Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая характеристика источников права



В понятии права необходимо видеть не только государственно-во­левое, но и специфически юридическое содержание, а также внутрен­нюю форму его существования и внешнюю форму выражения. Формы (источники) права как понятия характеризуют связь права с государ­ством, поскольку именно государственная воля опосредует связь пра­ва с объективно существующими общественными отношениями.

Если содержанием права является совокупность правил поведения (норм), а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в еди­ную систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокуп­ность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли. При этом не следует ни сводить право к фор­мам его выражения, ни отрывать его от этих форм.

Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения внешней формы выражения как способа возведения в закон воли соот­ветствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих ин­тересы всего народа или его части.

Материальные условия жизни общества, которые определяют го­сударственную власть и выступают правообразующей силой, дают понятие источника права в материальном смысле слова. Форма всег­да должна быть существенной, она будет лишена всякой ценности, если не будет иметь содержания, поэтому материальные условия жизни общества обусловливают волю через соответствующую пра­вотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.

Источник права можно рассматривать и как источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические до­кументы: берестяные грамоты древнего Новгорода, судебные речи или

выступления ведущих юристов, тексты нормативно-правовых актов, судебных или административных прецедентов и т. п.

Нас в первую очередь будет интересовать источник права в формаль­но-юридическом смысле, под которым понимаются юридический преце­дент, нормативно-правовой акт, правовой обычай, нормативный договор. В юридической литературе отмечается, что форма права в идеале характеризуется рядом особенностей: она должна нормативно закреп­лять волю граждан; обусловливаться существующим социально-эко­номическим базисом; обеспечивать политическую власть, служить ин­тересам народа; утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической формы выражения интересов, демократи­ческой процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом органе.

| Исторически первой формой (источником) права является правовой

*] обычай, под которым понимается санкционированное государством

•) правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в

результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией,

т. е. правило, передающееся из поколения в поколение до тех пор, пока

оно не попало на орбиту государственных интересов. Следовательно, не

каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает

интересам определенной группы людей или всего общества в целом.

Место обычая в системе источников права в разные эпохи было раз­личным. Он занимал доминирующее положение в процессе становле­ния правовых систем (например, кутюмы на севере Франции), а в со­временных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Великобритании, где традиции очень часто имеют общеобяза­тельное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере об­щественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдель­ных институтах уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).

Известные памятники права (законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая правда, Русская Правда) — это памятники обычного пра­ва, созданные на базе ранее сложившихся обычаев формировавшегося общества.

Под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех по­следующих подобных дел в будущем. Данное первичное решение ста­новится обязательным для всех, иными словами, получает государ­ственную поддержку.

Раздел II. Общество и государство

Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве всеобщей нормы. Правила, содер­жащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву, должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность об­щего права, поставлена под угрозу необходимость его существования. Общее право в Великобритании в основном состоит из судебных ре­шений. Там сложилась система правил действия прецедента:

а) решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и для всех иных судов;

б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов, кроме палаты лордов;

в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов.

Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотвор-ческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.

Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.

В современных российских условиях несовершенства правотвор­ческой деятельности, значительного подчас отставания от развиваю­щихся общественных отношений при формировании независимой и самостоятельной судебной власти прецеденты судебного толкования, как справедливо считает В. В. Лазарев, должны занять подобающее им место. Особенно это следует связать с работой Конституционного Суда России, решения которого имеют значение не только для судеб­ной, но и для законодательной и исполнительной власти.

Нормативно-правовой акт — это письменный документ соответ­ствующего государственного органа, которым устанавливаются, из­меняются или прекращаются нормы права, содержащие правила об­щего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократное действие, — актов применения права или индивиду­альных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания приме­нения права.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в опреде­ленной системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свой­ство нормативно-правового акта, обусловленное местом органа, его при-

Глава 12. Формы (источники) права

нявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила норма­тивно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, которой он наделяется государством по закону.

В качестве самостоятельной формы (источника права) можно рас­сматривать и нормативный договор. Хотя у него много общих черт с нормативно-правовым актом, его специфическое положение состоит в том, что на его основе формируются остальные нормативно-правовые акты. Например, Договор об образовании СССР, заключенный 30 де­кабря 1922 г.

Изменение общественно-политической ситуации после декабря 1991 г., связанное с распадом СССР, привело к тому, что нормативный договор как форма (источник) права претендует на большую роль в системе форм права в силу необходимости подписания соответствую­щих соглашений между субъектами Федерации, а также заключения нормативных договоров между федеральными органами и субъектами Федерации.

Конкретный внешний облик формы права отражает исторические особенности становления правовой системы, традиции в сфере нор­мотворчества, в какой-то степени сущность права.

В арабских и некоторых других странах источником права остаются мусульманские религиозные воззрения, выражаемые в виде догм, уточняющие, во что мусульманин должен верить, и предписывающие верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат (в пере­воде «путь следования») составляет то, что называют мусульманским правом, которое указывает, как нужно вести себя в соответствии с ре­лигией.

В основе мусульманского права лежат четыре источника:

а) священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, об­ращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна — сборник традиционных правил, содержащий высказы­вания Магомета, воспроизведенные рядом посредников;

в) Иджма — конкретизация положений Корана в изложении круп­ных ученых;

г) Кияс — рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не ох­ватываются предыдущим толкованием трех первых источников.

Правда, в последнее время в этих странах все более широко исполь­зуются такие традиционные и права, как правовой обычай и норма­тивно-правовой акт.

Раздел II. Общество и государство

В современных условиях общеисторической закономерностью яв­ляется тенденция возрастания роли письменных источников права, причем в первую очередь нормативно-правовых актов, наиболее пол­но отражающих глубинные процессы, происходящие в государствен­но-правовой надстройке, что в целом приводит к нивелировке, опре­деленной унификации различных правовых систем, существующих в мире.

§ 2. Виды нормативно-правовых актов

В Российской Федерации существует довольно сложная система нормативно-правовых актов. Прежде всего это акты представитель­ных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, выступающие результатом правотворческой деятельности государ­ственных органов, в которых устанавливаются, изменяются или от­меняются нормы права.

Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юри­дической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирую­щий наиболее важные общественные отношения.

Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов Российской Федерации в процессе законотворческой дея­тельности либо в результате непосредственного правотворчества все­го народа (референдума). Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции России, включая определение круга субъектов законо­дательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия за­конов должен определяться регламентами соответствующих законо­дательных органов.

Закон регулирует только те общественные отношения, которые ха­рактеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходи­мостью законодательно отразить суверенные желания народа. В пер­вую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правле­ния, национально-государственного или административно-террито­риального (административно-государственного) устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры;

Глава 12. Формы (источники) права

 

определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой, что является отражени­ем его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исхо­дить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы.

Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, определенном референдумом. (С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычай­ного положения и в строго определенном порядке, с последующим ут­верждением высшим законодательным органом.)

Таким образом, главными качествами закона являются его первич­ность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современ­ных условиях преобразования общества существенно возрастает.

Практика деятельности законодательных органов власти выработа­ла закрепленный ныне в Конституции России такой вид нормативного акта, как постановление, которое непосредственно связано с осуществ­лением полномочий в сфере верховного государственного управления и контроля. Чаще всего они принимаются для решения внутриоргани-зационных проблем и не носят нормативного характера. Однако в от­дельных случаях им придается сила закона, поскольку они имеют об­щий характер. Например, постановление, которым утверждалось «Положение о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Помимо законов и постановлений, Государственная Дума и Совет Федерации могут принимать обращения, призывы, заявления, послания (в том числе и приветственные), имеющие как внутригосударственное, так и международное значение. В большинстве случаев они выражают отношение этих органов к тому или иному вопросу и связаны со знаме­нательными датами мировой и отечественной истории. В этих актах нормы закона, как правило, не содержатся.

Раздел II. Общество и государство

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям:

• по их юридической силе (Основной.Закон, федеральные консти­туционные, федеральные (обычные));

• по субъектам законотворчества (принятые в результате референ­дума или органом соответствующей государственной власти);

• по сфере действия (федеральные и субъектов Федерации);

• по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституци­онного, административного, гражданского, уголовного, земель­ного, семейного права и т. п.);

• по внешней форме выражения (конституция, кодекс, устав, закон и т. п.);

• по сроку (времени) действия (постоянные и относительно-огра­ниченные);

• по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без граж­данства и т. п.);

• по времени вступления в силу (немедленно; со дня, указанного в законе; по истечении установленного срока в порядке общей про­цедуры правотворчества).

Подзаконные нормативно-правовые акты вместе с актами законо­дательной власти составляют единую систему актов государства, по­этому невозможно какое бы то ни было противопоставление подзакон­ных актов закону, автономность их функционирования.

Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта — они издаются в пределах компетенции исполнительного орга­на государственной власти, не должны противоречить закону, но мо­гут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениям Президента России как главы государства. Они отличаются наибольшей широтой и глубиной воз­действия на регулируемые общественные отношения.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать дей­ствие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответ­ствующим судом. Например, Указ Президента РФ № 1001 от 18 марта 1994 г. «О приостановлении постановления правительства Ленинград­ской области».

Глава 12. Формы (источники) права

Указы и распоряжения Президента России обязательны для испол­нения на всей территории Российской Федерации и не должны проти­воречить Конституции РФ и федеральным законам.

Указы Президента могут носить нормотворческий характер, следо­вательно, наряду с актами федеральных законодательных органов яв­ляются актами первоначального правотворчества, так как содержат нормы права и посвящены общим вопросам.

Глава государства по частным вопросам вправе издавать распоря­жения, не являющиеся нормативными и содержащие конкретные по­ручения, задания. В форме президентских указов могут быть изданы акты применения права, например указ о награждении конкретного лица соответствующим орденом и т. п.

Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента издает поста­новления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. В случае их противоречия Кон­ституции РФ, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены последним.

Акты Правительства, носящие нормативный характер или имею­щие важное общее значение, издаются в форме постановлений. Этим они отличаются от распоряжений, издаваемых по оперативным или текущим вопросам, которые в большей степени являются инди­видуальными актами, ненормативными по содержанию. В актах Пра­вительства завершается процесс конкретизации законов или указов Президента, система законодательства приобретает необходимую пол­ноту, а нормы права — конкретность и формальную определенность.

Содержание правительственного правотворчества на современном этапе обусловлено решением вопросов проведения и доведения до ло­гического конца экономической реформы в российском обществе, ее эффективности и качества, перевода экономики на рыночные отноше­ния, использования достижений научно-технического прогресса.

Акты Правительства принимаются на основе закона, т. е. в пределах компетенции, определенной законом, и во исполнение закона, иными словами, в развитие его предписаний. Развитие может означать конк­ретизацию предписаний закона либо логическое дополнение общих предписаний закона, что следует рассматривать как вторичное право­творчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.

До недавнего времени в практике государственного руководства об­ществом были известны совместные постановления Правительства и центральных органов общественных организаций по наиболее важным

Раздел II. Общество и государство

Глава 12. Формы (источники) права

вопросам экономико-социального характера. Особой юридической си­лой, отличающей их от постановлений Правительства, они не облада­ли, хотя имели более высокий (правда, не всегда) морально-полити­ческий авторитет. Такая практика себя не оправдала с точки зрения правотворчества в силу того, что Правительству все равно приходи­лось принимать отдельные постановления в развитие ранее принятого совместного постановления.

Среди подзаконных актов большое место отводится нормативным актам, принимаемым министерствами, государственными комитета­ми, ведомствами, федеральной службой. Эти акты обладают рядом особенностей. Прежде всего они уступают по юридической силе реше­ниям Правительства; носят отраслевой характер, так как предназначе­ны, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управ­ления; отличаются большим многообразием. Наиболее распростра­ненными среди них являются приказы, решения коллегии, инструк­ции, правила, положения, уставы, распоряжения.

Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содер­жанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру дея­тельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствую­щая юридическая сила другим нормативным актам, исходящим от того или иного министерства, комитета, ведомства, федеральной службы. Иными словами, он имеет нормотворческое значение, выступает ак­том детализации постановления Правительства. Приказы и распоря­жения, имеющие разовое распорядительное значение, не содержат нормативных предписаний, поэтому нормативно-правовыми актами

не являются.

В практике нормотворчества в течение длительного времени имеет­ся тенденция принятия актов первоначального правотворчества, что является грубейшим нарушением принципа законности, противоре­чит идее правового государства. Достаточно сослаться на приказы си­ловых министерств, которыми объявляются акты законодательных или вышестоящих исполнительных органов.

В подзаконном ведомственном правотворчестве, а часто и в право­творчестве субъектов Федерации широко распространено воспроизве­дение (повторение, переложение) нормативных актов вышестоящих органов. В определенных пределах такое дублирование оказывается целесообразным, если нужно представить нормативные предписания с точки зрения их единой системы. Вне этого такое переложение явля-

ется вредным и неоправданным, так как создает у подведомственных органов иллюзию необязательности актов вышестоящих органов, мне­ние о том, что они начинают действовать (вступают в силу) только пос­ле того, как будут воспроизведены или объявлены актом «своего» ми­нистерства, ведомства, комитета или федеральной службы.

Формы ведомственных актов законодательно не регламентирова­ны, хотя в нашей истории такие попытки были. Так, в Конституции 1936 г. говорилось, что министры издают приказы и инструкции, в дей­ствительности же практика пошла по пути многообразия этих форм.

По общему правилу, акты министерств, комитетов, ведомств, феде­ральной службы являются внутренними, т. е. регулируют деятель­ность подотчетных им учреждений, предприятий и организаций. На­ряду с этими актами имеется особая группа межведомственных, издаваемых общефедеральными органами и регулирующими обще­ственные отношения в различных сферах жизнедеятельности обще­ства, которые являются обязательными для иных отраслевых органов, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.

После принятия Конституции России в 1993 г. субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) осуществляют собственное правовое регу­лирование, включая издание законов и иных нормативных актов.

Акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам и федеральным законам, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации, а также актам, принятым в пределах их совместного ведения. В случае такого проти­воречия действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Феде­рации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации (в пре­делах исключительной компетенции субъекта Федерации), действует нормативно-правовой акт субъекта Федерации.

Наименование актов субъектов федерации различно: республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, осталь­ные — устав и законодательство. Конституция России не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами Федерации, это мо­гут быть законы, решения, постановления, декреты и т. п.

Самостоятельную группу актов образуют решения органов местно­го самоуправления. Такая форма актов была длительное время зако­нодательно установлена, хотя практика пошла по пути расширения конкретных видов актов с нормативным содержанием. Начали изда­ваться регламенты, положения.

Раздел II. Общество и государство

Особенностью актов органов местного самоуправления является их территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии ре­шений, касающихся вопросов управления муниципальной собствен­ностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюдже­та, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и т. п.

Правотворческие полномочия органов местного самоуправления направлены на осуществление государственного, экономического, со­циально-культурного строительства, обеспечение реализации законо­дательства, охрану прав и законных интересов граждан. Их решения обязательны для расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведом­ственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан.

Исходя из характера компетенции принимаемые решения опосре­дуют организационно-исполнительную, правоприменительную, конт­рольно-надзорную деятельность, могут иметь нормативное содержа­ние (например, установление административного взыскания за правонарушения).

С 1991 г. в связи с реорганизацией системы местного самоуправле­ния появился новый институт — местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления (решения), издает распоряжения. Подзаконные акты главы администрации, про­тиворечащие законодательству, могут быть отменены соответствую­щим представительным органом, вышестоящим органом исполни­тельной власти (так как это единая система в масштабах всего государства) или судом.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом от­дельными государственными полномочиями с передачей им необхо­димых для их осуществления материальных и финансовых средств, поэтому акты, издаваемые ими, подконтрольны государству.

§ 3. Источники права в Российской Федерации

Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-пра­вовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

КонституцияРоссийской Федерации закрепляет основополагающие принципы системы источников правовых норм. Основным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и

Глава 12. Формы (источники) права

свобод человека высшей ценностью, а защиты прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2). Данное положение Ос­новного Закона исходит из понимания того, что основные права и сво­боды человека имеют естественный неотчуждаемый характер, прису­щий природе человеческой личности, т. е. эти права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства (законода­теля). Признание достоинства личности, его неотъемлемых прав и сво­бод является основой свободы, равенства и справедливости. Конститу­ция объявляет, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). Значит, никакой закон, тем более подзаконный правовой акт, не может попирать основные права и свободы человека и гражданина, зак­репленные в Конституции и в международных обязательствах государ­ства. Осуществляя свои права и свободы, человек непосредственно ру­ководствуется ими, его поведение считается правомерным. Поэтому основные права и свободы человека — это основа законов, их смысла и содержания, а значит, источник законности иных источников права.

Важнейшим конституционным принципом системы источников пра­ва является положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Данный принцип означает, что Конституция обладает верховенством над законами и подзаконными правовыми актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить Конституции Россий­ской Федерации. Законы и подзаконные акты, противоречащие Консти­туции, не имеют юридической силы.

Прямое действие Конституции означает, что данное положение подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов, т. е. если конкретизирующего нормативного акта нет, то правоприменительные органы обязаны при­нять необходимое решение непосредственно, ссылаясь на Конститу­цию. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановле­нии № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении пра­восудия»1 разъяснил, что «суд, разрешая дело, применяет непосред­ственно Конституцию, в частности:

1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 1.

Раздел II. Общество и государство

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содер­жат указания на возможность ее применения при условии приня­тия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязан-нбсти человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовав­ший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, приня­тый после вступления в силу Конституции Российской Федера­ции, находится в противоречии с соответствующими положения­ми Конституции;

г) когда закон либо иной нормативно-правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции, противоречит Конституции Российской Федерации, а феде­ральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации явля­ется отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять за­кон, регулирующий возникшие правоотношения».

Следующим фундаментальным принципом системы права является конституционное положение приоритета международного права перед национальной правовой системой Российской Федерации. Закрепленное в Конституции положение о том, что общепризнанные принципы и нор­мы международного права являются составной частью правовой систе­мы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия. Во-первых, правоприменительные органы, включая Конституционный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции, в пределах их ком­петенции вправе применять нормы международного права при рассмот­рении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Во-вторых, физические и юридические лица вправе на основе данного конституционного положения апеллировать к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Если нормы национального (внутригосударственного) права проти­воречат общепризнанным принципам и нормам международного права, то применяются правила, установленные нормами международного права. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая конкретные дела, часто обосновывал свои решения ссылками на обще-

Глава 12. Формы (источники) права

признанные принципы и нормы международного права, в частности, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Нормативные правовые акты.В нашей стране основным источни­ком права являются нормативно-правовые акты органов государ­ственной власти. Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют:

• Конституция РФ;

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• нормативные указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• нормативные акты министерств и ведомств РФ;

• законы субъектов РФ;

• подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

• нормативные акты органов местного самоуправления.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подза­конные нормативно-правовые акты.

Законы занимают основное (ведущее) место в системе норматив­но-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение за­конов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вто­рых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приори­тет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регули­руют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкре­тизировать нормативные установления законов. Таким образом, за­кон — это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные обще­ственные отношения.

В зависимости от места и роли в системе действующего законода­тельства законы подразделяются на конституционные и текущие.

Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо преду­смотренные Конституцией.

19-3SOJ

Раздел II. Общество и государство

Глава 12. Формы (источники) права

Конституция — это основной закон государства. Она является ис­точником права высшей юридической силы и составляет нормативную базу для всего текущего законодательства страны. Она закрепляет ос­новы конституционного строя Российской Федерации, основные пра­ва и свободы человека и гражданина, федеративное устройство Рос­сии, систему органов государственной власти, принципы организации местного самоуправления.

Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во ис­полнение конституционных законов, составляют текущее законода­тельство и регулируют различные стороны общественной и государ­ственной жизни.

Подзаконные нормативные правовые акты — это акты органов госу­дарственной власти и управления, изданные в соответствии с закона­ми Российской Федерации и не противоречащие им. К ним относятся: нормативные постановления представительных законодательных ор­ганов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; норматив­ные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; норматив­ные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управ­ления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные по­становления, распоряжения и приказы органов власти и управления местного самоуправления.

Юридическийпрецедент. В отечественной юридической науке до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, является ли источни­ком права юридический прецедент.1 Такое положение вещей обу­словлено тем, что в юридической теории и на практике до сих пор про­должается господствовать нормативисткий (позитивистский) подход к праву, доставшийся нам в наследство от прежнего советского режи­ма. Советская власть категорически не воспринимала судебную прак­тику в качестве источника права, потому что решения суда были не­приемлемы для тоталитарного режима в качестве источника права, так как органы судебной власти в силу их большей независимости и ква­лификации могли принимать решения, не угодные господствовавшему режиму. Таким образом, с теоретической и практической точек зрения, нормативистский подход к праву обусловил непризнание судебной практики в качестве источника права.

С закреплением принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 г. (ст. 10) судебная власть в нашей стране стала одной из ветвей

Судебная практика как источник права. М., 1997.

государственной власти, которая самостоятельно, независимо от других ветвей власти может осуществлять правосудие. Признавая в судебной системе самостоятельную ветвь государственной власти, мы тем самым признаем допустимость принятия судами правовых норм. Разрешение конкретной, спорной жизненной ситуации осуществляется судом в виде судебного решения. Такое решение является правилом поведения, об­ладающим принудительной силой. Однако не каждое решение суда яв­ляется источником права. Источниками права не являются правопри­менительные акты индивидуального значения, которые адресованы конкретным субъектам правоотношений и носят единичный характер. Источниками права признаются некоторые нормативные правовые акты высших судебных органов Российской Федерации.

Нормотворческая роль высших органов судебной власти предусмат­ривается Конституцией Российской Федерации, которая закрепляет, что , Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соот-| ветствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших j органов государственной власти и управления Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Акты или их отдельные поло­жения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подле­жат применению (ст. 125 Конституции). Если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, то применяется непосредственно Конституция.

Таким образом, решение Конституционного Суда об отмене норма­тивного правового акта или отдельных его положений является источ­ником права и общеобязательно для исполнения.

Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Кон­ституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 125). Толкование Конститу­ции, данное Конституционным Судом, является обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учрежде­ний, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Источниками права являются некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющие значение субсиди­арных правоположений. Например, таковым является Постановление , Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 31 октября ; 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Рос­сийской Федерации при осуществлении правосудия»,1 которое разъяс-

•iiiiiii» —.....

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. № 1.

19*

Раздел II. Общество и государство

нило, что суд, разрешая дела, применяет непосредственно Конституцию РФ, если придет к выводу, что федеральный закон или закон субъекта Федерации противоречит Конституции РФ.

Имеющие место в научной литературе утверждения отдельных уче­ных-юристов признать разъяснения Пленума Верховного Суда Рос­сийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации источниками права1 не следует считать правильными, так как это нарушает конституционный принцип независимости судей и под­чинения их только Конституции Российской Федерации и федераль­ному закону (ст. 120 Конституции РФ).

Развитие прецедентного права в Российской Федерации будет способствовать усилению охраны прав и свобод граждан, придаст больший динамизм правовой системе, значительно изменит к лучше­му соотношение между субъективным и объективным правом.

Правовой обычай. В российской правовой системе юридический обычай как источник права занимает незначительное место, т. е. дей­ствует только в тех случаях, когда возможность его применения ого­варивается действующим законодательством. Так, например, ссылка на применение правового обычая содержится в действующем гражданском законодательстве (ст. 5 ГК РФ «Обычаи делового обо­рота»), где говорится, что «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпри­нимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в ка­ком-либо документе». Кодекс торгового мореплавания (ст. 134) зак­репляет положение о том, что в случае отсутствия правовой нормы, регулирующей правила погрузки и разгрузки судов и размер платы за их простой, применяются правила, сложившиеся в данном порту.

§ 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кру­гом лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.

1 Лившиц Р. 3. Судебная практика как источник права // Судебная практи­ка как источник права. М., 1997. С. 8-9.

Глава 12. Формы (источники) права

Нормативно-правовые акты становятся обязательными, т. е. вступа­ют в законную силу, с определенного момента, который устанавлива­ется законом или иным нормативным актом:

• по истечении общего, заранее предусмотренного срока, если он определяется в тексте нормативно-правового акта;

• немедленно после официального принятия и опубликования тек­ста нормативно-правового акта;

• по истечении специально предусмотренного срока для конкрет­ного нормативно-правового акта после его опубликования.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все обществен­ные отношения, фактически возникшие и существовавшие до его приня­тия, а также на все отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, т. е. распро­страняться на правоотношения, возникшие до его принятия, под дей­ствием старого нормативного акта. Однако эти особые случаи обяза­тельно должны быть оговорены в нормативном акте, иными словами, должны быть специально регламентированы. В уголовном законода­тельстве закон имеет обратную силу в случае, если устраняется нака­зуемость деяния или смягчается наказание.

Другой исключительный случай — «переживание» старого норма­тивно-правового акта, который формально уже отменен и не должен действовать. Это возможно только в том случае, если акт признается действующим для правовых отношений, возникших в прошлом, в пе­риод существования старого акта.

В настоящее время в юридической литературе общепризнано, что опубликование нормативно-правового акта есть самостоятельная ста­дия правотворческого процесса, существенный этап формирования государственной общеобязательной воли. Официальное опубликова­ние (как и другие виды официального оглашения) информирует о вновь принятом акте. Вместе с тем при этом происходит формальное подтверждение (удостоверение), что соответствующий акт принят и публикуемый текст является его официальным, аутентичным текстом, достоверным дубликатом оригинала, его точной копией.

Формой официального оглашения федерального конституционно­го закона, федерального закона, акта палат Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газе­те», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Рос­сийской Федерации».

Нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в иных пе­чатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародо-

Раздел II. Общество и государство

ваны) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, пе­реданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Они могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Нормативные правовые акты передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-исследовательского центра право­вой информации «Система». Впервые в нашей стране официальными считаются тексты актов, распространяемые в машиночитаемом виде НИЦ правовой информации «Система».

Официальное опубликование — это прежде всего объявление тек­ста нормативного правового акта для всеобщего сведения; первичное оглашение текста нового нормативно-правового акта после его утвер­ждения; действие от имени и по поручению правотворческого органа; помещение в официальном издании полного текста нормативного акта; действие властно-юридическое с помещением всех требуемых атрибутов акта (наименование правотворческого органа, наименова­ние вида акта; его название; дата принятия; номер; подписи соответ­ствующих должностных лиц).

Официальное опубликование следует отличать от полуофициаль­ного (официозного) и от неофициального.

По общему правилу, в тексте нормативно-правового акта должен указываться срок введения его в действие. Конституция России не оп­ределяет, когда закон вступает в силу, в ней говорится только о том, что Президент должен подписать и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней, а конституционный — в течение 7 дней.

Следует различать дату принятия закона и дату его вступления в силу. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г. устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одоб­рен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Кон­ституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней пос­ле дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.

Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не

Глава 12. Формы (источники) права

оговаривается, хотя фактически действовать они начинают после озна­комления с ними.

Таким образом, несовпадение во времени момента принятия норма­тивно-правового акта (придания ему силы) и момента начала его дей­ствия обусловлено необходимостью предоставления субъектам воз­можности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.

Различаются акты определенно-длительного и неопределенно-дли­тельного действия. К первой группе относятся акты, в отношении ко­торых специально указан срок их действия либо он подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Вторую группу составляют акты, в отношении которых не содер­жится указаний о сроке действия, т. е. акт имеет законную силу и дей­ствует до тех пор, пока не будет отменен.

Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.

Действие нормативно-правового акта в пространстве связано с рас­пространением его на территорию всего государства или только на его определенную часть, что во многом зависит от его юридической силы.

Территория любого государства очерчена государственной грани­цей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикаль­ная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Следовательно, территория государства включает:

• часть суши с внутренним водным пространством в пределах гра­ниц государства;

• внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (одна морская миля равна 1852 м);

• воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);

• воздушные и морские суда военного и гражданского флота, нахо­дящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом госу­дарства;

• космические объекты, находящиеся под флагом или гербом госу­дарства;

• так называемую квазитерриторию (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

Возможно и экстерриториальное действие нормативно-правового акта, т. е. распространение действия акта одного государства на соот-

Раздел II. Общество и государство

ветствующую территорию иного государства. Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских пред­ставителей, а также возможности применения актов уголовно-право­вого характера на территории другого субъекта федерации, где совер­шено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Действие нормативно-правовых актов по кр"угу лиц предопределено по существу территориальным аспектом, так как они имеют силу в от­ношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории. Однако из этого правила есть исключения. Существу­ют такие общественные отношения, участниками которых могут быть только граждане Российской Федерации (служба в Вооруженных Си­лах, органах внутренних дел). Исключения делаются относительно ино­странных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипло­матического персонала и т. д.) в случае совершения ими правонаруше­ний нормы, устанавливающие ответственность, не распространяются, данный вопрос решается по дипломатическим каналам.

Основания действия актов различны: по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние граж­данства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства); по признаку пола; по возрастному цензу; по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (например, инвалидность и т. д.). Граждане России в случае совершения преступления за границей не­сут ответственность по российским законам; если они понесли наказа­ние, то наш суд может смягчить или освободить от него полностью.

Глава 13

НОРМОТВОРЧЕСТВО

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.