Управленческие отношения в организации проявляются как формализованные и персонализованные, взаимодополняя друг друга. Их комбинации в каждой фирме, в каждом подразделении могут быть различными. Суть организационного управления заключается в том, чтобы найти их оптимальные сочетания на разных стадиях развития фирмы.
Теоретической базой управленческих отношений руководителя является описание трех дихотомий (полюсов), которые и стали обоснованием предлагаемого подхода: бюрократические и новаторские ориентации; технократические и гуманизагорские ориентации; автократические и демократизаторские ориентации.
Формализованная структура управления выполняет понуждающую функцию, ибо включает работников в организацию на основе необходимых требований, заставляя их подчиняться. В этом смысле она является первичной, базовой.
Проблеме использования человеческих ресурсов топ-менеджеры процветающих американских фирм уделяют пристальное внимание. В связи с этим было много попыток разработать идеальную модель менеджера и одной из наиболее удачных стала идеальная модель менеджера (с целью «помочь сотрудникам выполнить работу»), разработанная «Чейз Манхэттен Бэнк».
ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖЕРА
1. Гуманное отношение к работникам – 100 %
2. Дружеские отношения с сотрудниками – 75 %
3. Саморепрезентанция (стремление к тому, чтобы нравиться: людям) – 30 %
4. Использование работников в своих интересах – 40 %.
5. Зависимость от чего-либо – 20 %.
6. Избегать принятия решений – 40 %.
7. Не воспринимать альтернативных решений – 20 %
8. Применять административное давление – 25 %.
9. Стремление к цели, несмотря ни на что – 30 %.
10. Неудовлетворенность получаемыми результатами – 60 %.
11. Целеустремленность – 100 %.
12. Получать удовлетворение от своей работы – 100 %.
Когда индивидуальный стиль резко отличает одного руководителя от других, можно говорить о «почерке» в стиле работы и руководства.
Если «почерк» данного руководителя служит положительным примером для других, то это свидетельствует, что руководитель является ярко выраженной творческой личностью.
Для него должны быть характерны:
- организаторские качества: деловой человек, практичен, умен, умеет создавать дружный научный коллектив, распределяет обязанности и планирует работу без давления на подчиненных, умеет спорить и отстаивать свою точку зрения, обладает реальным чувством времени, относится к подчиненным как к коллегам;
- качества воспитателя-педагога: терпим к предложениям учеников, заботится о профессиональном росте каждого, способен предоставить самостоятельность, относится к подчиненному как к равному, умеет доказывать и признавать истину, способен убедить сотрудника;
- качества генератора идей: человек с «божьей искрой», увлечен работой, способен на первый план ставить ее объективные интересы, обладает богатством творческих идей, способен поставить такую идею, которая увлекла бы всех сотрудников;
- качества эрудита: широкая эрудиция не только в своей области знания, широта взглядов, богатство знаний;
- качества человека с юмором: человек, которому присуще который умеет ценить и понимать юмор, знает цену шутке в трудную минуту.
В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам руководителей разного уровня удалось выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения дел в сфере бизнеса и управления. Ими являются:
1. Широта взглядов и глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих за рамки задач фирмы. Данная особенность руководителя предполагает преодоление им узкого, технократического понимания своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия своей деятельности.
2. долгосрочное предвидение – перспектива, развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса, открытия новых энергоносителей и т.д.
3. Решительность – твердость и смелость в принятии решений.
4. Упорная работа и непрерывная учеба — необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, выходом указов, приказов, постановлений вышестоящих организаций.
5. Умение чётко формулировать цели – один из способов повышения мотивации людей, результат самосовершенствования руководителя.
6. Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти другие подчинённые, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении.
7. Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации.
8. Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и создавать коллектив с гармоничной атмосферой.