Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критерии типологии государств



Познание государственно-правовых явлений требует поиска общих принципов подхода в их исследовании, отражающих переход госу­дарств и правовых систем из одного состояния в другое.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, отмечает М. Н. Марченко, представляет собой объективно не­обходимый, закономерный процесс познания государственно-право­вой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития госу­дарства и права.1

Для теории государства и права типология — важное средство по­вышения содержательности научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в классифи­кационной системе.2

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное ме­сто в теории государства и права, так как дает возможность более пол­но отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенно­сти их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государствен­но-организованного общества.

Первые попытки рационально-теоретической типизации государства и права с позиции их социально-политической характеристики были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными крите-

1 См.: Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: 1996. С. 87.

2 См.: Маликов А. В. Проблемы типологии государства. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 1998. С. 1.

Раздел II. Общество и государство

риями разграничения государств являются количество властвующих в государстве, их имущественное положение и осуществляемая государ­ством цель. Он различал правление одного, правление немногих, прав­ление большинства, а государства делил на правильные (где достигает­ся общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).'

Право же, как и государство, Аристотель рассматривает как явление политическое, он считает невозможным существование неполитиче­ского права. «Политическое право» есть частью естественное, частью условное (волеустановленное, позитивное) право. Естественное пра­во — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право — то, которое ус­танавливается законами (писаными и неписаными) и всеобщими соглашениями.2

Попытку соединить формально-догматическое и социологическое понимание государства и права предпринял Г. Еллинек, утверждая, что государство и право имеют разные аспекты и определения. Он писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно устано­вить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенно­го типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первое — это вымышленное государство, которое в реальной жизни не существует, оно лишь должно существовать, выступая мерилом реаль­ного государства. То, что соответствует этому критерию, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему, должно быть от­вергнуто и упразднено».3 Практическая значимость идеального типа го­сударства и права усматривается в том, что он выступает в качестве не­коего эталона для подражания и совершенствования. Что же касается его теоретической значимости, то она фактически приближается к нулю. «Теоретически научному познанию... идеальные типы государства и права дают весьма мало». Ибо объектом научных исследований служит и всегда будет служить сущее, а не должное, а именно — «тот мир, кото­рый уже дан, а не тот, который еще имеет быть созданным».4

1 См.: Политические учения: история и современность. М., 1976. С. 145-156.

2 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: 1997. С. 53-58; Нерсесянц В. С. Философия права. М.: 1997. С. 416-418.

3 См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 26.

4 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: 1998. С. 115.

Глава 6. Проблемы типологии государств

Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных го­сударств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средне­вековое и современное.

Понимая, что не существует типов государства и права в чистом виде, Г. Еллинек вводит понятие «среднего типа», которое сможет снять противоречия в процессе типологизации государственно-право­вых явлений. Кроме этого, он выделяет типы развития и типы суще­ствования государственно-правовых явлений (динамические и стати­ческие типы государства и права).1

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа госу­дарственности: демократия и автократия. Отождествляя государство и право, считая, что государство как организация принуждения иден­тично правопорядку, Г. Кельзен пришел к выводу, что любое государ­ство, включая авторитарное, является правовым. Этот вывод резко контрастировал с доктринами либеральной демократии середины XX в., в которых правовое государство рассматривалось как альтерна­тива тоталитарным политическим режимам.2

Л. Гумплович классифицировал современные ему государства в за­висимости от размеров территории и численности населения, подразде­ляя их на мировые с территорией более 1 млн кв. км и населением более 50 млн человек, великие — от 200 тыс. до 1 млн кв. км и населением от 30 до 50 млн человек, малые — с территорией менее 200 тыс. кв. км и населением до 30 млн человек.3

Американский профессор Р. Макайвер также делит все государства на два типа: династические (антидемократические) и демократиче­ские. Отличия между ними заключены в степени отражения государ­ственной властью воли общества.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результа­те постепенной демократизации общество классовой борьбы становит­ся обществом граждан, в котором хотя и не исключено неравенство, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизо­ванное общественное бытие.

1 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: 1998 С. 116.

2 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: Юрид. лит., 1997. С. 553-554.

3 См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 254-256.

Раздел II. Общество и государство

Следует присоединиться к точке зрения А. В. Маликова, что типо­логия государства не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения, ибо значительный на­учный материал, накопленный в последнее время археологией, этно­графией, историей (включая историю государства и права), политоло­гией, социологией, конституционным правом, в достаточной степени не обобщается в рамках теории государствами права. Более полное рас­смотрение типологии государства на этой основе не только возможно, но и необходимо, это — один из путей, ведущих от конкретного мате­риала истории к созданию обобщенной модели развития государствен­ности, а, следовательно, к пониманию сущности и открытию нового в государстве.1

§ 2. Формационный подход в типологии государств

До последнего времени в теории государства и права вопросы типо­логии государств рассматривались преимущественно с позиции фор-мационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение ба­зиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций госу­дарства с позиции его социального назначения.

Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичную), вторичный (экономическую) и третичный (коммунистическую), получившие название общественных («Gesell-schaftsformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) обще­ственными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсут­ствуют отношения эксплуатации. Под определение первого подпадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах. Однако, как отмечает В. Иноземцев, «так как и азиатское общество, и земледельческая община являлись не только последними фазами пер­вичной общественной формации, но и первыми элементами формации вторичной, можно утверждать, что началом переходного периода от пер-

1 См.: Маликов А. В. Проблемы типологии государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 2.

Глава 6. Проблемы типологии государств

вичной формации к вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тог­да, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, т. е. тог­да, когда община была разрушена, распространилось производство, ори­ентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической».1

Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характери­стики «экономическая».

Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека челове­ком, антагонистических классов, товарного производства. В этом случае вполне можно считать, что макроформации идентичны делению на док­лассовое, классовое и бесклассовое общества. Термин «экономическая общественная формация» наиболее дискуссионный в формационной концепции К. Маркса, имеющий огромное методологическое значение. В предисловии к работе «К критике политической экономии» К. Маркс отмечал, что «в общих чертах можно обозначить азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства как прогрессивные этапы экономической общественной формации».2 Сле­довательно, государственно-организованное общество есть элемент эко -номической общественной формации, в рамках которой выделяются со­ответствующие исторические периоды, расположенные внутри нее, так называемые азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства. Заметим, что термин «общественная формация» в хроно­логическом аспекте шире понятия «способ производства».

Понятие «экономическая общественная формация» свидетель­ствует о том, что главной чертой, свойственной всем включенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характер жизнедея­тельности общества, т. е. такой способ взаимодействия между члена­ми социума, который определяется не религиозными, нравственны­ми или политическими, а в первую очередь — хозяйственными, экономическими факторами, иными словами, период, характеризую­щийся господством в общественной жизни отношений, базирующих-

1 Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995. С. 121.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

Раздел II. Общество и государство

Глава 6. Проблемы типологии государств

ся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникаю­щей как следствие этого эксплуатации. Как и в случае с применением понятия «общественная формация» (и это еще раз подчеркивает сис-тематизированность марксовой методологии), К. Маркс и Ф. Эн-гел^ используют термин «экономическая общественная формация» как для обозначения отдельного исторического периода, так и для описания ряда исторических состояний, каждое из которых обладает теми же основными признаками.1

В силу этого следует говорить о трех способах производства внутри экономической общественной формации: античном, когда господство­вал ростовщический капитал; феодальном, когда доминировал торго­вый капитал; капиталистическом, когда функционировал производи­тельный капитал. Современный этап функционирования общества вбирает в себя в определенной степени все аспекты указанных выше обществ.

При формационном подходе в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная) обще­ственная формация заменяется вторичной (экономической), охваты­вающей ряд обществ, с присущими ей способами производства, затем уступает место третичной (коммунистической), которая характеризу­ется воспроизведением основных черт общинной организации на ка­чественно новом уровне и является более высоким типом архаической общественной формации.2

Таким образом, в основе формационного подхода лежит идея эво­люционизма, каждая последующая общественная формация логиче­ски и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавлива­ются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высокоорганизованной формации. Представи­тели эволюционистской парадигмы (Г. Спенсер, Э. Тейлор, Дж. Фре­зер, А. Бастиан, Ю. Липперт, Ш. Летурно, Л. Г. Морган) считали, что эволюция — это глобальный процесс, затрагивающий общество в це­лом, что эволюционные изменения — строго линейные, направленные от простых к сложным состояниям. Эволюционное движение постоян­но и необратимо; ни одна ранняя стадия в нем не повторяется, а каж­дая позднейшая занимает более высокую позицию по шкале сложно-

1 См.: Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной форма­ции. М., 1995. С. 126.

2 Там же.

сти и дифференциации. Причины эволюционных изменений присущи самому обществу, а эволюция — процесс раскрытия внутренних потен­ций общества.1

Первой общественной формацией считается первобытно-общин­ная, которая не знала ни частной собственности, ни классов, ни товар­ного производства. Способ производства, как мы уже отмечали, осно­ван на общей (общинной, коллективной) форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы всего общества в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, с несоответствием ха­рактера производственных отношений уровню развития производи­тельных сил, что предполагает эпоху социальной революции. Измене­ния в способе производства, основывающиеся на возникшей частной собственности, появление классов и различных социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами требовали их политического оформления в виде государства. Выделяю­тся рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы государства и права.

Каждая новая общественная формация на первом этапе становле­ния обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережа­ют их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что выражается обычно в его расцвете. Однако действу­ющий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестает соответствовать «старым» производственным отношениям. Это вызы­вает формирование «новых» производственных отношений, постепен­но складывающихся внутри этого общества, все более и более становя­щихся доминирующими в процессе производства. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и со­циальных групп с противоположными интересами, а это в свою оче­редь требует их последующего государственного и правового оформ­ления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, воз­никают другое государство, иное право. «Эти революционные измене-

1 См.: Маликов А. В. Проблемы типологии государства. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 9-10.

Раздел II. Общество и государство

ния являются более поверхностными, чем социальные революции, и прослеживаются внутри экономической общественной формации, оказываясь средством перехода от одного способа производства к дру­гому. Политические революции, порожденные противоречием между развивающимися экономическими отношениями и политической структурой общества, решают задачу освобождения общества от от­живших организационных форм».1

Необходимо учитывать, что каждое государство и право развивает­ся в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных истори­ческих, географических, внешних условиях. Категория «тип государ­ства и права» абстрагируется от них и включает наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

В настоящее время делаются попытки рассматривать в качестве са­мостоятельных формаций еще две: «азиатский способ производства» и «прафеодализм». Первый характеризуется как сочетание произво­дительной активности сельских общин и экономического вмешатель­ства государства, которое одновременно и управляет и эксплуатирует сельские общины.

Действительно, в государствах восточной деспотии деятельность по организации общественных работ приобрела широкий размах и боль­шое значение в силу особых условий общинной формы собственности. В этих государствах данный вид деятельности следует выделить в ка­честве самостоятельной внутренней функции рабовладельческого дес­потического государства. К. Маркс в статье «Британское владычество в Индии» писал: «Климатические условия и своеобразие поверхности, особенно наличие огромных пространств пустыни... сделали систему искусственного орошения при помощи каналов и ирригационных со­оружений основой восточного земледелия... Эта элементарная необхо­димость экономного и совместного использования воды... повелитель­но требовала вмешательства централизующей власти правительства. Отсюда та экономическая функция, которую вынуждены были испол­нять все азиатские правительства, а именно функция организации об­щественных работ».2

Представляется, что данное обстоятельство только подтверждает многовариантность бытия государств рабовладельческого типа, но не влияет на главные и определяющие его признаки: сущность, социаль­ное назначение.

Глава 6. Проблемы типологии государств

1 См.: Иноземцев В. Л. Указ. соч. С. 153-154.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. С.

«Прафеодализм» возникает в результате разложения первобытно­общинного строя, но не ведет непосредственно к феодализму, т. е. к об­разованию крупной частной собственности на землю и закреплению крестьянства. Это был длительный, охватывающий многие столетия период, в ходе которого знать выделилась в особую группу, обеспечи­ла себе привилегии в отношении пользования землей, в то же время и крестьяне сохранили как свободу, так и собственность на землю. И только в результате изживания отношений такого порядка рождает­ся феодализм. Если следовать такой логике, то тогда можно говорить о «пракапитализме», «прасоциализме» и т. п. Представляется, что в лю­бые времена и эпохи существовали, существуют и будут существовать переходные периоды.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.