С примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения
Сравнительный анализ традицинной программы Т.Г. Рамзаевой по русскому языку
с примерной программой по русскому языку федерального образовательного стандарта 2 поколения
Сравнение проводилось по следующим параметрам:
· цели
· задачи
· виды речевой деятельности
· структура программ
· содержание
· требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Целями обучения русскому языку по программе «Школа 2100» являются:
1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);
2. Формирование элементарной лингвистической компетенции.
В стандарте 2 поколения также две цели обучения русскому языку, но одна из них названа познавательнойи предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения; вторая – социокультурная, обеспечивает формирование коммуникативных компетенций как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
(Все дополнения и изменения в примерной программе выделены.)
Задачи программ также похожи:
«Школа 2100»
Стандарты 2 поколения
1. Развитие патриотического чувства к родному языку (осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры);
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
2. Осознание ребенком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
3. Формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
Пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
4. Формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объема;
Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Отличие в том, что в одной из задач стандартом предусмотрено развитие мышления и воображения школьников, пробуждение познавательного интереса к языку.
Виды речевой деятельности, предусмотренные программами, одинаковы.
Это слушание, говорение, чтение, письмо. Разница в том, что осознание цели и ситуации устного общения, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание - в стандарте 2 поколения формируются на уроках русского языка, а в программе «Школа 2100» - на уроках риторики.
Программа стандартов 2 поколения предусматривает 3 варианта примерных программ. 1 вариант ориентирован на обучение в школе с русским (родным) языком. Рассмотрим структуру программ:
- на обучение грамоте в обеих программах отводится по 207 часов;
- на изучение систематического курса в программе «Школа 2100» отводится 545 часов, а в стандартах 2 поколения -560 часов;
- в программе «Школа 2100» курс русского языка представлен разделами «Слово», «Предложение и текст»; «Состав слова» и «Лексика» - сквозные темы всего курса;
- на повторение отводится 41 час;
- систематический курс в стандарте 2 поколения содержит разделы «Фонетика и графика», «Состав слова», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография и пунктуация» и занимает 560 часов, из них резерв – 68ч;
- развитие речи в программе «Школа 2100» осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях:
1. количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов;
2. развитие и совершенствование грамматического строя речи (наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений, предложений с однородными членами, самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов);
3. развитие связной устной и письменной речи (овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста;
4. развитие орфоэпических навыков и интонационных умений;
- в содержании курса стандарта 2 поколения выделен отдельный раздел «Развитие речи», на изучение которого отводится 102 часа; раздел предусматривает работу по следующим направлениям:
1. осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);
2. практическое овладение диалогической формой речи. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового и учебного общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
3. текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста; последовательность предложений в тексте;
4. план текста; составление планов к данным текстам; создание собственных текстов по предложенным планам; типы текстов: описание, повествование, рассуждение;
5. знакомство с жанрами письма и поздравления;
6. знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения;
Таким образом, содержание и виды работы на уроках развития речи в обеих программах одинаковы. Отличие в том, что некоторые вопросы практического овладения диалогической формой речи в программе «Школа 2100» изучается на уроках риторики;
Рассмотрим отличия в систематическом курсе:
- разделы «Фонетика» и « Графика» встандарте 2 поколения предусматривают установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными; в словах с непроизносимыми согласными;в программе «Школа 2100» соотношения звукового и буквенного состава слова в таких словах не устанавливается;
- раздел «Состав слова» в стандарте не знакомит учащихся с понятием основы слова, а в программе «Школа 2100» такое понятие дается;
- в разделе «Морфология» программы стандарта 2 поколения при изучении темы «Имя существительное» наблюдается различение падежных и смысловых вопросов, а при изучении темы «Имя прилагательное»:
- рассматривается изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -им, -ья, -ов, -ин;в программе«Школа 2100» изучаются безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- при знакомстве с предлогами по-разному формулируется функция предлогов: в примерной программе стандартов предлог служит для образования падежных форм имен существительных и местоимений,а в программе «Школа 2100» - для связи слов в предложении;
- в программе стандарта 2 поколениярассматривается значение и употребление в речи наречий,а в программе «Школа 2100» наречие не изучается.
- при знакомстве с разделом «Синтаксис» в программе «Школа 2100» наблюдаетсяпропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи, знакомство со знаками препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот,в программе стандарта 2 поколения предложения с прямой речью не рассматриваются.
- в разделе орфография программы стандарта не рассматривается написание слов с двойными согласными на стыке корня и суффикса, приставки и суффикса (длинный, рассказ), перенос этих слов, а рассматриваются случаи правописания двойных согласных в корне (группа, класс). В программе «Школа 2100» изучаются все перечисленные случаи правописания двойных согласных.
В остальном содержании курса русского языка наблюдается полное совпадение программ.
В содержании требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу наблюдается различный подход:
- в программе «Школа 2100» привычные нам знания, умения и навыки. Перечислять их я не буду, а стандарты 2 поколения определяют общиетребования к результатам начального образования и называют их планируемыми результатами освоения программ начальной школы.
Например:
к концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:
· достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература), анализировать и обобщать ее;
· умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;
· умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
· cформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).
Кроме этого в стандарте 2 поколения планируемые результаты освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку отнесены к трем группам.
Личностные результаты
( - осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью),