Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ



 

 

Воспитание ребенка — всегда двусторонний процесс, в котором взрослые, воспитывающие ребенка, и сами открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Чтобы научить ребенка тому или иному виду общения, педагог сам должен уметь общаться.

Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Обучение таким приемам проводит педагог-психолог. Оно может проходить в различных формах: консультации, семинары, групповые дискуссии, тренинги и т. д.

Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать не­адекватное профессиональное поведение.

Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определенных умений (вести беседу, разрешать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способность адекватно воспринимать себя, партнеров по обще­нию, ситуацию в целом.

В социально-психологическом тренинге акцент делается на активные методы, в частности, групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется, в основном, в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа (групповые дискуссии, разбор проблемных ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т.д.). Среди игровых методов социально-психологического тренинга (ролевые игры, невербальная психогимнастика, поведенческий тренинг и т.д.) наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр.

Проведение психолого-педагогического тренинга всегда основывается на общих правилах работы в группе, таких, как:

♦ персонификация обращения и высказывания. Предполагает высказывания только от своего име­ни, а также обращения к конкретному человеку, и по имени, а не ко всей группе в целом;

♦ активность на занятиях;

♦ добровольность;

♦ правило «здесь и теперь». Актуализируются события, чувства, проблемы, которые имеют значение в настоящем времени, даже если они происходили раньше. Кроме того, обсуждаются процессы, происходящие непосредственно в группе;

♦ правило открытой обратной связи. Оно позволяет дать почувствовать говорящему отношение участников группы к его сообщению;

♦ безоценочность личности (можно говорить о своем отношении к тому или иному поступку). Вместо оценок по адресу другого человека, высказываются чувства, которые он (или его действия) вызывают;

♦ конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы;

♦ правило «стоп». Если человек не хочет говорить что-либо, он может воспользоваться этим правилом [4].

Чтобы обучение педагогов развивающему общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля общения. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действии ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник может самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Такая активная позиция — необходимое условие для возможных позитивных изме­нений в сфере общения.

Главная задача активного социально-психологическо­го обучения — это не столько овладение техникой обще­ния, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоре­тические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.

Проведение тренингов предъявляет определенные квалификационные требования к ведущему. В развивающей работе с педагогическим коллективом эффективным будет использование и отдельных элементов тренинга. Какая форма работа окажется для вас более приемлемой — зависит, прежде всего, от ваших целей и возможностей. Далее речь пойдет о некоторых приемах эффективной коммуникации, которые могут быть полезны при планировании групповой работы с педагогами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.