Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подходы к глобализации: страны развитой рыночной демократии, новые индустриальные страны Азии, развивающиеся государства и Китай



В мире существует множество трактовок глобализации как явления. Интересно, что отношение к глобализации — поло­жительное, негативное, осторожное — зависит от уровня соци­ально-экономического и политического развития стран. Одна­ко зависимость эта не столь однозначная. В развитых странах, в наибольшей степени, как принято считать, извлекающих вы­году из глобализации, существуют и, если так позволительно сказать, «глобал-скептики». Тогда как в отсталых странах, в ко­торых наиболее распространено настороженное и даже враж­дебное отношение к глобализации, есть люди, видящие именно в этом процессе шанс на преодоление экономической отста­лости и социальное выравнивание.

Ниже мы рассмотрим подходы к глобализации, преобла­дающие в развитых рыночных демократиях, в азиатских новых индустриальных и демократизирующихся странах (НИДС), в развивающихся государствах и Китае.

Развитые рыночные демократии (США, Евросоюз, Япония)

Наиболее интересные дискуссии среди представителей раз­витых государств, в основном США и Великобритании, развер­нулись вокруг определений глобализации. Здесь можно выде­лить несколько фундаментальных базовых подходов:

культурологический, рассматривающий глобализацию в ши­роком цивилизационном аспекте;

экономический, трактующий глобализацию в контексте раз­вития мировых рынков товаров, услуг, капитала и труда;

экологический, связывающий глобализацию с ухудшением экологической ситуации на нашей планете;

комплексный, рассматривающий глобализацию как в эконо­мическом, так и в политическом, информационном, экологи­ческом контексте, а также в контексте борьбы с международ­ной преступностью и мировой бедностью.

Данные подходы к понятию глобализация отражают разные ракурсы видения этой проблемы, характерные для исследовате­лей — специалистов в разных областях науки об обществе: эко­номике, политологии, философии, истории и т.д. По образно­му выражению Ф. Джеймсона (США), понятие глобализации

 

 

сродни «описанию слона, сделанному несколькими слепцами разными способами».

Сторонники культурологического подхода к глобализации рассматривают этот феномен как лежащий вне сферы извест­ных академических дисциплин, носящий междисциплинарный характер и находящийся на пересечении интересов экономики, права, международных отношений, политологии, культуроло­гии, информатики и т.д. Они полагают, что не существует и не может существовать всеобъемлющего определения глобализа­ции. И что невозможно дать такое определение до того, как явление глобализации будет изучено всесторонне.

Один из первых теоретиков концепции глобализации Р. Ро-бертсон определил развитие глобализации как «двуединый про­цесс превращения всеобщего в особенное и превращения осо­бенного во всеобщее».

Ф. Джеймсон предлагает трактовать глобализацию как про­тиворечивый процесс, как «не превращающуюся во всеобщее всеобщность («untotalizable totality»), которая интенсифицирует бинарные отношения между своими частями — в основном на­циями, но также регионами и группами, которые, однако, про­должают самоопределяться на основе модели «национальной идентичности» (а не в понятиях социальных классов, напри­мер)». Рассматривая глобализацию в философском контексте, Джеймсон выделяет четыре логически мыслимые позиции. Первая сводится к утверждению, что такого явления, как гло­бализация, в природе вовсе не существует, поскольку мир ос­тается разделенным на национальные государства: «ничто не ново под солнцем». Сторонники второй точки зрения также считают, что глобализация не является новым явлением, пото­му, что «глобализация существовала всегда, как только люди стали мигрировать по планете и торговать друг с другом». Тре­тий подход к глобализации связывает этот процесс с созданием мирового рынка — конечной целью капитализма. Четвертый подход, к которому склонен сам Джеймсон, трактует глобали­зацию как новую, или третью (после частного и монополисти­ческого капитализма), стадию развития капитализма — стадию «многонационального капитализма».

Джеймсон также ставит вопросы о взаимоотношениях между ведущими и ведомыми нациями в контексте глобализа­ции и о том, ведет ли глобализация к транснациональному до­минированию нации-лидера или, напротив, освобождает ло­кальную культуру от национально-государственной ограничен­ности. При этом автор отмечает весьма очевидный факт, что глобализация по сути означает американизацию и стандартиза­цию сфер производства и потребления, что рассматривается им в качестве антитезиса национально-хозяйственным условиям. Однако именно философский подход к глобализации, основанный на гегелевской диалектической триаде «тезис — антитезис — синтез», по мнению ученого, позволяет правильно понять со­держание этого «третьего этапа развития капитализма». Глоба­лизация выступает в форме снятия противоречия между амери­канизацией и стандартизацией производства и потребления, с одной стороны, и национальными экономическими особеннос­тями, с другой.

Другой американский ученый У.Д. Мигноло, специалист по истории литературы и антропологии, рассматривает проблему глобализации в широком историческом аспекте. Мигноло трактует глобализацию как третий заключительный этап «гло­бальной трансформации, начиная с 1945 г.». Первыми двумя он считает крушение соответственно колониальной и социа­листической системы. Ученый проводит параллель между со­временной глобализацией и начавшейся с 1500 г. политикой Европы по «охристианиванию и цивилизовыванию» мира. «Любая концепция «цивилизации» приобретала общемировой характер, как только Европа начала свою экспансию по плане­те и тем самым подавляла уже существовавшие, самоопреде­лившиеся и весьма развитые социальные организации (такие, как, например, Китай, исламский мир, мир инков, Мексика)», — пишет Мигноло. В современном мире глобализация развивает­ся, прежде всего, транснациональными корпорациями, кото­рые, подобно средневековым распространителям христианства, изменяют жизнь других народов, приобщая их к достижениям цивилизации. Применяя гегелевскую терминологию, Мигноло называет глобализацию «отрицанием отрицания современной действительности» менее развитых государств, — что, по его мнению, и отражает процесс мирового развития.

Многие американские ученые связывают глобализацию с возможностью распространения по миру принципов свободы слова, прав человека и демократии, априори полагая их свиде­тельствами более высокого уровня развития человечества, чем политическая или коммерческая цензура, авторитаризм и тота­литаризм.

Среди западных ученых существует и более критическое от­ношение к глобализации как этапу развития человечества. Так, японский исследователь Macao Миёши полагает, что «глобали­зирующаяся экономика есть развитие, или продолжение, коло­ниализма». Миёши рассматривает историю экономического и культурного развития человечества в последнее столетие через призму смены экономического и политического лидера. На место английских, французских, японских, немецких колони­альных империй после Второй мировой войны пришел амери­канский капитализм. За время Второй мировой войны амери­канский капитализм превратился в мирового лидера, тогда как Германия и Япония потеряли свои колонии как страны, проигравшие войну, а Россия оказалась сильно разрушенной боевы­ми действиями на ее территории. В годы «холодной войны» и деколонизации английских и французских владений США на­ходили источники экономического роста в локальных войнах в Корее, во Вьетнаме через механизм развития военно-промыш­ленного комплекса, дававшего в свою очередь стимулы к разви­тию гражданской экономики. Однако в 80-е годы американ­ский капитализм вступил в новый этап своего процветания, связанный с расширением международной деятельности транс­национальных корпораций. С этого момента, по мнению Миёши, для США стало важным не извлекать выгоды из разде­ления мира на склонные к конфликту национальные государст­ва, а искать пути расчистки поля деятельности для своих ТНК. Последнее и нашло отражение в концепции глобализации.

Английский ученый Л. Склэр рассматривает глобализацию в социологическом аспекте. По его мнению, главной отличи­тельной чертой идеи глобализации является то, что «многие современные проблемы не могут быть адекватно изучены на уровне национальных государств, т.е. в терминах международ­ных отношений, и требуют глобальных (транснациональных) под­ходов». Ученый отмечает, что современные исследователи гло­бализации фокусируют внимание на двух ключевых аспектах: во-первых, на количественных и качественных изменениях в работе транснациональных корпораций в результате «глобали­зации капитала и производства» и трансформации технологи­ческой базы и, во-вторых, на широте охвата населения воздей­ствием средств массовой информации. К этому Склэр добавля­ет собственную теорию «глобальной системы». Основными ее блоками являются «транснациональные корпорации, представ­ляющие собой институциональную форму транснациональной хозяйственной деятельности», класс транснациональных капи­талистов в политической сфере и «культурно-идеологическая концепция потребления». Рассматривая тенденцию укрепления мировых (глобальных) позиций глобального (транснациональ­ного) капитализма, Склэр отмечает, что этот процесс встречает сопротивление со стороны социальных движений на локальных уровнях. Выход из этого противоречия Склэр видит в глобаль­ной демократической институализации локального социально­го протеста против глобального капитализма, приводящего в конечном счете к прогрессивной трансформации самого гло­бального капитализма. Склэр пишет: «Для того чтобы быть эф­фективными, социальные движения против глобального капи­тализма... должны подрывать капитализм локально и находить пути глобализации этих локальных подрывов, одновременно используя предоставляемые демократией возможности пози­тивной трансформации капитализма».

Большинство приверженцев экономического подхода к гло­бализации рассматривают этот процесс в качестве новой ста­дии развития интернационализации экономической жизни. М. Интрилигейтор, отмечая рыночный характер глобализации, считает, что «источником глобализации стала конвергенция идей в направлении признания ценностей рыночной экономи­ки и свободной торговли». Ученый полагает, что глобализация в перспективе ведет к слому национальных границ и формиро­ванию единой всемирной рыночной экономики. Результат гло­бализации, по Интрилигейтору, «будет состоять в дальнейшем продвижении к более открытому и интегрированному миру, все ближе и ближе к земному шару без границ и к более ин­тегрированной, открытой и взаимозависимой мировой эконо­мике».

Ряд ученых связывает глобализацию хозяйственной жизни с ее универсализацией, причем под универсализацией понимает­ся приведение национальных условий хозяйствования в соот­ветствие с нормами передовых стран. Так, немецкий ученый П. Вельфенс выступает за перестройку европейских финансо­вых рынков на англосаксонский манер, имея в виду акценти­рование роли рынков ценных бумаг, а не банков в развитии финансовой системы Евросоюза.

М. Шимаи предлагает различать в экономической глобали­зации интернационализацию, транснационализацию и универ­сализацию. Под последней он понимает «растущее сходство систем национального экономического регулирования, а также сближение (экономических) политик различных государств на основе... новой технологии, стандартизации производства и по­требления». При этом Шимаи отмечает, что в глобализирую­щейся экономике не все страны занимают одинаковое место, здесь есть лидеры и аутсайдеры. Ведущую роль играют страны «семерки», которые контролируют мировые рынки и междуна­родные организации — МВФ, Всемирный банк, ВТО, и, по су­ществу, выступают в роли тех, кто диктует мировые цены («price-makers»). Тогда как малые и средние государства, число которых в последние десятилетия возросло в результате распада колониальных империй и крушения многонациональных госу­дарств (СССР, Югославия, Чехословакия), выступают в гло­бальной экономике в роли «price-takers», т.е. тех, кто вынужден приспосабливаться к мировым ценам. В широком понимании Шимаи трактует экономическую глобализацию как совокуп­ность таких процессов, как «трансграничные потоки товаров, услуг, капитала, технологий, информации и международное передвижение людей, господство мирового рынка в определе­нии направлений торговли, инвестиций и другой деятельности частных фирм, территориальная и институциональная интегра­ция рынков, возникновение таких глобальных проблем, как деградация окружающей среды и рост народонаселения, кото­рые требуют глобального сотрудничества». По мнению ученого, «на острие процесса глобализации находятся такие междуна­родные потоки денежного капитала и информации, в отноше­нии которых национальное законодательство имеет небольшую силу».

Ч. Моррисон рассматривает экономическую глобализацию в двух измерениях — на микро- и на макроэкономических уров­нях. Рассматривая глобализацию с микроэкономического уров­ня, Моррисон определяет ее как «особую стратегию компаний, направленную на преодоление ограничений, связанных с суще­ствованием национальных политических границ, посредством переноса производства в другие страны и расширения рынков сбыта». На макроуровне ученый характеризует глобализацию как «единство сил, интегрирующих национальные экономики в мировое сообщество». К таковым силам Моррисон относит «потоки спекулятивного капитала, прямые иностранные инвес­тиции, передачу технологий, рост торговли товарами и услуга­ми, движение капитала и легальной и нелегальной рабочей силы, туризм и даже распространение в мире идей, норм пове­дения и жизненных ценностей».

Участники проекта «Планета Земля 21», организованного по инициативе влиятельной японской газеты «Асахи Симбун», рассматривают глобализацию как стратегию фирмы, разрабаты­ваемую с учетом как возможностей международной экономи­ческой интеграции, так и внутренних хозяйственных условий зарубежной страны, в которой данная фирма вкладывает капи­тал и имеет деловые интересы. Последнее понятие определяет­ся как локализация и означает, что фирма-инвестор должна строить свою политику в отношении собственных зарубежных филиалов таким образом, чтобы данные филиалы стали глубо­ко интегрированной в местную экономику частью «локального сообщества». При этом размер фирмы не имеет значения — главное, чтобы деятельность фирмы распространялась за рубеж. Исходя из такого подхода, участники проекта вводят новое понятие экономической глокализации (glocalization), кото­рое определяется как «стратегия развития бизнеса, интегри­рующая глобализацию и локализацию».

Рассматривая факторы развития экономической глобализа­ции, западные ученые особо выделяют роль научно-техничес­кого прогресса. Так, например, Л. Кляйн указывает на следую­щие «технические основы глобализации»: «компьютерную тех­нику, средства и инфраструктуру коммуникаций, распростра­нение знаний посредством интеллектуального обмена». Дости­жения в этих областях, по мнению американского ученого, со­здали «решающие условия для организации эффективного уп­равления производством и обменом в планетарных масштабах».

Т. Фридман полагает, что глобализация заставляет прави­тельства, частные компании и людей во всех странах мира вести себя в соответствии с принципами свободного рынка или погибнуть в изоляции. Основную роль в развитии глобализа­ции Фридман отводит финансовым центрам, которые переме­щают международный капитал по различным направлениям через электронные сети, что и «заставляет всех актеров (миро­вого рынка. — Прим. авт.) вести себя одинаково». «Дарвинист­ская борьба за лидерство в процессе глобализации, — пишет Т. Фридман, — создает в мире жесткую иерархическую струк­туру, в основу которой положен принцип: кто проводит луч­шую политику в контексте глобализации». Несколько утрируя взаимосвязь между глобализацией и международной безопас­ностью и процветанием, Фридман предлагает собственную тео­рию разрешения международных конфликтов через призму происходящего расширения по миру сети ресторанов быстрого питания Макдоналдс и Пицца-Хат. По его мнению, страны, в которых наличествует представительный средний класс, поль­зующийся услугами Макдоналдс и Пицца-Хат, будут стараться избегать вооруженных конфликтов, с тем чтобы сохранить ус­тоявшийся стиль жизни. Приводя примеры в подтверждение своей идеи, Фридман ссылается, с одной стороны, на продол­жающиеся военные провокации в отношении Южной Кореи со стороны Северной Кореи, остающейся вне действия процес­сов глобализации (до начала 2000 г., когда ситуация в Корее стала меняться, в том числе под воздействием глобализации. — Прим. авт.), а с другой стороны, на мирные, хотя и напряжен­ные отношения между Китаем, в котором насчитывается 225 Макдоналдсов, и Тайванем с его 303 ресторанами Макдоналдс.

В западных исследованиях существует и более скептическое или более сдержанное отношение к глобализации. Так, Д. Пи-зано ставит под сомнение тезис о том, что интернационализа­ция хозяйственной жизни охватила сегодня почти весь мир. Ученый предупреждает об опасности преувеличения значения глобализации, ставя вопрос: «Действительно ли этот процесс (интернационализация хозяйственной деятельности. — Прим. авт.) является глобальным?» И сам же отвечает на него: «Мой ответ — пока нет. По крайней мере половина развивающихся стран не ощутила роста торговли и инвестиций, ассоциируе­мых с глобализацией».

Британские экономисты П. Хирст и Г. Томпсон вообще ставят под сомнение правомерность постановки вопроса о гло­бализации как уникальном явлении наших дней. Их аргумен­тация сводится к следующим трем постулатам. Во-первых, ка­питализм всегда был интернациональным. Глобализация же мировой экономики, по их мнению, означает создание иде­альной модели всемирного хозяйства на основе деятельности транснациональных корпораций, теряющих свою страновую принадлежность. Однако сегодня, весьма справедливо отмеча­ют английские ученые, мир еще очень далек от такого идеала. «Лишь несколько транснациональных корпораций, — пишут они, — могут считаться многонациональными, или наднацио­нальными». Во-вторых, международная торговля сегодня носит больше региональный, а не всеобщий характер. В качестве ар­гумента Хирст и Томпсон ссылаются на то, что 80% мировой торговли осуществляется внутри ОЭСР (OECD) между глав­ными странами-членами ОЭСР (Организация по экономичес­кому сотрудничеству) — США, Евросоюзом и Японией. В-тре­тьих, международная торговля составляет пока лишь около 20% ВВП мировых экономических лидеров — США, Японии, ЕС.

Большое внимание западные исследователи уделяют вопро­сам адаптации различных стран к экономической глобализа­ции. При этом выделяются два аспекта адаптации: во-первых, открытие общества для воздействия процессов глобализации и, во-вторых, приспособление к существующей экономической жизни тех внутренних изменений, которые происходят вслед­ствие открытия общества процессам глобализации. В первом случае имеется в виду либерализация национальной экономи­ческой жизни и придание ей большей открытости, тогда как во втором — преодоление негативных последствий глобализации.

Среди негативных последствий, или издержек, глобализа­ции выделяются следующие:

увеличение разрыва в уровнях экономического и социаль­ного развития между бедными и богатыми странами;

негативные последствия экономической глобализации для окружающей среды;

осложнение проблемы занятости в развитых странах в связи с переносом транснациональными корпорациями своих произ­водств в развивающиеся государства;

социальные проблемы, связанные с притоком рабочей силы из развивающихся стран в развитые;

ослабление экономических функций национальных госу­дарств и сокращение национальной автономии в макросфере под давлением процессов транснационализации производства и сбыта продукции;

усиление уязвимости национальных экономик вследствие повышения степени их открытости и роста их взаимозависи­мости. Это обстоятельство стало особенно выделяться зарубеж­ными исследователями после азиатского финансового кризиса 1997—1998 гг., затронувшего и финансовые рынки в Америке и Европе. В этой связи Ч. Моррисон пишет: «Глобализация, при­нявшая опасную форму во время азиатского финансового кри­зиса, создала угрозы управлению экономикой на национальном и глобальном уровнях, которые раньше не учитывались идео-

логами глобализации. Мир столкнулся с новым вопросом: а не развивается ли глобализация слишком быстрыми темпами, не оставляющими время многим национальным экономикам на адекватное приспособление к вызовам глобализации»;

возрастающая неопределенность спроса — по мере того, как все большая доля в совокупном внутреннем спросе приходится на быстро и непредсказуемо (с точки зрения внутреннего про­изводителя) изменяющийся спрос со стороны внешних потре­бителей и внешних рынков;

возрастающая конкуренция между экономическими лидера­ми по поводу размещения производства на относительно сво­бодных сегментах мирового рынка, втягивающего в себя менее развитые страны;

усиливающееся расслоение внутри государств между теми сегментами национальной экономики, которые успели приспо­собиться к глобализации, и теми, которые не смогли;

неготовность стран приспособиться к политическим и идео­логическим аспектам экономической глобализации, таким, как новые требования к образованию, необходимость большего по­литического и идеологического плюрализма, усиление позиций гражданского общества и т.д.

Западные ученые по-разному подходят к проблемам адапта­ции к издержкам глобализации. В Европе акцент делается на поиск путей борьбы с безработицей и углубление западноевро­пейской экономической и финансовой интеграции как на ва­риант ответа на вызовы глобализации мировой экономики. Упоминавшийся нами выше Шимаи полагает, что «вместо же­лезного занавеса, разделявшего в прошлом Восток и Запад, те­перь между Севером и Югом опустится золотой занавес... Про­мышленные страны должны будут защищать собственные рынки труда... Вопрос гармонизации усилий по использованию сравнительных преимуществ в социальных целях стал ключе­вой дилеммой для всех промышленно развитых стран».

Японские ученые связывают с глобализацией японской эко­номики надежды на преодоление продолжительного экономи­ческого застоя конца 90-х годов. Такенака Хейдзо и Шида Рёкичи отмечают, что в Японии существует двойной подход к глобализации. С одной стороны, в Японии понимают, что гло­бализацию нельзя игнорировать, поскольку нельзя отказаться от сотрудничества с мировыми рынками, а с другой — «пани­чески опасаются той цены, которую придется заплатить за гло­бализацию». Ученые увязывают это с двойной структурой японской экономики, одна (индустриальная) часть которой от­крыта для внешнего мира, а другая (сельское хозяйство, фи­нансовая сфера, социальная система) остается закрытой. С этой двойственностью японской экономики связано торможе­ние реформ и в конечном счете длительная стагнация. Хейдзо и Рёкичи полагают, что эффективная адаптация Японии к гло­бализации требует серьезной структурной перестройки эконо­мики, которая сделает японскую экономику более открытой и в конечном счете более динамичной. «Глобализация экономи­ки, — пишут они, — не самоцель. Глобализацию надо воспри­нимать в контексте того, как она помогает стабилизировать экономику и повысить жизненный уровень... До сих пор глоба­лизация означала для японской экономики расширение экс­порта, импорта и японских инвестиций за рубежом. Глобализа­ция будущего будет означать увеличение присутствия в япон­ской экономике фирм других стран». Именно с этим обстоя­тельством авторы связывают надежды на эффективные струк­турные сдвиги в японской экономике и финансах.

В США основное внимание обращается на следующие про­блемы:

как добиться либерализации рынков других стран и при этом сохранить защищенными собственные рынки. Известные сканда­лы конца 90-х годов по поводу ограничений импорта стали из России, Японии, Южной Кореи, или «банановая» война с Ев­росоюзом, вызваны неспособностью США найти оптимальный вариант адаптации к глобализации. В результате вместо пере­группировки производительных сил на глобальном уровне и корректировки сложившегося мирового разделения труда США защищают интересы своих производителей локальными и при том жесткими запретительными методами;

как сохранить лидерство в научно-технической сфере. В этих целях США используют концепции глобализации для «привле­чения мозгов» из всех других стран мира. Английский язык стал по существу монопольным языком научного общения, что позволяет американской науке отслеживать и в определенной степени направлять развитие научной мысли в других странах;

как избежать безработицы и падения жизненного уровня менее квалифицированных американских рабочих. Многие амери­канские ученые считают растущую конкуренцию со стороны иммигрантов на американском рынке труда главным негатив­ным последствием экономической глобализации. Вместе с тем не все согласны с такой позицией. Так, С. Коллинс отмечает, что «эмпирические исследования показали, что фактор внеш­ней торговли и иммиграции обусловил лишь четверть от вели­чины падения реальных заработков менее квалифицированной рабочей силы (Америки в 90-е годы. — Прим. авт.), тогда как остальные три четверти приходятся на два других фактора — технологические изменения в производстве и развитие внут­реннего рынка. Более того, в отраслях промышленности с большой долей присутствия импортных товаров и капитала не наблюдалось более высокой степени сокращения рабочих мест или большего падения заработков».

Исходя из логики изучения глобализации в развитых стра­нах, можно предположить, что в ближайшие годы возрастет внимание ученых к практической стороне исследований про­блем адаптации национальных экономик к экономической гло­бализации. Одной из причин этого может оказаться увеличение спроса на подобные исследования и вытекающие из них реко­мендации со стороны национальных правительств.

Сторонники экологического понимания глобализации рас­сматривают это явление в контексте негативных последствий экономического развития для окружающей среды.

Так, например, испанский профессор Дж. Мартинес-Альер, рассматривая взаимоотношения между экономическим ростом и состоянием окружающей среды, вводит понятие экологичес­кого распределения и политической экологии. Термин экологи­ческое распределение отражает неравномерность использова­ния человечеством природных ресурсов. А политическая эколо­гия рассматривает экологические конфликты, вызванные таким неравномерным использованием природных ресурсов. Например, неравномерное распределение ограниченных зе­мельных ресурсов между равниной и горными склонами при форсированном развитии экспорта сельхозпродукции может вызвать деградацию земельных угодий в результате агрессивной обработки земли на горных склонах крестьянами, ориентиро­ванными на максимальный результат и не удовлетворенными теми возможностями, которые дают лишь равнинные земли. Однако, считает испанский ученый, проблема восстановления «экологической справедливости» состоит в том, что в эпоху глобализации большинство проблем защиты окружающей среды приобретают глобальный характер, тогда как деятель­ность экологических движений носит локальный характер. Рас­сматривая отдельные экологические конфликты, испанский профессор считает необходимым поднятие экологических дви­жений до глобального уровня, т.е. до уровня работы трансна­циональных корпораций.

Наиболее рельефно позиция сторонников комплексного под­хода отражена в работах американского ученого Р. Кадрля. Кадрль рассматривает глобализацию в трех вариантах: как ры­ночную глобализацию, непосредственную (прямую) глобализа­цию и коммуникационную глобализацию.

Под коммуникационной глобализацией автор понимает распространение в мире новых современных средств связи, ко­торые оказали революционное воздействие на все стороны жизни человечества. Кадрль полагает, что именно коммуника­ционная глобализация, ускорившая и упростившая процессы общения людей, ускорила рыночную и прямую глобализацию. И именно коммуникационная глобализация отличает совре­менную «эру глобализации» от предьдущих этапов развития человечества, на которых также происходило постепенное уси­ление взаимозависимости между народами и странами. Кадрль выделяет экономический, культурный и демонстрационный эффекты коммуникационной глобализации. Под последним понимается предоставление людям возможности при помощи современных средств связи сравнивать свои условия жизни с жизнью других людей. «Коммуникационная глобализация, — считает Кадрль, — увеличит спрос на демократию и тем самым, посредством незнающих границ средств телекоммуни­каций, создаст угрозу некоторым государствам, например, Китаю».

Под рыночной глобализацией Кадрль понимает возросшую под воздействием коммуникационной глобализации степень мобильности перемещаемых по миру товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Понятие прямая глобализация используется для того, чтобы охарактеризовать нерыночные последствия комму­никационной и рыночной глобализации, которые оказывают трансграничное воздействие на людей в разных странах мира. К ним американский ученый относит проблемы защиты окру­жающей среды, гарантии прав человека, включая и право на труд.

Главным тезисом Кадрля является утверждение, что разви­тие глобализации в трех ее вариантах, или видах, «требует более жесткого управления как на национальном, так и на международном уровне». Кадрль приходит к выводу, что глоба­лизация, ставя многие проблемы на глобальный уровень, объ­ективно ведет к размыванию национального суверенитета в его традиционном понимании «и, следовательно, создает угрозы самим основам современной государственной системы». В этом как раз и заложено главное противоречие современной «эпохи глобализации».

Обобщая западные подходы к изучению явления глобализа­ции, можно заключить, что для них характерно глубокое и все­стороннее как теоретическое с философских, политических, социальных, экологических точек зрения, так и практическое — в плане отслеживания конкретных последствий глобализации для национальных экономики и политики — исследование темы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.