Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Европейский опыт проведения региональной политики.



Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы:

Четыре так называемые "интегрированные" страны (Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза (в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);

Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними различиями - между севером и югом Италии, а также между "старыми" и "новыми" землями Германии;

Данная группа представлена территориями Финляндии и Швеции. Этим государствам можно дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости населения.

В "интегрированных" странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются шаги, направленные на установление равномерности регионального развития. В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 - 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны "способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов", а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно "осуществлять контроль за установлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны".

Вторая группа стран (Германии и Италии), как уже было сказано ранее, характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано "устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны". Конституция Германии подчеркивает необходимость "создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны". Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

В отношении региональной политики скандинавских стран можно сказать, что ее главным направлением является решение Проблем удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.

Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически сильных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.

Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области региональная политика является по большей части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области "конкурентоспособности" является составной частью подхода в рамках политики "возрождения" и имеет ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности отдельных регионов.

Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах направлена на создание условия, которые позволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.

Политические принципы стран-членов ЕС

В странах ЕС выработаны следующие политические принципы, необходимые для достижения поставленных целей в области региональной политики:

Выработка надежной законодательной базы для достижения последовательности и прозрачности проводимой политики. Региональная политика неизбежно включает в себя выбор слаборазвитых районов для выделения необходимых финансовых ресурсов. Данный выбор должен осуществляться в соответствии с существующим законодательством, Для проведения политики в области развития регионов вырабатываются основные законодательные нормы, подкрепленные более подробными рабочими директивами, создавая тем самым законодательные рамки для принятия и обоснования политических решений. Например, в Германии такие директивы содержатся в "Структурном плане" (Rahmenplan) и согласованы федеральным правительством и правительствами земель, и действуют в рамках "Совместной оперативной группы" (GA, Gemeinschaftsaufgabe);

В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;

Региональная экономика предполагает активное развитие рыночных отношений. В качестве одного из основополагающих направлений такой политики выделяется усовершенствование структуры рыночных отношений. Целью является создание надежных и привлекательных возможностей получения работы, а именно создание рабочих мест. Данное направление политики находит поддержку в Директорате по политике рыночных отношений в странах ЕС. Необходимо подчеркнуть, что существует небольшой ряд исключений, которые не подчиняются правилам рыночной ориентации. К подобным исключениям можно отнести случаи, где проведение региональной политики имеет внеэкономическую мотивацию;

Данный принцип региональной политики характеризует ее пространственную направленность. Ограниченность бюджетных источников финансирования требует необходимость выбора между районами, нуждающимися в помощи. Для получения финансовой поддержки необходимо четко обосновать критерии выбора района. В соответствии с "Директивами ЕС по оказанию помощи национальным регионам":

- методология определения района была четкой и объективной, чтобы позволить Европейской Комиссии оценить ее достоинства;

- указанные показатели должны быть объективными, существенными, подкрепленными надежными статистическими источниками;

- политика должна проводиться в отношении соответствующих целостных территориальных единиц.

Региональная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода. В странах Европейского Союза в решении этих проблем принимает участие Европейская Комиссия - частично через деятельность Директората по региональной политике, а также через контролирующие функции Директората по политике рыночных отношений. Для обеспечения эффективного развития экономики определенного региона требуется финансовая поддержка не только государственных органов, занимающихся региональной политикой, но и помощь широкого спектра лиц и организаций, заинтересованных в таком развитии.

Структура управления

Государственное устройство страны определяет уровень децентрализации или делегирования полномочий в области региональной политики.

Если рассматривать пример "интегрированных" стран, то в Ирландии, Португалии и Греции используется централизованный подход относительно вопросов региональной политики. В Греции практически всю ответственность за проведение региональной политики возложена на Министерство национальной экономики. В 1989 была предпринята попытка передачи ответственности за сравнительно небольшие проекты на территориальный уровень. Однако внедрение такой практики столкнулось с проблемой отсутствия необходимого опыта на местах. Индустриальная политика в Ирландии осуществляется через государственные ведомства (IDA-Ireland и Enterprise Ireland), которые подотчетны Министру предпринимательства и занятости. В Португалии вся ответственность за проведение региональной политики возложена на Генеральный директорат по региональному развитию Министерства планирования и регионального развития. Это характеризует Португалию как централизованное унитарное государство.

Структура управления Италии и Германии коренным образом отличается от структуры управления "интегрированных" стран. Это также находят свое отражение в уровне проведения региональной политики: например, в Германии ответственность за проведение региональной политики возложена на земли, а большинство элементов итальянской системы носят централизованный характер. В Италии направления региональной политики со временем претерпели различные изменения, например, закон, касающийся вопросов реформы государственной административной системы (Legge Bassanini) выделяет в качестве одной из четырех основных задач децентрализацию деятельности, которая проводится в настоящее время центральным правительством. В Германии в качестве основной функции федерального правительства в области региональной политики выделяют в установлении партнерских отношений с землями в рамках GA (Совместной оперативной группы). Комитет по планированию определяет состав GA, разрабатывает проект ежегодного Генерального плана, а также приоритеты регионального развития. Проект Генерального плана содержит в себе меры и условия оказания необходимой помощи районам, карта районов, которые нуждаются в ней. Финансирование данной региональной политики осуществляется в равных долях с двух сторон: с одной стороны, Федеральным правительством и землей - с другой стороны. Администрации земли несет ответственность за осуществление региональной политики.

В Финляндии Министерство внутренних дел несет ответственность за формирование региональной политики: координирование региональной политики, подготовка законодательства в данной области, определение проблемных районов и т.д. Ответственность за проведение региональной политики возложена на различные центральные министерства. Поскольку Регионы Финляндии принимают отдельные решения (в рамках небольших проектов), так как основные решения принимаются централизовано.

В Швеции сформировалась следующая система, при которой региональная администрация осуществляет общенациональные директивы. Министерство промышленности и торговли занимает главенствующее место во всей системе. При этом министерстве созданы подразделения, в компетенцию которых входит разработка региональной политики в отношении слаборазвитых районов, контроль за проведение политики и осуществление связи с Европейской Комиссией. Разработкой стратегией развития регионов занимаются Административные советы графств (CAB). Для осуществления своей политики они получают ассигнования из бюджета.

Страны Северной Европы отличаются большим опытом в области проведения региональной политики:

- централизованный подход во Франции и в Люксембурге;

- Нидерланды и Соединенное Королевство, которым присуща большая степень децентрализации;

- федеративная система Австрии и Бельгии.

Во Франции Министр отвечает за региональную политику, основанную на рекомендациях, полученных от CIALA (межведомственный комитет по оказанию поддержки), также в его компетенцию входит принятие решений относительно стимулирования регионального развития. DATAR - головная организация по развитию регионов во Франции. Согласно основополагающему Закону от 1995 года, политика регионального развития определяется на национальном уровне, а проводится совместно с местными властями.

В Люксембурге решения относительно проведения региональной политики принимаются совместно Министром экономики и Министром финансов. Данные решения принимаются исходя из рекомендаций, полученных от Консультативной Комиссии.

В Нидерландах Министерство экономики и администрации провинций являются основными ведомствами, которые занимаются вопросами региональной политики. Министерство экономики несет ответственность за проекты по оказанию помощи регионам с объемом инвестиций свыше 10 млн. флоринов. Остальные менее крупные проекты осуществляются децентрализованно.

В Великобритании вопросами региональной политики занимаются Министр по торговле и промышленности и Министр по делам Шотландии и Уэльса. В Англии проблемы формирования региональной политики возложены на Министерство торговли и промышленности и на региональные правительственные ведомства. Министерство торговли и промышленности оценивает большинство проектов в Англии, выходящих за пределы компетенции правительственных ведомств, а также такие проекты, которые могут иметь последствия для Великобритании. Также данное Министерство занимается разработкой директив на национальном уровне и проводит контроль за их соблюдением. В компетенцию правительственных ведомств входит принятие решений, касающихся оказания помощи регионам, однако такие решения должны быть утверждены Казначейством.

Конституция Австрии не разграничивает компетенции за проведение региональной политики. Существует неформальное разделение сфер компетенции между федеральным уровнем, администрациями земель и местными властями. Оказание помощи регионам осуществляется в соответствии с совместными проектами, которые финансируются и реализуются федеральным правительством и администрацией соответствующей земли. Вопросами координации проектов во всех политических сферах занимается Администрация Федерального Канцлера (в ее состав входит специальный департамент по региональной политике).

В Бельгии вопросы региональной политики рассматриваются на региональном уровне, а также подвластны администрации Фландрии и Валлона. Решения об оказании помощи принимаются региональной администрацией для крупных проектов, остальные решения принимаются Региональным Министром экономики.

 

К 27 БИЛЕТУ Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и уг­лубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориаль­ное разделение труда.

Общее экономическое пространство формируется как сочета­ние различных хозяйств, независимо от величины их потенциа­ла, формы собственности, технологического уклада. Главное, что­бы они были связаны между собой устойчивым разделением тру­да, а их интересы в экономических связях совпадали. При этом важно, чтобы общее экономическое пространство формировалось не как временные отношения между хозяйствующими субъекта­ми региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур.

Региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и само­развития находятся в объективно обусловленных противоречиях, наличествующих внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Объекты государственного регулирования экономики в реги­оне многообразны, в качестве таковых выступают: экономический цикл; отраслевая и территориальная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; подго­товка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэконо­мические связи.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочно­го регулирования экономики на современном этапе являются:

1) эффективное использование государственной собственно­сти на средства производства и природные ресурсы;

2) поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3) проведение общегосударственной инновационной политики;

4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5) регулирование регионального развития.

Среди методов регулирования регионального развития выде­ляют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешатель­ство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер эконо­мической политики.

В условиях демократизации управленческих функций меняют­ся механизмы мотивации принятия решений и соотношение эко­номических и административных методов управления (табл. 4.1).

Таблица

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Административные методы Экономические методы
Основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на дости­жение целей системы путем форми­рования ее четкой структуры, созда­ния условий для подготовки, приня­тия и реализации управленческих решений Базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономи­ческой стратегии
Выражают прямое воздействие на уп­равляемые объекты, преследуют пре­имущественно интересы органа уп­равления Оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприя­тий различных форм собственности
Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляе­мых объектов ограничены Предполагают полную самостоятель­ность хозяйствующих субьектов при высокой ответственности за предпринимаемые действия и их по­следствия
Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обяза­тельного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений Побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных реше­ний и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска

Административные методы регулирования регионального раз­вития базируются на отношениях власти и подчинения, характер­ных для властных структур, и осуществляются в форме:

• административных распоряжений, постановлений, адресу­емых субъектам регионального воспроизводственного про­цесса, воздействующих на конкретно сложившуюся ситуа­цию;

• правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм соб­ственности (нормативное регулирование);

• рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиоло­гического).

Административные методы предусматривают возможности применения принуждения в отношении отдельных предприятий, нарушающих установленные правила.

С помощью административных методов местные органы уп­равления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональ­ных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с соци­альными процессами.

Только административные методы не могут обеспечить эффек­тивное решение всех проблем, возникающих в процессе регио­нального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими.

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздей­ствии на процесс регионального воспроизводства — через эконо­мические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как на­логи, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без пря­мого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая за­интересованность и ответственность предприятий и организа­ций — субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении за­дач комплексного социально-экономического развития региона.

Для российской экономики характерно большое разнообразие экономической, социальной и этнической ситуаций в отдельных регионах страны; регионы различаются как размерами экономи­ческого потенциала, так и способностью к саморазвитию в усло­виях новых экономических отношений. Производственно-отрас­левые ориентиры территорий, сложившиеся в советский период развития, недостаточно стимулируют привлечение частных инве­стиций, разработку и реализацию новых технологий. Все это оп­ределяет уникальность региональной ситуации в России, слож­ность использования имеющегося положительного зарубежного опыта в их разрешении.

Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства. Государственный заказ в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ) представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регио­нального бюджетов.

Государственный заказ — инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установле­нию и поддержанию связей между производителями и потреби­телями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального со­отношения между спросом и предложением.

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каж­дым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (федерального) и ре­гионального (субъектов РФ) уровней.

Основные принципы и порядок формирования, финансиро­вания и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Федеральное или региональ­ное правительство или иные органы соответствующего уровня ис­полнительной власти определяют заказчиков. Те от имени го­сударства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое раз­деление полномочий по формированию портфеля заказов и рас­поряжению средствами, выделенными для их финансирования. Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице со­здает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы раз­мещаются и финансируются либо через механизм государствен­ных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и т.д.).

Государственный контракт — договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномочен­ным органом или организацией от имени РФ или субъекта РФ с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответству­ющего бюджета (федерального или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предвари­тельное определение и фиксирование величины издержек, исхо­дя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает ши­рокую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контрак­ты данного типа получили распространение при размещении за­казов на производство и поставку гражданской продукции теку­щего ассортимента.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фик­сируется и государственные органы власти возмещают все затра­ты на мероприятие, оговоренное в контракте.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.