Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ



 

Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками.

Ребенок в данном случае является объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, и т. д.


Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не само­целью, а средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества.

Педагогическое воздействие направлено на интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей и педагога. В данном случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектамивзаимодействия. Возникающие противоречия разрешаются посредством со­трудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному. В рамках этой модели формируются личностные особенности, как детей, так и воспитателя, что диктует­ся и направляется отличительной характеристикой взаи­модействия: субъект-субъектными отношениями двух сторон, педагога и детей.

Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны иные, субъект-объектные связи (В. Г. Маралов). Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения.

Модели «невмешательства» в жизнь ребенка соответствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводится взрослому. В данном случае задала взрослого — приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и Предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семей­ного воспитания.

Ученые-исследователи (В. Г. Маралов и др.) выявили несколько принципов установления субъект-субъектных связей.

1. Принцип диалогизациипедагогического взаимодействия — позиция взрослого и позиция ребенка должны быть равноправными, т. е. это позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.

2. Принцип проблематизации— взрослый актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.

3. Принцип персонализации— ролевое взаимодействие, т. е. взаимодействие не личности, а «роли».

Следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

4. Принцип индивидуализации— выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания [43].

Из трех приведенных и подробно описанных моделей взаимодействия взрослого с ребенком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект-субъектных связях. Обзор психолого-педагогической ли­тературы по проблеме дает возможность считать личностно-ориентированную модель взаимодействия в группе ДОУ наиболее значимой, и не только для усвоения детьми опыта человеческих отношений, но и для переноса усвоенных образцов в общение со сверстниками.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает

общую и педагогическую культуру вос­питателя и его профессионализм.

 

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения явля ется их деление на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный) (А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалин-ский, М. Ю. Кондратьев и др.).

 


 

 


 

Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде. Вместе с тем, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет макси­мально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия [41].

Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детской группе. Так, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ

 

Какие критерии необходимо оценивать во взаимодействии воспитателя с детьми и какой способ диагностики наиболее оптимален? Общеизвестно, что ситуация оценки вызывает не самые лучшие эмоции. Важно заранее оговорить с педагогами цели проводимой диагностики — диагностики не как самоцели, а как вспомогательного средства для оптимизации деятельности.

Диагностическую работу с коллективом может проводить педагог-психолог совместно со старшим воспитателем, кроме того, хороший результат дают методики самооценки и практический опыт самоанализа в условиях групповой деятельности (тренинга).

Критериями взаимодействия взрослых с детьми должны выступать «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения», реализуемые в дошкольном образовательном учреждении, и касающиеся взаимодействия педагогов с детьми. В таком случае возможно проанализировать положительные и отрицательные моменты в деятельности педагога и разработать этапы, позволяющие выйти на качественно новый уровень деятельности. Успешность работы по оптимиза­ции взаимодействия определяется динамикой особенностей общения детей со взрослыми и в группе сверстников.

Для изучения характера взаимодействия взрослого с детьми можно использовать метод наблюдения с помощью карты, разработанной педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения И. В. Калистратовой на основе современных стандартных требований, предъяв­ляемых к деятельности воспитателя [9].

Карта включает наиболее важные моменты взаимодействия и позволяет оценить особенности общения взрослого с ребенком. Она заполняется на каждого педагога. Наблюдение проводят в течение 5—7 минут трижды, результаты фиксируются в соответствующей графе (1-й замер, 2-й, 3-й).

Фиксировать результаты наблюдения можно двумя способами: либо фиксируют каждое проявление изучаемого показателя любым условным обозначением, либо каждый показатель оценивается по степени выраженности. В последнем случае статистика такова:

1балл — практически не наблюдается;

2балла — наблюдается время от времени;

3балла — присутствует постоянно.

В случае возникновения нетипичных ситуаций их фиксируют в графе «Примечания». По окончании исследования результаты количественно и качественно обрабатывают, в последующем они являются основой для индивидуальной работы с каждым педагогом.

Для увеличения достоверности экспертного мнения возможно привлечение нескольких лиц, при этом каждому эксперту дают подробную инструкцию и оговаривают сроки проведения.

Для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми можно использовать самооценку по тем же критериям. Педагоги на основе собственных представлений оценивают свою деятельность по 3-балльной системе. Чтобы педагоги могли объективно оценить качество своей работы, можно предложить им также проводить краткосрочные самонаблюдения, с фиксацией некоторых параметров собственной деятельности. Например, фиксировать количество положительных обращений к детям (поощрение, поддержка) и отрицательных (порица­ние, запрещение), что дает наглядную картину, какими средствами чаще пользуется воспитатель.

Аналогично, можно предложить изучить критерий В.8.1.(«Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В.4.1. («Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям»). Педагогам предлагают фиксировать, к кому из детей они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окра­шенность обращения: положительная, отрицательная или нейтральная. Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог обращается по имени, подчеркивая их личное достоинство, демонстрируя уважение к ним.

Полученные результаты сопоставляются и сообщаются индивидуально каждому педагогу, параллельно с рекомендациями по оптимизации взаимодействия с детьми.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.