Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ



 

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют и уровень развития навыков общения, и привлекательный (непривлекательный) внешний вид, степень развития игровых навыков, обладание заманчивыми игрушками, предметами. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у неко­торых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

Немаловажное значение имеет отношение воспитате­ля к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях; далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них). Случается, что из-за частых заболеваний и дли­тельного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Катюша — единственный ребенок в семье, которому уделяют много внимания. Она часто болеет и детский сад посещает периодически. Катя никогда не выступает инициатором общения со сверстниками, редко участвует в совместных играх. Она пассивна на занятиях, отвечает только когда ее спрашивают (хотя уровень познавательного развития у девочки высокий). Яркие проявления эмоций и желание участвовать в групповой деятельности, для Катюши не характерны. Индивидуальное общение со взрослым (воспитателем) она явно предпочитает общению с детьми, в такие моменты она оживляется, проявляет интерес, увлеченно делится впечатлениями и желаниями.

Некоторые личностные особенности, например, за­ниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, непринятия его детской группой.

 
 

В практике автора имел место случай: во время проведения социометрии я задала ребенку традиционный вопрос: «Как ты думаешь, кто из детей сегодня может подарить открытку тебе?». Малыш обреченно вздохнул: «Никто. Я никому не нравлюсь». Сережа был вполне коммуникабелен, отзывчив и дружелюбен, однако суще­ствовало одно «но» — в семье у мальчика не все благо­получно, ребенку уделялось крайне мало внимания, мальчика порою неделями не купали. И для сверстников его запущенный внешний вид, неопрятная одежда по­служили причиной отвержения. Самое грустное, что Сережа вполне адекватно оценивал отношение к себе (открытку ему действительно никто не подарил) и переживал в связи с этим неприятные эмоции.

В данном случае консультирование родителей ребен­ка было неэффективным из-за отсутствия у них мотивации, В силах воспитателя оставалось периодически ку­пать мальчика в группе, кроме того, акцентировать вни­мание сверстников на его положительных нравственных качествах и успехах.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления, от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Выявить непопулярных детей в группе — половина дела. Это может быть плановая диагностика педагога-психолога или же экстренная, вызванная запросом пе­дагогов или родителей — тех людей, которые первыми замечают проявления неблагополучия в жизни ребен­ка. Следующий шаг — определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. В зависимости от причин непопулярности ребенка, в детской группе выстраивается стратегия психолого-педагогической помощи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.