- А что еще бывает зимой? (Солнце не греет, мороз, холодно, идет снег, бывает снегопад, снег падает хлопьями или снежинками, реки покрываются льдом, вода замерзает, превращается в лед.)
3. Подуй на «снежные» комочки (сделать из ваты), не надувая щек.
4. Выучи:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки, легкие пушинки.
В воздухе кружатся, на землю ложатся.
Снегопад, снегопад,
Станет белым двор и сад.
Задание № 54. Зимние забавы
1. Рассмотри картинку.
2. Ответь:
- Какое это время года?
- Что лежит на земле?
- Что делают дети?
3. Составь предложения о зимних играх детей по картинке и схеме.
Например: Дети лепят снеговика. Дети катаются на лыжах.
Задание № 55. Зима. Слоговая структура
1. Это гномы Аки, Оки, Уки, Ики. Какой звук произносит каждый гном? Показывай гнома и называй звук, который он произносит.
2. Угадай, как кого зовут. Покажи, где Аки? Где Уки? Где Ики? Где Оки? Четко проговори имена гномов. Как ты догадался, где кто?
3. Произноси и прохлопывай слова, покажи их на картинке.
во-да ша-ры ел-ки мет-ла снег
ба-ба дом ок-на ком-ки сне-жок
бу-сы дым сан-ки вед-ро фла-жок
лы-жи лес гор-ка конь-ки шар-фик
Задание № 56. Зима. Составление рассказа
1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый).
2. Рассмотри картинку.
- Какое это время года? Как ты догадался?
3. Составь рассказ о зиме по картинкам.
Например: Солнце не греет. Идет снег. Вода замерзает. Деревья стоят голые Это зима.
Задание № 57. Высота (продолжение)
1. Рассмотри рисунки.
2. Покажи и скажи:
- Где низкая елка (коробка)?
- Где елка (коробка) повыше?
- Где елка (коробка) еще выше?
- Где самая высокая елка (коробка)?
3. Назови и покажи елки и коробки по высоте:
- Это низкая елка (коробка).
- Это елка (коробка) повыше.
- Это елка (коробка) еще выше.
- Это елка (коробка) самая высокая.
4. Найди и покажи, под какой елкой какой снеговик? Начинай с низкой елки.
Задание № 58. Низкий - высокий
1. Возьми кубики и построй дома, как на рисунке.
2. Покажи и скажи:
- Какие у тебя получились дома? (Этот дом низкий (повыше, еще выше, самый высокий).)
- Какие это башни? (Эта башня низкая (повыше, еще выше, самая высокая).)
Задание № 59. Зима. Белый цвет
1. Выучи:
Все бело, бело, бело, Много снега намело. Снег везде, в снегу дома. Это к нам пришла зима. В гости к нам пришла зима, Белый цвет нам принесла.
2. Покажи и назови, какого цвета снег, шарф, снеговик и т.д.
Белый снег Белая снежинка Белое ведро Белые варежки
Белый шарф Белая шапка Белые перчатки
Белый снеговик Белая шуба Белые комки
Белые сугробы
3. Четвертый лишний. Раскрасить геометрические фигуры (раскрашивает взрослый):
• квадраты - красным цветом, 2-й оставить белым;
• треугольники - коричневым, 4-й оставить белым;
• овалы - синим, 3-й оставить белым;
• прямоугольники - зеленым, 1-й оставить белым.
-Скажи, какая фигура лишняя в каждом ряду. Объясни, почему. Задание № 60. Далеко - близко, высоко - низко
1. Рассмотри картинки.
2. Покажи и ответь:
- Что летит высоко? Кто летит низко? (Рис.1.)
- Что висит высоко? Что висит низко? (Рис. 2.)
- Какой светильник высоко? Какой светильник низко? (Рис. 3.)
3. Дай полный ответ:
- Самолет летит высоко или низко?
- Бабочка летит высоко или низко?
- Звезда висит высоко или низко?
- Шарик висит высоко или низко?
- Люстра висит высоко или низко?
- Настольная лампа стоит высоко или низко?
4. Скажи:
- Что далеко? Что близко?
- Кто далеко? Кто близко?
5. Выучи:
Вот летит самолет высоко-высоко. Жук летит и жужжит низко-низко. Улетает самолет далеко-далеко. Жук летает и жужжит близко-близко.
Задание № 61. Звук «Э»
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз). Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;
1. Отгадай, назови и покажи (обведи указательным пальцем), что лежит в коробках.
2.
Назови все это одним словом.
3. Выучи:
Наш Ванюша маленький. Купим ему валенки. Наденем их на ножки, Чтоб бегать по дорожке.
4. Найди заплатку к каждому сапогу.
5. Раскрасить одинаковые сапоги и заплатки к ним одним цветом (раскрашивает взрослый).
6. Ответь:
- Что ты починил(а)?
7. Найди сапогу пару.
8. Вырезать картинку «сапоги» (см. Приложение с. 118), разрезать на четыре части и предложить ребенку собрать из частей целую картинку.
Задание № 64. Обувь. Предлоги «В», «ИЗ»
1. Рассмотри картинки.
2. Катя и Дима убирали обувь. Скажи:
- Куда убрала (положила) обувь Катя? (Катя убрала (положила) туфли в сумку. И т.д.)
-
Куда убрал (положил) обувь Дима? (Дима убрал (положил) сапоги в сумку. И т.д.)
3.
Катя достала (взяла) свою обувь. Откуда?
4. Дима достал (взял) свою обувь. Откуда?
Задание № 65. Звук «Э» (продолжение)
1. Раскрасить полукруг красным карандашом (раскрашивает взрослый). - Какой звук мы обозначаем красным полукругом?
2. Угадай, какой звук произносит мальчик. Почему ты так решил(а)?
3. Произнеси звук «Э»:
• долго;
• коротко;
• тихо;
• громко;
• спой.
4. Мальчика зовут Эээээ-ээдик. С какого звука начинается его имя?
5. Назови, что нарисовано на картинках, правильно и длительно произнеси звук «Э». (Этажи, экран, экскаватор, Эдик, эскимо, электричка.)
6. С какого звука начинается слово «этажи» (экран, экскаватор, Эдик, электричка)?
Задание № 66. Обувь. Пересказ
1. Послушай рассказ о том, как Митя ухаживает за своей обувью.
Осенью Митя гулял в парке. В парке было грязно. Домой Митя вернулся в грязных ботинках. Митя обул тапки, вымыл и почистил грязные ботинки. Ботинки стали чистыми. Чистые ботинки Митя убрал в шкаф.
2. Ответь:
- Где гуляли дети?
- На улице было чисто или грязно?
- В каких ботинках Митя вернулся домой?
- Во что Митя переобулся?
- Что он сделал с грязными ботинками?
- Какими стали ботинки?
- Куда Митя убрал чистые ботинки?
3. Послушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью картинок.
Задание № 67. Дикие животные (знакомство)
1. Раскрасить картинку (раскрашивает взрослый).
2. Покажи и назови всех, кого ты видишь на этой картинке.
- Кто это? (Это медведь. Это волк. Это лиса. Это заяц. Это белка. Это еж.)
- Кто они все вместе? (Это дикие животные.)
- Где живут дикие животные?
Задание № 68. Дикие животные. Части тела
1. Пальчиковая гимнастика.
• Покажи пальчиками волка. Как у него открывается и закрывается пасть? Описание движений: ладонь выпрямлена, большой палец поднят вверх, мизинец опускается вниз (пасть открыта) и вновь прижимается к остальным пальчикам (пасть закрыта).
• Покажи пальчиками ушки зайчика, пошевели ими.
Описание движений: безымянный палец и мизинец прижаты к ладони большим пальцем, шевелим указательным и средним пальцами.
2. Рассмотри картинки. Волк большой, а заяц маленький. Про него можно сказать ласково: зайчик. Волк - зверь, а зайчик - зверек.
- Покажи и назови части тела волка. (Это у волка голова (морда, нос, уши, глаза, лапы, спина, хвост).)
- Покажи и назови части тела зайчика. (Это у зайчика головка (мордочка, носик, ушки, глазки, лапки, спинка, хвостик).)
Задание № 69. Детеныши диких животных (знакомство)
1. Раскрасить картинки (раскрашивает взрослый, ребенок помогает в выборе карандашей).
2. Скажи, у кого кто? (У белки бельчата. У зайца зайчата. У ежа ежата. У медведя медвежата. У лисы лисята. У волка волчата.)
3. Покажи и назови только детенышей.
4. Ответь:
- Лисята - это кто ? (Лисята - это детеныши лисы.)
- Зайчата - это кто? (Зайчата - это детеныши зайца.) И т.д.
Задание № 70. Звуки «Э», «И». Дифференциация
1. Артикуляционная гимнастика (каждое упражнение выполнять перед зеркалом 5 раз).
Язычок проснулся:
• «открыл окошко» - зубы образуют «заборчик», хорошо видны, губы образуют квадратик;
• «проветрил комнату», «широко открыл дверь» - рот широко открыть, закрыть, расслабить губы;