1. Что представляет собой конкурентную среду предприятия?
2. На анализ каких составляющих конкурентной среды направлена модель "Пяти сил конкуренции" М. Портера?
3. В каких формах реализуется государственная политика в сфере регулирования конкуренции?
4. Какие основные движущие силы рынка обычно инициируют изменения условий конкуренции в отрасли?
5. Какие факторы влияют на интенсивность соперничества между предприятиями (силу конкурентной борьбы)?
6. С помощью каких методик и показателей определяется уровень интенсивности конкуренции на конкретном рынке?
7. По каким критериям осуществляется типологизация конкурентов?
8. Охарактеризуйте подходы к анализу конкурентов, выделите их преимущества и недостатки
9. На каких объектах, по мнению Майкла Портера, следует концентрировать внимание при анализе конкурентов?
10. В какой последовательности выполняется анализ конкурентов с помощью карты стратегических групп конкурентов?
Тестовые задания для проверки знаний
1. Среди всех конкурентных сил (по модели М. Портера) наибольшее влияние осуществляет:
a) соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;
b) конкуренция со стороны товаров, производимых фирмами других отраслей, и достойны заменителями и конкурентоспособные по цене;
c) угроза входа в отрасль новых конкурентов.
2. Сила влияния различных групп потребителей на интенсивность конкуренции является значительной при наличии следующих условий:
a) приобретена продукция составляет значительную часть бюджета потребителя, что делает его более чувствительным к изменениям цен, качества и других коммерческих характеристик изделия;
b) отсутствие эффективных заменителей продукции, поставляемой уменьшает возможность выбора и уменьшает уровень требований по характеру изделий, поставляемых;
c) продукция, которую покупают, не имеет существенного влияния на качество конечной продукции, которую производит потребитель;
d) все ответы верны.
3. В соответствии с Законом Украины "О защите экономической конкуренции" субъект хозяйствования занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке товара, если:
a) на этом рынке у него нет ни одного конкурента;
b) его доля на рынке товара превышает 40 процентов, если он не докажет, что испытывает значительную конкуренцию;
c) его доля на рынке товара составляет менее 35 процентов, но он не испытывает значительной конкуренции;
d) совокупная доля не более чем двух субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли на рынке, превышает 50 процентов.
4. Опровержение ложных, неточных или неполных сведений - это вид ответственности
a) за совершение действий, определенных Законом как недобросовестная конкуренция;
b) в случае установления факта неправомерного использования чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки;
c) в случае установления факта дискредитации хозяйствующего субъекта (предпринимателя.
5. Если коэффициент относительной концентрации:
a) рынок неконцентрированный;
b) рынок высококонцентрированный;
c) рынок низкоонцентрированных.
6. Показатель дает возможность оценить распределение рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов. Речь идет о:
a) индекс концентрации;
b) индекс Херфиндаля;
c) индекс Херфиндаля-Хиршмана;
d) верный ответ отсутствует.
7. Чем больше значение коэффициента, тем сильнее власть предприятия на рынке, а, следовательно, тем меньше зависимость предприятия от конкурентов, поставщиков, потребителей. Речь идет о:
a) показатель энтропии;
b) индекс монополистической власти А. Лернера;
c) индекс Холла-Тайдмана.
8. Процент потребителей, которые называют определенную марку товара, когда их просят назвать первую, что пришла им в голову при принятии решения о покупке особого вида продукции - это:
a) доля «сознания»;
b) доля «голоса»;
c) верный ответ отсутствует.
9. В основе выделения параметрических, товарных, марочных конкурентов и конкурентов желаний лежит такая классификационный признак, как:
a) тип удовлетворяемых на рынке продукции основных фирм-конкурентов;
b) характер влияния деятельности конкурента на предприятие
c) тип потребителей и товаров, которые им предлагаются;
d) разница в продукции.
10. верно утверждение, что установление стратегической группы конкурентов сводится к определению различий между ними, где важнейшим критерием является размер рыночной доли предприятий?