Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общественно-политический строй и право Руси в период государственной разобщенности ХШ-Х1У вв.



План.

1.Причины государственной раздробленности.

2. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие российского государства и права.

3. Система управления русских княжеств. Особенности государственной организации Новгорода и Пскова.

4. Развитие русского права. Псковская судная грамота.

 

1. Многообразные факторы, приведшие к распаду Древнерусского государства, условно можно подразделить на следующие группы: экономического характера (натуральное хозяйство, путь из варяг в греки, складывание боярского землевладения), политические (конфликт родовой и отчинной системы наследования княжеского престола, ослабление великокняжеской власти, развитие системы иммунитетов), социальные (ассимиляция дружинников и земщины, усиление общественной дифференциации); географические –большая протяженность государства. Все это привело к господству удельной системы и спровоцировало татаро-монгольское нашествие.

2. Подчинение татарам выразилось главным образом в 4 условиях: 1) в признании верховной власти татарского хана, 2) в платеже дани, 3) в доставке войск хану и 4) в содержании баскаков и войск, посылаемых в Россию. Полное владычество татар продолжалось не более 100 лет. Общее понижение культурного уровня страны, общее огрубение нравов было непосредственным результатом этого нашествия. Прямого воздействия монгольского права на русское не было: ни посредством применения монгольского кодекса, ни путем создания специального кодекса. Следовательно, можно говорить только о влиянии косвенном, о влиянии административной практики. В частности, в гражданском праве (редакции РП ХШ и Х1У в.) – заимствования в расчетах о скотоводстве, развитие вольнонаемного труда; в уголовном праве - усиление наказаний введение смертной казни, наказаний кнутом, пыток; в государственном праве – повлияло на образование единодержавия на Руси.

3. Во время татарского владычества на северо-востоке России образовалось несколько крупных княжеств, признанных ханами: Смоленское, Рязанское, Тверское, Нижегородское, Ростовское, Суздальское, Московское. Княжеская власть нисколько не уменьшилась под влиянием монголов; ханам мало было дела до того, в каких отношениях стояли князья к своему народу, - им нужна была только дань, да внешняя власть. Татары подготовили многое для будущего торжества единодержавия, которое утвердилось бы и без них, но несколько позднее. Под монгольским влиянием совершилось важное дело: сгладилось резкое различие между дружиной и земщиной. Вписав тех и других в списки даньщиков, татары соединили их интересы и тем самым активизировали процесс развития самодержавия. Второе пособие – частая раздача ярлыков одним князьям на владение других князей и помощь войсками. Кроме того, обедневшие князья охотно продавали свои владения другим, богатейшим, ибо они не могли платить дань ханам. Помимо всего, косвенное влияние татар изменило нравственные отношения между князем и народом, а вслед за ними и юридические. Русские князья убедились, что посредничество татар не примирит их ссор, а только разорит страну, и решились обойтись без их посредничества. В 1301 году в первый раз съехались князья в Дмитров и уладили дела между собой, не обращаясь к татарам. Отношения между великими князьями основывались на следующих условиях: старейшинство принадлежало тому, кто владел Владимиром; имели право свободных сношений с ордой, но не должны были принимать ярлыки на княжение другого князя; мирное сосуществование; третейский суд в делах между князьями; невмешательство во внутренние дела друг друга. Начиная со второй половины Х1У века ни летописи, ни другие памятники даже и не упоминают более о великокняжеских съездах. У великих князей того времени было только два средства решить все возникавшие между ними споры: оружие и третейский суд.

Теперь дружинники стали называться: боярами, боярскими детьми, вольными слугами и дворянами. Первые два названия относятся к старшей дружине, а два последних -–к младшей: княжеские истопники, конюхи, псари, ловчие и т.п. Около 1388 высший класс дружины – бояре – стал подразделяться на бояр просто и больших бояр или путников. Путниками назывались бояре, исполнявшие высшие государственные должности и получавшие за это «путь», т.е. доход с области или города, или же известной доходной статьи. Боярство с нач.ХУ в. уже перестало передаваться потомству, и все боярские дети уже перестали называться боярами. Во всех этих памятниках те, которые до 1433 г. назывались боярами, стали называться боярскими детьми.

Боярам принадлежало право местничества, т.е. боярские роды могли считаться друг с другом степенями службы по старшинству родов. Для занятий какой-нибудь высшей государственной должности не требовалось ни заслуг, ни способностей, а только одно происхождение.

В административном отношении земли делились на уезды, волости, станы пятины, присуды, губы и погосты. Уездом называлась целая страна, приписанная судом и данью к одному городу. В уезде, кроме главного города, были пригорода, которые также имели городское устройство, и слободы. Уездные земли по населению своему разделялись на слободы, села, деревни и починки; а по владению были черные, вотчинные, дворцовые, монастырские и поместные. Деление было бытовое, а не административное. Слободы были те же села, но между ними было то различие, что слободы освобождались от общей раскладки податей и повинностей. Они заселялись не земледельцами, а разными промышленниками: рыболовами, бортниками, бобровниками, ямщиками, псарями и др., освобожденными от поземельных податей и платившими свои особенные подати. Села заселялись преимущественно земледельцами, и к каждому из них всегда приписывалось по несколько деревень и починков. Устройство русских городов во время татарского владычества было следующее: городские земли делились тогда на черные и белые.

Вече Совет господ

 

Посадник Князь Архиепископ

Тысяцкий

Сотские

Пять концов

Плотницкий Славенский Загородский Неревский Гончарский

Вече

Староста

Политический строй Новгорода (а затем, после получения независимости, и Пскова) отличен от других русских земель и может быть определен как боярская или аристократическая республика. Новгород не только столица Новгородской земли, но как бы олицетворение государства, носитель государственного суверенитета. Юридически высшим органом считалось вече – собрание полноправных жителей города мужского пола. Но реальная власть принадлежала Совету - формировался из бояр и высших чинов новгородской администрации: посадника, тысяцкого, старых посадников и тысяцких, старост городских концов. Возглавлял Совет владыка. Боярский Совет собирался по мере надобности и решал важнейшие вопросы государственной жизни: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде. Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на Совете. Затем эта кандидатура рекомендовалась вече, после чего с князем заключался договор, подробно регламентировавший его права и обязанности. На последнем этапе существования Новгородской феодальной республики великий князь посылал в Новгород своего наместника.

Важнейшую роль в политической жизни Новгорода играл архиепископ (владыка). Он – глава новгородской церкви, но одновременно и лицо, имевшее значительные прерогативы политической власти. Архиепископ возглавлял Совет, представлял Новгород во внешних сношениях, скреплял печатью договоры и грамоты Новгорода, а с первой половины Х1У века ведал и всеми тяжбами по земельным делам. Суд высшей инстанции заседал в его резиденции. Архиепископ вершил также и церковный суд.

Новгородскую администрацию возглавлял посадник – первое по важности должностное лицо, избиравшееся на вече из представителей знатнейших боярских фамилий. Посадник был председателем на вече, контролировал деятельность князя, выполнял вместе с ним важнейшие функции (командование вооруженными, суд), ведал администрацией, внешнеполитическими делами, следил за взысканием податей с населения. С середины Х1У в. в Новгороде избираются одновременно шесть посадников с пожизненными полномочиями, но одного из них ежегодно избирают на должность главного – степенного посадника. В основе формирования этого органа власти лежит представительство от концов города. В конце первой четверти ХУ в. число одновременно действовавших посадников достигает 24, затем – 36.

Второе по значению должностное лицо в Новгороде – тысяцкий. Его избирали на вече поначалу из числа лиц небоярского происхождения, поскольку он, судя по «Рукописанию князя Всеволода», представлял интересы житьих и черных людей. Однако уже в первой половине Х1У в. эта должность была узурпирована боярством. Со второй половины Х1У в. число тысяцких достигло 5 (по числу концов), один из них ежегодно избирался в степенные тысяцкие. Тысяцкий возглавлял систему сотских, ведавших десятью сотнями. Тысяцкий ведал прежде всего торговлей и судом по торговым тяжбам, решал он и другие вопросы управления, помогая посаднику.

Управление Новгородом строилось следующим образом: город делился на пять концов (соответствовавших исторически возникшим посадам): Плотницкий, Славенский, Загородский, Неревский и Гончарский. Каждый конец созывал свое вече с выборным старостой во главе.

Источники указывают на высокое положение псковских сотских Х1У – ХУ вв. Между ними и посадником нет промежуточных инстанций, официальные представители Господина Пскова - только посадник и сотские. Кроме того, позиции князя и его аппарата в Пскове были, как видно, более сильными, а сфера действия этого аппарата более широкой. Обратная сторона этого явления – относительная слабость псковского боярства, псковских мужей, потенциальных конкурентов мужей княжих. В этом заметное отличие общественно-политического устройства Пскова от Новгорода.

4. Особенности политического строя Новгорода и Пскова нашли отражение в статьях Новгородской и Псковской Судных грамотах.

Новгородская судная грамота ограничивается нормами о суде и порядке суда. Статьи можно разделить на следующие отделы: о видах суда и об ограждении суда законом; об истце, ответчике и поверенных или адвокатах; о послухах или свидетелях; о вызове в суд; о судебных сроках; о порядке суда; о судебных пошлинах. Истцом и ответчиком мог быть без различия звания, состояния и пола каждый, даже и полный холоп.

ПСГ представляет последующую за РП ступень в развитии русского законодательства. Она есть не что иное, как окончательная редакция законов, изданных в разное время псковскими князьями. Первая часть ПГ охватывает вопросы судоустройства, в частности: суд князя и посадника; суд псковских выборных судей; суд владычного наместника; братчинный суд и суд веча. Первая же статья псковского кодекса устанавливает в качестве основного принципа судебного устройства вечевого города-земли дуализм: на первое место среди судей поставлен князь, но рядом с ним стоит посадник. Суд княжой – это суд по особо тяжелым уголовным преступлениям, из которых статья называет конкретно разбой и кражу из закрытого помещения. Князь выступает как главный судья и гарант правопорядка вечевого города-земли. ПСГ отменяет суд на вече и переносит его к князю его к князю на сени. Перед нами важная судебная реформа. Суть ее – ограничение судебных функций веча. Скорая расправа на вечевой площади заменяется строго регламентированным судом князя и посадника. Тем не менее, за вечем до самых последних десятилетий существования вечевого города-земли сохранялись законодательные функции и политическое значение.

Организация феодального суда-управления в обоих вечевых городах-землях в принципе однотипна и отражает особенности общественного строя этих земель. Суть этой организации – превращение вечевой общины в орган феодального властвования. Если в Правде ХП в. княжеская власть – над общиной, то в Пскове и Новгороде ХШ-ХУ вв. эта власть с участием посадника и сотских – представителей вечевой общины – проникает в самую толщу общины, стимулируя идущие в ней процессы развития феодальных отношений.

Процессуальное право ПСГ допускало в суд адвокатов – пособники или стряпчие. Но этот институт не пользовался в Пскове большим довертем и действовал тогда, когда истцом или ответчиком была женщина или малолетний, чернец, черница, или больной, старый, глухой и т.п. Один стряпчий не имел права участвовать в двух делах в один день.

Основными судебными доказательствами в делах по земельному владению считались – показания старожилов и окольных людей; межевые знаки; грамоты на право владения; крестное целование; судебные поединки или поле. В делах по займам и поклаже – доски (конторские или счетные книги), рядницы. Запись должна была сделана при церкви Св.Троицы, а копия оставлена в ларе Св.Троицы. В делах между закупом и господином – контракты или записи, а также показания свидетелей. В делах по татьбе, грабежам и разбоям судебными доказательствами считались показания свидетелей, крестное целование и поле. Решающей фигурой уголовного процесса является послух. Он не просто свидетель, очевидец происшествия, а человек, берущий на себя всю тяжесть обвинительного процесса и полностью представляющий истца. Из общественного гаранта личности послух все больше превращается в индивидуального защитника истца. Такая эволюция говорит об изменении общественного правосознания. Если во времена правды роль посредника между личностью и государственной властью играет община, гарантирующая как наказание преступника, так и оправдание невинного человека, то в Грамоте это посредствующее звено сведено до минимума.

Уголовное право ПСГ включает статьи о татьбе и грабеже и законы об убийстве, боях и поджогах. Впервые сформулировано понятие о тате-рецидивисте. Различие между грабежом, разбоем и татьбою или простым воровством в ПГ выражено в различии пени, назначаемой за эти преступления. Кроме того, в ПГ резко отличены от простых татей церковные тати и конокрады - смертной казнью. К тягчайшим преступлениям относятся наряду с разбоем также наход и грабеж. Наход – вооруженное нападение на чужую землю с целью ее захвата (присвоения). Это преступление, приравниваемое Грамотой к разбою, носит специфический характер. Для того чтобы появилась возможность такого преступления, необходимо прежде всего наличие достаточно развитой и отграниченной земельной собственности. Русская Правда находа как такового не знает.

В отличие от находа бой – преступление против личности «человека». В ПСГ бой рассматривается и как отдельное преступление, и в сочетании с грабежом. В отличие от Правды ПСГ рассматривает бой как публичное избиение. Это преступление новое, не известное Правде. В ПСГ оно одно из самых тяжких -–за него назначается рублевый штраф (ст.120) – стоимость целого стада овец. Речь идет о драке между участниками пира или о свалке на улице или на торгу. Усиление внимания к такому преступлению свидетельствует о росте значения государственной власти. Государственный суд судит теперь такие дела, которые раньше, во времена Правды, в поле зрения князя не попадали.

Законы об убийствах, боях и поджогах показывают, что псковитяне уже во многом отступились от РП: в ПГ нет и упоминания о «вирах», а говорится только о «продаже», и притом продажа взыскивается только с самого убийцы, а не с общины, и только тогда, когда убийца будет уличен.

Зажигатели и изменники государству наказывались смертной казнью; но если против них не было прямых улик, то истцу предоставлялось на волю или самому давать присягу или приводить к присяге ответчика.

ПСГ в отличие от Правды касается только отдельных частных аспектов темы об убийстве, сама же эта тема как таковая остается вне рамок вечевого законодательства. Это явление можно понять, только допустив, что кодекс законов об убийстве уже существовал и был известен составителям ПСГ. Единственным таким кодексом в русских памятниках является раздел об убийстве Пространной Правды. Вероятно, именно этот раздел и был тем фундаментом уголовного права, который в виде частных производных надстраивался соответствующими статьями ПСГ.

Центральное место в ПСГ занимают дела гражданские – имущественные сделки и споры о них. Нормы о поземельном владении начинались со статей о земской давности. Это новое положение. Назначалась 4-х или 5-летняя давность в силу которой владелец собственности освобождался от притязаний на нее прежнего владельца. Давность назначалась только в отношении возделанных или застроенных земель. Кроме того, в настоящем отделе помещен закон о суде по поземельному владению по грамотам; допускался выкуп земель. Это также новое узаконение. Выкуп дозволялся только тем, кто имел старшую, т.е. более давнюю грамоту на право владения землей. Признается поместное и вотчинное владение землей. Это опять новое узаконение: в РП нет указания на различные права владения землей. ПГ строго запрещает продавать поместные земли как не составляющие полной собственности владельца. Между поземельными псковскими законами встречается узаконение о землях, которыми владеют несколько хозяев, так называемых пайщиков или сябров, каждый своей долей в собственность по особым грамотам или купчим.

Статьи ПСГ, связанные с землей распадаются с точки зрения оформления прав на землю довольно отчетливо на два слоя. Статьи первого слоя не знают земельного акта как такового; статьи второго слоя на этом акте основываются. Перед нами как бы два суда о земле: старый общинный суд и новый суд по грамотам. Значение ПСГ в том, что она показывает самый момент перелома, эпоху, когда еще действуют оба суда и письменный акт еще сочетается с показаниями соседей. ПСГ рисует картину вторжения грамоты в мир соседей. Это важнейший момент в истории поземельных отношений.

В ПСГ кормля– это право на получение доходов с имущества без права распоряжения самим этим имуществом. Кормля таким образом, - условное держание имущества, прежде всего земли.

Закупен – прямой потомок ролейного закупа Правды, скотник – соответствующий ему работник на хозяйском скотном дворе.

Государь – это не просто один из участников гражданской сделки найма, а особый участник этой сделки, выступающий в роли владельца имущества и присваивающий плоды труда наймита. Однако, наймит (мастер) сам является государем. Государь здесь не феодал, наделенный особыми привилегиями и правами, а просто хозяин, связанный с наймитом определенными экономическими отношениями. Сущность этих отношений – работа наймита на государя и получение им найма.

Взакличь – это особая форма иска, при которой не требовалось предъявления письменных документов. Как и суд о земле, не опирающийся на письменный акт, иск взакличь отражает старые общинные процессуальные нормы. Сама возможность такого иска со стороны наймита предполагает принадлежность его и государя к одной и той же общине. Это обстоятельство представляется чрезвычайно существенным в характеристике взаимных отношений государя и наймита. Наймит может апеллировать к общине, к сторонним людям из нее, и государь должен подчиниться их мнению. Такое положение государя по отношению к миру не дает возможности трактовать его как феодала в собственном смысле слова, как человека, наделенного особыми привилегиями и стоящего вне мира и над ним.

Термин изорник этимологически связан, вероятно, с корнем «ор» и с глаголом «орать». «Изорник» в таком случае то же, что и ратай других памятников – просто пахарь. В тексте слово изорник стоит рядом с терминами огородник и котечник. Надо полагать, что все эти три термина этимологически однотипны – они указывают на сферу применения труда (пашня, огород, рыбная ловля), а не на его условия и не на характер отношений изорника, огородника и котечника с государем.

Ограниченное право ухода от государя – один из центральных моментов в социальной и юридической характеристике изорничества и отмечается почти всеми исследователями. Изорник – человек, находящийся в определенной поземельной зависимости от государя. Эта зависимость реализуется в виде выплаты оброка, несения отработочных повинностей и особых платежей при отроке и зачастую осложняется еще долговыми обязательствами по покруте. Таков основной юридический и социальный смысл этих статей, такова основная специфика изорничества как института.

Правовое положение изорника по отношению к своему государю и его место в псковском обществе и в хозяйстве этого государя заметно отличаются от статуса зависимого крестьянина, живущего в вотчине боярина или монастыря и всецело подчиненного юрисдикции феодала. Устойчивость статуса изорника следует понимать только в том смысле, что этот статус не понижается при его бегстве. Бегство изорника не приводит к потере им прав свободного человека. Возвращение его не означает автоматического возобновления прежних отношений с государем. Даже смерть одинокого изорника не только не делает государя полным и безоговорочным собственником выморочного имущества, но и не дает ему права самовольно взыскать данную изорнику покруту.

ПСГ нисколько и ни в чем не дискриминирует старое, устное изорничество. Напротив, она вполне допускает их сосуществование даже в рамках одной статьи. Возможно, и в реальной жизни устное изорничество существует рядом с записным, может быть, даже в пределах хозяйства одного и того же государя. Однако значительно вероятнее, что устное и записное изорничество находят разные сферы приложения, имея разные социальные адреса. Устное изорничество естественно видеть в селе. Иная картипна рисуется при изорничестве записном. Никакие сторонние люди, никакой мир тут государю не нужны. Свои отношения с изорником он строит на совершенно других основаниях – на основаниях чисто формальных, документальных, если можно так выразиться, безличных. Не создавая новых отношений, запись тем не менее обостряет и подчеркивает отношения старые, делая зависимость изорника от государя более жесткой и четкой.

Зависимые крестьяне, жившие на господской земле, в Великом Новгороде смердами не назывались. Новгородские смерды рассматривались как податное население, несущее повинности в пользу города-государства. Псковские смерды – это крестьяне, несущие повинности в пользу феодального государства; об их частновладельческих повинностях нет никаких прямых указаний.

Если Правда занята главным образом охраной привилегированных людей и их собственности, то ПСГ уделяет большое внимание мелким сделкам, заключаемым преимущественно в среде рядовых горожан и сельских жителей – свободных мелких землевладельцев. Основное отличие Грамоты от Правды – проникновение ее законов в глубь этой среды рядовых непривилегированных свободных. Мир общины перестает быть чем-то замкнутым по отношению к государственному закону, он раскладывается на составные элементы – корпускулы, просвечиваемые насквозь этим законом. В этом можно видеть одну из особенностей вечевого законодательства – права, фиксируемого самой общиной. Но еще важнее другая сторона этого явления – старое неписаное обычное право становится недостаточным для регулирования отношений между членами общины; растет число апелляций к государственной власти. Расслоение в среде людей добрых, соседей растет, как растут крупные сделки на имущество, движимое и недвижимое; патриархальная простота и единообразие сделки уступают место строгой формализации, вершина которой – запись или рукописание, гарантируемые государственной властью. Долг или сблюдение оформляются закладом и записью, только тогда заимодавцу гарантируется возвращение его имущества. В отличие от патриархальной по существу своему поклажи Правды сблюдение Грамоты – сделка, доступная широкому кругу лиц, вступающих друг с другом в имущественные, чисто формальные отношения. Сделки об имуществе строго формализованы и материализованы документом.

Однако четкое правило о записи и закладе вовсе не универсально и не всеобъемлюще: сделки могут заключаться и без заклада, и без записи, правило о сблюдении не распространяется на ближайших родичей-наследников, и сама доска отвергается не вообще и не всегда, а только в определенных случаях. Она теряет значение не сама по себе как таковая, а только когда с ней конкурирует письменный документ, да и то при условии, что речь не идет о ближайшем племени.

В отличие от Правды ПСГ не содержит особого раздела, главы или устава о наследстве и семейном праве. ПСГ вводит много нового относительно наследства: по завещанию, по закону. Соответствующие вопросы разбросаны по многим статьям памятника. По завещанию наследниками умершего могли быть как наследники по закону, так и те, которых без завещания закон не допустил бы к наследству. Первое называлось «отморщиной», а второе – «приказом».

Наследство по закону простиралось на всех родственников нисходящей, восходящей и боковой линий без различия состояния и пола. Одно различие – близость степени родства, супруги до вступления во второй брак. В тексте впервые фигурирует «приказник» – распорядитель имущества или наследник по распоряжению завещателя, а не по закону. В этой же статье упомянуты рукописание завещателя, которое «у него написано и в ларь положено», и «порядня». Рукописание – соответствующим образом оформленное и заверенное письменное духовное завещание. Оно содержит все имущественные распоряжения завещателя, в том числе и по долгам; при спорах об имуществе, переходящем по наследству, рукописание – решающий аргумент.

Грамота устанавливает два типа наследства, отличающиеся по объему наследственных прав: наследство приказника и наследство ближнего племени.

Основная черта первого типа наследства – его тесная связь и обусловленность с документально зафиксированной волей завещателя порядней и рукописанием. Документ обеспечивает и владение наследством, и возможность иска к должникам; иск на наследство тоже должен иметь строго документальный характер – патриархальный иск по доске не принимается во внимание. Напротив, отношение к наследству ближнего племени основано целиком на неформальном, не документальном праве. Оно вступает в права наследства независимо от того, есть ли рукописание – в силу естественного права членов семьи.

Во времена ПСГ переход земли по наследству к дочерям потерял характер особой привилегии княжой дружины и стал общим правилом в среде земельных собственников. Женщина не только наследует землю – она может распоряжаться ею, составив свое рукописание.

Богатство содержания ПСГ, многократно и многообразно пересекающегося со всеми другими памятниками русской жизни ее времени, дает возможность в значительной мере избежать главной опасности – локально псковской ее интерпретации – и увидеть в ней не дальнюю боковую родственницу-провинциалку, а законную и прямую наследницу РП, принимающую из ее рук эстафету русского феодального права.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.