Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.



Структуры мозга: моторные отделы коры, лобная кора (то есть передние отделы мозга).

Особенности организации:

1. Моторная кора имеет хорошо развитый 5 слой (слой больших пирамид). Имеет проекционный характер строения. Максимальное представительство в этой зоне имеют органы, особо значимые и нуждающиеся в наиболее тонкой регуляции.

2. Принцип строения передних отделов схож со строением задних отделов (функцию I отделов выполняет моторная кора, II отделов - премоторная область, III отделов - лобная кора). Принцип иерархического строения и убывающей специфичности, но процессы здесь идут нисходящем направлении, начинаясь с наиболее высоких зон, где формируются двигательные планы и программы, и лишь затем переходя к аппаратам первичной двигательной зоны, которая посылает подготовленные двигательные импульсы на периферию. При раздражении передней извилины (I зона) возникают локальные мышечные движения. При раздражении премоторной зоны (II зона) возникают целые комплексы движений, имеющих системно организованный характер (повороты глаз, головы и всего тела и т.д.) Префрональные отделы (III зона) играют роль в формировании намерений и планов, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.

3. Двигательные зоны коры имеют обширные связи со структурами экстрапирамидной системы (базальными ганглиями, красным ядром и т.д.).

4. Лобная кора имеет многочисленные корково-подкорковые и корково-корковые связи (многочисленность связей лобной коры).

Функциональное значение.

1. Программирование и контроль за протеканием психических процессов (лобные и премоторные отделы).

2. Формирование замыслов и целей психической деятельности (лобные отделы).

3. Регуляция и контроль действий, деятельности и поведения в целом (премоторные о моторные отделы).

4. Организация двигательной активности (премотороная зона и моторная кора).

 

 

Принцип функциональной асимметрии в работе головного мозга.

 

В настоящее время набран огромный эмпирический материал (анатомический, физиологический и клинический), свидетельствующий о не равноценности структур и функций левого и правого полушарий головного мозга.

Анатомические данные (отдельные факты).

1. Установлено, что длина сильвиевой борозды в височной области в левом полушарии больше, чем в правом.

2. Зона Вернике в левом полушарии на одну треть больше аналогичной зоны в правом полушарии.

3. Существуют отчетливые морфологические отличия нейронов правого и левого полушария.

4. Уже у человеческого плода хорошо выражена анатомическая асимметрия головного мозга.

Вероятно, анатомические различия между полушариями являются структурной основой функциональных отличий.

Физиологические данные.

1. Выявлены явные различия в электрической активности обоих полушарий. Например, при интеллектуальной деятельности усиливаются различия в альфа-ритме правого и левого полушария.

2. При переходе от невербальных к вербальным заданиям происходит усиление электрической активности левого полушария.

3. ВП в зрительной коре правого полушария опережают во времени ВП левого полушария (по данным Э.А.Костандова).

Таким образом, асимметрия электрической активности полушарий проявляется особенно четко в условиях психической деятельности и зависит от характера этой деятельности.

Клинические наблюдения.

1. Исследования Брока и Вернике.

2. Исследования, связанные с расщепленным мозгом.

Исследования Сперри

У людей с расщепленным мозгом при первом взгляде не наблюдалось практически никаких изменений в отношении свойств личности, интеллекта или поведения. Но более тонкие психологические тесты показали, что у таких людей все-таки наблюдаются явные нарушения психики:

1. Больному на экране предъявляют изображения различных предметов таким образом, что эти изображения попадают либо в одно, либо в другое полушарие (используется метод кратковременного предъявления объекта с помощью тахистоскопа; это время подбирается таким образом, чтобы его хватало для опознания объекта, но не для его рассматривания, при котором взгляд перемещается по изображению, что приводит к попаданию информации в оба полушария). При предъявлении изображения левому полушарию больной правильно говорил о том, что он видел (если предъявляли чашку, то он говорил, что видел чашку). Если изображение попадало только в правый мозг, то испытуемый говорил, что ничего не видел.

2. Но если больного просят выбрать левой рукой (которой управляет правое полушарие) предмет, который только что промелькнул на экране (например, чашку), то он правильно выбирает с помощью этой руки чашку среди множества других предметов.

3. Когда же его спрашивают, что он держит в руке (не видя этого предмета, а только ощущая его форму с помощью пальцев руки), то он отвечает, как правило, не правильно, например, говорит, что держит карандаш.

4. Когда правому полушарию предъявили рисунок обнаженной женщины, то больной покраснел.

5. Когда его спросили, что он видел, он сказал, что ничего.

Из подобных экспериментов Сперри сделал вывод, что правое полушарие является как бы немым, оно правильно опознает предметы, но не может их называть. Дальнейшие исследования показали, что два полушария отличаются друг от друга по многим другим характеристикам в отношении работы с информацией. Сперри писал, что «каждое полушарие у такого больного имеет собственные отдельные ощущения, восприятия, мысли и идеи, полностью обособленные от соответствующих внутренних переживаний другого полушария».

Принцип асимметрии как один из фундаментальных принципов в работе головного мозга человека был открыт очень давно, еще на заре экспериментальных исследований. Но до сих пор не создано единой законченной теории асимметричной работы головного мозга.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.