительных случаях может выполнять гуманитарные миссии (тушение пожаров, ликвидированные последствий…)

 

Общие принципы организации деятельности аппарата следует понимать как фундаментальные идеи лежащие в основе его построения и функционирования.

К общим принципам относятся:

1. Принцип законности

2. Демократизма

3. Гласности

4. Профессионализма

5. Разделения власти

6. Эффективности

7. И т.п.

К частным принципам, то есть характерным для отдельным подсистем государственного аппарата относятся:

1. Принцип состязательности

2. Принцип неприкосновенности

3. Равный доступ к государственной службе

 

Проблемы совершенствования государственного аппарата:

-Завершение административной и судебной реформы

-Повышение эффективности государственных органов

-исключение дублирования функций

-Надлежащее материальное обеспечение детальности

-Усиление общественного контроля за деятельностью государственных органов.

 

 

Формы государства, понятие, виды, причины многообразия.

 

Формы государства - это его устройство способы организации и методы осуществления государственной власти, а так же порядок взаимодействия государства с населением и международным сообществом.

Формы государства с течением времени изменяются, на нее оказывают воздействие классовые и национальные, политические и идеологические, исторические и культурные,

социально-экономически, географические и иные факторы.

 

Элементами формы государства являются:

1. Форма правления

2. Форма государственного устройства

3. Политически, а в узком смысле государственно-правовой режим.

 

 

1.Форма правления, отражает порядок формирования и организации высших органов государственной власти в стране их взаимоотношения друг с другом и с населением.

Конкретная форма правления определяется:

-Способом образования высших органов власти (легитимные – наследование или выборы, не легитимные – захват власти)

-Структурой и разграничением компетенции между органами

-Характером (индивидуальным или коллективным) осуществлением государственной власти

-Степень участия населения в формировании высших органов власти и их ответственностью перед народом.

 

В зависимости от перечисленных критериев выделяют монархию и республику.

Монархия – это такая форма правления при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и в большинстве случаев является пожизненной и передается по наследству. В число характерных признаков помимо перечисленных в определении:

-Представительства монархом народа по собственно праву

-Юридическая безответственность монарха неприкосновенность и не подсудность его личности.

В зависимости от объема полномочий принадлежащих монарху выделяют абсолютную монархию и ограниченную, которая может быть дуалистической или парламентской.

Абсолютная монархия: характерна для рабовладельческих и феодальных обществ в настоящее время существует в Ватикане и Катаре. Верховная власть при абсолютной монархии пожизненно и принадлежит монарху, который пользуется ей безраздельно и осуществляет её через лично подчинённую ему систему бюрократии. Он является единственным творцом права а его подвластные или по другом у говоря подданные лишь объекты права. Монарх суверенен и безответственен в своих действиях, а сама монархия ,как правило, носит теократический характер.

 

Дуалистическая монархия: существует в Марокко и Саудовской Аравии. Она представляет собой переходную модель государственного правления в ней власть монарха ограничена конституцией, но он и формально ( в силу конституционных норм и еще больше фактически) в силу не развитости демократических институтов сохраняет обширные властные полномочия, что делает его центром всей политической системы государства. Монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти , законодательная власть принадлежит парламенту, который подчинен монарху и может быть распущен по его воле.

 

Парламентская монархия: в ней права монарха существенно ограничены он является номинальным главой государства, назначает по представлению парламента, правительства и министров, которые подконтрольны парламенту. Все исходящие от монарха акты нуждаются в одобрении законодательным либо исполнительным органом, принятые законодательные акты лишь формально подписываются монархом.

 

Республика – это такая форма правления при которой все высшие органы государственной власти, либо избираются, либо формируются особыми представительными учреждениями (выборщиками) на определенный срок.

 

Признаки республик:

-Источником власти является народ, который делегирует полномочия государственному органу на прямых или косвенных выборах.

-Власть осуществляется от имени и в интересах народа, класса или социальной группы

-Полномочия государственных органов носят срочный характер, то есть реализуется принцип сменяемости.

-Действует принцип разделения власти

-Высшие органы несут политическую и юридическую ответственность за свои действия.

 

Выделяют традиционно:

· парламентскую (Греция и Италия): характеризуется верховенством парламента, который избирается всем населением государства. Правительство формируется партиями обладающими большинством в парламенте. Возглавляет правительство Премьер министр, являющийся как правило лидером партии победившей на парламентских выборах.

Правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку. Допускается существование должности президента, который реальными полномочиями не обладает.

· Президентская республика (США и Франция): избираемы всенародно или выборщиками Президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. Президент формирует правительство, которое подчиняется ему и не несет ответственности перед парламентом. Отношения между Президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. Например: Президент утверждает принятый парламентом бюджет. Президент не может распустить парламент. Парламент может отстранить Президента от должности в порядке импичмента. Акты, которые издает Президент общеобязательны и по юридической силе близки к закону.

 

Кроме так называемых чистых форм правления выделяют не типичные или смешенные формы правления. Например: выборная или избирательная монархия (Малайзия). Она сочетает в себе элементы монархии и республики, например: в Малайзии главой государства является монарх, который избирается на 5 лет особым совещанием представителей монархических штатов.

Полу президентская республика (Колумбия, Венесуэла) в ней устанавливается перед парламентом отдельных министров, но не главы государства.

Полу парламентская в ней устанавливается усложненный порядок установление вотума недоверия правительства.

Россия ранее считалась смешанной республикой, сочетающей в себе черты как президентской так и парламентской, в настоящее время относится к суперпрезидентских республикой, поскольку связана с повышенной властью Президента и ее усилением.

Кроме того следует говорить о специфических чертах форм правления при различных типах общественно экономических формаций:

-Рабовладельческой

-Феодальной

-Социалистической.

 

Форма государственного устройства – это способ государственного устройства государства который характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями.

Выделяют:

1.Простое (унитарное) государство – это единое государство в составе которого нет других государств или других государственных образований а его территория распределена на административно территориальные единицы (департаменты, районы, округа и т.п.)

В зависимости от объема этих единиц выделяют:

А) централизованные (Франция, Турция)

Б) децентрализованные (Великобритания, Испания)

Унитарные государства.

Признаками унитарного государства являются:

1. Единая территория на которой существуют административные деления, но при этом административные единицы не имеют политической самостоятельности.

2. Существует одн централизованный государственный аппарат

3. 3.действует единая система права

4. Судебные система

5. Вооруженные силы

6. Существует лишь одно гражданство

7. Принимается единый государственный бюджет

8. Нормативные акты административно -территориальных образований носят подзаконный характер

 

К числу сложных государств относится:

1. Империя – это насильственно создаваемое сложное монархическое государство во главе которого стоит император, король и т.п. В исключительных случаях как правило под слиянием внешней угрозы государство может войти в состав империи в добровольном порядке.

2. Федерации – это сложные союзные государства, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности. Федерации могут образовываться по национальному (индия), территориальному (США, Германия) или смешанному принципу (Россия). Федерации могут быть симметричными, когда все субъекты федерации равны между собой и по отношению к центру, и ассиметричными, когда они имеют разный административный статус (Россия)

К признакам федерации относятся:

-Территория государства состоит из территорий добровольно объединившихся субъектов (штатов, провинций, республик, земель и т.д.) которые могут иметь собственное административное территориальное деление.

-Государственные образования составляющие федерацию обладают относительной политической, юридической самостоятельностью.

-Действуют 2 системы высших органов государственной власти (федеральные и субъекты федерации)

-Субъекты федерации могут иметь свои конституции и законодательства, которое не должно противоречить федеральному.

-на федеральном уровне действует двухпалатный парламент

-субъекты могут собственное гражданство и собственную служебную систему ( США)

-Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом в полном объеме и как правило не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации, то есть правом сецессии

-субъектом федерации запрещается иметь собственную валюту и собственные вооруженные силы.

В контексте формы государственного устройства рассматривается близкое понятие конфедерации, которое представляет собой союз полностью суверенных государств создаваемый на договорной основе для достижения военных, экономических и иных целей. Формально в настоящий момент конфедерацией является Швейцария. Некоторыми признаками конфедерации обладает ЕС. А именно:

1.Каждое государство входящее в конфедерацию сохраняет свой суверенитет, то есть свою систему органов власти и управления, армию, законодательства и т.п.

2.Для совместного управления и координации действий члены конфедерации создают определенные органы

3.Акты конфедерации требуют одобрения высших органов государственной власти и ее членами.

4.Финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза, а вооруженные силы формально находятся под общим командованием.

5.Государство имеют неограниченное право выхода из состава федерации и нуллификации, то есть отмены действия актов конфедерации на своей территории. Конфедерация является самостоятельным субъектом международного права, но не обладает публичной властью на территории государств членов.

Государства входящие в состав конфедерации обычно проводят общую согласованную политику.

Юридически все государства конфедерации юридически равноправны.

 

Политический режим.

Это комплекс взаимосвязанных средств приемов, способ, методов осуществления государственной власти в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства

 

Традиционно выделяют демократические и антидемократические режимы.

1.демократический режим последовательно развивается в либерально-демократический и далее гуманистический . в зависимости от степени выраженности от следующих признаков:

1. народ признается источником власти

2.действует политический плюрализм

3.существует реальная аппозиция

4.гарантируется многообразие форм собственности

5.действует принцип разделения власти

6.права и свободы человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются

7.органы государственной власти выборные, подотчетны, сменяемы.

8. действует принцип равенства всех перед закономи независимое правосудие

9.в качестве регуляторов используется методы убеждения и поощрения

10.отсутствует цензура средства массовой информации независимы и объективно отражат происходящие события.

11. государство не вмешивается в частную жизнь граждан

 

Антидемократические режимы представлены:

Авторитарным режимом

1.характеризуются сосредоточением власти в руках лидера и правящей элиты

2.формально действует принципов разделения власти

3.развит полицейский и военный аппарат

4.осуществляется централизованное управление государством

5.сохраняется автономия личности и общества вне политических сферах

6.фактически устраняется аппозиция

7.личность не может пользоваться формально провозглашёнными правами и свободами

 

Тоталитарный режим

1.характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества

2.устанавливается однопартийная система

3.действует одна официальная уравнительная идеология

4.ликвидируется аппозиция

5.уничтожается гражданское общество и гражданские свободы

6.происодит сращивание партийного и государственного аппарата

7.действет культ насилия и вождизм

8.проводятся массовые репрессии и террор

9.существует одна форма собственности и плановая экономика

10. в управлении господствует метод принуждения

11.государство осуществляет цензуру

12. происходит милитаризация общества

 

Фашистский режим

является разновидностью тоталитарного режима и дополнительно характеризуется следующими признаками

1.националистической идеологией

2.агрессивной внешней политикой склонной к развязыванию воин

3.связыванию государственного аппарата с монополиями

4.лишением парламента права творить законы

5.полным уничтожением гражданских прав и свобод

6.отрицанием общечеловеческих и моральных ценностей

 

Существуют и другие политические режимы:

1.текратические

2.фундаменталистские

3.рассистские

4.теронические и деспотические и т.п.

 

От политических режимов необходимо отличать режимы чрезвычайного и военного режимы, как состояния вынужденного и временного ограничения прав граждан.

 

 

Правовое государство, понятие и основные признаки.

 

С появление государства возникла проблема злоупотребления им власти. Отношения к ней выражаются в следующих подходах:

1. Противостоять произволу государства невозможно

2. Необходимо максимальное ограничение государственной власти вплоть до полного ее уничтожения (анархизм)

3. Власть государства должна быть ограничена правом ( то есть концепция правового государства.

Первое суждение о некоторых признаках правового государства такие как общее благо народа, разделение власти, главенство закона, встречаются в трудах античных мыслителей (Платона и Сенеки). Основу концепции правового государства как результат борьбы с абсолютизмом были разработаны во 2ой половине 18 века Джоном Локком, Шарлем Монтескье и т.д. В чадности осмыслена идея законодательного закрепления Конституционного строя, Действие единой законности, взаимной ответственности индивида и государства. Эммануил Кант сформулировал его моральное обоснование «В правовом государстве, право выступает совокупностью условий позволяющих совместить произвол ( свободу) одного лица с произволом (свободой) другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы, то есть в соответствии с разумом». Георг Гейгель установил взаимосвязь гражданского общества и правового государства по средством интерпретации права государства и свободы как неких не разрывных категорий а эволюцию человечества как последовательное развитие свободы путем преодоления произвола.

Термин правового государства окончательно утвердился в 19 веке в трудах немецкого юриста Роберта Фон Моля.

К признаком правового государства относятся:

1.оно обладает всеми чертами любого другого государства (политическая власть территория налоги и т.п.) при этом особое значение приобретает суверенитет, который основывается на суверенном праве народа, на самоопределение.

2.в основе правового государства лежит нравственная идея ограничения человека от произвола государственной власти

3.человек является высшей ценностью его права и свободы в том числе естественные признаются и гарнируются.

4.Действует принцип верховенства правового закона выражающийся в том, что закон обладает высшей юридической силой и адекватно отражает реально складывающиеся общественные отношения, устанавливает равную меру свободы

5.действует принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную которые формируют систему сдержек и противовесов (привести систему сдержек и противовесов в РФ).

6.осуществляется народовластие по средством прямого волеизъявления, на свободных и альтернативных выборах, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

7.правовая форма организации и деятельности публичной власти выражается в том, что государственные органы и должностные лица в праве то ест обязаны, делать только то, что им прямо разрешено или предписано законом

8.действует режим демократического, конституционного правления

9.гарантирован доступ к правосудию

10.существует взаимная ответственность личности и государства

 

Таким образом, правовое государство это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти в основе, которой лежит идея ограничения власти законом в котором действует принцип разделения власти, человек признается высшей ценностью, а личность и государство взаимно ответственны.

 

 

Правовой статус личности, понятие, проблемы совершенствования, структура.

 

Если понятие человек характеризует совокупности психофизических свойств у в том числе и разума, то понятие личность включает понятие человека не столько как биологической единицы сколько как совокупности общественных отношений.

Таким образом о личности человека следует говорить применительно к его длительности в обществе.

Общество – это объединение людей связанных собой господствующей формой собственности, способом производства и соответствующими социальными, культурными, нравственными, духовными и иными отношениями.

Общество обуславливает возникновение государства при этом происходит объединение людей по признаку гражданства или подданства а личность эволюционирует в гражданина или подданного. Гражданин – это личность находящаяся в определенной политико–правовой связи с конкретным государством и наделенное им на основании закона комплексом юридических прав и обязанностей. Статус подданного первоначально, то есть в неограниченных монархиях, характеризовался преобладанием обязанностей человека над его правами. В современных условиях тождественных правовом статусу гражданина.

Первое легальное закрепления статуса личности производит в эпоху буржуазных революций и связано с принятием декларации пав человека и гражданина 1789 года. В которой были зафиксированы естественные права человека и необходимый минимум обязанностей для сохранения государства. Важнейшим актом определяющим правовой статус личности относятся, всеобщая декларация прав человека, принятая ГА ООН 10.10.1948 г

Европейская конвенция о защите прав человека и основные свобод 1950 года ратифицирована РФ в 1996 году , международный акт о гражданских и политических дела 1966 года, международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1960 года.

Правовой статус личности – это совокупность прав свобод обязанностей и законных интересов личности признаваемых и гарантируемых государством. Основу правового статуса составляет социальный статус, то есть реальное положение человека в обществе его пол возраст, семейное положение, род занятий и т.д.

 

Традиционно структуру правового статуса личности включаются субъективные права, свободы и обязанности.

Субъективное право – это гарантированное законом мера возможного поведения лица которому корреспондирует соответствующая юридическая обязанность.

Права человека, то есть личности и права гражданина, это близкие но не тождественные понятия, права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. Это естественные права, которые внетерриториальны и вне национальны. Например каждый имеет право на жизнь, на здоровье и на безопасность и т.п. В отличии от прав человека, права гражданина находятся под защитой конкретного государства. В настоящее время многие государства легально зафиксировали свою обязанность по признанию, соблюдению и защите прав человека в своих основных законах. Так исключительно гражданам РФ предоставляется право: участвовать в управлении делами государства и референдуме, избирать и быть избранными , отправлять правосудие и т.п.

Свобода – это гарантированное законом дозволение свидетельствующее об отсутствии запрета на определенную деятельность и не содержащие обязывающее требования обращенных к иным субъектам. Например: свобода слова, печати, творчества и т.д.

 

Юридическая обязанность – это установленные законом мера и вид требуемого поведения. Например каждый человек обязан платить налоги, сохранять окружающую природную среду и культурное наследие и только граждане обязаны защищать отечество.

По мнению А.В. Малько правовой статус личности более сложная категория, которая помимо перечисленных элементов включает в себя:

1. Нормы права, устанавливающие правовой статус личности (объективное право)

2. Правосубъектность

3. Законные интересы, то есть юридические возможности предоставленные субъекту права для достижения и пользования благом и находящиеся под охраной властных органов. Таким образом, законный интерес это усеченное субъективное право без противостоящей конкретной юридической обязанности, но снабженное средствами защиты.

4. Гражданство

5. Правовые принципы

6. Юридическая ответственность

7. Правоотношения общего (статусного типа), то есть отношения возникающие из норм конституции и носящие базовый характер. По мнению В.Н. Карташова выделение подобных отношений не обосновано поскольку это противоречит определению правоотношения (как конкретного отношения) и разрушает его природу.

8. Система социально-экономических, политических, нравственных и иных гарантий создающие равные условия для личности в осуществление прав свобод и интересов.

 

В зависимости от социальной направленности гарантии распределяются на:

1.общие (в том числе материальные политические и духовные)

2.Юридические (в том числе гарантии реализации и гарантии охраны прав)

3.Организационные гарантии состоящие из контрольных, процедурных и организационно технических мер

 

По сфере действия:

1.Внутригосударственнвми

2.Международными

 

Виды правового статуса:

1. Общий или конституционный статус, он носит базовый характер и является наиболее стабильным

2. Специальные или родовые статусы, они закрепляют положение определенной категории граждан

3. Индивидуальный правовой статус характеризующий конкретного человека (является наиболее динамичным.

4. Статус ФЛ

5. Статус ЮЛ

6. Статус Иностранце

7. Лиц без гражданства

8. И т.п.

Особое значение имеет выделение отраслевого статуса: семейного, административного и т.д.

 

Права и свободы человека подразделяются на:

 

1. Личные или естественные права:

Право на жизнь

Свободу

Неприкосновенность частной жизни

Жилища

Тайн переписки

Свободу передвижения и место жительства

Свободу совести, выбора

Языка общения

2. Политические права связанные с гражданством

-право на доступ к государственной службе

-право проводить собрания, митинги, демонстрации

-избирать и быть избранными

-и т.п.

3. экономические права

-право на предпринимательскую деятельность

На труд

3. Социальные права включает права на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь

4. Культурные права включают право на образование на доступ к культурному наследию, право на свободу творчества и т.д.

Права и свободы так же подразделяют на абсолютные и относительные. Абсолютны права в демократическом государстве не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. К ним относятся право на жизнь, право на судебную защиту, право на свободу совести и некоторые другие. Относительные права могут быть ограничены или приостановлены в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. В частности это право на свободу перемещения, право собственности.

 

Формирование современного статуса личности осуществлялось в три этапа:

1.конец 18 века провозглашаются политические (гражданские) и личные права

2.конец 19 провозглашаются социально-экономические и культурные права которые выделяются под действием социалистических идей

3.формируются в середине 20 века, характеризуют такие права как быть свободным от рабства, право на свободную жизнь, право на самоопределение и формируются под влиянием национально- освободительных движений.

 

 

Направления и совершенствование правового статуса личности.

1. Необходимо установить соотношение между национальными нормами о правах и свободах человека и международными стандартами

2. 2.необходимо дальнейшее расширение прав и свобод граждан включая право на качественную продукцию, чистый воздух и воду.

3. Должны совершенствоваться гарантии прав и свобод с целью достижения их реальности

4. Необходимо совершенствовать механизму защиты прав и свобод граждан и предать ему универсальный характер. В частности развивать защиту по следующим направлениям: судебная защита, защита по средством прав уполномоченного по правам человека, защита через конституционное правосудие и международное судопроизводство. Разработать систему мер препятствующих злоупотреблению правами. Осуществлять правовое просвещение граждан и повышать их уровень правовой культуры. Установить приоритет прав и свобод человека над правами нации народа и государства.

 

Вопрос: правовая система общества, основные признаки, понятие и структура.

 

Правовая система общества – это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей их коллективов и организаций.

 

Признаки:

1. Правовая система общества составляет важнейший компонент любого гражданского общества и функционируют на ряду с политической, экономической, социальной и иными подсистемами

2. Правовая система является сложно –организованной системой состоящей из 3х крупных компонентов: Объективного права (системы права), юридической практики и правосознания.

3. Указанные компоненты обладают собственной сложной структурой что обеспечивает свойство дифференциации правовой системы и вместе с этим объективно взаимодействуют между собой характеризуя целостность правовой системы общества.

4. Правовая система общества является элементом государственного суверенитета, поскольку с помощью права, юридической практики и в некоторых случая правовой идеологии, государство проводит свою внутреннюю и внешнюю политику в жизнь.

5. Сама правовая система обладает некоторым верховенством по отношению к другим социальным подсистемам поскольку устанавливает обобщенные правила для реализации экономически, социальных и иных прав граждан.

6. Правовая система обладает стабильностью, которая заключается в преемственности и юридическом опыте и динамизмом выражающемся в постоянном совершенствовании объективного права и юридической практики.

7. Правовая система общества это управляющая система поскольку регулирует общественные отношения и управляемая система так как её развитие осуществляется в рамках ясно определенных, процедурно-процессуальных норм, например регламента работы законодательных органов, процессуальных кодексов и т.п.

8. Правовая система общества является адаптивной системой поскольку изменяется в силу воздействия на нее объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов.

9. Правовая система является открытой системой в которой происходит постоянное преобразование социальной информации, выработка действующих правовых решений.

 

Структура

Правовая система является политсруктурным образованием, включающем: логическую, временную, функциональную, генетическую, психологическую, рекурсивную, стохастическую, пространственную и иные виды структур. (самостоятельно)

 

Функции правовой системы общества (самостоятельно).

Вопрос 15: Типология правовых систем и ее значение для практики правового строительства.

Типология правовых систем характеризует пространственную структуру правовой системы общества. Юридическая карта мира включает множество национальных правовых систем каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, источники права, правовую культуру, объективное право и т.д.). Таким образом можно говорить о существовании национальных правовых систем.

Категория правовая семья служит для обозначения группы правовых систем имеющих сходные признаки позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Данное сходство является результатом конкретно-исторического развития и влияния разнообразных факторов.

Наиболее распространенным является типология правовых систем зависимости от типа ообщественно-экономичской формации. В частности выделяются рабовладельческие, социалистические и буржуазные. При характеристике исследования смотри тему право, юридическая практика праовсознание.

В 1964 Рене Давид в своей работе основные правовые семьи современности выделить 5 правовых систем:

1. Романо-германскую

2. Англосаксонскую

3. Традиционную религиозную

4. Социалистическую

5. И семью международного права

В основу данной типологии был положен идеологический и технико-юридический критерий.

 

1.Романа-Германская семья.

Возникает в 12 веке на основе рецепции римского права. Распространяется в континентальной Европе Германии, Франции, России. К особенностям правовой семьи относятся следующее:

-Основным источником права является нормативный акт

-существует единая иерархическая система источников построенная на юридический силе

-существует деление права на частное и публичное

-нормы носят высоко-абстрактный характер

-развиты принципы права

-законодательство как правило кодифицированное, а высшую юридическую силу имеет Конституция.

-имеется общий понятийный фон

-доктрина не является источником права однако используется при разработке концепции законодательных актов и совершенствовании объективного права

-судебные прецедент не является источником права, а правовой обычай имеет ограниченное применение

 

Англо-саксонская семья:

-основным источником права является правовой прецедент

-нормы носят казуистический характер

-отсутствует деление права на частное и публичное

-право подразделяется на статутное право ( законодательное право, право парламента), прецедентное право , право справедливости в виде сборника решений Лорда Канцлера принимаемых от имени короля.

-законодательство не кодифицировано

-правовой обычай признается источником права

-юридическая доктрина используется как средство обоснования правового прецедента

-отсутствует письменная конституция за исключением США

 

 

Вопрос 85: право в системе нормативного регулирования общественных отношений.

 

Общественные отношения - это отношения возникающие между людьми по поводу различных социальных благ. Отношения человека к природе, технике, орудиям и т.п. инструментам являются техническими и регулируются техническими нормами.

Технические нормы закрепленные в праве становятся технико-юридическими то есть приобретают обязательный характер. К ним в широком смысле относятся:

-технологически

-санитарные

-экологические

и иные нормы формально выраженные в технических условиях, гостах, СНиПах, правила дорожного движения и т.д.

Для социальных норм характерны следующие признаки:

1. Они являются образцами поведения

2. Носят общеобязательный характер

3. Создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей

4. Обеспечиваются соответствующими государственными (например штрафы лишение свободы) и не государственными (например: осуждение, бойкот) мерами воздействия

5. Обусловлены развитием общества

6. Регулируют общественные отношения

 

Совокупность правил отвечающих данным признаков которые выработаны в процессе исторического развития человечества составляют систему нормативного регулирована общественных отношения.

 

Социальные нормы по содержанию бывают:

1. Политические и экономические

2. Этические и организационные

3. А так же нормы моды, культуры, литературного жанра.

По способу формирования и обеспечения социальные нормы делятся на:<

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.