Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



 

 

Тема 1. Две формы культуры человечества как отражение двух типов мышления.

Вопросы:

Проблема двух форм культуры: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность гармонии. Информационные технологии на пути сближения естественной и гуманитарной культур [1 – 3,5 – 9,22,28].

Рациональный естественнонаучный метод: причины возникновения, возможности, ограничения. Специфика естественнонаучного метода. Моделирование действительности: взгляд естественника и гуманитария. [1 – 3,5 – 9,34, п.2.1 данного пособия].

Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рациональности: предтечи и творцы. Фундаментальные парадигмы естествознания [1 – 3,5 – 9,19,20, п.2.1,2.2 данного пособия].

Ньютон и Дарвин. История естествознания до начала ХХ века. Необходимость пересмотра классических представлений. Панорама современного естествознания и его незавершенность [1 – 3,5 – 9, п.2.2 данного пособия].

Физика глазами гуманитария: от мифов античности через теорию относительности к модели элементарных частиц. Поиски принципов объективного описания природы [1 – 3,5 – 9].

 

Тема 2. Физика необходимого

Вопросы:

Мир дискретных объектов - физика частиц. Модель частицы. От физики Аристотеля к физике Ньютона. Состояние физической системы. Законы динамики и детерминизм Лапласа. Импульс, энергия. Фотоны. Взаимопревращение энергии в системах частиц [1 – 3,5 – 9, п.2.2 данного пособия].

Мир непрерывных объектов - физика полей. Модель сплошной среды. От физики Декарта к физике Максвелла. Взаимодействие: концепции близкодействия и дальнодействия. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Возбуждение колебаний и волн. Автогенератор. Когерентные волны. Сигналы и канал связи [1 – 3,5 – 9].

Интерференция, дифракция и поляризация света. Голография. Лазер - маяк синергетики. Управление оптическим излучением. Голографические запоминающие устройства [5,9].

Двойственный (непрерывный и дискретный) мир классической физики. Две альтернативные сущности: вещество и поле, их взаимодействие. Тепловое излучение. Соотношение неопределенностей [1 – 3,5 – 9].

Классические представления об объективности познания природы; концепция независимости результатов познания от средств наблюдения [5 -9].

 

Тема 3. Физика возможного

Вопросы:

Мир микрообъектов - квантовая физика. Квантование физических величин и суперпозиция состояний. От Планка к Дираку. Физические величины, состояния, средние значения, флуктуации [1 – 3,5 – 9,21,44].

Квантовые переходы и излучение. Тождественность микрочастиц. Атомы, молекулы, кристаллы. Лазеры, транзисторы и сверхпроводимость [5 –9,32].

Квантовая физика - ключ к субатомному миру: кварки, адроны, ядра атомов, пульсары. Проблемы современного естествознания[1 – 3,5 – 9].

Мир реальных макрообъектов - статистическая физика. Микро- и макро описание природы. Вероятность как атрибут сложных систем [5 – 9,28,44,51,86].

Тепловое равновесие и флуктуации. Тепловая физика: от Карно к Гиббсу. Машина Карно. Энергия, температура, энтропия [5,9].

Ближний и дальний порядок в природе. Фазовые переходы и симметрия. Законы сохранения [5,9].

Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени. Принцип причинности [1 – 3,5 – 9].

Целостный (непрерывно-дискретный) мир неклассической физики. Независимость и равноправие состояний и физических величин. Неклассические представления об объективности познания природы: принципиальная роль средств наблюдения. Структурность и целостность в природе. От двойственного мира классической физики к двойственному описанию целостной природы в неклассической физике [1 – 3,5 – 9].

Коэффициент полезного действия. Его мировоззренческое значение. Энтропийные и антиэнтропийные процессы на Земле и в космосе. Формула Больцмана для энтропии в применении к соотношению детерминированного и стохастического [5.9.44].

 

Тема 4. Физика как целое

Вопросы:

Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромир. На пути в глубины материи: идеи структурности материи от Демокрита до наших дней [1 – 3,5 – 9,21,32].

Критерий относительной элементарности: "лестница" Вайскопфа. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Физический вакуум как реальность [1 – 3,5 – 9,24,25].

Гармония в физике. Принципы целостности: вариационные принципы, принцип дополнительности, принципы симметрии и законы сохранения. Принцип подобия. Трансформация этих принципов от античности до наших дней [1 – 3,5 – 9].

Эволюция Вселенной. От архаических мифов космогенеза к единым теориям всего сущего. Креативная роль физического вакуума. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип [1 – 3,5 – 9,21 п.2.1 данного пособия].

 

Тема 5. От физики существующего к физике возникающего

Вопросы:

Устойчивость современных физических теорий. Современная физическая картина мира и ее принципиальная незавершенность [5,7,9, п.2.1, 2. 3. данного пособия].

Роль предыстории физической системы и наблюдателя как носителя социокультурных факторов. Истоки нового взгляда на объективность познания природы. Информационные технологии [5,7,9,33,42].

Потребность в универсальной теории эволюции. Проблема времени и будущее физики [1 – 3,5 – 9,32,33, п.2.3. данного пособия].

 

 

Тема 6. Жизнь: возникновение, развитие, смерть

Вопросы:

От атомов к протожизни. Необходимость возникновения адекватного языка при описании многочастичных систем. Неорганические и органические соединения и их многообразие. Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни [1 – 3,5 – 9, п.2.5 данного пособия].

Жизнь во Вселенной. Особенности биологической формы организации материи. Молекулы живых систем. Белки: ферменты и живые машины [1 – 3,5 – 9,45,63, п.2.5 данного пособия].

Биологическое узнавание. Матричный синтез. Информационные молекулы. Биологические структуры. Уровни организации живых систем. Живые системы. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Термодинамические особенности живых систем [1 – 3,5 – 9,47,68,85].

Клеточное строение организмов. Принципы структурной организации и регуляции метаболизма. Жизненный цикл клетки. Единство и многообразие клеточных типов. Дифференциация и интеграция функций в организме. Целостность, гомеостаз. Размножение и развитие организмов [1 – 3,5 – 9,85].

Многообразие биологических видов - основы организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Планы строения и принципы функционирования представителей основных таксонов [1 – 3,5].

Эволюционное и индивидуальное развитие. Роль живых организмов в эволюции Земли. Генетика и эволюция. Основные проблемы эмбриогенеза. Жизненные циклы. Биологическое время. Онтогенез и филогенез. Смерть и ее биологический смысл [1 – 3,5 – 9,12,47].

Животное космоса: модель Циолковского К.Э. и ее развитие в наши дни. Нетрадиционная экология - новый взгляд на поведение человечества на Земле и в космосе [7,45,53,63,64 – 66,87, п.2.6- 2.8 данного пособия].

 

Тема 7. Человек: организм и личность

Вопросы:

Особенности физиологии основных систем организма. Организм как целое, его системная организация. Эндокринная система [1 – 3,5 – 9].

Мозг и высшая нервная деятельность. Эмоции, творчество и работоспособность. Личность как производная этих свойств и как образующая их. Биосоциальные основы поведения. Стресс и тренировка. Синергетика в понимании креативности человека [1 – 3,5 – 9,29, п.2.11 данного пособия].

Здоровье и патологическое потомство. Биологический возраст. Человек, биосфера и космические циклы [1 – 3,5 – 9,47, п.2.8 данного пособия].

Биологические законы и общество. Основы биоэтики. Биологически обоснованные потребности и естественные права человека. Экология и здоровье. Биополитика [1 – 3,5 – 9,12,27,40, п.2.8 данного пособия].

 

Тема 8. Биосфера и цивилизация

Вопросы:

Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах [1 – 3,5 – 9].

Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости [1 – 3,5 – 9,47].

Биопродуктивность. Антропогенные воздействия на биосферу, экологический кризис и пути его преодоления. Принципы рационального природопользования. Охрана природы [1 – 3,5 – 9,17, п. 2.9. данного пособия].

Экология человека и социальная экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Факторы экологического риска и здоровье человека. Ресурсы биосферы и демографические проблемы [1 – 3,5 – 9,47,80 – 84, п.2.8 данного пособия].

Антропоцентризм, биоцентризм и решение социальных проблем. Пути развития экономики, не разрушающей природы. Экологическое право [1 – 3,5 – 9,16,54].

 

Тема 9. Основные концепции и перспективы биологии

Вопросы:

Представление о сущности жизни с древнейших времен до наших дней. Философское прочтение биологических теорий: естественнонаучная, эзотерическая и религиозная картина мира [1 – 3,5 – 9, п.2.4. данного пособия].

Биология ХХ века. Развитие идей современной биологии в России и за рубежом [1 – 3,5 – 9,47,60].

Законы генетики в жизни человека и в сельскохозяйственном производстве. Методы и возможности селекции. Биотехнология. Борьба с болезнями, продление жизни [1 – 3,5 – 9,74].

 

Тема 10. Эволюционно - синергетическая парадигма:

от естествознания к единой культуре

Вопросы:

Историко-философские аспекты современной естественнонаучной картины мира. Креативная триада. Хаос - Теос - Космос от Платона и Плотина до эволюционных концепций конца ХХ века: взгляд естественника и гуманитария [1 – 3,5 – 9,21].

Переход от ньютоновской к эволюционно - синергетической парадигме науки. Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход [1 – 3,5 – 9,26,33,46,86, п.2.11 данного пособия].

Формирование эволюционного естествознания. Философия нестабильности от Пуанкаре до наших дней [1 – 3,5 – 9].

Бифуркация и историчность развития. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф [1 – 3,5 – 9,39,41].

Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества [1 – 3,5 – 9,12].

Качественные методы в эволюционных задачах. Начала нелинейного мышления [3,5 – 9,26,46,86].

Пространства состояний системы и динамическая модель. Аттракторы. Параметры порядка. Метаморфозы и иерархия структур [1 – 3,5 – 9,21,32].

Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Режимы с обострением [1 – 3,5 – 9,2842,46,50,51,86].

Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности. Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структуры. Фрактальные структуры в природе, принцип самоподобия. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе [1 – 3,5 – 9,21,33].

 

 

Тема 11. Самоорганизация в природе

Вопросы:

Самоорганизация в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Происхождение галактик и Солнечной системы. Земля - происхождение и динамика геосфер [1 – 3,5 – 9,26,29,33,46,86].

Климат - синергетический аспект. Роль океанов. Сравнительный анализ эволюционных теорий в космологии, геологии, биологии. Возможные социальные аналогии [1 – 3,5 – 9,12].

Информационные аспекты синергетики. Антиэнтропийные механизмы. Активные среды, конечные автоматы. Мозг как синергетический компьютер. Распознавание образов. Механизмы языка [1 – 3,5 – 9,28,33,42,46,86].

 

Тема 12. Гуманитарные приложения синергетики

Вопросы:

Метапринцип аналогии: эвристическая ценность переноса методов синергетики и традиционных холистических представлений в гуманитарную сферу [1 – 3,5 – 9,26,29,33,40,46,86].

Инклюзивное и эксклюзивное мышление, творчество [1 – 3,5 – 9,22,26,29].

Синергетика и принцип гармонии [5,7,33,86, п.3.7 данного пособия].

Системный анализ и когнитивная структуризация. Диалог и анализ "мягких" систем, "самопорождение" смысла [5,7,33,86].

Типы рациональности и динамический хаос. Структурная динамика и прогноз в экономике, экологии, культуре [5,7,9,21,46,48,49,51,62,71,86].

Цивилизационные кризисы. Коммуникативная функция динамического хаоса, творческая Вселенная [5,6,21,32,33,86].

Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера - человек и эволюция Земли [1 – 3,5 – 9,23,27,30,39 – 41,75].

 

Тема 13. Эволюционно-синергетическая парадигма

как основа единой культуры

Вопросы:

Современное естествознание и проблема социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов [1 – 3,5 – 9,23, п.2.1 данного пособия].

Принцип универсального эволюционизма и проблема коэволюции [1 – 3,5 – 9,20,26].

Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания [1 – 3,5 – 9,22, п.2.1 данного пособия].

Наука, философия, религия - новые возможности диалога [1 – 3,5 – 9,22].

Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования и формирование гармонической личности [1 – 3,5 – 9,22,26,29,30, п.1 данного пособия].

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ИЛИ РЕФЕРАТА

 

Во время изучения курса “Концепции современного естествознания” каждый студент подготавливает на заочном отделении контрольную работу, а на дневном отделении реферат на одну из приведенных ниже тем (см. п.4) или из аналогичного списка в [4], или другую тему, выбранную и согласованную с преподавателем.

Контрольная или реферат объемом примерно 15 - 20 листов машинописного текста формата А4 должны содержать:

- титульный лист по установленной форме (1 стр.);

- содержание с указанием названий разделов и соответствующих им страниц (0,5 стр.);

- введение с кратким ретроспективным обзором этапов естествознания от его начала до наших дней с упоминанием и переходом к рассматриваемой теме. Обзор должен отмечать основные этапы изменения картин мира, мировоззрения человечества (1- 2 стр.);

- раскрытие темы: основные моменты её становления, развития и связи с современностью с указанием учёных, дат и открытий, перспективные проблемы (6 - 7 стр.);

- биографию одного из учёных, внесшего существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы (1 - 2 стр.);

- ретроспективный список учёных, по выбранному направлению, в виде таблицы с указанием дат рождения и смерти, страны рождения или деятельности и кратко основного вклада в рассматриваемое направление (4 – 5 стр.);

- график зависимости интеллекта человечества (числа учёных) по выбранной теме от времени (в годах) существования человечества. График строится по материалам ретроспективного списка учёных и должен соответствовать только ему (1 стр.);

- выводы (0,5 - 1 стр.);

- список литературы (0,5 - 1 стр.).

Работа оформляется на ЭВМ в среде WINWORD по стандартным требованиям, предъявляемым к делопроизводству.

Контрольная сдаётся на проверку в установленном порядке, а защита реферата проходит на одном из семинарских занятий в форме доклада по реферату (длительность доклада примерно 5 - 7 минут).

После обсуждения доклада участниками семинарского занятия и положительной его оценки реферат сдается преподавателю.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.