Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ



РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ. ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Данная методика дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, снять напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Материал: лист белой бумаги 15x20 или 21x29 см, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Инструкция к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», можно сказать: «Нарисуй свою семью, как ты ее знаешь и представляешь». При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;


б) паузы более 15 сек.,

в) стирание деталей,

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на подробном ответе.

При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама по­зовет идти с собой?» и т. п.).

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду.

Результаты теста «Рисунок семьи» анализируются по следующим критериям:

♦ общий размер рисунка;

♦ количество членов семьи;

♦ соответствие членов семьи их росту, габаритам фигуры;

♦ расстояние между членами семьи их росту, габаритам фигуры;

♦ наличие каких-либо предметов между ними;

♦ наличие животных;

♦ проявление положительных или отрицательных эмоций.

 

Интерпретация теста

На основании особенностей изображения можно определить следующее.

♦ Характер состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, отсутствии напряженности и утомления.

♦ Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. Об этом можно судить по выраженности положительных эмоций членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или, напротив, хаотично изображены на плоскости листа, в отдалении друг от друга и т. д.). Демонстрация сплоченности, изображение членов семьи с со­единенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия общности семьи, включенности в семью. Рисунки с противопо­ложными характеристиками могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.

Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, домик и др.). Тут близкое расположение персонажей может свидетельствовать о попытке ребенка объединить, сплотить семью.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они избирательно хорошо относятся. Однако если первая нарисованная фигура является самой крупной, но изображена схематично, это указывает на силу и доминирование этой фигуры в семье при отсутствии положительных чувств ребенка к ней.

Хорошие, добрые отношения, как правило, сопровождаются позитивной концентрацией в изображении человека на рисунке, что выражается в большом количестве деталей, их прорисованности, использовании разнообразных цветов. Негативное отношение, наоборот, ведет к схематичности изображения. При этом пропуск существенных деталей (частей тела) может указывать на агрессию по отношению к данному лицу.

При интерпретации результатов авторы фиксируют случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую, чем в действительности, семью (авторы считают это следствием защитных механизмов — чем больше несовпадение, тем выше неудовлетворенность существующей ситуацией). Иногда вместо членов семьи ребенок рисует животных. Психологу необходимо уточнить, с кем ребенок их идентифицирует.

Если ребенок не рисует себя или только себя вместо семьи, это свидетельствует об отсутствии чувства общности в семье. Отсутствие «Я» характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Возвращение к рисованию по уже нарисованному соответствует движению мысли, отношению ребенка к теме и может указывать на главное, доминирующее, переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

Паузы передрисованием людей (и деталей) связаны с конфликтным отношением к ним и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов: ребенок как бы решает, рисовать ли ему что-то, связанное с негативными эмоциями, или нет.

Стирание нарисованного может быть связано как с не­гативными, так и с позитивными эмоциями. Решающее слово имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисунка. Кроме того, они выступают своеобразным средством снятия внутреннего напряжения, и их наличие выдает наиболее эмоционально значимые места рисунка. Это может способствовать как определению вопросов испытуемому после рисования, так и самому процессу ин­терпретации.

Методика «Рисунок семьи» может использоваться в различных вариантах: нарисовать семью в виде любых предметов, сказочных персонажей или животных, слепить фигуры из теста или пластилина и придумать про них рассказ. Тогда, помимо исследовательских целей, задача превращается в творческий процесс. Интерпретация осуществляется по тем же, вышеперечисленным, показателям. Можно побеседовать с ребенком о каждом персонаже — каков он по характеру, почему именно этот персонаж (если изображено животное) отождествляется с конкретным членом семьи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.