Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и право России в период первой мировой войны (1914-1917 гг.)



ПЛАН

1.Реорганизация государственного аппарата.

2. Изменения в правовой системе.

 

Начало войны вынудило правительство к принятию ряда чрезвычайных правовых мер, приспосабливающих государственное устройство России к военным условиям. Верховным главнокомандующих являлся царь, при нем в Москве учреждалась Ставка. Ей подчинялись действующая армия, а также Балтийский и Черноморский флоты. Тыловые военные округа подчинялись Военному министерству.

Для урегулирования межведомственного управления создавались особые совещания. Они наделялись широкими полномочиями по контролю над соответствующими отраслями экономики и распределением военных заказов. На местах интересы Особых совещаний представляли уполномоченные, а также совещания в губерниях. Были организованы – Особое совещание по снабжению армии, Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее представительное – Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне, возглавляемое военным министром. В обязанности Совещания по обороне входил надзор за деятельностью государственных и частновладельческих предприятий, изготовляющих предметы снаряжения армии и флота, содействие образованию новых заводов и т.п. Для координации деятельности всех подразделений было создано Особое совещание министров, под руководством председателя Совета министров.

В начале войны Совет министров получает чрезвычайные полномочия – осуществлять государственное регулирование экономики и транспортных перевозок, утверждать чрезвычайные указы и т.п.

Избранная в 1912 году 4-я Государственная Дума поддержала правительство в ведении войны и избрании курса на милитаризацию экономики. Однако, видя неспособность царской власти организовать тыл и снабжение армии, противостоять нарастающему кризису и угрозе революции, требовала создания правительства «народного доверия», т.е. прав-ва ответственного перед Думой. В августе 1915года часть депутатов образовала прогрессивный блок, предлагавший кардинальные изменения в составе, организации правительства и действующего законодательства. По инициативе прав-ва распущена царем 25 февраля 1917г.

В годы войны были расширены административные, полицейские и судебные права генерал-губернаторов. Их полномочия определялись Положением 1892 года «О местностях, объявленных на военном положении». Генерал-губернатор мог устанавливать обязательные правила, предупреждающие нарушение общественного порядка, а так же обладал репрессивными функциями.

Юридической опорой установившегося строя стало чрезвычайное законодательство конца Х1Х века. В соответствии с законом о военном положении 1892г.военные власти получали право закрывать по своему усмотрению государственные учреждения, органы местного самоуправления, смещать должностных лиц и предавать их суду; запрещать выпуск периодических изданий, устанавливать комендантский час и порядок вьезда и выезда в прифронтовые районы.

В 1916г. происходит объединение земских учреждений и городских обществ в единый Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Этот союз первоначально занимался организацией и помощью госпиталям, поставкой медикаментов, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Земгору были предоставлены полномочия полувоенной организации. При помощи этой организации буржуазия получила доступ к государственным делам.

Еще одна влиятельная буржуазная организация был создана в 1915 году – военно-промышленные комитеты. Они учреждались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения и армии продовольствием и снаряжением. ВПК выступали как юридическое лицо: могли приобретать имущество, заключать договоры, вступать в обязательственные отношения. ВПК инициировали отмену ограничения рабочего дня на заводах и использования женского и детского труда на предприятиях, выполнявших военный заказ. ВПК применяли административные методы управления, заменяли и контролировали деятельность государственных структур, вмешивались в работу предприятий.

Изменилась деятельность судебных органов. Законом от 20 июля 1914 года в районах военных действий вводилось судопроизводство военно-полевых судов. Формировались из офицеров в течение суток после совершения преступления. Приговор вступал в силу и приводился в исполнение в течение суток.

Война внесла ряд изменений и в действующее законодательство. В сфере административной юстиции вводилось Временное положение о военной цензуре, осуществляемой командованием армий и военных округов. Виновные в нарушении правил подвергались уголовной ответственности.

Указом 28 июля 1914 года ограничивалась правоспособность и дееспособность подданных воюющих против России стран.

Согласно Положению от 1 сентября 1916г. Министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать любые народные собрания .

В области финансового законодательства увеличивались прямые и косвенные налоги. Вводились изменения в право собственности, а именно: проводились реквизиции продовольствия и ограничивались права по распоряжению имуществом. Ужесточалась уголовная ответственность за военные преступления (дезертирство, побег к неприятелю, поставки недоброкачественных товаров).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.