Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индикаторы названных в тексте категорий



 

 

Симпатия:

* любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность;

* частое употребление имени ребенка, его любимых слове­чек, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, умень­шительных суффиксов;

* смягчение или оправдание негативных черт, социальных па­раметров в характеристике ребенка.

Антипатия:

* негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

* неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, к увлечениям ребенка;

* раздраженность по поводу динамических черт его поведе­ния, неадекватная раздраженность по мелочам;

* негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношения к взрослым и сверстникам;

* неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение:

* высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

* акцентирование в личности ребенка социально одобряемых черт;

* отношение к ребенку как к равному;

* уважение ребенка как конкурента, ощущение конкуренции со стороны ребенка.

Неуважение:

* отрицание способностей, наличия интеллекта, перспектив;

* отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

* указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

* указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость:

* ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.);

* хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств его личности, мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.);

* употребление прямой речи;

* беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

* оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

* взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, вос­питателей и других взрослых.

Отдаленность:

* отстранение, игнорирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

* взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

* описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми;

* противопоставление «он» — «мы»;

* формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

* постоянное неупотребление имени ребенка.

 

Порядок анализа информации может быть следую­щим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

 

 

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ

(А. Я. Варга, В. В. Столин)

 

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) ори­ентирован на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопро­сам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

 

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; стремится проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, раздражение и обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2.«Кооперация» — социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, проявляет сочувствие. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.«Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком одним целым, стремится удовлетворить все по­требности ребенка, оградить его от трудностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле ро­дитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4.«Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

5.«Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высо­ких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, припи­сать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 


Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку «липнет» все дурное.

23.Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они ка­жутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не толь­ко требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком,

41.Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети потом благодарят.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику:

/. «Принятие отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25, 31,33,34,35,36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19,30,48,50,57, 59.

5. «Маленький неудачник»:^, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 

Порядок подсчета тестовых баллов:

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1. отвержение;

2. социальная желательность;

3. симбиоз;

4. гиперсоциализация;

5. инфантилизация.

 

 

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

1 шкала
«сырой балл»
процентный ранг 0,63 3,79
 
«сырой балл»
процентный ранг 12,02 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50
 
«сырой балл»
процентный ранг 92,40 93,67 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73
 
«сырой балл»
процентный ранг 99,36
 
«сырой балл»              
процентный ранг              
2 шкала
«сырой балл»
процентный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19
 
«сырой балл»            
процентный ранг 48,82 80,33            
3 шкала
«сырой балл»
процентный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 95,65
4 шкала
«сырой балл»  
процентный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,74  
5 шкала
«сырой балл»
процентный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,83 99,37
                 
«сырой балл»              
процентный ранг              


ЛИТЕРАТУРА

1.Альманах психологических тестов (рисуночные тесты). — М... 1997.

2.Анцупова Г. Л. «Давай поиграем!» — Ростов-на-Дону, 2000.

3.Арасланова £, Безденежных Л. Искусство переживать. // «Обруч», 2001. № 5.

4.Битянова Н. Р. Психология личностного роста — М., 1995.

5.Талигузова Л. Я, Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. — М., 1992.

6.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2002.

7.Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет — М., 1999.

8.Гриценко 3. А. Ты сказку детям расскажи — М., 2003.

9.Диагностика в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Ничипорюк Е. А., Посевиной Г.Д. — Ростов-на-Дону, 2003.

10.Дуброва В. П., Милошевич £ П., Хухлаева О. В. Креативные и психотехнические игры.— М., 1996.

11.Ермолова Т. Для чего ребенку нужны друзья. — http:// bibicall.ru

12.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практику по сказкотерапии — СПб., 2000.

13.Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада. // Вопросы психологии. 2000. № 5.

14.Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка.

15.Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.

16.Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1999, № 10.

17.Кочева £ Программа работы психолога с детьми по опти­мизации общения в детском саду. // Школьный психолог. 2000, №25.

18.Кравцова Е, Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? //Дошкольное образование. 2005, № 2.

19.Кравцова £, Бережковская £ Ребенок внутри общения. // Дошкольное образование. 2005, № 3.

20.Крушельницкая О., Третьякова А. Все вместе // «Обруч», 2004, № 4. С. 18-21.

21.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

22.Лютова £ К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.

23.Лютова £ /С, Монина Г. Б. Работа с «особым» ребенком. // Школьный психолог. 2001, № 4.

24.Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодей­ствия воспитателя с детьми. — М., 1992.

25.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000.

26.Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками. // Дефектология. 1997, № 3.

27.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М. 1996.

28.Пайсон £ Вечерние игры. // Игра и дети. 2000/2001.

29.Панфилова М. А. Игротерапия общения. — М., 2000.

30.Панфилова М. А Тест для родителей. // «Обруч», 2000. N° 3.

31.Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

32.Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И. В. — М., 1997.

33.Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. — СПб., 1998.

34.Развитие общения дошкольников со сверстниками. / Под ред. Рузской А. Г. — М., 1989.

35.Рогов £ И. Настольная книга практического психолога в образовании — М., 1995.

36.Рузская А Г. Самая большая роскошь для ребенка, http:// bibicall.ru

37.Самоукина Н. В. Игры, в которые играют... — Дубна, 1997.

38.Семенова £ М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.

39.Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М., 2003.

40.Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. — Ростов-на-Дону, 1996.

41.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2002.

42.Смирнова £ О. Особенности общения с дошкольниками. — М., 2000.

43.Стекольникова Н. В. Влияние педагога на эмоциональное самочувствие дошкольника. — http://ivatex.vis-tcom.ru

44.Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону, 1995.

45.Учись жить дружно! Я+Ты=Мы. — Кострома, 2002. / МОУ «начальная школа-детский сад № 63» // Приложение к газете «Дошкольное образование». 2002, № 12.

46.Фопель К. Игры с детьми. //Дошкольное образование. 2005, № 7.

47.Холмогорова В. Школа добрых волшебников. //Дош­кольное образование. 2001,№ 9.

48.Худик В. А. Диагностика детского развития. — Киев, 1992.

49.Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.

50.Хухлаева О. В. Лесенка радости — М., 1998.

51.Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. — М., 1998.

52.ЧернецкаяЛ. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов-на-Дону, 2005.

53.Шевченко Ю., Шевченко М. Развивающие игры для гиперактивных. // «Обруч», 2000, № 1.

54.Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов-на-Дону, 2003.

55.Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. — СПб., 2000.

56.Шпицберг И., Елькина Л., Карпенкова И. Кто меня приголубит? .// Школьный психолог. 2001, 19.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………….  
1.1.ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ …………………………. 1.2.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 1.3.ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ……………………………………………………………… 1.4.ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ……………………… 1.5.ЛИЧНОСТНЫЕ ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………. 1.6.ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ….        
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ……………….
2.1. СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ……………………… 2.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ……………………………………………………….. 2.3.ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ .................... 2.4.РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ…………………………………………………………….... 2.5.ОБЩЕНИЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ…………………………………………………………...        
Глава 3. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………………………….    
3.1.ОБУЧЕНИЕДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ…………………… 3.2.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ …………………………………………………………… 3.3.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ…………...  
Глава 4. СКАЗКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ……………………………………………………
4.1. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ……………………….
Глава 5.ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА…………………………………………………………….
5.1.ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5.2.ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………..  
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………...

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.