Изучение нового материала. Тема: Современные цивилизации
Занятие №11
Тема: Современные цивилизации
Цели: показать целостность и противоречивость современного мира, значение глобализации и глобальные проблемы современности на примере проблем войны и мира в современных условиях, экологического, экономического, политического кризисов, терроризма, показать, что человек стоит перед лицом угроз и вызовов 21 века; уметь объяснить понятия «глобализация», «глобализм», «антиглобализм»; выявить роль естественных наук в решении глобальных проблем; воспитывать понимание ответственности каждого перед человечеством.
Ход урока:
Вводное тестирование:
Тест 1
1. В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях?
а) дверь в зал распахнулась, и его взору предстало довольно разношерстное общество.
б) за каждым из трех сословий французского феодального общества были закреплены определенные права и обязанности.
в) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития.
2. Общество в широком смысле - это...
а) естественная среда обитания;
б) способы и формы взаимодействия людей;
в) природа и культура в единстве;
г) весь окружающий мир.
3. В отличие от природы общество...
а) обладает свойствами системы;
б) находится в развитии;
в) выступает в качестве творца культуры;
г) развивается закономерно.
4. Подсистемой общества выступает...
а) природно-географическая среда;
б) экономическая сфера;
в) мировоззрение личности.
5. Определите правильность следующих утверждений.
А. Природа - это основа, на которой возникло и развивается общество.
Б. Общество - это постоянно меняющаяся система.
а) правильно А; б) правильно Б; в) оба ответа верные; г) оба ответа неверные.
6. Рост образовательного уровня населения страны отражает прежде всего проявление... сферы жизни общества.
8. К общественным отношениям относятся связи между...
а) географической средой и разделением труда;
б) различными нациями;
в) человеком и техникой;
г) природой и обществом.
9. Отношения между обществом и природой характеризуются...
а) загрязнением среды обитания человека в результате его деятельности;
б) полной зависимостью общества от природы;
в) господством человека над природой;
г) исключительно благотворным влиянием человека на природу.
10. Распространение протестантизма в Западной Европе сыграло
важную роль в утверждении капитализма. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...
а) экономическая сфера;
б) духовная сфера;
в) социальная сфера;
г) политическая сфера.
Тест 2
1. Обществом в широком смысле слова называют...
а) совокупность форм объединения людей;
б) весь окружающий мир;
в) группы, в которых происходит общение;
г) взаимодействие людей в повседневной жизни.
2. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Общественные институты Сферы жизни общества
а) семья; 1) политическая;
б) партийная система; 2) социальная.
в) государство;
г) образование;
д) брак.
3. Определите правильность следующих суждений.
А. Материальные условия жизни общества оказывают влияние на нормы поведения человека.
Б. Культура общества не зависит от социально-экономических условий его жизни.
а) правильно А; б) правильно Б; в) верны оба ответа; г) оба ответа неверны.
4. В отличие от природы общество...
а) является сложной саморазвивающейся системой;
б) развивается от низших форм к высшим;
в) создает духовные ценности;
г) полностью определяет жизнедеятельность человека.
5. В России после революции в октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние в данный исторический период на общество оказала...
а) экономическая сфера; б) духовная сфера; в) социальная сфера; г) политическая сфера.
6. Примером общественных отношений можно считать связи между...
а) природой и обществом;
б) климатическими условиями и сельским хозяйством;
в) людьми внутри классов;
г) человеком и техникой.
7. К элементам общества как системы не относится...
8. Отношения между обществом и природой характеризуются...
а) влиянием общества на среду обитания человека;
б) господством человека над природой;
в) полной зависимостью общества от природы;
г) отсутствием связи общественного развития с природой.
9. Общей чертой общества и природы является...
а) действие в роли творца;
б) наличие признаков системы;
в) сознательная и волевая деятельность;
г) возможность существовать независимо друг от друга.
10. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется...
а) определяющей ролью социальной сферы;
б) господством экономической сферы;
в) независимостью сфер общественной жизни;
г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.
Тест 3
1. Создание сети ирригационных сооружений в Древнем Египте служит примером взаимосвязи...
а) цивилизации и религии;
б) общества и природы;
в) способа производства и отношений собственности;
г) экономики и политики.
2. Определите правильность следующих высказываний.
А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир.
а) правильно А; б) правильно Б; в) оба ответа верные; г) оба ответа неверные.
3. Расширяясь, частное предприятие получило разрешение занять помещение драматического театра. Одна из политических партий заявила протест, утверждая, что в результате страдают граждане, которым ограничен доступ к культурным ценностям. Настоящий конфликт затрагивает...
а) политическую и социальную сферы жизни общества;
б) экономическую и социальную сферы;
в) политическую и духовную сферы;
г) все сферы жизни общества.
4. К фундаментальным институтам общества относятся...
а) семья;
б) здравоохранение;
в) производство;
г) армия и суд;
е) государство;
ж) образование (культура и наука);
з) религия.
5. Рост численности среднего класса в странах современной Западной Европы является основой устойчивого развития данного региона. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала...
а) экономическая сфера; б) духовная сфера; в) социальная сфера; г) политическая сфера.
6. К характеристике общества в широком смысле слова относится утверждение, что оно есть...
а) территория, на которой живут люди;
б) все население Земли;
в) группа людей, объединившихся для поддержки друг друга;
г) определенный этап исторического развития.
7. Примером общественных отношений можно считать связи между...
а) природой и обществом;
б) социальными группами;
в) человеком и техникой;
г) географическими условиями и разделением труда.
8. К отношениям между элементами общества как системы не принадлежат связи между...
а) людьми в процессе создания культурных ценностей;
б) энергоресурсами страны и развитием производства;
в) политической сферой и сферой духовной жизни;
г) системой образования и экономическим развитием.
9. Отношения между обществом и природой характеризуются...
а) влиянием общества на среду обитания человека;
б) отсутствием связи общественного развития с природой;
в) господством человека над природой;
г) полной зависимостью общества от природы.
10. К элементам общества как системы не относится...
оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов; оценка «4» - за 7-8 правильных ответов; оценка «3» - за 6 правильных ответов; оценка «2» - за 5 и менее правильных ответов.
Ответы:
Тест 1: 1а) коллектив людей, б) этап исторического развития, в) философское значение, 2 б, 3 в, 4 б, 5 в, 6 г, 7 а, 8 б, 9 а, 10 б.
Тест 3: 1 б, 2 а, 3 г, 4 а в е ж з, 5 в, 6 г, 7 б, 8 б, 9 а, 10 г.
Изучение нового материала
«Нет дела, коего устройство было бы труднее… ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми» Н.Макиавелли (1469-1527гг.), итальянский мыслитель
- Давайте определимся с понятием «цивилизация». Как бы вы написали статью в толковый словарь, если бы получили такое задание?
- Чтобы дать более точное определение, выявим ее наиболее существенные черты.
Цивилизация - собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства (материального и духовного).
« На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовывались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь кроме хлеба…каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле…а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего…вне его объединения с другими людьми» (Тейяр де Шарден, франц. мыслитель)- прокомментируйте эти слова. ( Человечество не может развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты, т.е. речь идет о глобализации). И в первую очередь о глобализации мирового хозяйства.
- Приведите примеры, доказывающие процесс глобализации мировой экономики. (ВТО)
- Все ли страны одинаково активно вовлечены в этот процесс? Чем это можно объяснить?
Глобальный, т.е. общечеловеческий. Подумайте, какие вызовы принес 21 век человечеству?
Все эти проблемы можно объединить в 3 группы: интерсоциальные (международные - война - мир, бедность, голод и т. д.), проблемы системы « Человек - общество» (проблемы социума - наркомания, пьянство и др.), проблемы системы « Природа - общество» ( проблемы ресурсов, продовольствия, окружающей среды и др.)
Домашнее задание. Глобализация - плюсы и минусы. Вызовы и угрозы 21 века - тема по выбору учащегося - информацию в форме презентации.