Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гарантии правового статуса личности



В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанно­стей личности судят прежде всего по их охране, реализации.

В современных условиях проблема гарантий, имеющая исключитель­ное значение, приобрела в еще большей степени политическую направ­ленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи есте­ственных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., уважение и защита прав и свобод чело­века — одна из главных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависят от ус­ловий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед свои-

1 Явич Л. С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). М., 1978. С. 107.

Раздел II. Общество и государство

ми согражданами. Главная гарантия прав человека — это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осу­ществления Конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав являются сознательность и самодеятельность людей. Эта активность может превратить букву закона в живую действи­тельность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действи­тельность, направленная на развитие активности народа.1

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей лично­сти подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юри­дических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нор­мах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рас­сматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии — это правовые нормы, опре­деляющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использова­нием государственного принуждения или возможности такого при­нуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н. А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченно­сти не только и не столько индивидуальными возможностями отдель­ного гражданина, сколько всем существующим строем.2

1 См.: Киш А. Социалистическое государство и демократические свободы // Вопросы философии. 1980. № 10. С. 66.

2 См.: Боброва Н. А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984.

Глава 10. Личность и право

Юридические гарантии непосредственно входят с точки зрения структуры в правовое положение личности. Следует считать обосно­ванным высказанное в литературе мнение о необходимости подраз­деления юридических гарантий на гарантии реализации и охраны. Однако выделять гарантии охраны в качестве самостоятельного вида было бы не совсем верно. Прежде всего в силу того, что эти гарантии, их действие проявляются в тех случаях, когда нарушается нормаль­ный, четкий ритм реализации правового статуса, когда юридических гарантий реализации по существу оказывается недостаточно, они «не срабатывают» вообще или частично, не хватает их воздействующего качества. Нужно более жесткое принуждение, заключающееся во вступлении в действие юридических гарантий охраны. Поэтому га­рантии реализации и гарантии охраны взаимосвязаны, их подразде­ление скорее условное, чтобы выделить, оттенить воздействие и соб­ственно регулирование.

По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассмат­ривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса (профилактическая деятельность, предупреждение неправильной ре­ализации, других отрицательных моментов, влияющих на реализацию правового статуса личности).

Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, сво­бод и обязанностей личности требуют дальнейшего совершенствова­ния юридических гарантий правового статуса. Речь идет о совершен­ствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию. Цель совершенствования системы юриди­ческих гарантий прав и обязанностей граждан состоит в установлении наилучшей сбалансированности правовых средств обеспечения право­мерной реализации прав, законных интересов, исполнения юридиче­ских обязанностей и средств их защиты и охраны в целом, отмечает Н. В. Витрук.1

Совершенствование системы юридических гарантий должно идти не только по этим направлениям, но и по линии закрепления в нормах права стимулирующих гарантий в целях повышения социально-пра­вовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для сво­их действий юридическую базу в виде гарантий.

: См.: Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

Раздел II. Общество и государство

Таким образом, реализация правового статуса личности связана с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необ­ходимой совокупности свойств, признаков, качеств — от общественно-политических, трудовых, нравственных до мировоззренческих, харак­теризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-полити­ческой активности личности.

Ни для кого не секрет, что нередко наши граждане не реализуют те или иные принадлежащие им права (например, не обращаются в суд, другие соответствующие органы, не жалуются при ущемлении или на­рушении их прав). Повышение социально-политической активности личности возможно путем дальнейшего нормативного закрепления соответствующих гарантий, реализации, активного использования права вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, права на критику. В со­временном российском обществе притупилось чувство непримиримо­сти к недостаткам, порой критику расценивают как попытку в первую очередь подорвать авторитет руководителя. Как известно, критика и самокритика есть испытанный метод разрешения неантагонистиче­ских противоречий, трудностей в обществе, отсутствие которых неиз­бежно ведет к нигилизму.

Общими гарантиями принято считать экономические, политиче­ские, идеологические, которые представляют собой совокупность эко­номических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государ­ства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

Некоторые авторы (Н. В. Витрук и др.) из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические га­рантии рассматривают как составную часть духовных.1 Следует согла­ситься с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеологических в состав духов­ных — нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как от­ражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдель­ных социальных групп, личности.

Экономические гарантии являются определяющими в системе га­рантий, так как создают такие материальные условия, которые обес­печивают наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей личности. Экономическими гарантиями

1 См.: Витрук Н. В. Указ. соч. С. 38-39.

Глава 10. Личность и право

выступают прежде всего различные формы собственности, экономи­ческая политика государства, состоящая в поддержке различных сло­ев граждан.

Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциаль­ных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

В юридической литературе верно отмечается, что в условиях фор­мирования демократического правового государства, перехода к ры­ночной экономике во всей своей полноте зазвучал вопрос о социаль­ной защищенности самых широких слоев трудящихся масс. Переход к рынку объективно требует внесения качественных изменений в отече­ственную «нерыночную» систему социальной защищенности, которая является обязательным элементом цивилизации общественного уст­ройства.1

Социальная защищенность человека в обществе определяется реа­лизацией его права на определенный уровень благосостояния, отра­женный в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защи­та касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормо­зом жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство стано­вится источником социальных потрясений.

Если ранее право на труд гарантировалось специальной политикой планового создания рабочих мест, обучением молодежи в системе профессиональной школы, на курсах, составлением балансов освобож­давшихся рабочих мест и наличием трудовых ресурсов, строитель­ством предприятий там, где имелись излишки рабочей силы, то в условиях перехода к рынку проблема трудоустройства усложняет­ся. Значительное число предприятий, работающих неэффективно, вы­нуждено сокращать управленческий персонал; даже безубыточные предприятия будут освобождаться от ненужных работников, что в об­щей сумме даст многомиллионную армию безработных.

Система социальной защищенности, сложившаяся в СССР в 30-50-е гг. и совершенствующаяся в 60-80-е гг., в потенциале обладала значитель­ными достоинствами, причем многие ее черты были заимствованы за­падными странами, особенно теми, где к власти пришли социалисты (например, Швеция, Австрия).

1 См.: Ананьева К. Я., Комаров С. А. Ваши права в условиях рынка и безра­ботицы. Рязань, 1991. С. 3-4.

Раздел II. Общество и государство

Денежные доходы обеспечивались зарплатой, тарифными премия­ми, коэффициентами, выплатами гарантированных пенсий по нетру­доспособности, стабильным уровнем цен и т. п. Лечение, образование, жилье предоставлялось бесплатно, коммунальные услуги — за невы­сокую плату, существовал гарантированный минимум заработной платы.

Иными словами, человек имел работу, заработок, бесплатно лечил­ся, по достижении возраста получал пенсию, при временной нетрудо­способности — пособие. Это был необходимый набор социальных га­рантий.

Однако экономическая неэффективность административно-коман­дного производства не смогла материально обеспечить отечественную систему социальной защищенности. Кризис в экономике подорвал «нерыночную» систему социальной защиты: стремительно возросли цены, появились беженцы, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, что привело к имущественному расслоению общества, росту социальной напряженности.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компен­сировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:

• платное распределение жилья с учетом качества квартир в соче­тании с бесплатной передачей его части главным образом мало­обеспеченным семьям;

• проведение разумной политики доходов, состоящей в снятии «верхних» ограничений размера заработка при условии увеличе­ния конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельно­сти, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т. п.);

• смягчение роста цен компенсациями, в первую очередь, малоиму­щим слоям населения, введение «индексации доходов», т. е. пере­счет фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия), пропорционально росту цен, расчет минимального потребительского бюджета (то, что называется чертой бедности);

• организации мер по трудовой занятости населения (открытие но­вых предприятий, модернизация и реконструкция старых, пере­квалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплата пособий по безработице (в размерах и на

Глава 10. Личность и право

срок, установленный законом), повышение эффективности рабо­ты специализированных государственных органов, занятых тру­доустройством населения, и т. д.

Становление социального государства означает переход к тому, что можно назвать современной демократией в узком смысле. Социальное государство — это не только и не столько программы помощи неиму­щим, сколько принятие государством ответственности за поддержание стабильности экономического положения граждан, что стало неизбеж­ностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе. Характер современного социального государства отражен в структуре его расходов; например, в США средства, перераспределяемые через федеральный бюджет, составляют около 24% ВНП, из них 55-60% расходуются на социальные нужды. Программы пенсионного обеспе­чения и медицинского страхования поглощают $250 млрд из общей суммы $570 млрд социального бюджета, и только 17-22% выделяемых на социальные программы средств направляются на поддержку мало­обеспеченных семей. Смысл современного социального государства состоит в стабилизации политической системы на основе расширения социально-экономических функций государства и достижения в обще­стве социального мира, заключения своего рода нового общественного договора.1

Политические гарантии — это всестороннее развитие и совершен­ствование политической системы общества, всей общей системы демок­ратии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой, по словам В. И. Ленина, никакой власти, кроме власти их собственного объединения.2

Идеологические гарантии — мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

Большое значение придается специальным юридическим (правовым) гарантиям, особенно когда речь идет о разрешении той или иной конф­ликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресечение нарушений права. В конституции содержится довольно широкий круг правовых

1 См.: Каменская Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современ­ности. М., 1994. С. 52.

2 Ленин В. И. Великий почин. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 17.

Раздел II. Общество и государство

гарантий. Всю совокупность как конституционного, так и иного зако­нодательства следует рассматривать в целом как систему юридических гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, каждой личности.

Особое значение имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организа­ций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обя­занностей. Ранее ст. 39 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик фиксировала принцип материальной ответ­ственности органов государства за вред, причиненный неправильны­ми служебными действиями их должностных лиц. В целях дальнейше­го укрепления законности, усиления охраны прав граждан и их законных интересов был принят Указ «О возмещении ущерба, причи­ненного гражданину незаконными действиями государственных и об­щественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», которым утверждено Положение о по­рядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокура­туры и суда. Соответствующие гарантии предусмотрены и статьями гражданского законодательства.

В этих актах содержатся положения, свидетельствующие об опреде­ленных, четко выраженных обязанностях государства. Ущерб, причи­ненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного нало­жения административного взыскания в виде ареста или исправитель­ных работ, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Право на возмещение ущерба возникает при условии оправдатель­ного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием собы­тия преступления; за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дозна­ния, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым спо­собствовал наступлению для себя последствий в виде ограничения личной свободы.

Таким образом, гражданин реабилитируется независимо от того, по каким основаниям к нему были применены меры, ограничивающие

Глава 10. Личность и право

свободу личности, — по вине или без вины должностных лиц; значение имеет тот факт, что эти меры применены незаконно, к невиновному гражданину.

Вина потерпевшего учитывается только в том случае, если он сам сознательно оговорил себя (т. е. «признался» в совершении того, чего он не совершал), а должностные лица не смогли установить ложность этого признания. При наличии такой вины потерпевший теряет право на компенсацию материального ущерба. Если же он допустил самоого­вор вследствие применения к нему незаконных действий (угроз, наси­лия), то реабилитированному возмещается ущерб в полном объеме.

Следовательно, государство не только гарантирует право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье от различного рода посягательств, но и вменяет в обязанность всем государственным органам, общественным организа­циям и должностным лицам уважать личность, охранять ее права и свободы, добиваться неуклонного исполнения ею своих обязанностей.

Таким образом, система гарантий защиты прав человека начинается с законодательства, принимаемого в целях обеспечения интересов лич­ности. Для защиты нарушенного права необходима простая и доступ­ная юридическая процедура защиты, система юридических услуг. В правовом государстве крайне важно иметь широкую систему защи­ты прав личности, опираясь на которую, каждый мог бы успешно реа­лизовать свои права, нести юридическую ответственность.

Иными словами, принципиальное значение имеет способ разреше­ния возникающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации обще­ства связан с определением порядка обжалования в суд неправомер­ных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введением института Уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда России дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституционных прав в случае их нарушения различными органами власти.

Судебная форма рассмотрения возникающих противоречий в ходе как нормотворческой, так и особенно правоприменительной деятельно­сти призвана служить подлинным гарантом против произвола бюрокра­тии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.

Право на судебную защиту относится к числу важнейших исконных, неотъемлемых прав человека. Оно закреплено как во Всеобщей декла-

Раздел II. Общество и государство

рации прав человека, так и в Декларации прав и свобод человека и граж­данина. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетен­тной судебной защите значительно возросла в последние годы, приоб­рела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией. Чем уязвимее стано­вятся основные конституционные права — на труд, здоровье, имуще­ство, жилище, чем незащищенней чувствует себя россиянин перед ли­цом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопо­рядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспорен­ные права граждан и организаций, отмечает И. А. Михайлова.1

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд, ибо несовер­шенство судебной деятельности (а наше судопроизводство как по граж­данским, так и по уголовным делам еще далеко от совершенства) подчас воспринимается гораздо более негативно, чем промахи законодательной и исполнительной власти, чьи решения в обыденном сознании носят, как правило, абстрактный, отвлеченный характер. Невозможность на протяжении длительного времени добиться рассмотрения и разрешения порой жизненно важного для человека спора (трудового, жилищного, семейного и т. д.) воспринимается им остро и болезненно, как наглядное проявление бессилия государственной власти и ее равнодушия к нуж­дам, проблемам и заботам простых людей.

Бесспорно, формирование правового государства в России требует широкомасштабной правовой реформы. Ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в первую очередь от всестороннего зако­нодательного обеспечения. В этой связи конституционное регулиро­вание вопросов, связанных с деятельностью судов по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, приобретает особую важ­ность и остроту.

Не наполнено конкретным содержанием и положение о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказыва­ется бесплатно. Если сложно пригласить для ведения дела опытного адвоката даже за достаточно высокий гонорар, то обеспечить такое участие бесплатно крайне затруднительно. Поэтому названное кон-

1 См. подробнее: Михайлова И. А. Конституционное регулирование судеб­ной защиты прав граждан и организаций // Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. Рязань, 1994. С. 112-117.

Глава 10. Личность и право

ституционное положение должно опираться на детально разработан­ный механизм предоставления бесплатной юридической помощи, на закрепленный в законе порядок выделения специальных бюджетных средств на эти цели. Иначе возможность получения бесплатной юри­дической помощи по большинству гражданских дел практически сво­дится на нет.1

Вызывает сомнение и безусловное соблюдение провозглашенного принципа равенства сторон перед законом и судом. Этот принцип не всегда соблюдался и в прежние времена, когда общество было гораздо более однородно и в социальном, и в имущественном отношении. Тем более сомнительна его последовательная реализация в условиях стре­мительного имущественного расслоения, резкого увеличения разрыва между доходами наиболее состоятельных и наименее обеспеченных слоев населения. Более того, если прежде неравные возможности для защиты прав и интересов были обусловлены, как правило, неравным имущественным положением субъектов спора, то сейчас (особенно в так называемых горячих точках России) серьезным препятствием для обеспечения подлинного равенства россиян перед законом и судом служит порой обострение национальных противоречий, национальная принадлежность того или иного участника дела.

Отмеченные примеры расхождения конституционных положений с практикой их реализации вызывают озабоченность, потому что такое несоответствие подрывает уважение к суду, доверие к власти, автори­тет Конституции РФ. Свидетельством допустимости данного положе­ния может служить пример из недавнего прошлого, когда ст. 58 Кон­ституции СССР закрепляла право на судебное обжалование в случаях, предусмотренных законом, действий органов государственного управ­ления и должностных лиц, совершенных с нарушением закона, превы­шением полномочий, ущемляющих права граждан. Эта конституцион­ная норма не применялась на протяжении долгих лет, так как только в 1989 г. был принят закон, регулирующий механизм такого судебного обжалования, — Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжало­вания в суд неправомерных действий органов государственного управ­ления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Поэтому следует избегать либо по возможности сократить случаи несоответ­ствия или расхождения конституционных положений с практикой осуществления правосудия в России. Большой оптимизм, в частности, вызывает тот факт, что глава Конституции РФ, посвященная осуще-

1 См.: Михайлова И. А. Указ. соч. С. 112-117.

Раздел II. Общество и государство

ствлению правосудия в стране, названа «Судебная власть». Тем самым подчеркивается ее роль и значение как одной из полноправных ветвей государственной власти в стране. Более того, именно эта власть в наше неспокойное время способна и призвана стать гарантом стабильности и правопорядка, «хранительницей гражданского мира» в системе сдер-жек и противовесов не только в теории, но и на практике.

В целом проблема полноты и гарантирсгванности прав и свобод че­ловека приобрела в современном мире глобальное значение и стала пробным камнем реальности внутригосударственного и междуна­родного права как надлежащей основы внутренней и внешней поли­тики. В борьбе против насилия судьбы отдельного человека, больших и малых наций и всего человечества в условиях современной цивили­зации оказались неразрывно связанными и зависящими от возмож­ности обуздать силу правом и от силовых отношений перейти к отно­шениям формально равных, независимых и свободных субъектов.

Следует отметить, что все, как общие, так и специальные (юриди­ческие) гарантии действуют в комплексе. Общие гарантии в целом оказывают воздействие, создают атмосферу реализации правового ста­туса, причем правомерной реализации, способствуют развитию лично­сти. Разумеется, даже при наличии системы гарантий может и не быть практической реализации правового статуса, если она не подкреплена конкретной эффективной организационной деятельностью.

Юридические гарантии — это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, институциональных и процессуальных), обес­печивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определен­ных прав и соответствующих им обязанностей, конструктивное выра­жение принципа «самозащиты» права. Они воплощают собой идею такого согласованного действия права и государства, когда одни фор­мы, направления и функции государственно-правовой регуляции и де­ятельности служат вместе с тем и защитным механизмом для других, и наоборот. И лишь в таком общем контексте взаимной поддержки и со­гласованности различных частей и аспектов всего государственно-пра­вового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юри­дических гарантий прав и свобод личности могут реально выполнить свою защитную роль. Словом, юридические гарантии сами нуждаются в юридических гарантиях, а таковыми в конечном счете могут быть лишь правовое государство и правовые законы.1

Глава 10. Личность и право

1 См.: Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализа­ции. М., 1990. С. 60-61.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.