Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ



ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Если кто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.

2. Принцип взаимного уважения.Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:

♦ каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;

♦ каждый имеет право быть выслушанным;

♦ каждый имеет право выбора;

♦ спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.

3. Принцип осознанности.Перед началом занятия взрослый (педагог или психолог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их.

4. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше, а что меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели.

Варианты: можно придумать свой способ оценки каждой игры, к примеру, поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты выражают общий восторг. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.

Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку позволяют учитывать потребности участников более непосредственно.

После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку сто­ящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть хором пес­ню, которая нравится детям. А можно коллективно вы­полнить какие-либо движения. Все зависит от фантазии педагога, главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизировал приятные эмоциональные реакции [52].

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СПОРНЫХ

СИТУАЦИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В игровой деятельности детей взрослый выполняет, скорее, сопровождающую функцию. Однако порой его вмешательство необходимо — в конфликтной ситуации, пред­ставляющей угрозу физическому здоровью детей, либо несущей эмоциональный дискомфорт. Хороший эффект дает обучение детей некоторым приемам, призванным ре­гулировать отношения с сохранением интересов обеих сторон в спорных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

 

Деление поровну

Предполагает разделение чего-либо на равные части (карандашей, кубиков, пространства и др.) Очевидно, что этот способ имеет большие недостатки. Во-первых, далеко не все можно поделить поровну, например, детали конструктора или интересную книгу — здесь просто необходимы дополнительные договоренности и совместное взаимодействие. При делении поровну важно учитывать активность и энергию ребенка. Даже при равнозначных долях одному ребенку будет недостаточно выделенной ему части листа или трех цветов фломастеров, а другой использует только треть из своей части.

Принцип деления поровну достаточно прост, часто дети" применяют его самостоятельно.

 

Жребий. Считалки

Используются в случаях, когда не удается выделить равноценные части, когда нужно установить очередность.

Метод довольно популярен у детей и они охотно его используют. Он предполагает случайный выбор, что, с одной стороны, не дает повода для обид, с другой — не позволяет учесть индивидуальные особенности детей при выполнении задания.

Существует огромное множество считалок, вашему вниманию предлагается особая, сугубо мирная считалка М..Д. Яснова. В спорной ситуации она окажется как нельзя кстати.

На дороге, у развилки,

Повстречались две дразнилки,

Повстречались, подразнились,

Не сдержались и сцепились!

Прибежали разнималки —

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакали две мирилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Хорошо друзей считать!

 

Элементы соревнования

Кроме жребия и считалок, можно использовать познавательные задачи, загадывать загадки, предлагать игры на внимание. Это позволит не только справедливо разрешить противоречия, но и послужит дополнительным развивающим стимулом. Например: «Сколько согласных в слове "сказка"?» «Угадай, кто лишний» и т. д. Преимущество остается за первым, давшим правильный ответ. Если противоречие возникло между двумя детьми, и они никак не могут распределить очередность или игровые роли, то возможно использовать элементы легкого соревнования: детям загадывается по три загадки (желательно одинаковые), но так, чтобы они не могли услышать ответов другого (как вариант, можно надеть наушники). Вместо загадок возможны игры на внимание: двоим детям предлагают внимательно рассмотреть третьего (или картинку), затем, когда они отворачиваются, ребенок с помощью воспитателя меняет несколь­ко деталей своей внешности и одежды. Самый находчивый и внимательный получает право первого выбора. Главное, чтобы задания были интересными и соответствовали возможностям детей. В дальнейшем дети смогут самостоятельно придумывать новые задания и творчески их решать.

 

Очередь

Оптимальный метод при работе с большой группой детей. Очередность можно устанавливать по любым случайным основаниям:

♦ порядку дней рождения;

♦ цвету волос (от светлых к темным, или наоборот);

♦ росту и др.

Чем больше вы придумаете таких оснований и чем чаще их станете менять, тем интереснее будет детям и тем больше они будут уверены в отсутствии преимуществ у кого бы то ни было.

 

Эквивалентный обмен

Предполагается обмен (знаниями, предметами, физической поддержкой и т. д.) по взаимной договоренности. Обычно дети предпочитают простые и равные соглашения: я позволю тебе брать мои фломастеры,- а ты дашь мне свои трафареты; я разрешаю тебе рисовать на моей части листа, а ты мне — на своей. Такой обмен не всегда ситуа­тивный, он может быть отсрочен во времени: сегодня я дам тебе покататься на велосипеде, а ты потом дашь мне покататься на роликах. Однако совсем не обязательно должен работать принцип: «Ты мне, я тебе». Если ребенок хочет поделиться чем-либо просто так, не требуя ничего взамен, это замечательно. Эквивалентность обмена в данном случае будет измеряться не в материальном плане, а в эмоциональном удовлетворении.

Если детям не удается договориться или кто-то считает обмен неравноценным, взрослый помогает проанализировать ситуацию и предоставляет возможность самостоятельно решить проблему.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.