Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И региональная интеграция



 

 

Уже сам по себе факт постановки вопроса о глобализации мирового экономического и политического развития представ­ляет собой интеллектуальный вызов Человечеству. И очень важно своевременно и точно на него отреагировать. В совре­менном компьютеризированном мире тот, кто обладает интел­лектуальной инициативой, получает возможность направлять развитие мировой политэкономической мысли в нужном ему направлении. И, в конечном счете, получает возможность пра­вить миром, — хотя и не напрямую, не директивно. Плохо, если при решении концептуальных и фундаментальных про­блем мирового общественного развития и мировой безопаснос­ти интеллектуальная инициатива окажется монополизирован­ной какой-либо одной страной или одной интеллектуальной группой. Плохо — не только для общемирового процесса со-развития или для других стран, но и для самой страны-моно­полиста. Плохо — потому, что развивать исторически значи­мую теорию без доброжелательных и заинтересованных в ко­нечном успехе оппонентов означает привносить риск загубить даже самую великую идею.

Подходы различных научных школ, разных исследователей к проблемам глобализации существенно расходятся. Одни видят в глобализации исключительно экономические преиму­щества. Другие говорят о тяжелых экономических и социаль­ных последствиях глобализации: как распространение финан­сового кризиса из одной страны в другую или утеря нацио­нального суверенитета в результате глобализации экономики.

В России широкие научные обсуждения проблем глобализа­ции только лишь начинаются, может быть, с некоторым опо­зданием по сравнению со многими другими странами.

В дискуссиях на тему глобализации присутствует одна спор­ная, но базовая тема. Это вопрос о том, считать ли глобализа­цию новым явлением. Или это явление существует уже давно и мы сейчас наблюдаем лишь очередную стадию его развития. Исходной посылкой автора данной работы в этой связи явля­ется следующий тезис.

В широком цивилизационном смысле глобализацию можно рассматривать как стратегическое направление развития всего человечества с начала его зарождения. Ведь до момента откры­тия Америки то, что происходило на Американском континен-

те, никак не влияло на развитие общественной жизни в Евро­пе. В концепции классовой борьбы Маркса, отстаивающей ин­тернационализацию интересов пролетариата и класса капита­листов, также отражен процесс глобализации, хотя и через призму классовой борьбы. Современный же этап развития гло­бализации в широком смысле связан с новой информационно-технологической революцией и окончанием «холодной войны».

В узком смысле под глобализацией предлагается понимать нынешний этап развития человечества, который пришел на смену периоду «холодной войны», базируется на достижениях современной информационно-коммуникационной и техноло­гической,

 

 

революции и сопровождается распространением в мире модели безопасности, основанной на компромиссном мышлении. Причем на таком варианте компромиссного мыш­ления, который характеризуется переходом от компромиссного мышления на балансе силы к компромиссному мышлению на основе законе.

По сути оба понимания глобализации близки и даже едины в том, что выделяют новый этап мирового развития, называе­мый глобализацией (в узком смысле) или современным этапом глобализации (в широком смысле). И в том и в другом случае речь идет о новом явлении, заставляющем по-новому взглянуть на наш мир и попытаться переосмыслить известные традици­онные подходы к разработке, к примеру, национальной эконо­мической политики или политики демократизации страны, к проблемам международного сотрудничества и концепциям на­циональной, региональной и всеобщей безопасности. Это явле­ние, расширяющее пределы ответственности национальных ли­деров, делая их ответственными не только за свою страну и свой народ, но и за весь мир. Наконец, это явление, откры­вающее перспективу сотворения Единого Мира -- как объек­тивно наиболее рационального субъекта управления со сторо­ны Человека и наиболее удобного места для жизни Человека.

Глобализация мировой экономики представляется возможной в трех измерениях:

как объективная тенденция мирового экономического раз­вития;

как цель, выдвигаемая политическим руководством госу­дарств мира;

как методология анализа экономического развития стран и международных отношений — и не только анализа, но и выра­ботки экономической стратегии как на государственном уров­не, так и на уровне предприятий, имеющих стабильные инте­ресы за пределами национальной экономики.

Как объективная тенденция мирового развития экономичес­кая глобализация отражает растущую взаимозависимость различных секторов мировой экономики. Растущую и вырастаю­щую до такой степени, что развитие и стабильность одной эко­номики становятся невозможными без развития и стабильнос­ти других экономик.

Как цель, глобализация представляет собой сознательную политику государств, направленную на укрепление интеграци­онной экономической сплоченности мира и, в конечном счете, на создание единой мировой экономики. Пока в такой плос­кости вопрос ставится лишь в научных дискуссиях, а не на го­сударственном уровне. И тем не менее перед мировым сообще­ством уже возникает задача выработать разумный подход к гло­бализации, создать взаимовыгодные механизмы управления этой тенденцией, сформулировать свои национальные интере­сы и понять место своей страны в этом процессе.

Как методология концепция глобализации дает аналитикам, хозяйственникам и политикам новую методологическую базу, опираясь на которую можно лучше понять, в каком направле­нии развиваются международные отношения, в каком состоя­нии находится экономика страны или хозяйство того или иного предприятия, «что такое хорошо» и «что такое плохо» для международной безопасности, для экономического разви­тия государства или для работы корпорации, и что надо сде­лать, чтобы хорошего стало больше, а плохого — меньше.

Глобализация мировой экономики означает, во-первых, выход интересов национальных хозяйственных субъектов за национально-государственные рамки, создание и расширение сферы деятельности транснациональных экономических и фи­нансовых структур. Во-вторых, поднятие «частных», нацио­нальных экономических проблем на глобальный, мировой уро­вень видения, требующий — для решении этих проблем — учета мировых хозяйственных интересов и мобилизации миро­вых ресурсов. Иными словами — требующий смотреть на мир как на единое экономическое пространство. В-третьих, глоба­лизация означает, что развитие экономической ситуации в ве­дущих странах оказывает влияние на другие государства, кото­рые, на первый взгляд, не непосредственно зависят от благопо­лучия мировых экономических лидеров. Наконец, в-четвертых, глобализация требует координации в общемировых масштабах национальных экономических и финансовых политик и дикту­ет необходимость создания единого мирового правопорядка как условия стабильного мирового экономического развития.

 

Глобализация мировой экономики отражает достигнутый мировым сообществом критический уровень экономической взаимозависимости на основе:

экономической интеграции и нарастающего перемещения по миру капитала, товаров, рабочей силы;

становления экономики знаний и технологической интеграции, подталкиваемой мировым научно-техническим прогрессом;

современной информационно-коммуникационной революции, связанной с созданием сверхскоростных транспортных средств и ультрасовременных средств связи, распространением в мире персональных компьютеров и сети Интернет.

За этим критическим уровнем ни одна из стран не может уже самостоятельно и при этом успешно решать задачи соци­ально-экономического развития.

Глобализация мировой экономики представляется более широким понятием, чем интеграция, именно потому, что эко­номическая глобализация обусловливает взаимозависимость даже напрямую интеграционно не связанных друг с другом частей мирового хозяйства. Например, несмотря на минималь­ные объемы экономического сотрудничества России с Юго-Восточной Азией, обвал на азиатских валютных и фондовых рынках в 1997—1998 гг. косвенно — через поведение междуна­родного спекулятивного капитала — повлиял на финансовую ситуацию в России, ускорив банкротство (в августе 1998 г.) фи­нансовой политики, основывавшейся на спекулятивной пира­миде ГКО.

Экономическая глобализация имеет немало общего с таким понятием как интернационализация хозяйственной жизни. И то, и другое отражают рост экономической взаимозависимости мира. Интернационализация больше означает то, что нацио­нальные экономики обретают международные интересы, реа­лизация которых требует многостороннего международного со­трудничества. Глобализация же делает акцент на том, что про­блемы любой экономики, любого рынка имеют статус миро­вых, глобальных проблем и требуют для своего решения при­ложения не просто многосторонних, но всеобщих усилий. Ин­тернационализация позволяет национальной экономике извле­кать дивиденды из мирохозяйственных связей, тогда как глоба­лизация говорит о невозможности успешно развивать нацио­нальное хозяйство без координации с мировой экономикой.

Формами проявления глобализации могут служить такие показатели, как доля внешней торговли страны в ее ВВП, объемы иностранных инвестиций, показатели, характеризую­щие движение по миру спекулятивного капитала, показатели деятельности международных транснациональных корпораций, в результате которой внутрикорпорационное разделение труда сразу же принимает характер международного разделения труда, данные о миграции рабочей силы и обмене технологи­ческими ноу-хау, различные показатели процессов экономи­ческой интернационализации, как, например, разработанный Всемирным банком показатель, представляющий собой разность между темпами роста международной торговли и миро­вого производства, и т.п.

В практическом плане глобализация (в используемом нами узком смысле) проходит в своем развитии через несколько тшпов. На первом, нынешнем, этапе экономической глобали-иции происходит такое критическое усиление зависимости практически всех национальных экономик от международного рынка товаров, услуг, капитала, рабочей силы, технологий, знаний и ноу-хау, что поступательное и эффективное развитие национальных экономик, как мы только что отмечали, стано­вится невозможным без тесного сотрудничества с мировой эко­номикой. На втором этапе, к которому мир вплотную прибли­зился, возникает и решается задача выравнивания экономико-правовых условий хозяйствования в различных странах и осу­ществляется координация финансовой и экономической поли­тики государств. Можно предположить, что такого рода вырав­нивание и координация будут осуществляться через развитие региональной, например, европейской или азиатско-тихооке­анской интеграции. На следующем этапе, как это видится с позиций сегодняшнего дня, произойдет создание единой миро­вой экономики при едином управлении экономическими про­цессами на макроуровне и едиными «правилами игры» на мик­роуровне мировой экономики.

Глобализация мировой экономики приводит в действию еще одну новую тенденцию современности — тенденцию персо­нификации международных отношений. Выход интересов хозяй­ственных субъектов за национальные рамки и их

растущая вза­имозависимость обусловливают становление дополнительных, наряду с национальными государствами и международными организациями, источников внешнеполитической инициати­вы — частных корпораций, неправительственных организаций (NGO) и самого Человека, конечного потребителя создаваемых экономикой товаров и услуг. Эти интересы могут не совпадать или вступать в противоречие с национально-государственными интересами в трактовке тех политических сил, тех политичес­ких деятелей и поддерживающих их бюрократических структур, которые в данный момент находятся у власти в данной стране.

Персонификация международных отношений, означая по­явление новых субъектов международной жизни — корпора­ций, неправительственных организаций и Человека, — форми­рует новые вызовы мировому сообществу и требует создания надлежащей политико-правовой инфраструктуры учета интере­сов новых самостоятельных участников внешнеполитической деятельности. Не случайно сегодня тема теории и практики внешней политики международных и национальных корпора­ций находится в числе приоритетных тем мировых научных изысканий.

 

 

С другой стороны, персонификация международных отно­шений позволяет частным лицам, не связанным с правительст­вами и не работающим на политические партии, выражать свою озабоченность международной безопасностью, формиро­вать, формулировать и отстаивать собственные внешнеполити­ческие интересы. Это относится и к полуграмотной жительни­це Южно-Курильских островов, заинтересованной в безвизо­вом режиме поездок в Японию, и к московскому интеллектуа­лу, имеющему свой личный взгляд на международную безопас­ность и сотрудничество. Именно такая личная обеспокоен­ность судьбами мира открывает возможность инициировать и проводить международные неправительственные обсуждения многих острых мировых проблем, подготавливая тем самым и последующие межгосударственные решения, в том числе и в отношении рассматриваемых нами проблем экономической глобализации и регионализма.

Персонификация международных отношений требует, нако­нец, большей прозрачности во внешней политике, более широ­кого участия граждан в ее разработке и обсуждении.

Глобализация мировой экономики и персонификация меж­дународных отношений приводят к политической глобализации. Последняя означает, что политические события в той или иной стране, которые, согласно распространенным представлениям о недопустимости вмешательства во внутренние дела суверен­ных государств, являются ее внутренним делом, приобретают глобальное значение, т.е. оказывают воздействие на политичес­кую ситуацию в других странах, либо влияют на такие всемир­ные интересы, как обеспечение прав человека и всеобщей по­литической стабильности, необходимой для успешного миро­вого развития. Политическая глобализация сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира, таких как миротворческие операции или международные санкции против «плохих» режимов.

Глобализации мировой экономики предшествует или, на­против, противостоит регионализм. Регионализм также означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы — однако ограничивает сферу действия этих тенденций региональными рамками. Ре­гионализм тоже существует как тенденция регионального раз­вития и как сознательно формулируемая цель.

Открытый регионализм, рассматривающий экономическое развитие и интеграционное взаимодействие стран данного ре­гиона в контексте развития мировой экономики, находится в русле экономической глобализации. Служит своеобразной предпосылкой, этапом, предшествующим глобализации миро­вой экономики. ЕС и НАФТА представляют собой примеры такого открытого регионализма. Открытый регионализм, как мтодология анализа и выработки решений, является состав-ной частью методологии глобализации.

Регионализм закрытый, напротив, противодействует глоба-лизации. Нацелен на защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации. Представляет собой с ширенную до региональных пределов политику «опоры на собственные силы».

Примером закрытого регионализма может ужить деятельность бывшего Совета экономической взаимопомощи. Возможно, что именно стратегия закрытого регионализма стала, наряду с другими известными факторами и обстоятельствами, причиной краха мировой социалистической системы — оказавшейся неспособной адаптироваться к растущей мировой взаимозависимости. Методология закрытого регионализмa по существу есть методология протекционизма. Понимание различий между открытым и закрытым регио­нализмом, прежде всего в контексте использования их в каче-методологической основы анализа и проводимой экономической политики, чрезвычайно важно для того, чтобы отличать стремление стран того или иного региона к более тесному региональному сотрудничеству, как составной части глобализации от стремления обособить данный регион от глобальной либерализации и сотрудничества. Особенность ситуации в сегодняшней Азии — в отличие от европейского открытого регионализма — состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. Политико-институциональный вакуум стимулирует поиск вариантов направлений развития азиатского регионализма. Мощный толчок этому поиску был дан на Куала-Лумпурском саммите форума АТЭС (ноябрь 1998 г.). На саммите все страны-участницы АТЭС признали необходимость проведения синхронизированной «стратегии роста через сотрудничество». Ближайшие цели такого сотрудничества состоят в преодолении последствий азиатского финансового кризиса, недопущении его повторения и предотвращении глобальной и региональной экономической нации. Вместе с тем при переходе к рассмотрению кон­ных сценариев углубления региональной интеграции азиат-ские государства проявляют скорее сдержанность и осторожность чем стремительность и инициативу. В появившихся в конце 90-х годов под воздействием азиатского финансового кризиса концепциях азиатского регионализма прослеживаются три основных подхода к проблеме. Первый рассматривает общеазиатскую экономическую и финансоаую интеграцию в качестве альтернативы американскому и западноевропейскому доминированию на мировых и азиатских рынках. Переход ряда стран Евросоюза на единую валюту и закончившаяся финансовым крахом, как считают многие в АСЕАН, чрезмерная зависимость азиатских экономик от американского доллара, подтолкнули сторонников «азиатизации Азии», в основном из стран ЮВА, к разработке различных концепций создания единой азиатской валюты и единого ази­атского рынка.

Второй подход, разделяемый японскими экономистами, также рассматривает азиатско-тихоокеанскую экономику как в перспективе единое экономическое и финансовое пространст­во, однако не противостоящее североамериканской или запад­ноевропейской интеграции, а способное в будущем составить своего рода азиатскую альтернативу ЕС и НАФТА. Альтерна­тиву, позволяющую в еще более отдаленной перспективе перейти к единому мировому рынку. В качестве первого шага на пути реализации этой модели азиатского регионализма Токио предлагает создание Азиатского валютного фонда — ре­гионального аналога МВФ.


Третий подход исходит из поэтапного развития азиатской экономической интеграции на субрегиональном уровне. Руко­водители АСЕАН — до последнего финансового кризиса — ви­дели именно свою ассоциацию в качестве первопроходца ази­атского регионализма. Однако, азиатский финансовый кризис, подорвавший экономику стран Юго-Восточной Азии, и сохра­няющаяся и в начале нового столетия социально-политическая нестабильность в Индонезии делают проблематичными надеж­ды стран АСЕАН стать региональным эпицентром экономичес­кой интеграции. С другой стороны, обозначается движение к налаживанию интеграционного сотрудничества в Северо-Вос­точной Азии. Стержнем создания в перспективе азиатского се­веро-восточного рынка, как это видится с позиций сегодняш­него дня, реально может стать японо-южнокорейское экономи­ческое взаимодействие. Важный импульс экономическому сближению Сеула и Токио был дан в 1999 г., когда обе сторо­ны договорились забыть старые исторические обиды и скон­центрироваться на проблемах сегодняшнего и завтрашнего дня.

В последнее время и Китай начинает проявлять все боль­ший интерес к такого рода сотрудничеству, открыто претендуя на роль его интеллектуального лидера. На встрече лидеров Китая, Японии и Южной Кореи во время проходившего в но­ябре 2000 г. саммита по схеме АСЕАН плюс три (Япония, Южная Корея, Китай) китайская

сторона выдвинула конкрет­ную идею преобразования подобного трехстороннего саммита в постоянно действующую политическую группировку «Восточ­но-азиатский форум». В качестве первого шага Пекин предло­жил создать в 2001 г. специальную группу из представителей этих трех стран для выработки совместных экономических ре­комендаций правительствам Китая, Южной Кореи и Японии.

На практике азиатский регионализм сталкивается сегодня с двумя дилеммами: как правильно увязать интеграционные внутрегиональные связи с традиционным жизненно важным со­трудчеством с США, во-первых. И как обеспечить безболезненное сочетание самоидентификации азиатских наций с при-признанием ключевой роли Японии в развитии азиатского регионализма, во-вторых. В средднесрочной и долгосрочной перспективе азиатский регионализм будет, по всей видимости, развиваться по четырем основным направлениям или в четырех вариантах, или измере-ниях, которые мы более, детально рассмотрим в настоящей главе

 

Первое — развитие и институализация АТЭС. Ключевым здесь является вопрос: сможет ли АТЭС, и если да, то когда,взять на себя роль международного регионального института,способного привести регион к азиатскому варианту Евросоюза.

 

Второе — развитие интеграции в рамках уже существующих чсубрегиональных объединений: АСЕАН и Австралийско-новозеландский экономический союз. Главная дилемма для АСЕАН состоит в том, сможет ли данная группировка в одиночку, без

ярко выраженного лидера стать дееспособной единой субрегиональной ЭКОНОМИКОЙ.

 

Третье — становление единой экономики в северо-восточ-ной Азии с участием Японии, Южной Кореи и Китая, и его последующее объединение с асеановской группировкой — о чем впервые пошла речь на саммите АСЕАН+3 в Маниле в но|ябре 1999г. и что на следующем саммите этих государств в Сингапуре в 2000 г. вырисовалось в идею создания единой зоны свободной торговли в юго-восточной и северо-восточной Азии.

 

Четвертое — реализация различных концепций, так или иначе связанных с развитием экономической интеграции в АТР, контролем над товарными и финансовыми потоками и т.п., не попавших в три выше указанных направления развития азиатского регионализма.

Основой региональной интеграции в АТР должен стать Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

 

Форум АТЭС, объединяющий 21 экономику (не страну, по­скольку Тайвань и Гонконг не являются суверенными государ­ствами), появился после десятилетий безуспешных попыток институализировать экономические процессы в АТР. Странам АСЕАН, создавшим свою организацию в 60-е годы, потребова­лось время, чтобы избавиться от страха, что участие в регио­нальной многосторонней интеграции мировых лидеров — США, Японии, Китая — может привести к доминированию больших стран в азиатском союзе. Другим странам Азии нужны были десятилетия ускоренного экономического роста, чтобы убе­диться в необходимости создания именно такой организации.

 

АТЭС взял своего рода фальстарт в 1980 г., когда страны АСЕАН не поддержали австралийскую и японскую идею о со­здании большой региональной организации в АТР. В качестве промежуточного шага был создан Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), в который входили и входят представители правительств, деловых и академических кругов. Работа СТЭС способствовала росту интереса к идее со­здания азиатской межгосударственной организации со стороны региональных правительств. Среди последовавших затем разно­го рода предложений о создании региональной интеграцион­ной организации в жизнь, в 1989 г., было воплощено предло­жение австралийского премьера Р.

 

 

Хоука о создании АТЭС. Главными причинами успеха австралийской инициативы, на­ряду с ростом экономического могущества азиатских госу­дарств и их взаимной зависимости, стали опасения протекцио­нистских тенденций в АТР как «естественной» реакции на новые вызовы глобализации, а также отход мировых лидеров от дипломатических и политических приоритетов «холодной войны». Последнее позволило региональным политическим элитам отказаться от стереотипной трактовки любого экономи­ческого альянса той или иной азиатской страны с США в кон­тексте конфронтации

 

Москвы и Вашингтона и тем самым рас­ширило поле для экономического маневра.

После окончания «холодной войны» азиатские страны ощу­тили потребность в создании международных институтов, кото­рые бы анализировали основные тенденции и острые пробле­мы современности, находили пути адаптации к ним и их реше­ния, способствовали бы либерализации «закрытых» экономик и усилению открытости экономик, уже достаточно либерализо­ванных. При этом часть азиатских государств усматривала в АТЭС возможность как-то ослабить давление, оказывавшееся на них США в плане придания их экономикам большей от­крытости. Другие государства, напротив, рассматривали АТЭС как защиту от протекционистских устремлений ряда стран Азии, которые вступали в противоречие с интеграционными тенденциями в Западной Европе и Северной Америке.

США и Канада, в свою очередь, связывали с созданием АТЭС надежды ускорить собственный экономический рост за счет более глубокого сотрудничества с быстро развивавшимися азиатскими экономиками — на фоне торговых трений с Запад­ной Европой, а также рассчитывали добиться большей откры­тости японского рынка, используя для этого многостороннее давление на Токио. Кроме того, отдельные политические силы в США и Азии увидели в АТЭС возможность создания меха­низма особых отношений с США, которые способны были бы обеспечить их безопасность перед лицом новых угроз — этни-

ческих конфликтов, территориальных споров, китайского фак­тора и т.д.

На начальной стадии создания АТЭС аналитики и полити­ки остро дискутировали модели экономической интеграции в АТР. Их многообразие можно свести к трем концептуальным подходам к тому, в какой форме должен был существовать АТЭС.

Первая, своего рода «модель-минимум», вырисовывалась из опыта АСЕАН.. Она нацеливала АТЭС на формирование скорее азиатского сообщества, нежели организации с жесткой струк­турой. Саммиты АТЭС (в этом контексте реализации данной модели) должны были служить лишь весьма ограниченной цели — «лучше узнавать друг друга». Наиболее последователь­ным сторонником этого подхода был, и в известной мере оста­ется, премьер-министр Малайзии Махатир Мохамад. С точки (рения «минималистов», создание сообщества и лучшее узнава­ние друг друга и являются сами по себе главной целью деятельности АТЭС.

Вторая модель, разработанная австралийцами, предполагала развитие АТЭС по образу ОЭСР (Организаций по экономичес­кому сотрудничеству и развитию). Первоначальное название АТЭС даже было задумано в варианте «Организация тихооке­анской торговли и развития» (ОТТР). Данная модель рассмат­ривала АТЭС как своего рода площадку для выявления и об­суждения международных экономических проблем, тогда как их решение передавалось бы другим институтам. ОТТР должна пыла бы стать своего рода азиатским вариантом ОЭСР в условиях, когда не все азиатские страны являлись или могли в обозримой перспективе стать членами ОЭСР.

Третья модель исходила из необходимости превратить АТЭС в торговый блок типа НАФТА, работающий в общем русле усилий ВТО по либерализации торговли на мировом фоне. (Хотя сам термин торговый блок, появившийся приме­нительно к Азии в 1965 г., на практике не используется отца­ми-основателями АТЭС).Первое десятилетие функционирования АТЭС показало, что все эти три модели в той или иной степени осуществлялись на практике. При этом противоречие между «минималистами» и сторонниками институализации АТЭС выступает сегодня мним из основных внутренних противоречий этой квази-организации при обсуждении вопросов либерализации торговли и развития региональной кооперации.

Подводя итоги первому десятилетию развития АТЭС, но выделить следующие основные тенденции или направления эволюции этого форума:

расширение числа стран-членов АТЭС;

проведение встреч высших руководителей стран-членов;

 

создание институциональных образований с участием не обязательно всех стран-членов АТЭС;

принятие так называемой «повестки действий» (action agenda), фокусирующей внимание на либерализации регио­нальной торговли.

Пополнение АТЭС новыми членами приходится на первую половину 90-х годов, когда к 12 странам-инициаторам форума (6 стран АСЕАН, США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зе­ландия и Южная Корея) присоединились сначала КНР, Тай­вань и Гонконг (1991 г.), а чуть позже Мексика и Папуа Новая Гвинея (1993 г.) и Чили (1994 г.). После вступления в АТЭС России, Перу и Вьетнама (1998 г.) было объявлено о времен­ном (на 10 лет, начиная с 1997 г., когда было принято принци­пиальное решение по последним трем странам) моратории на принятие новых членов.

Встречи на высшем уровне были включены в практику АТЭС с 1993 г. «с подачи» Б. Клинтона, организовавшего первый саммит АТЭС и тем самым продемонстрировавшего свой инте­рес к интеграционным процессам в АТР. Малайзия оказалась единственной страной, отказавшейся от участия в первом сам­мите на высшем уровне. Вопрос об участии Гонконга и Тайва­ня, под нажимом Китая, был решен таким образом, что их представляли не первые лица. Оценивая роль саммитов в раз­витии АТЭС, многие аналитики отмечают, что они не только способствовали «лучшему узнаванию» лидерами стран друг друга, но и повысили степень доверия к этому форму и поло­жили начало институализации АТЭС.

Примерами создания в рамках АТЭС субрегиональных груп­пировок могут служить НАФТА (North America Free Trade Agreement), включающее США, Канаду и Мексику, и АФТА (ASEAN Free Trade Agreement). Другим направлением эволю­ции АТЭС стало сотрудничество между станами-членами и не членами АТЭС: ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas) — соглашение, предполагающее создание к 2005 г. единой зоны свободной торговли в Северной и Латинской Америке, и АСЕМ (Asia Europe Meeting) — встреча в верхах с участием ли­деров Евросоюза и ряда стран-членов АТЭС. В АТЭС просмат­ривается двойственное отношение к данной тенденции. Скеп­тики видят в ней угрозу ухода США из Азии (имея в виду ФТАА) или усиление закрытого регионализма (АФТА). Однако преобладающим является все же мнение, что трансрегиональ­ное сотрудничество тех или иных стран АТЭС или мини-груп­пировок стран-членов АТЭС идет на пользу мировой и азиат­ской экономике.

Последнему нововведению (принятие «повестки действий») был дан старт на саммите в Богоре (1994 г.). Именно там стра­ны-члены АТЭС поставили вопрос о проведении скоординированной триединой политики либерализации торговли, облегче­ния условий для инвестиций (отмена таможенных барьеров к 2010 г. для развитых и к 2020 г. для развивающихся стран) и развития научно-технического сотрудничества. Начиная с пос­ледующего саммита АТЭС в Осаке в 1995 г., на котором стра­ны договорились о принятии планов добровольной либерализа­ции торговли и о совместной либерализации в 15 оговоренных областях, началось постепенное воплощение на практике Богорских договоренностей, или, как говорят в АТЭС, Богорской декларации. Вопрос о том будет ли либерализация распростра­няться на страны — не члены АТЭС остался открытым. Поня­тие добровольное появилось как компромисс между несостыкованными интересами разных стран в вопросах либерализации (например, нежелание Японии и Южной Кореи открывать свои сельскохозяйственные рынки).

Азиатский финансовый кризис 1998—1999 гг. добавил к проблемам либерализации торговли, облегчения условий ин­вестирования и осуществления научно-технического сотрудни­чества новые: как скоординировать финансовую политику стран региона и каким образом и в каких пределах и формах контролировать на национальном и региональном уровнях перемещение спекулятивных капиталов с тем, чтобы избежать повторения финансового кризиса. Трагические политические события 1999 г. в Восточном Тиморе впервые выдвинули на первый план в дискуссиях на саммитах АТЭС проблемы поли­тического урегулирования региональных конфликтов. Саммит АТЭС в Брунее в 2000 г. сконцентрировал внимание на разви­тии электронной торговли и преодолении различий между странами-членами АТЭС по уровню распространения интернет и персональных компьютеров.

Расширение повестки дня саммитов АТЭС и, соответствен­но, сферы их коллективного интереса, в том числе выход на проблемы финансового и макроэкономического координиро­вания и взаимодействия по политическим проблемам, объек­тивно требуют дальнейшей институализации этой региональ­ной, но пока еще не в полной мере сформировавшейся, ор­ганизации.

Среди четырех факторов производства — товаров, капитала, «идей труда» и рабочий силы — страны АТЭС первостепенное внимание уделяют первым трем. Проблема формирования Ази­атско-тихоокеанского рынка труда пока лишь только начинает обсуждаться.

В центре внимания АТЭС проблемы торговли. Собственно, сама идея создания общерегиональной группировки стала след­ствием бурного роста внешней торговли азиатских государств в 70—90-е годы. Торговли, ставшей главным фактором роста и поддержания высоких темпов экономического развития Японии, НИДС, а затем и пошедших по их стопам АСЕАН и Китая.

Доля стран Азии в мировом экспорте увеличилась с 11% в начале 70-х до почти 30% в конце 90-х, при этом в наибольшей степени возросла доля азиатских НИДС (Южная Корея, Тай­вань, Гонконг и Сингапур) с 2 до 12%, Китая — с 0,5 до 3, Японии — с 7 до 10%. Доля стран АСЕАН увеличилась с 1,5 до 4%. При этом возросло значение собственно азиатского рынка для азиатских экспортеров. Доля Азии составляет в начале но­вого тысячелетия более 50% в азиатском экспорте и импорте (против 30% в начале 70-х). Без учета Японии — около 40% (против 25%). На страны АТЭС приходится сегодня более трех четвертей внешнеторгового оборота азиатских государств.

Усиление торговой взаимозависимости в АТР не могло не оказать воздействия на стратегии экономического роста стран региона, подталкивая их к более тесному взаимодействию, ин­теграции и институализации своей взаимозависимости в виде АТЭС и субрегиональных группировок. Причем либерализация торговли стала сразу же главной темой обсуждений и главной сферой принимаемых решений.

Однако до сих пор остается неясным по какому пути будет развиваться в дальнейшем торговая либерализация в рамках процессов институализации АТЭС. Здесь вырисовываются три сценария.

Первый — изоляционистский, основанный на идее, что блок является самодостаточным для развития АТР, требует ог­раждения АТЭС от мировой экономики. Этот сценарий скорее гипотетический. Дело в том, что для ведущих экономик АТЭС — американской и японской, а также для таких стран как НИДС, Россия, страны-члены АТЭС из Латинской Америки — огром­ное значение имеет торговля с другими мировыми рынками: европейским, американским и т.д. Поэтому замкнутость в рам­ках АТЭС, приобретение своего рода торговой исключитель­ности, может серьезно повредить их долгосрочным и кратко­срочным экономическим интересам.

Второй сценарий, активно поддерживаемый США, предпо­лагает формализацию переговорного процесса в рамках АТЭС и превращение АТЭС в форум со строгими торговыми прави­лами и жесткими взаимно-обязывающими процедурами. Дан­ный сценарий институализации АТЭС может превратить эту организацию в мощный торговый блок с долгосрочной повест­кой переговоров о всеобъемлющей торговой либерализации на азиатско-тихоокеанском рынке. Критики данного варианта ин­ституализации АТЭС указывают на то, что, идя таким путем, АТЭС может «сползти» до дискриминационных мер в отноше­нии других государств, находящихся вне данной группировки, и тем самым создать серьезную угрозу глобальным торговым переговорам в рамках ВТО.

Наиболее вероятным представляется третий сценарий раз­вития торговой институализации АТЭС. Он исходит из того, что в Азии еще долго будут сохраняться различия между стра­нами как с точки зрения динамизма их экономического разви­тия и роста экспорта, так и с точки зрения особенностей наци­ональных торговых режимов, особенностей — непреодолимых в одночасье. Эти различия будут препятствовать быстрой ин­ституализации АТЭС. Эволюция АТЭС в направлении приня­тия обязывающих торговых режимов будет, по данному сцена­рию, проходить медленно. Сторонники данного сценария под­черкивают, что он не соответствует еще слишком большой межстрановой разобщенности Азии — реальности сегодняшне­го дня. При этом можно предположить, еще долгое время дву­сторонние торговые связи стран АТЭС, прежде всего с миро­выми лидерами — США и Японией, будут играть ключевую роль в формировании азиатско-тихоокеанского общего рынка. А субрегиональная интеграция будет строиться на и вырастать из именно этих двусторонних отношений.

Впрочем, ситуация может развиваться и более стремитель­но. Условием для этого может быть появление, примерно в одно и то же «экономическое время», нового для стран АТЭС явления. Таковым представляется электронная торговля. Нося по сути своей трансграничный характер, электронная торговля требует и трансграничного тарифного и правового регулирова­ния. Тем самым уже сам ход экономической истории тех стран АТЭС, в которых электронная торговля быстро завоевывает свое уже вполне различимое место (в США — 10%, в Японии — 5, в НИДС — 1—2% общего объема торговли), подталкивает АТЭС к форсированию формализации и институализации дан­ного, пусть хотя и не ведущего, но быстроразвивающегося, сег­мента азиатско-тихоокеанского рынка.

Прямые иностранные инвестиции. Иностранный капитал в виде прямых инвестиций, способствующих как созданию новых рабочих мест в странах-реципиентах и налаживанию производства новой конкурентно-способной продукции, так и передачи технологий в менее развитые экономики, сыграл, как известно, ключевую роль в формировании экспортного сектора азиатской экономики. При этом, однако, в азиатских странах до сих пор сохраняются серьезные ограничения и препятствия на пути иностранных инвестиций. Прежде всего, эти ограниче­ния связаны с такими «сверхчувствительными» секторами на­циональных экономик как транспорт, коммуникации, финан­совые услуги.

Этим объясняется двойственность политики национальных правительств по отношению к иностранному капиталу: с одной стороны, это предоставление ему льгот и преференций, особен­но в сфере экспорт-ориентированной продукции, а с другой — регламентирование деятельности иностранного капитала с тем, чтобы уберечь внутреннего производителя от потерь вследствие конкуренции с более конкурентоспособными инвесторами.

Именно эта двойственность предопределила отношение азиатских стран к процессам либерализации движения капита­ла в регионе. При этом большинство идеологов АТЭС рассмат­ривает этот процесс в контексте глобальной либерализации движения прямых иностранных инвестиций в рамках ВТО (Agreement on Trade Related Investment Measures) и ОЕСР (Mul­tilateral Accord on Investment), полагая, что многосторонняя или региональная либерализация прямых иностранных инвестиций имеет больше преимуществ, чем индивидуальная.

Действуя в духе многостороннего, но не жестко-обязываю­щего сотрудничества, страны АТЭС заключили в 1994 г. согла­шение о «Несвязывающих принципах инвестирования» (Non-Binding Investment Principles agreement). Свою роль здесь сыгра­ло и то, что многие страны региона, прежде всего НИДС, к этому моменту превратились из чистых импортеров в одновре­менно импортеров и экспортеров капитала и, следовательно, нуждались в либерализации инвестиционных режимов в менее развитых экономиках АТР.

Данное соглашение провозглашает своей задачей либерали­зацию политики по привлечению прямых иностранных инвес­тиций в целях ускорения экономического развития АТР. Со­глашение состоит из четырех частей:

Принципы управления международными отношениями, ко­торые подразумевают открытость и недискриминационность.

Кодекс поведения правительств, включающий меры по сти­мулированию притока иностранных инвестиций, преференции иностранным инвесторам, обслуживанию движения капитала, компенсации потерь в случае экспроприации и т.п.

Кодекс поведения инвесторов, призванный уравновесить Кодекс поведения правительств и обязывающий инвесторов уважать законы страны-реципиента, ее политику, бюрократи­ческие правила и т.п., как это делают национальные инвесторы данной страны.

Система разрешения споров, которая сформулирована лишь в самом общем виде и предлагает урегулировать споры через переговоры и консультации между конфликтующими сторона­ми, либо через арбитражные органы, с выбором которых со­гласны обе стороны. Система разрешения споров указывает на необходимость соблюдения действующих двусторонних и много­сторонних договоров и соглашений, в том числе в рамках ВТО.

Конечной целью институализации и либерализации режима прямых иностранных инвестиций является встраивание этого процесса в аналогичные процессы в рамках ВТО. Причем наи­более жесткие сторонники либерализации инвестиционной де­ятельности в рамках АТЭС настаивают на принятии со време­нем более жестких и обязывающих правил. Они мотивирует это тем, что, хотя в условиях экономического подъема ино­странные инвесторы и так, без единых и жестких правил «при­ходят» в АТР, тем не менее, подобные правила предотвратили бы появление протекционистских настроений и действий, ве­роятных в случае экономического кризиса в Азии.

В сфере торговли и защиты интеллектуальной собственности перед АТЭС стоит задача сообща или каждой из стран индиви­дуально приспосабливаться к требованиям, по существу, гло­бального характера, выработанным наиболее развитыми страна­ми. Речь идет, прежде всего, о заключенном по итогам Уругвай­ского раунда (1994 г.) переговоров в рамках ГАТТ/ВТО Согла­шении о Связанных с торговлей аспектах прав интеллектуаль­ной собственности (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Agreement), Соглашении, содержащем требование ко всем странам-членам ВТО привести свое внутреннее законода­тельство в области защиты интеллектуальной собственности в соответствие со стандартами большинства стран-членов ОЭСР и, с другой стороны, разработать частные и государственные механизмы реализации прав интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, многие страны-члены АТЭС весьма неохотно идут на гармонизацию внутреннего законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности с международ­ными нормами. Их многостороннее сотрудничество фокусиру­ется в основном на вопросах технического содействия в дан­ной области.

Проблема здесь в том, что международное право в области защиты интеллектуальной собственности носит транснацио­нальный характер и, соответственно, требует транснациональ­ных механизмов разрешения спорных вопросов. В АТЭС же пока не существует, и это даже не ставится как задача, какого-либо соответствующего института типа, например, Суда спра­ведливости АТЭС. Отсюда, по всей видимости, можно предпо­ложить, что основной центр тяжести по синхронизации наци­ональных режимов защиты прав интеллектуальной собствен­ности в АТЭС будет приходиться на переговорный процесс в рамках ВТО, членами которого является большинство стран-членов АТЭС.

 

 

Литература

Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация — истоки, тенденции, перспективы // Полис. 1999. № 5.

Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового раз­вития // Международная жизнь. 2000. № 11.

Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. М., 1999.

Глобальное сообщество — новая система координат (подходы к проблеме). СПб., 2000.

Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии раз­вития // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 2, 3.

Интеграционные процессы в Азии в конце XX столетия. М., 1995.

Клепацкий Л. Глобализация и национальные интересы // Между­народная жизнь. 2000. № 1.

Михеев В. Глобализация мировой экономики и азиатский регио­нализм — вызовы для России? // Проблемы Дальнего Востока. 1999. №2.

Михеев В. Логика глобализации и интересы России // Pro et Contra. 1999. № 3.

Оболенский В.П., Поспелов В.А. Глобализация мировой экономи­ки — проблемы и риски российского предпринимательства. М., 2001.

Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 2000. № 7.

Си Чан Р. Будущее Азии в глобализированном мире // Internation­ale Politik. 1999. № 12.

Фридман Л., Кузнецов С. Глобализация: Развитые и развивающие­ся страны // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.

Чешков М. Глобализация — сущность, нынешняя фаза, перспек­тивы // Pro et Contra. 1999. № 4.

 

Раздел II.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.